20 ноября 2007 г. | Проект
Корневая безответственность по отношению к важнейшим мировым проблемам.Неисследованная роль авраамовых религий в поддержании постоянного роста населенияЭнтони ДЖАДЖПер. с англ. оригинала: В.Н. Третьяков Введение Таблица: Оценка правомочий церкви лишать верующих жизни Комментарии Проблемное замещение Смещение фокуса на ближайшие причины Ужасающая правда? Эвфемизмы и подложные обоснования Противоречия, связанные с "правом на жизнь" Максимизировать страдание — или "оптимизировать его"? Методология анализа потребностей Утверждение морального авторитета "Связанный Исаак": архетипически-этическая дилемма для авраамовых религий Применения базового мифа для будущего управления, основанного на вере Цитированная литература Этот документ составлен в результате 30-летней работы по анализу взаимозависимостей мировых проблем, корректировке глобальных стратегий и оценок, как было намечено Энциклопедией Мировых Проблем и Человеческого Потенциала, а также описаниями толкований человеческого и духовного развития различных систем веры. ВведениеДокумент с таким название обязывает сделать несколько предварительных замечаний:
В этом контексте, однако, важно осознать способ, каким:
Однако, в той степени, в какой этот вопрос обсуждается, приводятся аргументы, что:
Это приводит к ситуации, в которой:
С учетом доктринальной позиции авраамовых религий по отношению к демографическим проблемам на практике, возникают вопросы, в какой степени эти религии конкретно ответственны за:
Цель этого документа состоит в том, чтобы сфокусировать внимание на этих проблемах и вопросах, которые они вызывают, и прояснить в этой связи, какова ответственность авраамовых религий, если таковая имеется. Если, как эти религии могут провозгласить, они за это ответственности не несут, то они не должны бояться ни постановки таких вопросов, ни какого бы то ни было анализа, могущего оправдать их постановку. Этот довод может, по-видимому, оказаться неприемлемым:
Тем не менее, этот случай, по-видимому, заслуживал бы тщательного рассмотрения, если учесть:
Нужно подчеркнуть, что, как указывалось выше, следующий довод сформулирован в свете 30-летней работы (частично проведенной под руководством автора) по обработке тысяч проблем, ресурсных стратегий и человеческих оценок (а также их взаимопересечений), признанных обширной международной клиентурой разных конфессий. Она вобрала в себя благодарное признание разнообразия в понимании человеческого и духовного развития, связанного с этими системами веры. Материалы, составившие в результате Энциклопедию Мировых Проблем и Человеческого Потенциала, поддерживаются в архивированной форме для открытого веб-доступа – с соответствующими инструментами для визуального выяснения взаимозависимостей. Эта работа была основательно поддержана Европейской Комиссией (Ecolynx - Information Context for Biodiversity Conservation, 1997—2000) и позитивно расценена Мировым Банком, оказавшим дальнейшую поддержку (Интерактивный концептуальный инструмент экологического планирования для развивающихся стран, 1998—1999 гг.). Таблица: Оценка правомочий церкви лишать верующих жизни
КомментарииЭта таблица предназначена для того, чтобы привлечь внимание к более раннему аргументу, представленному в статье Рождаемость: вызовы и ответственности перенаселенности (2007). Она была приурочена к проекту Универсальной Декларации Ответственностей в Человеческих Взаимоотношениях (2007). Как указано в пресс-релизе Экологической Программы ООН, представляющей ее Глобальный Экологический Обзор (2007):
В отчете по этому документу, как следует из интервью Исполнительного Директора UNEP Джемса Кантера (в ООНовском выпуске "Окончательный призыв пробудиться", посвященном демографии и экологии, International Herald Tribune, 25 October 2007, сказано:
Отчет, "подготовленный 390 экспертами и просмотренный более чем тысячей других экспертов всего мира", подтверждает выводы Брандтландской комиссии Brundtland Commission (20-летней давности) в области экологии и других "проблем, порожденных ростом числа населения". К сожалению, она узко сфокусировалась на проблемах, селективно отбирая их без учета лежащей в основе проблемы ограничения роста народонаселения, которая, как комиссия неявно признает, может в результате только отягощать эти проблемы – что ранее было признано анализом Римского клуба Limits to Growth 1972 года. Это отображает долговременную фундаментальную тенденцию в международном стратегическом мышлении – реагировать мощными экспертными силами на вторичные и третичные проблемы, не проводя адекватный анализ связей с причинами, их вызывающими. Изменение климата является постыдным упражнением в таком стратегическом искажении, являющемся следствием стратегического туннельного видения проблемы и приведшем к техническим решениям политически более приемлемым и предположительно более эмоционально впечатляющим (с непредсказуемыми последствиями). Как ни странно, что в другом недавнем замечательном синтезе "тектонических стрессов", аккумулирующих "трудно постигаемую изнанку наших обществ", Thomas Homer-Dixon (Вверх дном: катастрофа, творчество и обновление цивилизации, 2006 г.) действительно идентифицирует "популяционный стресс" с одним из этих стрессов. Однако он связывает его не с перенаселенностью, а с "возникающими различиями в скорости роста народонаселения в богатых и бедных обществах, а также со спиральным разрастанием мегаполисов в бедных странах". И, однако, его другие четыре "стресса" (энергия, экология, климат и экономика) непосредственно зависят от несдерживаемого роста населения. Каждый из них оказался бы существенно ниже, будь внимание автора сфокусировано на росте народонаселения -- проблеме, которую он избегает при рассмотрении возможных ответов на надвигающуюся катастрофу. Если всё – "тектоническое", то это то бессознательное, с которым демографическая проблема ассоциируется нашей теперешней глобальной цивилизацией (ср. John Ralston Saul. Бессознательная цивилизация, 1995 г.). Глобальное полисимейкерство стало масштабным упражнением в визуализации "правдоподобных" стратегий (как это было с ответом на изменения климата), избегающим обращения к неприятностям вроде растущей высокой вероятности неизбежных мега-смертей и цивилизационного коллапса – как прямого последствия превышения демографического барьера. Фабрикация таких правдоподобий напоминает убедительную сказку о Новой одежде короля. В то время, как кампании широкого масштаба в настоящее время направлены на образцы коллективного и индивидуального поведения (упорядочение бытового мусора и т.д.) для снижения остроты экологической проблемы, никакого внимания не уделяется тому факту, что каждое рождение нового человека разрушает достигнутый прогресс из-за повышающихся требований к окружающей среде. Каким избирателям нужно, чтобы корневые причины не обсуждались должным образом? Системный анализ зависимостей установил бы степень, в какой авраамовы религии имеют отношение к корням этих вызовов. Почему такой анализ не осуществлен?
Проблемное замещениеНедавний выпуск журнала Global Footprint Network (Почему число ног имеет значение, 1, 12) указывает, что:
Можно провести сравнение между формами смешения в случае 4 вариантов запрета, в разной степени связанного с угрозой человеческому существованию:
Пример с Холокостом вызывает вопрос в отношении приемлемости учреждения уголовного положения в отношении запрета какого-то явления в прошлом, в то время как не удается расширить уголовное право на запрет обсуждения явлений, сравнительный анализ которых показывает, что они ведут к гораздо более сильным страданиям и фатальным последствиям. Этот вопрос особенно актуален тем, что первичная цель пополнения уголовного права запретом на обсуждение Холокоста – явления прошлого – состоит в том, чтобы рассмотреть возможные нарушения очевидности, которые могли бы преуменьшить риск повторения таких явлений в будущем. Удивительно, что этот аргумент не применяется к последствиям многочисленных конфликтов с фатальными исходами, вызванных авраамовыми религиями – несмотря на такую очевидность, как мешки с телами (там, где они не были собраны бульдозерами или сожжены). С другой стороны, предположительно можно было бы аргументировать, следуя крученой логике последнего примера, что напоминание об угрозе перенаселенности должно преследоваться по закону – чтобы не стимулировать террор в популяции как аккумулированную реакцию на ее последствия. Эта логика была видна на определенной стадии дебатов по изменению климата, когда наказания получали сторонники признания этого явления – процесс даже более показательный, чем то, что было с адвокатами "семейного планирования". Смещение фокуса на ближайшие причиныВот трагические и вместе с тем курьезные примеры такого смещения на ближайшие причины:
В данных о смертности, собранных по всему миру Всемирной Организацией Здравоохранения по "причинам смерти", систематически фиксируются ближайшие причины. ВОЗ избегает каких-либо указаний на условия, вызвавшие указанную причину смерти, полагаясь на категории Международной классификации болезней – т.е. не на то, что вызвало "болезнь". Причина смерти, таким образом, систематически прикрывается авторитетными данными, которые для этой цели служат. Например, данные скрывают тот факт, что:
Несмотря на это избегание корневых причин, когда дело доходит до природных катастроф, по-видимому, имеется тем не менее форма признания корневой причины, которая совпадает с мировоззрением авраамовых религий, – с тех пор, как такие кризисы известны в страховом деле как "Акты Бога". И, что любопытно, при таких условиях Всемирная Организация Здравоохранения (Ответ на аспекты кризиса, относящиеся к здоровью, 2004) тогда признала, что:
Этот пункт можно было бы представить более резко, изучая "причины смерти", объявляемые статистикой смертности в случае массовых избиений. Ясно, что ближайшей причиной смерти мог действительно быть отказ физиологии организма – независимо от того, было это вызвано оружием, газом или облучением. Вопрос, который так слабо ставится, это степень ответственности религии за подготовленные акции, приведшие к кровавым избиениям, "причинами" которых называются просто симптомы-последствия. Почему внимание к "симптомам", а не к природе "болезни"? Хотя признается, что эта резня ХХ века, часто в форме массовых избиений (связанных с геноцидом или нет), была самой кровавой в писаной истории (Matthew White. Инструменты смерти для рукотворных мега-смертей 20-го века, 2005 г.; Список массовых избиений, Wikipedia), но статистически почти никакого внимания не уделяется религиозной ответственности за эти избиения или степени причастности религии к ним. Исключениями являются попытки задокументировать сионистские избиения арабов (Список массовых избиений) и туземных народов (Список массовых избиений туземных австралийцев христианами и иудеями), особенно с мандатом "миротворчества" и "во имя Бога" как это было в обеих Америках (Американско-Индейский холокост). Вот недавние шокирующие примеры:
Подобно Гитлеру, подстрекатели самых масштабных избиений (Иосиф Сталин, Пол Пот и др.) имели довольно слабо выраженную связь с религией, такую как присутствие некогда в христианских религиозных образовательных учреждениях. Влияние христианства, однако, много обсуждалось в специфических случаях, таких, как, например, (Церковь и геноцид в Руанде, Wikipedia). Роль религии теперь дебатируется в аспекте культивирования того, что проявляется в форме терроризма (Религиозный терроризм, Wikipedia), особенно в случае ислама (Исламское насилие, Wikipedia). Такие неблизкие влияния, конечно, медициной "причинами смерти" не называются. Есть ли "судебная" перспектива у того, что является недостатком в исследовании роли религии в случаях смерти? Полезный вопрос мог бы быть задан: не является ли масштаб резни, инициировавшейся авраамовыми религиями на протяжении столетий, неким корректировочным, извращенным ответом их подсознательному коллективному признанию бессмысленности демографической политики за тот же период (см. John Ralston Saul, Бессознательная цивилизация, 1995). Не вовлечена ли эта вера в тот процесс, посредством которого религиозная инициация многих кровавых конфликтов стерлась из коллективной памяти – как это случилось с провалом в Ираке (Madeleine Bunting. Иракская война стала бедствием, которое мы выбрали, чтобы о нем забыть. Guardian, 5 ноября 2007 г.). Не перестает удивлять, что любой возможный аргумент так или иначе выдвигается, чтобы избежать какого бы то ни было признания (или обсуждения) накапливающихся последствий постоянного роста народонаселения. Это в особенности согласуется с двумя необъявленными положениями:
Несмотря на озабоченности, высказанные Исполнительным директором Экологической программы ООН, Глобальный экологический обзор, по-видимому, не содержит никаких ссылок на "религии" или "конфессии" – исторически главное политическое воздействие неуспеха ООНовских конференций обратиться к проблеме народонаселенности эффективно, как обсуждавшейся отдельно (Рождаемость: вызовы и ответственности перенаселенности, 2007). Следует ожидать, что когда вопрос будет, наконец, обсуждаться, узкий фокус на ближайшие причины осветит рост населения в Индии и Китае (как было с выбросами, влияющими на климат), затемняющий совокупную ответственность за неудачные действия (как с изменениями климата).
Эвфемизмы и подложные обоснованияЕсть определенная ирония в возможности, что в будущем осознают "глобальное потепление" как стратегический "фиговый листок", скрывающий вызовы перенаселенности – которая даже более иронична, чем дана в Книге Бытия как источник установления мифа авраамовых религий (обсуждаемых ниже). "Фиговый листок " с Древа Познания, которым Адам и Ева "прикрыли свою наготу", (Бытие 3:7), остается важным символом для этих религий (see Форум Фигового Листка). Содержится ли в этом выражение притворной стыдливости, или фрейдистской закомплексованности, мешающей такой дискуссии и направляющей ее на "климат" и "потепление"? В мире эвфемизма фиговый лист, конечно, поддерживает иллюзию, что за ним нет "ничего", достойного рассмотрения. Новый Генеральный Секретарь ООН неоднократно заявлял, что климатические изменения должны считаться неотложным делом, таким же значительным, как угроза мировой войны, – и причиной, чтобы быть приоритетом его офиса (Климатические изменения – это наш приоритет, сказал глава ООН, Guardian, 2 марта 2007 г.; Подход к работе системы ООН над климатическими изменениями). Положительно какой-то неотложно угрожающий фиговый листок! Можно поинтересоваться, почему он не считает угрожающим демографический взрыв -- по крайней мере столь же угрожающим, как мировая война. К сожалению, было заявлено, что предыдущий Генеральный Секретарь ООН, возглавлявший Миротворческую Миссию ООН во время кровавого геноцида в Руанде в 1994 г., отвел войска от вмешательства по предотвращению этого избиения (Roméo Dallaire, Рукопожатие с Дьяволом: Поражение гуманизма в Руанде, 2003). В Демократической Республике Конго (ДРК) не менее 5 миллионов человек погибло с 1994 г. в наложившихся друг на друга конвульсиях этнического и срежиссированного правительством избиения; около четверти миллиона погибло в Дафуре (Glen Ford. Повесть о двух геноцидах – в Конго и Дафуре, CounterCurrents.org, 18 июля 2007 г.; В конфликте в Конго убито 4,7 млн. , Guardian, 8 апреля 2003 г.). Эти события вызвали малый протест и еще меньше действий – по контрасту с интервенцией в Ираке. Эти ужасающие события значительно удлинили два срока его пребывания в офисе (с начала 1997 г. до конца 2006 г.) как Генерального Секретаря организации, учреждавшейся для обеспечения того, чтобы резня масштаба 2-й мировой войны больше не повторилась. Как христианин, он верил, что его религиозные учители и священные книги внедрили в него принципы, которые направляют его жизнь и деятельность. Такие принципы, казалось бы, находятся в серьезном противоречии с теми, которые часто заставляли Махатму Ганди рисковать собственной жизнью и карьерой в знак протеста против несправедливости – особенно в форме голодовок в ответ на условия «неприкасаемых» и кровопролитие во время раздела Индии и Пакистана. Никогда не было подобного вмешательства, чтобы обладатель офиса в высоком учреждении должен был бы пожертвовать карьерой, угрожая уйти в отставку, или объявить голодовку, чтобы выразить осуждение бездействию на международном уровне. Имея за собой ООН, Генеральный Секретарь был удостоен Нобелевской премии мира в 2001 г.; Ал Гор после этого, в 2007 г., возглавил Международную панельную дискуссию в ООН об изменении климата. Глубокая ирония содержится в том, что человечество постоянно ставится перед проблемой системной дестабилизации, из-за того, чему можно было бы дать название слияние неконтролируемых выбросов. В частности, по причине их комбинированного воздействия можно обнаружить значительную степень системной эквивалентности к этим различным формам "выбросов":
Симптоматика способа, позволяющего избегать проблему перенаселенности, состоит в использовании эвфемизма, чтобы обсуждать крикливые манифестации по поводу ее, когда их нельзя избежать:
Терминология и аргументация не только используется так, чтобы затемнить и нейтрализовать ответственность религий и институций, находящихся под их влиянием, но еще и чтобы:
Многократно утверждалось (как показывает статья в Economist), что, несмотря на указанную неспособность на протяжении нескольких десятилетий предоставить товары и услуги в достаточном количестве, человечество имеет нужную изобретательность разрешать эту проблему и распределять необходимые ресурсы. Доказательство утверждения не приводится, так что его можно считать лишь заявлением. Эта драматическая брешь между потребностью в практических и инновационных идеях для разрешения комплексных проблем и реальным обеспечением этими идеями была проанализирована Томасом Хомер-Диксоном ( Брешь в изобретательности, 2000 г.). Можно было бы привести довод, что вероятность ожиданий, что столь необходимая изобретательность будет обеспечена имеющимися учреждениями, исчезает на глазах как те источники воды, от которых люди находятся в такой зависимости. Противоречия, связанные с "правом на жизнь"Любая попытка обсудить "неостановимый рост населения" сталкивается с чрезвычайно хорошо оркестрированными и щедро финансируемыми кампаниями "Право на Жизнь". Они сосредотачиваются на трех проблемах:
Вышеназванное проблема не допускает согласования принципов, на которых она базируется:
Трагическая ирония состоит в том, что единственный вопрос, в котором авраамовы религии сходятся в общей причине, является оппозиция к любому ограничению роста населения. Наоборот, они веками получали удовольствие, систематическим образом провоцируя кровавые конфликты друг против друга, чтобы наилучшим образом использовать тех, чье существование они обеспечили. Удивительно, что они продемонстрировали замечательную способность признавать "сатанинские" извращения истинной веры друг у друга, также как и в других религиях (см. Кришнан Рамашвами и др. (ред.) Вторжение неприкосновенных: анализ учений индуизма в Америке, 2007 г.) Максимизировать страдание -- или "оптимизировать его"?Страдание и (возможно следующая за ним) смерть усугубляются с помощью:
Рост общего количества страданий в мире видится неизбежным процессом, призванным запустить сценарии "конца времен", после которого, как они верят, страдание будет облегчено – для тех, кто останется жив и разделит их особую веру. Те же, кто не разделяет их особую веру, обрекаются на страдание худшее, чем смерть, – возможно, вечное. To what extent is doing nothing about suffering the ultimate perversion of the values promoted by the Abrahamic faiths -- and above all to ensure nothing is done, or even envisaged? It is in this that the Abrahamic faiths have been most effective and will continue to be so. And it is indeed through this perversion that the maximum level of suffering and unnecessary death will occur -- to reduce the population to sustainable levels.До какой же степени ничего не делается в отношении страданий из-за предельного искажения ценностей, продвигаемых авраамовыми религиями – и к тому же обеспечивается, чтобы ничего не было сделано или даже рассмотрено?! Именно в этом авраамовы религии были самыми эффективными и будут продолжать быть таковыми. И в самом деле, именно из-за этого максимальный уровень страдания и излишние смерти будут происходить – чтобы снизить численность населения до устойчивого уровня. Методология анализа потребностейКак можно убедиться, в то время как огромные ресурсы тратятся специально для изучения способов приводить к страданиям и смерти, и то и другое с гарантией, очень немного усилий было направлено на то, чтобы определить подлежащие причины смертей и уровень предшествовавших им страданий. Особенно недостаточным, как отмечалось выше, является методический анализ системных зависимостей от продолжающейся оппозиции облегчению страданий и связанной с ними смертностью, в которой находятся авраамовы религии. Каким точно был вклад их политики в эту ситуацию? Какая доля смертности и страданий, каковая могла бы быть легко выяснена, лежит на их ответственности, и какая возникает от других факторов? Один из подходов к анализу цепей зависимостей и связанных с ними петлей обратной связи может быть показан на примере Проекта Мировых Проблем (который совсем недавно разработан благодаря Наде МакЛарен). Цепи зависимостей, ассоциированные с перенаселенностью в следующей таблице, выведены из той работы. Она допускает различные формы Интернет-визуализации (см. Предварительные карт-сетевые исследования баз данных по Вопросам, Мировым проблемам, Глобальным стратегиям и Ценностям, , 2006). Карт-сетевой пример выразительно поданных визуальных представлений анализа связи возможных "воаросов Где, Когда, Что, Какой, Как, Кто и Почему, которые должны быть заданы о связи между Верой и Благополучием" (взаимоувязка 2980 вопросов и 4804 линков между ними). Другим применением, специально предназначенным для стратегического причинного картирования, является Исследователь Решений (John M Bryson и др. Видимое мышление: раскрытое причинное картирование для получения результатов в бизнесе, 2004; Colin Eden & Fran Ackermann. Разработка стратегии: Турне стратегического менеджмента, 1998). Ясно, что имеется возможность для применения таких методик к связи между верой и перенаселенностью. С другими подходами можно ознакомиться благодаря пакетам документов, таким как RiskOutlook, которые могли бы привлечь более пристальное внимание к опасности, связанной с позицией, занимаемой авраамовыми религиями. Уместно заметить, что большинство проблем, непосредственно усугубляющих перенаселенность по указанным ниже картам, являются проблемами, оказывающими свое подавляющее воздействие со стороны авраамовых религий. Эти проблемы в правой части карт частично соответствуют рядам в той таблице, что сверху, как усугубляемые перенаселенностью. Перенаселенность (красный овал) с указанием проблем, усугубляющих ее (слева от него) и проблем, усугубляемых ею (справа от него).
Самый проработанный и вдумчивый методологический подход к сфере страдания представлен благодаря исследованиям R.G.H. Siu и Международного общества панэтики. Они разработали понятие "дукха" как меру страдания. Дукха для сообщества панэтиков – это мера продолжительности и интенсивности страдания и боли, которая перестроена из 9-разрядной гедонистической шкалы, использующейся для поддержки субъективных суждений в маркетинге. Дукха является также центральным понятием буддизма. "Мегадукха" выражает по порядку величины страдания, испытываемые в течение 10 часов ежедневно на протяжении года 1000 человек, каждый из которых имеет по несколько язв желудка и не получает медицинской помощи. Johan Galtung провел дальнейшие исследования этого подхода (Панэтика и практика мира и развития , 1999 г.). В специальной дискуссии (Varieties of Terrorism: extended to the experience of the terrorized, 2004) был поднят вопрос о степени, в какой климат экзистенциального страха и террора, включая и то, что культивировалось при проведении допросов-расследований неверности, мог бы ассоциироваться с такими мерами страдания. Какова корреляция между страданием и страхом? В дискуссии, приведенной там (см. Broadening the taxonomy of terrorism), внимание было привлечено к классическому пониманию многообразия проявлений страха (Jan Edward Garret, The Passions according to the Classical Stoa, 2000), к концепции Джейна форм несправедливости (himsa), и к таксономии страха, разработанной для СМИ (Oscar Sharp и Tom DeVille, Taxonomy of Fear). Эта дискуссия обеспечила контекст для раздела Различение степеней страха и ужаса, в котором было воспроизведено табличное представление Сью Оцениваемое страдание в мегадукхах, нанесенное американцами братьям американцам в 1979 г. (см. G.H. Siu. Панэтика и дукха: интегративное изучение причинения страданий и сокращения их. 1993; Chapter 4, Table 2). Оно включает опытную оценку вклада "церковных лидеров" в причинение страданий, ассоциирующихся со следующими проблемами: Незанятость и бедность; Загрязнение окружающей среды; Риск и стресс, связанные с характером работы; Преступность; Судебная система; Потребление алкоголя; Курение; Душевные муки. Эта методология предполагает возможности для расширения приведенной выше таблицы. Любопытно, что эта методология выяснения причин страданий была систематически разработана под опекой авраамовых религий, тогда как методология по определению и смягчению их развивается теперь в русле неавраамовых религий. Это, однако, в меньшей степени проблемы, возникающие из-за обсуждаемого количественного роста населения, но скорее процесс, при котором аргументы и призывы выдвигаются церковной наукой и правительством с оглядкой на политику роста населения. Соответственно, другой полезный подход – это тот, что используется адвокатами критического мышления, а именно программно поддерживаемое картирование аргументов, относящихся к комплексным проблемам (см. аннотацию и веб-источники на Аргумент-картирование). Одним из примеров является применение аргументной визуализации Rationale, что облегчает построение диаграмм размышления и аргументирования (см. Paul Monk и Tim van Gelder. Усиление понимания сложных аргументов, 2004). Не удивляет, однако, то, что аргумент-картирование, относящееся к сложности проблемы перенаселенности, не слишком широко доступно – даже если оно и существует в обширных базах данных. Пример такой "карты знаний", созданной (автором) с помощью каузального картирования – пакет Decision Explorer, – представлен ниже. "Аргумент-карта", относящаяся к проблеме населенности, имела бы с ней большое сходство и могла бы быть изготовлена в том же пакете.
Однако любое такое картирование в связи с религией должно по необходимости принимать в расчет превалирующее значение, придаваемое символическому измерению в некоторых случаях, например, на Ближнем Востоке (Scott Atran и др. Сакральные барьеры конфликторазрешения. Science, 317, 24 August 2007). Внимание также должно быть привлечено к потребности заключить в себе "когнитивные увертки" из-за различий в перспективах религий (Potential Misuse of the Conveyor Metaphor: Recognition of the circular dynamic essential to its operation, 2007). Защищаемая аргумент-карта, относящаяся к перенаселенности, по необходимости включала бы обе системные петли обратной связи и то, что могло бы быть признано "замыкающим аргументом". Если имеется настенная диаграмма постерного размера для облегчения понимания метаболических связей, благодаря которым поддерживается индивидуальная жизнь, мы могли бы использовать предлагаемую карту, чтобы она послужила подобной цели, приняв во внимание действия, из-за которых коллективная жизнь находится под угрозой, вызванной несдерживаемым ростом населения (см. Biochemical Pathways: Metabolic Pathways; Biochemical Pathways: Cellular and Molecular Processes; Metabolic Pathways Международного Союза Биохимии и Молекулярной Биологии). Чтобы облегчить понимание циклов метаболических диаграмм, был придуман популярный набор мнемонических зонгов-правил (Harold Baum. The Biochemists' Song Book, 1982/2003). Ясно, что подобный набор зонгов мог бы быть придуман, чтобы помочь осознать круговую игру аргумента, так часто используемую в связи с демографическими проблемами. В этой связи, зная о многих последствиях перенаселенности для здоровья, уместно отметить отвратительные исторические источники детской прибаутки "Ring a Ring o' Roses" с ударной строкой "We all fall down". Это возвращает нас к Большой Лондонской Чуме 1665 г. и, возможно, к Черной Смерти 1340 г. (в которых число погибших оценивается в размере от одной до двух третей населения Европы; симптомы чумы включали розово-красную сыпь на коже в форме кольца. Ясно, что смысл создания таких зонгов скорее в том, чтобы облегчить системное постижение возникающих проблем, чем объяснить потом их катастрофическое проявление. Утверждение морального авторитетаАвраамовы религии культивировали позицию фарисейской морали и морального авторитета в обществе как гарантию принципов, оправдывающих все то, что выше. Они в то же время оказались не в состоянии примирить эту позицию с теми формами систематически запрещаемых злоупотреблений, подрывавшими истинность таких утверждений (вопреки недавним исторически беспрецедентным удавшимся призывам, с которыми выступили пострадавшие от соучастия религий в таких злоупотреблениях). Авраамовы религии традиционно защищали появление в их среде отдельных личностей, являющихся примерами ценностей, которыми вдохновлялась их вера. В случае христианства на протяжении столетий такие исключительные личности канонизировались и обявлялись священными – особенно когда они преследовались за их веру и богоугодное поведение (в том числе и их собственными религиозными авторитетами). Авраамовы религии уделяли особое внимание своим общинам верующих. Такое внимание находилось в соответствии с их позицией по отношению к тем исключительным личностям, которые появлялись в этих общинах, чтобы совершать акты насилия массового масштаба (особенно типа избиений), на меньшем и более селективном уровне (через посредство крестовых походов, джихада и самоубийственных взрывов), или на индивидуальном уровне (в подстрекательстве к убийству, в жестоком обращении с беззащитными). Далее, с учетом их дискриминационного отношения к женщинам, которое они, каждая по-своему институацилизировали, особое внимание есть смысл обратить на тот способ, каким вера при такой обстановке в сообществах может быть скрыто использована лицами, ведомыми мыслью выставить свои ценностные ориентации как примеры для подражания. В случае христианства, скандалы, в которых оказались замешаны самые блестящие телеевангелисты (Christian evangelist scandals), как и сексуальные злоупотребления священников (Roman Catholic sex abuse cases by country; Homosexuality in the Roman Catholic priesthood), есть свидетельство характерного поведенческого паттерна, что было исторически самым очевидным в аргументах в пользу протестантской реформации. Казалось бы, имеется сложный процесс, благодаря которому некоторые лица превозносятся как носители ценностей, основанных на вере, возможно, даже вопреки осуждению их учреждениями, тогда как раскрепощенное поведение других систематически отвергается или освобождается от иррациональности (только если оно стало слишком бросающимся в глаза) как полностью такие ценности не выражающее. Как с тенденцией производить потомство, такое поведение может быть выражено как единственное слишком человеческое проявление "человеческой природы", для которой каждое выражение сочувствия считается естественным. Особо уместным оказывается паттерн довода и эмоциональной мольбы, который используется, чтобы можно было считать такое поведение уместным (см. Michael James Giuliano, Thrice Born: The Rhetorical Comeback of Jimmy Swaggart, 2002). Вопрос, таким образом, заключается в том, в какой степени этот сложный процесс является внутренне ответственным за сложную и тонкую форму структурного насилия против гуманности – преступления против гуманности, – в которой все вовлеченные уполномочены отрицать свою сопричастность. Этот процесс может быть в очаге вызова перенаселенности.
Применения базового мифа для будущего управления, основанного на вереТаково теперешнее значение связанного Исаака как фундаментального мифа, что антрополог Кэрол Дилэни (Авраам, Исаак и некоторые неявные предположения о нашей культуре: Влияние Авраама на иудаизм, христианство и ислам. Humanist, май 1999 г.) сформулировал следующий вопрос (ссылаясь на событие 1990 г., когда отец принес в жертву своего ребенка, "поскольку Бог сказал ему так сделать"): Важно осознать, насколько центральным является этот миф для современного понимания внутри каждой из авраамовых религий. Дилэни указывает, например:
Дилэни делает сильный упор на то, что этот фундаментальный миф имеет также существенное значение в формировании межчеловеческих отношений в обществе – даже для неверующих:
В этом контексте, зная о мощном инвестировании в изготовление, продажу и использование вооружения ("оружия") – особенно в странах, в которых авраамовы религии являются основными для культуры и управления, – кто-то может уместно спросить, каково значение "ножа", занесенного фигурой отца над телом ребенка. По словам Дилэни:
Вопрос, поднятый выше, состоит в том, не формирует ли этот фундаментальный миф в глубинной сути готовность рождать детей как можно больше, для того, чтобы столкнуть общество как можно больше со страданием и смертью, – обязывая людей таким образом попасть в зависимость от авраамовых религий и от их ожидаемого божественного вмешательства. Это миф, который предлагает толкование сложных связей, природа которых неотчетливо простирается далеко за пределы какой-либо простой характеризации типа "позитив" или "негатив" (Джозеф Кэмпбел (Мощь мифа, 1988). Карен Армстронг (Краткая история мифа, Melbourne, Canongate, 2005), обращает внимание на курьезный статус этого мифа в индустриальных обществах и его долговременно проявляемые функции:
Дилэни в этом контексте приводит аргументы:
Пока этот вызов не сделан, уместно признать степень, в какой авраамовы религии являются непосредственно ответственными за взятые на себя "оправдания смертей" в количествах, которые еще должны быть выяснены, – далеко превышающих архетипические человеческие жертвы, институализированные в прошлых веках в культуре ацтеков. Первые строки верхней таблицы являются указанием, какие числа можно считать вероятными.
Цитируемая литератураWilliam Aiken and Hugh LaFollette (Eds). World Hunger and Morality. Prentice-Hall, In, 1995 [contents] Karen Armstrong. A Short History of Myth. Melbourne, Canongate, 2005 Scott Atran, Robert Axelrod, Richard Davis. Sacred Barriers to Conflict Resolution. Science, 317, 24 August 2007, pp 1039-1040 [text] Dorothy Boorse. Overpopulation: ecological and Biblical principles concerning limitation. Worldviews: Environment, Culture, Religion, 7, 2003, 1-2 / March, 2003 pp 154-170 [abstract] Janet Brazill. Overpopulation: a threat caused by religion. Racjonalista, 2003 [text] Carol Delaney:
FAO. State of the World Food Insecurity. Rome, 2002 Johan Galtung:
Kevin Gary. Spirituality, critical thinking, and the desire for what is infinite. Studies in Philosophy and Education, 25, 4, July 2006 [text] Global Footprint Network. Why the Number of Feet Matters, 1, 12, 2007 [text] Mark Gowan. Overpopulation and Religion. July 2006 [text] George H Hanford. How To Save the World: Through Critical Thinking (Paper presented at the Annual International Conference on Critical Thinking and Educational Reform, 13th, Rohnert Park, CA,1993). Eric ED370847 [text] Roderick Hindery:
Thomas Homer-Dixon:
International Food Policy Research Institute. The Challenge of Hunger. 2007 [review review] Anthony Judge:
James Kanter. UN issues 'final wake-up call' on population and environment. International Herald Tribune, 25 October 2007 [text] Yedullah Kazmi. The Role of Critical Thinking in Islam. Hamdard Islamicus, Vol. 23 (1): 27-36, Jan-March 2000 Muhammadullah Muhammad Khalili Qasmi. Does Islam Permit Critical Thinking? Mumbai, Markazul Maarif Education & Research Centre [text] Larry Lohmann. Re-Imagining the Population Debate, Corner House Briefing 28, March 2003 [text] Phillip Longman. Fertility, Faith, & the Future of the West. Books & Culture: a Christian Review, May/June 2007 [text] Paul Monk and Tim van Gelder. Enhancing our Grasp of Complex Arguments, 2004 (Fenner Conference on the Environment, Australian Academy of Science, Canberra) [text] Stephen D. Mumford:
Negative Population Growth (NPG):
Jack L Nelson. Critical Thinking in Social Education: the genocide example. Social Science Record, 24, 2 pp 60-62, Fall 1987. Eric EJ362924 [abstract] Michel Onfray. Atheist Manifesto: the case against Christianity, Judaism, and Islam. Arcade Publishing, 2007 [review] Abra Pollock. Development: World Losing Fight Against Hunger. 2007 [text] Krishnan Ramaswamy, Antonio de Nicolas, Aditi Banerjee (Eds). Invading the Sacred: an analysis of Hinduism studies in America. Delhi, Rupa & Company; 2007 [summary] John Ralston Saul. The Unconscious Civilization. House of Anansi Press, 1995 R. G. H. Siu. Panetics Trilogy. Washington DC, International Society for Panetics, 1993 [details]
Shalom Spiegel. The Last Trial: On the Legends and Lore of the Command to Abraham to Offer Isaac As a Sacrifice: The Akedah, 1993 (Jewish Lights Publishing, 1997) Leonard Swidler. Islam and the Trialogue of Abrahamic Religions. Cross Currents, Winter 92/93, Vol. 42 Issue 4 [text] Ibrahim B. Syed. Critical Thinking. Islamic Research Foundation International [text] United Nations Environment Programme. Global Environment Outlook; an overview of our changing environment. 2007 [contents; text] Matthew White. Death Tolls for the Man-made Megadeaths of the Twentieth Century. 2005 [text] World Overpopulation Awareness. Faith, Religion and Population. November 2007 [text]
|