Эволюционная классификация
ментальных жуков
В.Н. Третьяков
Ключевая идея такой классификации состоит в том, чтобы
конкретизировать, как общечеловеческая
эволюционно-обусловленная отягощенность ментальности, т.е.
ДЕФИЦИТ ПАНОРАМНОГО МЫШЛЕНИЯ (ДПМ), представляющий
серьезное препятствие не только для безопасного
существования человеческого рода, но даже и для какого бы
то ни было его существования, проявляется на уровнях
психологическом и социально-психологическом.
Стимулирующей в этом оказалась работа проф. Джона Варфилда
Ментомология: Идентификация и классификация ментальных
жуков, написанная в 1995 г. Его метафора
«ментальные жуки» (mindbugs), так созвучная с русскими
«тараканами в голове», дала в результате набросок этой
Эволюционной ментомологии, основанной на ДПМ как
унаследованном от эволюции общечеловеческом качестве.
Содержание:
A. Источники происхождения, общие для всех животных, включая
Человека
B. Эволюционные источники, характеризующие Человеческую расу
C. Эволюционная классификация ментальных жуков
A. Источники происхождения, общие для всех животных, включая Человека:
1* унаследованное от предков узкое поле сознания
2* то же, узкое поле восприятия окружающего и самого себя
3* то же, склонность к быстрым ментальным и поведенческим действиям
4* то же, сужение поля сознания при эмоциональной поддержке этих действий по механизму доминанты
5* приоритет индивидуального выживания, услышанный как “здесь и сейчас”, вместе с приоритетом племенного выживания, понятым как “теперь, после, всегда и любым способом”
6* поведение, управляемое «черно-белой» логикой: опасно—безопасно, съедобно—несъедобно, наши—не наши, хорошо—плохо, выгодно—невыгодно, удобно—неудобно.
7* та же логика привела к иерархическому архетипу племенной организации коллективных животных, где всегда были и есть доминант и субдоминанты, которые, в свою очередь, находятся в отношении доминирования—подчинения с другими
8* унаследована агрессивность, эволюционно закрепленный механизм, имеющий биологическую целесообразность для животных видов, состоящую в предотвращении столкновения индивидуумов одного вида со смертельным исходом для них.
B. Эволюционные источники, характеризующие Человеческую расу:
1* почти прекратившийся еще в доисторические времена отбор по разуму из-за предыдущих сотен тысячелетий племенного существования, и огромный диапазон различий по ментальности в человеческом сообществе как одно из следствий этого
2* расширение фенотипического разнообразия Homo sapiens, самого успешного биологического вида и единственного разумного, благодаря его распространению по всему земному шару
3* стремление к избыточной безопасности – в том смысле, чтобы безопасность (индивидуальная и племенная) была с гарантией, а пища и бытовые предметы имелись с запасом
4* иерархическое племенное существование, управляемое доминантом и субдоминантами, ослабив пресс элиминирующего отбора, дало первобытным людям расширить их диапазон приспособленности, что расширило разнообразие вида и повысило его выживаемость
5* разнообразие “специализаций” индивидуумов под “крышей” племени (доминант, субдоминанты, защитники, охотники, родители, собиратели, «умелые руки», знатоки, предсказатели, гадалки, животноводы, земледельцы)
6* появление в племенах хранителей умений, рационализаций и других знаний, полезных для выживания
7* возникновение (высоко ценимой) способности предсказывать ближайшие опасности по ее признакам
8* внутриплеменная конкуренция, стычки и войны, которые велись из-за разделения “свои и чужие”
9* был пройден долгий период племенного существования с идолами, шаманами и богами, с тем, чтобы благодаря им получать иллюзорную уверенность в большей безопасности и лучшем будущем.
C. Эволюционная ментомология: классификация ментальных жуков
Основана на
ДЕФИЦИТЕ ПАНОРАМНОГО МЫШЛЕНИЯ,
являющемся прародителем всех ментальных жуков; обобщающее название для универсального качества человеческой ментальности, отставшей от уровня той могучей цивилизации, которая благодаря ему, как ни странно, была создана
Латинские цифры (от I to VIII) и ЗАГЛАВНЫЕ БУКВЫ использованы для указания классов ментальных жуков, арабские – для отдельных их проявлений. Для краткости классификация дана без пояснений.
“Жуки”, описанные Джоном Варфилдом, отмечены в скобках (JW).
I* СКЛОННОСТЬ КО ВСЕОХВАТНОЙ ИЕРАРХИЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ВО ВСЕХ СФЕРАХ ЖИЗНИ И ПРИ ЛЮБЫХ СОЦИАЛЬНЫХ СИСТЕМАХ
1* Со времен племенного существования, стремление доминировать поддерживается готовностью большинства (не всегда вынуждаемой) подчиняться
2* Постоянное присутствие богов как высших иерархов в человеческом сознании, восполняющее их физическую ненаблюдаемость
II* ИСПОЛЬЗОВАНИЕ БИНАРНОЙ (ЧЕРНО-БЕЛОЙ) ЛОГИКИ В МЫСЛЯХ И ПОВЕДЕНИИ
1* (JW) Склонность ко всеохватным дихотомиям
2* Фиксация на различиях как на поводах для «черно-белых» противопоставлений
III* ВХОЖДЕНИЕ В СОСТОЯНИЕ ЗАМЕШАТЕЛЬСТВА, КОГДА КОЛИЧЕСТВО ОБЪЕКТОВ МЫСЛИ ПРЕВЫШАЕТ НЕКОТОРОЕ (СОВСЕМ НЕБОЛЬШОЕ) ЧИСЛО
1* Сужение поля сознания, по сравнению с нормально узким, при психических напряжениях
2* (JW) Безответственное распространение недостаточно концептуальных проблем
3* «Заботливая» передача заблуждений, ошибок, мифов и верований от одного поколения к другому
4* Возможность длительного / постоянного существования языковых “жуков” (лингвистических вирусов, или дефектных слов / лексем)
5* (JW) Ошибочная интерпретация лингвистической адекватности натурального языка
IV* СКЛОННОСТЬ К ПОСПЕШНЫМ МЕНТАЛЬНЫМ И ПОВЕДЕНЧЕСКИМ РЕАКЦИЯМ И ДЕЙСТВИЯМ
1* Огромное отставание синтезирующей активности по сравнению с аналитической
2* Логические ошибки поспешного умозаключения в устной и письменной речи
3* (JW) Антипатия к глубоким мыслям
4* (JW) Перескакивание к ложным ассоциациям
5* (JW) Склонность к неконструктивным дискуссиям
6* (JW) Соучастие в выработке ложного консенсуса
V* ВСЕГДА ПРИСУТСТВУЮЩИЙ ШИРОКО ПОНЯТЫЙ ИНТЕРЕС, ОКАЗЫВАЮЩИЙ СВОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ НА МЕНТАЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
1* Нарушение аргументирования, когда присутствует материальный интерес
2* Искажение хода мысли человека, когда от результата размышлений зависит его жизнь, судьба или социальное положение
3* Тенденция объяснять войны и другие преступления соображениями справедливости и высших интересов
4* Вера в истинность предпочтительного и неверие в истинность нежелательного (Бэконовский идол Рода человеческого)
VI* РАЗЛИЧИЯ, ПРОВОЦИРУЮЩИЕ ОТЧУЖДЕНИЕ, ОТДАЛЕНИЕ, КСЕНОФОБИЮ И ВРАЖДЕБНОСТЬ
1* … из-за границ, разделяющих людей разных верований, национальностей, культур, социальных слоев
2* … из-за различий во мнениях, создающих и поддерживающих интеллектуальную кластеризацию среди людей умственного труда
3* Гораздо большая распространенность критики, чем самокритики
VII* СКЛОННОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАТЬ УМ ДЛЯ НЕОБРЕМЕНИТЕЛЬНОГО УМСТВЕННОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРОИСХОДЯЩЕГО, УВИДЕННОГО И УСЛЫШАННОГО
1* Приверженность к ритуалам и привычным действиям
2* Готовность, когда приходится думать о чем-то сложном, ухватиться за метафоры, сравнения, образы, чтобы иметь хотя бы иллюзию понимания
VIII* ИСКАЖЕНИЕ САМОГО СМЫСЛА АГРЕССИВНОСТИ, БЫВШЕЙ НЕКОГДА БИОЛОГИЧЕСКИ ЦЕЛЕСООБРАЗНОЙ, СТАНОВЯЩЕЙСЯ ВСЕ БОЛЕЕ ОПАСНОЙ ДЛЯ САМОГО СУЩЕСТВОВАНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО РОДА
1* Неосознанаваемость причин внутривидовой сверх-агрессивности, ставшей у Человека как вида выше, чем в любом другом животном виде.
2* Неосознанаваемость цивилизационных угроз, таящихся в самом существовании сверх-агрессивности.
IX* СУЖЕННОСТЬ ТОЛЕРАНТНОГО ОХВАТА ПО ПРИНЦИПУ СОПОСТАВЛЕНИЯ
1* Предпочтение анализу перед синтезом в науке, публикация запоздалых открытий, давно как бы предсуществовавших.
2* "Упущения из виду" в законодательстве и в управлении всякого уровня, во всех других сферах жизни, связанной с решением проблем и принятием решений.
* * *
Приведенный текст (за исключением пункта IX*, дополнившего эволюционную ментомологию 14 февраля 2014 г.), является заключительной частью Лекции 15, представленной для обсуждения и дискуссий в англоязычную Общедоступную Школу Панорамного Мышления.