|
||||||||||||||||||||
Наиболее значащие материалы сайта: • Криминальный диагноз: узкоумие
|
В.Н. Третьяков
Так связан, съединен от века
Итак, речь пойдет не только о креативности в обычном, Обратим внимание прежде всего на сходство терминологии, применяемой при описании свойств и явлений, относящихся к той и другой областям человеческой деятельности. Таблица
Обратимся прежде всего к выяснению необходимых условий того, что для осуществления обоих актов творения требуется. Необходимое условие зарождения нового человека — чтобы мужская половая клетка (сперматозоид) проникла в женскую половую клетку (яйцеклетку). Расширим поле сравнения и оценим сходство и различие между сексуальной и интеллектуальной активностями. Прежде всего, сексуальная активность человека как вида намного выше, чем нужно для расширенного воспроизводства человеческого рода. Известна оценка: в среднем на один акт, действительно приводящий к рождению нового человека, приходится около 2 тыс. половых актов «пустых». Т.е. сам процесс имеет столь большую привлекательность, что почти отчуждается от целевого результата. Так что есть изрядная доля истины в афоризме: «Человек — побочный продукт любви». Кроме того, в отличие от большинства животных, имеющих периоды сексуальной активности, человек сексуально активен круглогодично. Различие между сексуальной и интеллектуальной активностями кажется после этого очевидным: вторая намного ниже, чем первая. Хотя бы потому, что доля генераторов идей даже среди ученых — около 20%, а в целом по человеческому роду она, естественно, еще в несколько раз ниже. Привлекательность того и другого процессов можно «от противного» оценить еще и по той «тени», которую они отбрасывают. Сексуальность проявляется в имитациях полового акта, половых извращениях (совращении малолетних, скотоложестве, оргиях), преступлениях на сексуальной почве (изнасилованиях, убийствах); тяга же к творчеству - в графомании, плагиате, ложном авторстве/соавторстве. Т.е. и по «теням» судя, первый процесс затрагивает людей за живое намного больше второго. Вот в поддержку этого вывода небольшая подборка афоризмов, относящихся к умственной активности человека. «Наш ум ленивее, чем тело». (Франсуа де Ларошфуко).
А теперь предлагаю посмотреть на себя, на человеческую породу с непривычной точки зрения. Мыслительные процессы у большинства людей (заведомо большего 80%) мало и редко отрываются от текущей жизни, т.е. сводятся к умственному сопровождению событий: нам что-то сказали — мы ответили; что-то произошло — мы отреагировали; столь же необременительные умственные рефлексы воодушевляют на многочасовые наблюдения за перипетиями игр у телевизоров, на стадионах и многомиллионные армии болельщиков. Иначе говоря, большинство из нас вполне добровольно отказывается от размышлений, которые только и могут породить новые идеи и дать старты процессам инновационного обновления жизни. Результат этого отказа проявляется во многом, в частности, в представлении о людях творческих и нетворческих. Что считается совершенно естественным («А как же иначе?!»). Но в этом как раз-таки можно сомневаться. Потому что есть вопросы, порождающие такие сомнения. 1. Не потому ли креативные процессы — порождения нового человека и нового знания — терминологически столь близки, что они близки и по творящей своей сути? 2. Если так, то почему же столь разительно отличаются привлекательность того и другого? 3. В отличие от животных, человек от рождения ничего не умеет, всему должен учиться. Может, и творческому мышлению тоже? 4. Не потому ли период взросления у человека столь длинный (1/4 — 1/3 часть его жизни), чтобы он успел этому научиться и проявить себя как творческая личность? 5. Не кажется ли естественным, что человек, живя уже десятки поколений в условиях цивилизации, должен отходить от мышления, сформированного в эпохи, когда действовали «программы джунглей», и начать «программировать» себя на преодоление своего недомыслия и узкоумия, эвфемически говоря, дефицита панорамного мышления? 6. Может, различие между людьми не в том, что одни творческие, а другие нет, а в том, что одним удалось, а другим не удалось (окружающие не помогли или не смогли помочь) развить творческие задатки? 7. Не связан ли массовый неуспех людей в овладении даром творчества с тем, что, в отличие от сексуальных практик, которые могут быть освоены и пущены в ход благодаря СМИ и всем видам искусств, практикам интеллектуального совершенствования не обучают даже в школах? 8. Можно ли допускать, что ситуация изменится, если общеобразовательная школа перейдет от образования по приоритету освоения знаний на образование по приоритету умения хорошо мыслить, в т.ч. и творчески? 9. Не станет ли стимулом к этому закрепленное на уровне закона (или даже конституционной нормы) положение о новом праве человека — праве быть обученным творческому мышлению? 10. Можно ли прогнозировать, что этим правом захотят воспользоваться практически все учащиеся, и соотношение между творческими и нетворческими людьми в обществе уже через 1—2 поколения изменится в пользу первых? 11.Не есть ли вызов человеку то, что он, продолжая в массе быть «узкоумным», лишь на 10% использует нервные клетки своего головного мозга? Дополнение 2 апр. 2013 г.. Тема “теней” может быть продолжена, если использовать статью Энтони Джаджа Коллективное Обучение из Призывов к Глобальным Действиям:
Убийственное сравнение! При этом относящееся не только к симпозиумам и семинарам, где обсуждаются Глобальные акции...
|
|||||||||||||||||||
Copyright (c) ИнтелТех—В.Н.Третьяков. Настоящая информация является интеллектуальной
собственностью автора сайта, которому было бы интересно знать о любом
использовании его материалов. Vlad-Tretyakov@yandex.ru
|