ПЛАНЕТАРНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
|
||
Наиболее значащие материалы сайта: |
УДК 159.9 В.Н. Третьяков,
Экзистенциальная мета-проблема
Этой мета-проблемой может быть только СОДЕРЖАНИЕ • Эволюционно-обусловленная отягощенность человеческой ментальности Эволюционно-обусловленная отягощенность человеческой ментальности Ее уместно назвать ДЕФИЦИТОМ ПАНОРАМНОГО МЫШЛЕНИЯ (ДПМ), поскольку именно узость поля сознания человека видится самым серьезным препятствием не только для безопасного существования человеческого рода, но даже и для какого бы то ни было его существования [5.9]. Проявляется ДПМ на уровнях психологическом и социально-психологическом, и знаки его видны повсюду [5.1]. В выяснении генезиса конкретных проявлений ДПМ стимулирующей оказалась книга В.Р. Дольника «Непослушное дитя биосферы» [4], а также работа Дж. Варфилда «Ментомология: Идентификация и классификация ментальных жуков» [см. 5.7]. Метафора «ментальные жуки» (mindbugs), так созвучная с русскими «тараканами в голове», дала в результате набросок Эволюционной ментомологии [5.7], основанной на ДПМ как на унаследованном от эволюции общечеловеческом качестве [5.5].Об атавистичности человеческой ментальности есть основания говорить именно потому, что приобретенный видом Homo sapiens разум дал этому виду огромные преимущества в выживании по сравнению с другими животными видами [4] -- как в периоды межледникового существования, так и в периоды оледенений. Это означало, что уже несколько тысяч лет назад пресс элиминирующего отбора вида Homo sapiens ослабел настолько, что какие-то качества -- эволюционные приобретения предков человека, сформированные у них в результате миллионов лет эволюции, -- стали составляющими человеческой природы и продолжают быть таковыми и в условиях цивилизации, им же и созданной. Важно осознавать, какие это качества. начала выделим проявления ДПМ, свойственные всем животным, в т.ч. и человеку [5.3, 5.7] 1* узкое поле сознания, сужающее восприятие и понимание мира, в котором мы живем; Принцип классификации «ментальных жуков» Дж. Варфилда [см. 5.7], взятый за основу, позволил расширить ее на новой, теоретико-эволюционной базе. В результате были выявлены проявления ДПМ, присущие только человеку [5.7]. I. СКЛОННОСТЬ КО ВСЕОХВАТНОЙ ИЕРАРХИЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ВО ВСЕХ СФЕРАХ ЖИЗНИ И ПРИ ЛЮБЫХ СОЦИАЛЬНЫХ СИСТЕМАХ 1* Стремление доминировать, поддерживаемое готовностью большинства (отнюдь не всегда вынуждаемой) подчиняться. II. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ БИНАРНОЙ (ЧЕРНО-БЕЛОЙ) ЛОГИКИ В МЫСЛЯХ И ПОВЕДЕНИИ 1* (JW) Склонность ко всеохватным дихотомиям.2* Фиксация на различиях как на поводах для «черно-белых» противопоставлений. III. СУЖЕННОЕ ПОЛЕ СОЗНАНИЯ 1* Сужение поля сознания, по сравнению с нормально узким, при любых психических напряжениях и переживаниях. IV. СКЛОННОСТЬ К ПОСПЕШНЫМ МЕНТАЛЬНЫМ И ПОВЕДЕНЧЕСКИМ РЕАКЦИЯМ И ДЕЙСТВИЯМ 1* Огромное отставание синтезирующей активности по сравнению с аналитической. V. ВСЕГДА ПРИСУТСТВУЮЩИЙ ШИРОКО ПОНЯТЫЙ ИНТЕРЕС, ОКАЗЫВАЮЩИЙ СВОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ НА МЕНТАЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ 1* Нарушение аргументирования, когда присутствует расчет или нематериальный интерес. VI. РАЗЛИЧИЯ, ПРОВОЦИРУЮЩИЕ ОТЧУЖДЕНИЕ, ОТДАЛЕНИЕ, КСЕНОФОБИЮ 1* … из-за границ, разделяющих людей разных верований, национальностей, культур, социальных слоев и… VII. СКЛОННОСТЬ К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ РАЗУМА ДЛЯ НЕОБРЕМЕНИТЕЛЬНОГО МЕНТАЛЬНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРОИСХОДЯЩЕГО, УВИДЕННОГО И УСЛЫШАННОГО 1* Приверженность к ритуалам и стереотипным действиям. VIII. ИСКАЖЕНИЕ САМОГО СМЫСЛА АГРЕССИВНОСТИ, БЫВШЕЙ НЕКОГДА БИОЛОГИЧЕСКИ ЦЕЛЕСООБРАЗНОЙ, СТАНОВЯЩЕЙСЯ ВСЕ БОЛЕЕ ОПАСНОЙ ДЛЯ САМОГО СУЩЕСТВОВАНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО РОДА 1* Неосознаваемость причин внутривидовой сверх-агрессивности, ставшей у Человека как вида выше, чем у любом любого другого животного вида [4]. IX. ТРУДНОСТИ С ТОЛЕРАНТНЫМ ОХВАТОМ [5.4] 1* Предпочтение анализу перед синтезом в науке, запоздалая публикация открытий, давно как бы предсуществовавших. X. НЕПОЛНОЕ ОСОЗНАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ПРЕОДОЛЕНИЯ ДПМ 1* … именно потому и неполное, что преодоление ДПМ дало впечатляющие результаты -- создана человеческая культура и самоё цивилизация – и… На пути к осознанию мета-проблемы [5.2]
Шаг 1. Человеческая цивилизация является сложнейшей динамической системой, которая до сих пор никогда не была самоуправляемой. Это значит, что если наша цивилизация – супер-организм, то он «супер-безголовый» [5.22]. Недоуменные вопросы
- В мире, перегруженном информацией, ищутся и находятся все более совершенные системы поиска и нахождения нужной информации. Почему же тогда образование всего мира упорно держит первым приоритетом обучение знаниям, а не умение обращаться со знаниями, включая умение эффективно мыслить?
Глобальная миссия интеллигенции
Вся человеческая цивилизация, с ее культурой и техносферой, возникла в результате интеллектуальной, творческой деятельности многих поколений людей, тех, кого теперь называют интеллектуалами, людьми творческими, интеллигенцией. Уже поэтому разумные люди могут и должны допускать, что их историческая миссия в перспективе нескольких поколений состоит в том, чтобы разработать стратегию существования и развития человечества, способную минимизировать угрозы его уничтожения и самоуничтожения, а затем корректировать ее "по ходу жизни".
… и предложения по ее реализации Можно констатировать «кластеризацию» интеллигенции, и не только живущей в пост-советском пространстве. Индивидуальный по преимуществу характер теоретического научного творчества; социальное расслоение (среди представителей интеллигенции один горд своей приближенностью к власти, другой -- непричастностью к ней); принадлежность к разным научным школам; обыкновение интеллектуалов (особенно с высокой самооценкой) ставить низкие баллы любой научной или социальной инициативе других. По-видимому, именно их имел в виду Александр Пушкин, когда сказал: «Глупость осуждения не так заметна, как глупость похвалы», и ее, "менее заметную", ученые эксперты частенько пускают в ход. • Организационные и информационные резервы цивилизации В посланиях, направлявшихся в Департамент Общественной Информации ООН от имени МАИТ, было высказано несколько предложений, которые могли бы способствовать тому, чтобы глобальная миссии интеллигенции начала свое осуществление: • ООН, как главная международная организация мира, могла бы усилить свою роль в переустройстве мира к лучшему, инициируя, совместно с международными НГО, с ней ассоциированными, пополнение международного права Универсальной Декларацией Планетарной Ответственности Человека [типа 5.18]. Это было бы в соответствии и с мыслью Ганди: «Ганги прав стекают с Гималаев ответственностей», и темой 64-й Конференции ДПИ/НГО --«Устойчивые сообщества, ответственные граждане», отражавшей осознание руководством ООН необходимости более высокой ответственности человека. • ООН могла бы принять во внимание ограниченность структуры ее Совета Безопасности как в смысле географическом, так и функциональном, создав в составе ООНовского Совбеза Комитет по Цивилизационной Безопасности [5.16]. Такой Комитет, будучи создан, соответствовал бы иерархическому архетипу организации, свойственного всему животному миру, и потому был бы исполнением пожеланий Природы. Девизом нового Комитета могло бы быть: «ДУМАТЬ ГЛОБАЛЬНО, ПОДГОТАВЛИВАЯ ВСЕ, ЧТОБЫ ДЕЙСТВОВАТЬ ГЛОБАЛЬНО». При таком девизе Совет Безопасности ООН, имеющий целью более безопасный мир, мог бы гораздо больше соответствовать самому своему названию. Комитет мог бы инициировать разработку первых, пробных стратегий устойчивого цивилизационного развития, используя огромный интеллектуальный потенциал волонтеров – сетевых аналитиков, экспертов, информационных технологов, социальных проектировщиков, ученых, в т.ч. философов, социологов, социальных психологов, в т.ч. и, может быть, прежде всего тех, кто уже находится на заслуженном отдыхе. Удачные стратегии, востребованные большинством правительств, повысили бы авторитет Комитета, придав ему новые стимулы для разработок еще более глубоких и надежных вариантов развития мира. • Рекомендация для Международных НГО методико-образовательной направленности [5.17]: осознав эволюционную отягощенность человеческой ментальности как ОСНОВНУЮ ПРИЧИНУ ВСЕХ НАШИХ НЕСЧАСТИЙ И УГРОЖАЮЩИХ ПРОБЛЕМ, подготовить (и, если удастся, осуществить) национальные пилотные проекты, имеющие второй целью способствовать созданию мировой образовательной системы, ориентированной на преодоление этого несовершенства. • Осознавая важность фактора времени при осуществлении любых системных изменений, международные НГО могли бы поставить своей задачей помочь формирующемуся планетарному ресурсу иметь больше мирного (без войн) и спокойного (без глобальных катастроф) времени для разрешения его стратегических задач – и поспобствовать ослаблению остроты отчуждения и враждебности в мире и выступить инициаторами создания Всемирного общедоступного многоязычного Интернет-форума по обсуждению проблем счастья и несчастья, понимаемого не только как Институт по изучению социологических проблем глобального масштаба, но и как полезный для многих людей ресурс умиротворения, взаимопомощи и улучшения качества жизни. • ООН могла бы стать более сильной и влиятельной международной организацией, перейдя к другой форме общения с государствами. Такое предложение возникает, если учесть, что АКУСТИЧЕСКИЙ КАНАЛ общения имеет существенно меньшую пропускную способность по сравнению с визуальным. Это означает, что ГЕНЕРАЛЬНЫЕ АССАМБЛЕИ, где доклады выслушиваются, НЕ МОГУТ БЫТЬ ЭФФЕКТИВНЫМ ИНСТРУМЕНТОМ при принятии решений – как не рекомендованные Природой.
• В мире, не имеющем общей для всех стратегии планетарного развития и нуждающемся хотя бы в небольшом глобальном согласии по национальным политикам и национальным приоритетам, ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ВСЮ ПЛАНЕТУ становится качеством, связанным с КАТЕГОРИЧЕСКИМ ИМПЕРАТИВОМ ВЫЖИВАНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА. Это значит, что теперь ГЛАВЫ ПРАВИТЕЛЬСТВ, ВЫРАЖАЮЩИЕ ТОЛЬКО НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ в своей деятельности, уже не могут быть отнесены к высшему классу государственных лидеров. В частности, эта планетарная человеческая ответственность, будучи осознана, должна подсказать им, каким образом помочь тем международным НГО, которые способствуют формированию Всемирного Интеллектуального Веб-Ресурса, призванного разрешить и снять угрожающие глобальные проблемы. • Этический императив выживания человечества заставляет думать о приобретении людьми качеств Homo Sapiens Ethicus. Это вполне согласуется с намерением в личном плане справляться с ДПМ, следуя, например, совету Фридриха Шиллера: «Просвещенный разум облагораживает чувства, голова должна учить сердце». Того же можно добиться и выстраиванием своей этической панорамы мышления [5.12a] и [5.12с]. Большую роль в повышении уровня нравственности в обществе могли бы сыграть лидеры различных конфессий, совместно выработав Этический кодекс человечества [5.12b]. • Как ресурс цивилизационного развития и повод для повышения качества мышления и преодоления ДПМ можно рассматривать и замысел, в согласии с Природой, созидать свое здоровье (в т.ч. «про запас»), [5.20.a]и гораздо больше, чем сейчас, использовать «пожилой интеллект» [5.20.b] -- т.е. жизненный опыт и квалификацию ученых, писателей, деятелей искусства, находящихся на заслуженном отдыхе. Их качество жизни много бы улучшилось, захоти они стать людьми активного интеллекта. У цивилизации есть огромные нераскрытые ресурсы развития и противодействия ДПМ [5.6] У человечества в целом есть, конечно, какой-то горизонт видения (понимания), открывающийся с вершин достигнутого научного знания. Это не исключает, однако, возможности точку зрения повысить, используя некий новый аргумент, новую методику, новую парадигму мышления, и тогда с нее будут просматриваться те достижения науки, которые могли бы уже быть в ее активе. Причем именно крупные, великие достижения – ведь только такие за горизонтом и можно увидеть. И только такие и можно назвать упущениями цивилизации. Новая парадигма мышления упомянута здесь не зря: ведь ее контуры просматриваются. Дело в том, что, подтверждая тезис об упущениях цивилизации (аргументы в его пользу приведены в [5.6]), психологическая наука прошла мимо главного принципа работы человеческого мозга, определившего судьбу человека как вида и позволившего создать самоё цивилизацию. Речь идет об общебиологическом принципе толерантности [5.3, 5.20] “Природа дает жизни допуск”, являющимся, в частности, и общепсихологическим принципом [5.4], поскольку предполагает то отождествление различий, без которого нельзя было бы вводить понятий. Иными словами, наука именно благодаря принципу толерантности (ПТ) только и может существовать. В качестве еще одного подтверждения воздействия ДПМ на каждого из нас: к открытию общебиологического принципа толерантности наиболее близок был американский эколог Виктор Шелфорд, который открыл еще в 1911 г. экологический закон толерантности [5.21], и до общебиологического принципа толерантности ему оставался даже не шаг, а полшага. «Прошла мимо» -- это значит, что в явном виде психологическая наука принцип толерантности не использует [5.4a]. Это видно по тому, что в энциклопедических и справочных изданиях по психологии статей «Принцип толерантности» нет, а статьи «Толерантность» хоть и встречаются, но в них понятие трактуется только как «терпимость» в межчеловеческих взаимоотношениях и «переносимость» -- как способность переносить психологические стрессы и психотропные препараты. Это означает, что есть основания для введения нового термина, чтобы приблизить ПТ к теоретической психологии и когнитивным наукам. Таким термином может оказаться толерантный охват» (и его английский аналог «tolerant inclusion»), если понимать его как процедуру отождествления различий при образовании понятий, а само вновь введенное понятие -- как результат этой процедуры. Так понимаемый термин способен обобщить термин «категоризация», соотносимый исключительно с познавательной деятельностью человека. Есть еще один довод для введения этого нового термина. Дело в том, что общебиологический ПТ действует и в дикой природе, в животном мире.
Высшие животные, «подчиняясь» ПТ, тоже проявляют толерантность – например, к внутривидовым различиям индивидуумов (по возрасту, полу, размерам и др. признакам), неосознанно создавая как-бы-категорию «свои», т.е. производя неосознанный толерантный охват, отстраняющий их от другого охвата -- «чужие», к которым они уже не толерантны. Важно то, что есть существенное различие: человек производит свои толерантные охваты осознанно, вводя тем самым понятия широкие, общезначимые, категориальные -- и узкие, специальные. Т.е он способен понятийную «ширину» своего охвата определять сам, и само это понимание, возможно, может стать креативным фактором науки. Подмеченное различие дало повод высказать в [5.4a] гипотезу, что открытая в 2014 г. Оксфордскими неврологами уникальная область в лобной доле мозга, которая есть у человека и которой нет у животных, связана именно с различием в характере производимых толерантных откатов – осознанно и неосознанно. Есть основания включить в новую парадигму мышления и ДПМ как фактор воздействия на мыслительный процесс ученого, получающего уверенность, что есть и будут скрытые за горизонтом знания идеи и представления большой, общечеловеческой значимости, ранга открытия, которые не обнаружены -- только потому, по-видимому, что прижилась парадигма «насыщения науки», объясняющая, что все главное наука нам уже высказала, остались лишь несущественные подробности, существенные лишь для диссертантов. Здесь есть повод вспомнить прозрение американского психолога-философа Уильяма Джеймса, который еще в конце XIX века высказал предположение, что сила, которая способна двигать миром, заложена в «бессознательном уме» человека. Часть этого ума составляет подсознание, незаслуженно вышедшее или почти вышедшее из оборота психологии. Понимая тонкости взаимоотношения ДПМ и ПТ, имея представление о том, как сознательно можно формировать подсознание (т.е. то, что когда-то уже было или будет в сознании), которое стоит формировать, чтобы стать готовым к обнаружению упущений науки даже общецивилизационного значения [5.4b]. Вместо заключения История цивилизации до сих пор была историей успешного преодоления ДПМ, поскольку результатами этого преодоления стали наука, искусство, изобретательство, энергетика, промышленность, аграрное хозяйство, да и сама цивилизация в целом. Ставить задачу преодоления ДПМ на цивилизационном уровне означает совершить мета-системный переход к цивилизации более высокого уровня, способной разрешить весь комплекс глобальных проблем. С этим могут справиться лишь панорамные мыслители, объединенные в Планетарный Интеллектуальный Веб-ресурс, которые, сменяясь на протяжении нескольких поколений, смогли бы достичь цели, став участниками Глобального мозга, когда управляющие функции которого будут восприниматься уже без протестов. Инерция движения нашей огромной цивилизации велика, и свернуть ее хоть на угловую секунду от пути, ведущему к обрыву человеческой истории, невероятно трудное и, как уже считают многие, безнадежное дело. С этими мрачными скептиками можно было бы и согласиться, если бы не открывающаяся перспектива для науки получить мощные стимулы для развития, которая, приняв обновленную парадигму человеческой ментальности и глубже осознав ее эволюционные корни, смогла бы путем рефлексии выработать гораздо более продуктивное и правильное панорамное мышление, освобожденное от мифов, предрассудков и прочих «ментальных жуков», после чего для первых панорамных мыслителей открылось бы огромное поле деятельности как в науке, так и в ее социологических приложениях, главное из которых – выработать стратегию устойчивого развития, выводящую цивилизацию из-под угроз уничтожения и самоуничтожения. Это, безусловно, самый подходящий вариант. Но даже и менее оптимистический – получить на столетия (или даже только на несколько десятилетий) веру в возможность коллективной эволюции человечества к лучшему миру, в прорывные открытия в науке, в то, что есть общее дело для всех – сохранить жизнь на планете Земля, -- уже и он вполне хорош, чтобы иметь стимул взяться всем, кто может, за рычаг системных изменений человечества – и приложить его к слабейшему (так получается!) звену, а именно -- к индивидуальному и коллективному разуму. Для индивидуального разума это означает совершенствование -- в пределах жизни человека, для коллективного же – это уже эволюция всего человечества, освоение и использованных еще и такого ментального ресурса, который никогда прежде не был использован, -- планетарного интеллект-ресурса панорамных мыслителей. Литература 1. Ishiguro Yuji. One-Billion World. In search of a peaceful sustainable world. – Rio de Janeiro: Booklink, 2010. Summary Existential Meta-Problem of the Human Civilization Dr. Uladzimir Tratsiakou, IAIT FM This meta-problem may only be evolutionary-stipulated backwardness of the human mentality [5.5], and the cause why it until realized is it itself because of its atavistic and root ability to generate global problems what threat the very existence of human race. Arguments are given to explain why the way to reach the sustainable development for all humanity –the goal to be gone ahead by the UN 1992 Summit- should with imperative necessary go through realizing both meta-problem character of this atavism and casting presented variants of its meta-problem solutions (one of them is given in [5.16]), as that to further begin realizing the best of concepts of a strategy of sustainable development. Institute of Intellectual Technologies at ISPU “IAIT”. |
|
|