20 ноября 2007 г. | Проект

Корневая безответственность по отношению к важнейшим мировым проблемам.

Неисследованная роль авраамовых религий в поддержании постоянного роста населения

Энтони ДЖАДЖ

Пер. с англ. оригинала: В.Н. Третьяков


Введение
Таблица: Оценка правомочий церкви лишать верующих жизни
Комментарии
Проблемное замещение
Смещение фокуса на ближайшие причины
Ужасающая правда?
Эвфемизмы и подложные обоснования
Противоречия, связанные с "правом на жизнь"
Максимизировать страдание — или "оптимизировать его"?
Методология анализа потребностей
Утверждение морального авторитета
"Связанный Исаак": архетипически-этическая дилемма для авраамовых религий
Применения базового мифа для будущего управления, основанного на вере
Цитированная литература

Этот документ составлен в результате 30-летней работы по анализу взаимозависимостей мировых проблем, корректировке глобальных стратегий и оценок, как было намечено Энциклопедией Мировых Проблем и Человеческого Потенциала, а также описаниями толкований человеческого и духовного развития различных систем веры.

Введение

Документ с таким название обязывает сделать несколько предварительных замечаний:

  • многие проблемы, контролируемые политиками, имели бы явно значительно меньшие последствия, если бы глобальное население было:
    • не столь многочисленно
    • росло бы не так быстро.
  • Типичный ответ таков:
    • человечество способно отвечать на важнейшие вызовы политики
    • имеющиеся ресурсы, в принципе, более чем достаточны – при условии, что они должным образом распределены
  • к сожалению, на протяжении многих десятилетий уверенно констатируется, что на практике
    • организации глобального масштаба неспособны к мобилизации, концентрации или применению какой бы то ни было консенсусной политики для эффективного (а не символического) перераспределения ресурсов
    • готовность уменьшить диспаритет в распределении ресурсов весьма невелика, особенно в жизнеобеспечении тех, кто имеет отношение к названным организациям, и в чем-то тех, которыми они замещаются.
  • Твердая убежденность зиждется на аргументах, что воспроизводство:
    • это извечное неотъемлемое фундаментальное право индивидуумов общества
    • специально поддерживается авторитетом святых книг (напр. "плодитесь и размножайтесь", Бытие 1:22)
    • является естественным проявлением "человеческой природы", и не следует ожидать, что на нее окажет влияние заслуживающая доверия политика ограничений, даже и вынужденных.
  • С точки зрения политической доказывается, что:
    • любые ограничения на воспроизводство являются политически самоубийством тех, кто считает так или выступает с такой рекомендацией; их попытки совершать подобное были чрезвычайно непопулярны и порождали публичные иски (китайская "политика одного ребенка")
    • этой проблемы можно избежать, фокусируясь на более актуальных проблемах (как бы они ни продолжали осложняться проблемой перенаселенности)
    • эта проблема имеет долгосрочное (по крайней мере, не краткосрочное) значение, и потому может быть оставлена на ответственность будущих политических авторитетов
    • усилия по пропаганде семейного планирования на индивидуальном уровне политически более продуктивны и удовлетворительны там, где они воспринимаются.
  • С точки зрения экономической и политической доказывается, что:
    • доля трудоспособного населения, особенно необходимая для финансовой социальной безопасности и пенсионных схем для престарелых, уменьшается
    • возрастает дефицит рабочей силы для обеспечения жизненно важных функций в обществе
    • рост населения жизненно необходим для поддержания уровней потребления, от которых зависит здоровый экономический рост (и государственный налоговый сбор)
    • национальные популяции, живущие ниже "уровня воспроизводства", представляют собой угрозу будущему национальной культуры и национальной тождественности
    • какие бы то ни было усилия в мировом масштабе ограничить рост народонаселения, в духе какого-то рационального подхода, рассматриваются как тайные средства для обеспечения политического или экономического преимущества одной нации или этнической группы над другой – для которой "конкурентное размножение" рассматривается как легитимное средство обеспечения того, чтобы ценности, основанные на вере, были переданы следующим поколениям.

В этом контексте, однако, важно осознать способ, каким:

  • тормозится и сдерживается научный анализ проблем и политики, связанной с демографией (за исключением лишь ее вторичных последствий: иммиграция и т.д.)
  • тормозится и сдерживается дискуссия о политическом выборе связанных с демографией проблем (за исключением лишь ее вторичных последствий: изменения климата и т.д.)
  • тормозится и сдерживается анализ и дискуссия самих предыдущих двух тем
  • в той степени, в какой такая дискуссия все-таки происходит, она характеризуется выдвижением аргумента, который мог бы быть привлечен в рамках дисциплин и стандартов критического мышления (особенно в отношении тенденций сместить базис аргумента таким образом, чтобы не быть уличенным в обмане). В некоторых случаях акцентируется исключительно перенаселенность (George H Hanford, How To Save the World: Through Critical Thinking, Paper presented at the Annual International Conference on Critical Thinking and Educational Reform (13th, Rohnert Park, CA, August 1-4, 1993); Barry Richmond, Systems thinking: critical thinking skills for the 1990s and beyond, 1993; Richard W Paul, Critical Thinking: what every person needs to survive in a rapidly changing world, 1990). Представляет интерес работа Мыслительного католического стратегического центра о том, как такие методы включаются в контекст, основанный на вере (Thinking Catholic Strategic Center for the return to Critical Thinking). Интересна также и та степень, в какой академическое сообщество, особенно в США, ощущает необходимость защищать право на критическое мышление и несогласие в отношении вопросов, связанных с верой (см. National Project to Defend Dissent & Critical Thinking in Academia).

Однако, в той степени, в какой этот вопрос обсуждается, приводятся аргументы, что:

  • множество проблем, с которыми сталкивается человечество, столь сложно, что методически некорректно отыскивать настоящие причинные факторы, особенно корневые причинные факторы
  • любой причинно-следственный анализ, нацеленный на поиск отдельных причин, допускающих вмешательство стратегии, несостоятелен в методологическом смысле.

Это приводит к ситуации, в которой:

  • нарастающий груз проблем общества воспринимается фаталистически как жизненный факт, независимо от предсказанного результата
  • значительное внимание уделяется отдельным, находящимся на виду примерам плодотворных маломасштабных инициатив как островкам надежды, несмотря на тот способ, каким распространение надежды используется, чтобы оставить в тени скорость, с какой нарастает масштаб проблемы и факторы, подавляющие порождение подобных инициатив в большем масштабе
  • тенденция трактовать вызовы человечеству упрощенно, избегая эффективного использования каких бы то ни было аналитических инструментов, признанных существенными для стратегического развития и менеджмента технических проектов, часто способствующих обострению текущего состояния, игнорируют его серьезность или эксплуатируют политическую спесь, ассоциированную с этим.

С учетом доктринальной позиции авраамовых религий по отношению к демографическим проблемам на практике, возникают вопросы, в какой степени эти религии конкретно ответственны за:

  • подавление эффективной дискуссии по этим проблемам
  • препятствование разработке адекватных и эффективных стратегических ответов
  • явно нарастающую степень страдания в мире в условиях, когда перераспределение ресурсов, как показано на практике, за короткое время нереально
  • явно растущая принудительная смертность людей, в т.ч., возможно, и других конфессий, как следствие игнорирования этих проблем.

Цель этого документа состоит в том, чтобы сфокусировать внимание на этих проблемах и вопросах, которые они вызывают, и прояснить в этой связи, какова ответственность авраамовых религий, если таковая имеется. Если, как эти религии могут провозгласить, они за это ответственности не несут, то они не должны бояться ни постановки таких вопросов, ни какого бы то ни было анализа, могущего оправдать их постановку.

Этот довод может, по-видимому, оказаться неприемлемым:

  • когда поднимаются вопросы, связанные с глубокой верой и вековыми традициями, которые заслуживают уважения каждого
  • при постановке вопроса на языке ответственности и, следовательно, виновности
  • при неадекватном доказательстве (не связанном с отвержением корректного анализа)
  • при отыскании потенциального значения учреждающего мифа, общего для авраамовых религий (Связанный Исаак), по-видимому, не имеющего отношения к какому-либо аналитически доказываемому политическому аргументу (несмотря на возрастающую роль управления, основанного на вере).

Тем не менее, этот случай, по-видимому, заслуживал бы тщательного рассмотрения, если учесть:

  • тяжесть ситуации, в которой оказалось человечество
  • причастность авраамовых религий к давнишнему подстрекательству сценариев "конца времен", пережив которые, как полагалось верить, все трудности человечества будут разрешены в результате божественного вмешательства.

Нужно подчеркнуть, что, как указывалось выше, следующий довод сформулирован в свете 30-летней работы (частично проведенной под руководством автора) по обработке тысяч проблем, ресурсных стратегий и человеческих оценок (а также их взаимопересечений), признанных обширной международной клиентурой разных конфессий. Она вобрала в себя благодарное признание разнообразия в понимании человеческого и духовного развития, связанного с этими системами веры. Материалы, составившие в результате Энциклопедию Мировых Проблем и Человеческого Потенциала, поддерживаются в архивированной форме для открытого веб-доступа – с соответствующими инструментами для визуального выяснения взаимозависимостей. Эта работа была основательно поддержана Европейской Комиссией (Ecolynx - Information Context for Biodiversity Conservation, 1997—2000) и позитивно расценена Мировым Банком, оказавшим дальнейшую поддержку (Интерактивный концептуальный инструмент экологического планирования для развивающихся стран, 1998—1999 гг.).

Таблица: Оценка правомочий церкви лишать верующих жизни

. . Вопросы & Ответы Оценки Выводы
. Следствия Осложняется ли непосредственно из-за роста населения?

Меньше ли страдания и смертность при меньшей численности населения?

Основные
противники ограничения роста населения?
Страдания, порожденные верой
(мегадукхи
в год)

Косвенная "смертность"
(за год)

Связанные с верой смерти,
оправданные

священниками
(в день)
. . . . . . .
Пища голод (850 млн.), недоедание, голодовое истощение, смерть да да авраамовы
религии
? 15 млн. (дети) 24.000 [1]
Вода нехватка воды,
жажда, неурожайность, болезни
да да авраамовы
религии
? 5,3 млн. [2] 14.500
Здравоохранение, оздоровление болезни, смерти да да авраамовы
религии
? ? ?
Приюты, бездомность exposure, болезни, смерти да да авраамовы
религии
? ? ?
"Вторичные" дефициты . . . . . . .
Земля
(агрокультура)
невозможность вырастить урожай да да авраамовы
религии
? ? ?
Земля
(инфраструктура)
невозможность иметь крышу над головой да да авраамовы
религии
? ? ?
Занятость невозможность приобрести нужные товары да да авраамовы
религии
? ? ?
Невозобновляемые ресурсы
(энергия)
сжигание древесины (обезлесивание), недоступность нужных услуг да да авраамовы
религии
? ? ?
Невозобновляемые ресурсы (материалы) растущая цена товаров,
недоступность нужных услуг
да да авраамовы
религии
? ? ?
"Третичные" проблемы . . . . . . .
Иммиграция ухудшение обслуживания да да авраамовы
религии
? ? ?
Насилие
(связанное с верой)
страдания, смерти как следствие да авраамовы
религии
? ? ?
Насилие (из-за нехватки ресурсов) страдания, смерти да да авраамовы
религии
? ? ?
Окружающая среда (загрязнение) глобальное потепление, болезни, наводнения как следствие да авраамовы
религии
? ? ?
Окружающая среда (деградация) уничтожение видов как следствие да авраамовы
религии
? ? ?
Злоупотребление ресурсами болезни, смерти как следствие да авраамовы
религии
? ? ?
Дискриминация, несправедливость, эксплуатация страдания, насилие как следствие да авраамовы
религии
? ? ?
Незащищенный секс рост населения, аборты, ВИЧ/СПИД (40 млн.), смерти да да авраамовы
религии
? ? ?
Неадекватное образование негативный (коллективный) ответ, страдания да да авраамовы
религии
? ? ?
Нищета . да да авраамовы
религии
? ? ?
Продленная терминальная беспомощность максимальные страдания и расходы семьи (вплоть до смерти) да да авраамовы
религии
? (максимальное
продление страданий)
?

Комментарии

Эта таблица предназначена для того, чтобы привлечь внимание к более раннему аргументу, представленному в статье Рождаемость: вызовы и ответственности перенаселенности (2007). Она была приурочена к проекту Универсальной Декларации Ответственностей в Человеческих Взаимоотношениях (2007).

Как указано в пресс-релизе Экологической Программы ООН, представляющей ее Глобальный Экологический Обзор (2007):

Человеческая популяция теперь так велика, что "количество ресурсов, требуемое для ее поддержания, превышает то, что имеется... жизненеобходимая площадь человечества [его экологическая потребность] составляет 21,9 га на человека, тогда как биологическая способность Земли в среднем – только 15,7 га/чел. ... благополучие миллиардов людей в развивающихся странах находится на грани риска из-за нехватки средств для разрешения относительно простых проблем, с которыми справляются повсюду."

В отчете по этому документу, как следует из интервью Исполнительного Директора UNEP Джемса Кантера (в ООНовском выпуске "Окончательный призыв пробудиться", посвященном демографии и экологии, International Herald Tribune, 25 October 2007, сказано:

На протяжении двух последних десятилетий население мира возросло почти на 34%, с 5 млрд. до 6,7 млрд.; соответственно, финансовое состояние планеты сократилось примерно на треть. Но доля земли, приходящаяся на каждого человека планеты, сократилась к 2005 г. до 2,02 га, или 5 акров, при 7,91 га в 1900 г., при прогнозном снижении до 1,63 га на человека к 2050 г., как говорится в отчете.

Результатом этого неудержимого роста населения, сопряженного с растущим потреблением, стало нарастающее давление на планету, где природные катастрофы и экологическая деградация затронули миллионы человек, а также многие растительные и животные виды....

"Жизнь была бы легче, если бы у нас не было такого темпа роста населения, какой у нас к этому времени имеется", сказал Стейнер. "Но заставить людей не иметь детей было бы упрощенным ответом. Более реалистической, этической и практической проблемой является подъем благосостояния людей и проблема использования ресурсов планеты более рациональным образом."

Отчет, "подготовленный 390 экспертами и просмотренный более чем тысячей других экспертов всего мира", подтверждает выводы Брандтландской комиссии Brundtland Commission (20-летней давности) в области экологии и других "проблем, порожденных ростом числа населения". К сожалению, она узко сфокусировалась на проблемах, селективно отбирая их без учета лежащей в основе проблемы ограничения роста народонаселения, которая, как комиссия неявно признает, может в результате только отягощать эти проблемы – что ранее было признано анализом Римского клуба Limits to Growth 1972 года. Это отображает долговременную фундаментальную тенденцию в международном стратегическом мышлении – реагировать мощными экспертными силами на вторичные и третичные проблемы, не проводя адекватный анализ связей с причинами, их вызывающими. Изменение климата является постыдным упражнением в таком стратегическом искажении, являющемся следствием стратегического туннельного видения проблемы и приведшем к техническим решениям политически более приемлемым и предположительно более эмоционально впечатляющим (с непредсказуемыми последствиями).

Как ни странно, что в другом недавнем замечательном синтезе "тектонических стрессов", аккумулирующих "трудно постигаемую изнанку наших обществ", Thomas Homer-Dixon (Вверх дном: катастрофа, творчество и обновление цивилизации, 2006 г.) действительно идентифицирует "популяционный стресс" с одним из этих стрессов. Однако он связывает его не с перенаселенностью, а с "возникающими различиями в скорости роста народонаселения в богатых и бедных обществах, а также со спиральным разрастанием мегаполисов в бедных странах". И, однако, его другие четыре "стресса" (энергия, экология, климат и экономика) непосредственно зависят от несдерживаемого роста населения. Каждый из них оказался бы существенно ниже, будь внимание автора сфокусировано на росте народонаселения -- проблеме, которую он избегает при рассмотрении возможных ответов на надвигающуюся катастрофу. Если всё – "тектоническое", то это то бессознательное, с которым демографическая проблема ассоциируется нашей теперешней глобальной цивилизацией (ср. John Ralston Saul. Бессознательная цивилизация, 1995 г.).

Глобальное полисимейкерство стало масштабным упражнением в визуализации "правдоподобных" стратегий (как это было с ответом на изменения климата), избегающим обращения к неприятностям вроде растущей высокой вероятности неизбежных мега-смертей и цивилизационного коллапса – как прямого последствия превышения демографического барьера. Фабрикация таких правдоподобий напоминает убедительную сказку о Новой одежде короля.

В то время, как кампании широкого масштаба в настоящее время направлены на образцы коллективного и индивидуального поведения (упорядочение бытового мусора и т.д.) для снижения остроты экологической проблемы, никакого внимания не уделяется тому факту, что каждое рождение нового человека разрушает достигнутый прогресс из-за повышающихся требований к окружающей среде.

Каким избирателям нужно, чтобы корневые причины не обсуждались должным образом? Системный анализ зависимостей установил бы степень, в какой авраамовы религии имеют отношение к корням этих вызовов. Почему такой анализ не осуществлен?

"Причинную цепь ухудшения легко пройти к ее истоку. Слишком много машин, слишком много заводов, слишком много детергентов, слишком много пестицидов... слишком мало воды, слишком много CO2 – все может быть прослежено легко к тому, что СЛИШКОМ МНОГО ЛЮДЕЙ".
Поль Р. Эрлих, Популяционная бомба, 1968 г.

"Все виды расширяются настолько, насколько позволяют ресурсы и позволяют хищники, паразиты и физические условия. Когда вид осваивает новый ареал обитания с обильными ресурсами, накопившимися до его появления, популяция быстро растет, пока ресурсы не истощатся."
Дэвид Прайс. Энергия и эволюция человека, 1995 г.

Проблемное замещение

Недавний выпуск журнала Global Footprint Network (Почему число ног имеет значение, 1, 12) указывает, что:

характерной чертой дискуссии о демографической проблеме в журнале Economist было то, что обсуждались вызовы экономике в условиях, когда ’численность нации уменьшается . В этой связи статьей Как действовать, когда численность населения падает, 28 июля 2007 г., Economist пытается минимизировать озабоченность о мировой популяции, говоря, что мы “едва ли близки к точке [ресурсного] истощения”.

Economist получил потоки писем, в которых утверждается, что растущая мировая популяция и истощение ресурсов являются действительно серьезными проблемами. Economist опубликовал много комментариев:Популяция и недовольные ею: освещай свои следы, но береги ноги. Таково было это слишком подчеркнутое глубокое непонимание взаимосвязи между численностью населения и человеческими требованиями к биосфере, и в частности, смешение понятий скорости роста населения и численности населения.

Можно провести сравнение между формами смешения в случае 4 вариантов запрета, в разной степени связанного с угрозой человеческому существованию:

Пример с Холокостом вызывает вопрос в отношении приемлемости учреждения уголовного положения в отношении запрета какого-то явления в прошлом, в то время как не удается расширить уголовное право на запрет обсуждения явлений, сравнительный анализ которых показывает, что они ведут к гораздо более сильным страданиям и фатальным последствиям. Этот вопрос особенно актуален тем, что первичная цель пополнения уголовного права запретом на обсуждение Холокоста – явления прошлого – состоит в том, чтобы рассмотреть возможные нарушения очевидности, которые могли бы преуменьшить риск повторения таких явлений в будущем. Удивительно, что этот аргумент не применяется к последствиям многочисленных конфликтов с фатальными исходами, вызванных авраамовыми религиями – несмотря на такую очевидность, как мешки с телами (там, где они не были собраны бульдозерами или сожжены).

С другой стороны, предположительно можно было бы аргументировать, следуя крученой логике последнего примера, что напоминание об угрозе перенаселенности должно преследоваться по закону – чтобы не стимулировать террор в популяции как аккумулированную реакцию на ее последствия. Эта логика была видна на определенной стадии дебатов по изменению климата, когда наказания получали сторонники признания этого явления – процесс даже более показательный, чем то, что было с адвокатами "семейного планирования".

Смещение фокуса на ближайшие причины

Вот трагические и вместе с тем курьезные примеры такого смещения на ближайшие причины:

  • в Украине в 1932—33 гг., как оценивается, 7—10 млн. человек умерли в период того, что на Западе называется Большой Голод (в Украине это называется Голодомор). Советские власти объяснили это плохим урожаем. Теперешний президент Украины указывает, что "их намерение было освободить себя от ответственности и запретить узнавать о причинах и следствиях этой трагедии... Говорить о Голодоморе было преступлением против государства... Голодомор был актом геноцида, призванным подавить украинский народ." (Viktor Yuschenko, The Holodomor, Wall Street Journal, 27 November 2007). Современные историки согласны, что голод был вызван политикой советского правительства, а не естественными причинами; и, как считается, он был умышленно срежиссирован советским руководством
  • инцидент, в котором пассажирский теплоход затонул в Антарктике в результате столкновения с айсбергом, был описан под шапкой "Айсберг обвиняется в том, что продырявил теплоход-исследователь" (Guardian, 24 November 2007)
  • придорожные деревья охотно называются причиной при их соударении с автомобилями – независимо от скорости машины и состояния водителя. Власти могут тогда ощутить призыв к устранению этих деревьев. Подобные аргументы могут быть применены и в отношении диких животных.

В данных о смертности, собранных по всему миру Всемирной Организацией Здравоохранения по "причинам смерти", систематически фиксируются ближайшие причины. ВОЗ избегает каких-либо указаний на условия, вызвавшие указанную причину смерти, полагаясь на категории Международной классификации болезней – т.е. не на то, что вызвало "болезнь". Причина смерти, таким образом, систематически прикрывается авторитетными данными, которые для этой цели служат. Например, данные скрывают тот факт, что:

  • из 11 миллионов детей моложе 5 лет (умирающих ежегодно в мире), более половины умирает от причин, связанных с голоданием. Но, согласно организации Свобода от Голода (Информация о голоде, 2007), только немногие из этих смертей являются прямым следствием голодного истощения, а не общих заболеваний (подобных диарее, ОРЗ, малярии и кори), пристающей к уязвимым детям, чьи тела ослаблены голодом, первичной причиной их смерти. Однако не корневой причиной
  • около 40 процентов смертей во всем мире, как дают оценки, вызваны загрязнением воды, воздуха и почвы; такая экологическая деградация и сочетающийся с ней рост народонаселения являются важными причинами, стоящими за быстрым нарастанием болезней среди людей, о чем Всемирная Организация Здравоохранения недавно сообщила. Оба фактора дают свой ощутимый вклад в плохое питание и болезни 3,7 миллиардов людей [см. подробнее]. Однако это не корневая причина.

Несмотря на это избегание корневых причин, когда дело доходит до природных катастроф, по-видимому, имеется тем не менее форма признания корневой причины, которая совпадает с мировоззрением авраамовых религий, – с тех пор, как такие кризисы известны в страховом деле как "Акты Бога". И, что любопытно, при таких условиях Всемирная Организация Здравоохранения (Ответ на аспекты кризиса, относящиеся к здоровью, 2004) тогда признала, что:

Основная часть болезненности и смертности, связанная с такими кризисами, относится к людям, испытывающим нехватку самого необходимого для жизни. Системы местного уровня, которые нормально доставляют людям доступную пищу, воду, убежище и санитарию, обеспечивают личную безопасность и защиту от ущерба, охраняют здоровье, тут не функционируют, и национальные системы не способны с этим справиться.

Этот пункт можно было бы представить более резко, изучая "причины смерти", объявляемые статистикой смертности в случае массовых избиений. Ясно, что ближайшей причиной смерти мог действительно быть отказ физиологии организма – независимо от того, было это вызвано оружием, газом или облучением. Вопрос, который так слабо ставится, это степень ответственности религии за подготовленные акции, приведшие к кровавым избиениям, "причинами" которых называются просто симптомы-последствия. Почему внимание к "симптомам", а не к природе "болезни"?

Хотя признается, что эта резня ХХ века, часто в форме массовых избиений (связанных с геноцидом или нет), была самой кровавой в писаной истории (Matthew White. Инструменты смерти для рукотворных мега-смертей 20-го века, 2005 г.; Список массовых избиений, Wikipedia), но статистически почти никакого внимания не уделяется религиозной ответственности за эти избиения или степени причастности религии к ним. Исключениями являются попытки задокументировать сионистские избиения арабов (Список массовых избиений) и туземных народов (Список массовых избиений туземных австралийцев христианами и иудеями), особенно с мандатом "миротворчества" и "во имя Бога" как это было в обеих Америках (Американско-Индейский холокост). Вот недавние шокирующие примеры:

  • философ Бертран Рассел осудил 1-ю мировую войну как полностью христианскую по происхождению, поскольку "все три императора были набожными, и такими же были военные Британского Кабинета". В 1957 он объявил, что христианская церковь "была и остается главным врагом морального прогресса в мире"
  • Адольф Гитлер произнес в 1922 г. речь: "Мои чувства как христианина указывают мне на Господа и Спасителя как на воина". 6.000.000 евреев умерли по его приказам в той людской катастрофе, которая, как утверждают, была инспирированна памфлетом Мартина Лютера Евреи и их обманы
  • 60.000 ортодоксальных христиан, евреев и мусульман были уничтожены в период 1941—45 гг. фанатической солдатской католической организацией "Усташи", возглавляемой хорватским лидером Анте Павеличем. 
  • Избиение-геноцид в Руанде в 1994 г., в которой сотни тысяч людей были убиты, произошла в той стране, которая считалась самой христианской страной в Африке, где исполнители и жертвы были одной и той же веры.

Подобно Гитлеру, подстрекатели самых масштабных избиений (Иосиф Сталин, Пол Пот и др.) имели довольно слабо выраженную связь с религией, такую как присутствие некогда в христианских религиозных образовательных учреждениях. Влияние христианства, однако, много обсуждалось в специфических случаях, таких, как, например, (Церковь и геноцид в Руанде, Wikipedia). Роль религии теперь дебатируется в аспекте культивирования того, что проявляется в форме терроризма (Религиозный терроризм, Wikipedia), особенно в случае ислама (Исламское насилие, Wikipedia). Такие неблизкие влияния, конечно, медициной "причинами смерти" не называются. Есть ли "судебная" перспектива у того, что является недостатком в исследовании роли религии в случаях смерти?

Полезный вопрос мог бы быть задан: не является ли масштаб резни, инициировавшейся авраамовыми религиями на протяжении столетий, неким корректировочным, извращенным ответом их подсознательному коллективному признанию бессмысленности демографической политики за тот же период (см. John Ralston Saul, Бессознательная цивилизация, 1995). Не вовлечена ли эта вера в тот процесс, посредством которого религиозная инициация многих кровавых конфликтов стерлась из коллективной памяти – как это случилось с провалом в Ираке (Madeleine Bunting. Иракская война стала бедствием, которое мы выбрали, чтобы о нем забыть. Guardian, 5 ноября 2007 г.).

Не перестает удивлять, что любой возможный аргумент так или иначе выдвигается, чтобы избежать какого бы то ни было признания (или обсуждения) накапливающихся последствий постоянного роста народонаселения. Это в особенности согласуется с двумя необъявленными положениями:

  • с зависимостью существенно нестабильных экономик и бизнес-моделей от увеличивающегося числа людей как потребителей товаров и услуг, эффективно участвующих в пирамидной торговле, от которой правительства зависят из-за налогового сбора, связанного порукой
  • с зависимостью авраамовых религий от преждевременной глобальной катастрофы и системного развала, вне способности человечества решить, что таким образом будет приведено в действие вмешательство по-разному провозглашаемого Спасителя.

Несмотря на озабоченности, высказанные Исполнительным директором Экологической программы ООН, Глобальный экологический обзор, по-видимому, не содержит никаких ссылок на "религии" или "конфессии" – исторически главное политическое воздействие неуспеха ООНовских конференций обратиться к проблеме народонаселенности эффективно, как обсуждавшейся отдельно (Рождаемость: вызовы и ответственности перенаселенности, 2007). Следует ожидать, что когда вопрос будет, наконец, обсуждаться, узкий фокус на ближайшие причины осветит рост населения в Индии и Китае (как было с выбросами, влияющими на климат), затемняющий совокупную ответственность за неудачные действия (как с изменениями климата).

Ужасающая правда?

Если недавно установленную реальность климатических изменений
– как вторичного, связанного вопроса –
нужно продвигать и соответствующим образом приветствовать во всем мире как
Непривычную Правду,

то не стоит ли угрожающий процесс, который порождает ее, назвать, например, как:

Болезненная Правда?

Или, может быть, даже как:

Ужасающая Правда?

По необходимости "ужасающая" – ради лжи, которую она удобно поддерживает
во имя высших ценностей человечества?

Эвфемизмы и подложные обоснования

Есть определенная ирония в возможности, что в будущем осознают "глобальное потепление" как стратегический "фиговый листок", скрывающий вызовы перенаселенности – которая даже более иронична, чем дана в Книге Бытия как источник установления мифа авраамовых религий (обсуждаемых ниже). "Фиговый листок " с Древа Познания, которым Адам и Ева "прикрыли свою наготу", (Бытие 3:7), остается важным символом для этих религий (see Форум Фигового Листка). Содержится ли в этом выражение притворной стыдливости, или фрейдистской закомплексованности, мешающей такой дискуссии и направляющей ее на "климат" и "потепление"? В мире эвфемизма фиговый лист, конечно, поддерживает иллюзию, что за ним нет "ничего", достойного рассмотрения.

Новый Генеральный Секретарь ООН неоднократно заявлял, что климатические изменения должны считаться неотложным делом, таким же значительным, как угроза мировой войны, – и причиной, чтобы быть приоритетом его офиса (Климатические изменения – это наш приоритет, сказал глава ООН, Guardian, 2 марта 2007 г.; Подход к работе системы ООН над климатическими изменениями). Положительно какой-то неотложно угрожающий фиговый листок! Можно поинтересоваться, почему он не считает угрожающим демографический взрыв -- по крайней мере столь же угрожающим, как мировая война.

К сожалению, было заявлено, что предыдущий Генеральный Секретарь ООН, возглавлявший Миротворческую Миссию ООН во время кровавого геноцида в Руанде в 1994 г., отвел войска от вмешательства по предотвращению этого избиения (Roméo Dallaire, Рукопожатие с Дьяволом: Поражение гуманизма в Руанде, 2003). В Демократической Республике Конго (ДРК) не менее 5 миллионов человек погибло с 1994 г. в наложившихся друг на друга конвульсиях этнического и срежиссированного правительством избиения; около четверти миллиона погибло в Дафуре (Glen Ford. Повесть о двух геноцидах – в Конго и Дафуре, CounterCurrents.org, 18 июля 2007 г.; В конфликте в Конго убито 4,7 млн. , Guardian, 8 апреля 2003 г.). Эти события вызвали малый протест и еще меньше действий – по контрасту с интервенцией в Ираке.

Эти ужасающие события значительно удлинили два срока его пребывания в офисе (с начала 1997 г. до конца 2006 г.) как Генерального Секретаря организации, учреждавшейся для обеспечения того, чтобы резня масштаба 2-й мировой войны больше не повторилась. Как христианин, он верил, что его религиозные учители и священные книги внедрили в него принципы, которые направляют его жизнь и деятельность. Такие принципы, казалось бы, находятся в серьезном противоречии с теми, которые часто заставляли Махатму Ганди рисковать собственной жизнью и карьерой в знак протеста против несправедливости – особенно в форме голодовок в ответ на условия «неприкасаемых» и кровопролитие во время раздела Индии и Пакистана. Никогда не было подобного вмешательства, чтобы обладатель офиса в высоком учреждении должен был бы пожертвовать карьерой, угрожая уйти в отставку, или объявить голодовку, чтобы выразить осуждение бездействию на международном уровне. Имея за собой ООН, Генеральный Секретарь был удостоен Нобелевской премии мира в 2001 г.; Ал Гор после этого, в 2007 г., возглавил Международную панельную дискуссию в ООН об изменении климата.

Глубокая ирония содержится в том, что человечество постоянно ставится перед проблемой системной дестабилизации, из-за того, чему можно было бы дать название слияние неконтролируемых выбросов. В частности, по причине их комбинированного воздействия можно обнаружить значительную степень системной эквивалентности к этим различным формам "выбросов":

  • неадекватно ограничиваемые выбросы газов, являющиеся предметом озабоченности "зеленых", обычно рассматриваются как жизненно необходимые для экономического роста – обостряющие климатические изменения и их фатальные последствия;
    • однако такие газообразные углеродные выбросы являются лишь "вершиной айсбергаg" целого ряда материальных выбросов в виде химических загрязнителей и отходов, которые, благодаря эффекту туннельного зрения, считаются незначительными в сравнении с газовыми выбросами, чье влияние на чувства далеко менее очевидно – исключая их спорные непосредственные воздействия на погоду и изменения климата
  • стрессовое воздействие на здоровье шумовых выбросов, – явно обусловленное перенаселенностью
    • при этом оно является лишь самым очевидным из нематериальных выбросов, включающих широкий спектр электромагнитного излучения, из которого лишь световое загрязнение является непосредственной озабоченностью немногих, хотя последствия радиоактивности распространятся на тысячи лет
  • открыто распространяемые радио- и телевыбросы меняющегося правдоподобия, и мнения (как в этом документе), распространяемые через интернетные и другие форумы, эффективно повышают турбулентность климата общественного мнения
    • однако, при взрывном росте числа концептуальных моделей, не слишком заметна озабоченность в адекватной направленности внимания на корректирующие действия в ответ на избыток недостоверной информации и на злоупотребления в ее использовании
  • несдерживаемая эмиссия директив, указов, деклараций, резолюций и предписаний, исходящих из властных структур различной степени легитимности
    • опять-таки типично то, что без каких-либо соображений об их согласовании
  • несдерживаемая биологическая эмиссия, обеспечивающая человеческое воспроизводство
    • усугубляющая многие другие проблемы глобальной экологии, как здесь обосновывается

Симптоматика способа, позволяющего избегать проблему перенаселенности, состоит в использовании эвфемизма, чтобы обсуждать крикливые манифестации по поводу ее, когда их нельзя избежать:

  • "популяционное давление" трактуется как ультимативная причина многих проблем, чтобы избежать какой-либо дискуссии о причинах, коренящихся в этом "популяционном давлении"

  • "смертность" используется как дескриптор смертных исходов для того, чтобы избежать какой-либо дискуссии о корневых причинах этих смертей – кем они были результативно, если не умышленно, обеспечены. Пришло время "назвать кошку кошкой". Нейтральный термин "смертность" затемняет реальность того, что смерти эффективно организуются. Более уместно констатировать, что за "оправдания смертных случаев" реально берутся те партии, которым недостает решимости взять на себя ответственность за исполнение.

Терминология и аргументация не только используется так, чтобы затемнить и нейтрализовать ответственность религий и институций, находящихся под их влиянием, но еще и чтобы:

  • ввести страдание и смерть в рамки самых непосредственных причин (как отмечалось выше), избегая каких-либо ссылок к первичным причинам в цепи ответственности
  • отрицать какую-либо ответственность за страдание и смерть как следствия умышленного воздержания от помощи тем, кто страдает или находится в смертельной опасности (синдром Понтия Пилата).

Многократно утверждалось (как показывает статья в Economist), что, несмотря на указанную неспособность на протяжении нескольких десятилетий предоставить товары и услуги в достаточном количестве, человечество имеет нужную изобретательность разрешать эту проблему и распределять необходимые ресурсы. Доказательство утверждения не приводится, так что его можно считать лишь заявлением.

Эта драматическая брешь между потребностью в практических и инновационных идеях для разрешения комплексных проблем и реальным обеспечением этими идеями была проанализирована Томасом Хомер-Диксоном ( Брешь в изобретательности, 2000 г.). Можно было бы привести довод, что вероятность ожиданий, что столь необходимая изобретательность будет обеспечена имеющимися учреждениями, исчезает на глазах как те источники воды, от которых люди находятся в такой зависимости.

Противоречия, связанные с "правом на жизнь"

Любая попытка обсудить "неостановимый рост населения" сталкивается с чрезвычайно хорошо оркестрированными и щедро финансируемыми кампаниями "Право на Жизнь". Они сосредотачиваются на трех проблемах:

  • аборт – это форма убийства (при полном пренебрежении какими бы то ни было соображениями о последствиях рождения ребенка, которого не могут вырастить)
  • использование контрацептивов, как разновидность аборта, тоже является убийством
  • эутаназия – это форма убийства (при полном пренебрежении какими бы то ни было соображениями о максимизации боли и страдания и вредного воздействия на дальнейшую жизнеспособность семьи, вынужденной жертвовать скудные ресурсы на возрастающие расходы по лечению для поддержания жизни).

Вышеназванное проблема не допускает согласования принципов, на которых она базируется:

  • с оправданиями использования крайних мер наказания, при возможности исполняемого мучительным и негуманным образом
  • с оправданиями использования методов допроса, при возможности исполняемого мучительным и негуманным образом и оканчивающегося смертью
  • с оправданиями (в терминах доктрины "справедливой войны") конфликтов, порождаемых религиями, в форме крестового похода и джихада, и связанного с ними "косвенного вреда", затрагивающего невинные стороны
  • с подстрекательством к заказным убийствам (особенно "неверных" и верующих других конфессий), включая фатву -- например, путем евангелического увещевания убить Президента Венесуэллы (Пат Робертсон призывает к убийству Хуго Чавесаz, август 2005 г.; Пат Робертсон вновь призывает к убийству Хуго Чавеса, февраль 2006 г.); в президентских выборах 2008 г. кандидаты в президенты усердно искали поддержки Робертсона (Социал-консерваторы США критикуются за поддержку Джулиани Робертсоном, 9 ноября 2007 г.)
  • с соучастием в убийстве тех, кто подозревается в совершении абортов, независимо от их обоснованности
  • с миллионами смертей за год (как показывает вышеприведенная таблица), являющихся следствием невозможности остановить рост населения.

Трагическая ирония состоит в том, что единственный вопрос, в котором авраамовы религии сходятся в общей причине, является оппозиция к любому ограничению роста населения. Наоборот, они веками получали удовольствие, систематическим образом провоцируя кровавые конфликты друг против друга, чтобы наилучшим образом использовать тех, чье существование они обеспечили. Удивительно, что они продемонстрировали замечательную способность признавать "сатанинские" извращения истинной веры друг у друга, также как и в других религиях (см. Кришнан Рамашвами и др. (ред.) Вторжение неприкосновенных: анализ учений индуизма в Америке, 2007 г.)

Максимизировать страдание -- или "оптимизировать его"?

Страдание и (возможно следующая за ним) смерть усугубляются с помощью:

  • структурного насилия, конкретно в форме насилия, являющегося результатом систематических методов, какими определенная социальная структура или общественная институция убивает людей не сразу, не давая им удовлетворять их жизненно важные нужды. Институализованный элитаризм, этноцентризм, классовые барьеры, расизм, сексизм, запрет супружеской неверности, национализм, гетеросексуализм и возрастные ограничения являются как раз такими примерами структурного насилия. Жизненное пространство сужается, когда люди социально скованы, политически подавлены или экономически эксплуатируемы. Структурное насилие и прямое насилие в высокой степени взаимозависимы. Структурное насилие неизбежно ведет к конфликтам и часто к прямому насилию, включая насилие в семье, расовые волнения, преступления на почве ненависти, терроризм, геноцид и войну.
  • обеспечения рождаемости людей в условиях, при которых, как признается, они, вероятнее всего, будут страдать и умирать из-за недостаточной заботы или средств к существованию
  • воздержания от помощи людям при смертельной опасности, включая тех, чьих рождений и страданий можно было избежать
  • продления, крайне недостойным образом, жизней страдающих от смертельных болезней или от своей нежизнеспособности, когда они выразили желание подвергнуться эвтаназии в какой либо форме и определили время своей смерти
  • культурного насилия, являющегося результатом притворства, запрещающего признание прямого и структурного насилия.

Рост общего количества страданий в мире видится неизбежным процессом, призванным запустить сценарии "конца времен", после которого, как они верят, страдание будет облегчено – для тех, кто останется жив и разделит их особую веру. Те же, кто не разделяет их особую веру, обрекаются на страдание худшее, чем смерть, – возможно, вечное.

To what extent is doing nothing about suffering the ultimate perversion of the values promoted by the Abrahamic faiths -- and above all to ensure nothing is done, or even envisaged? It is in this that the Abrahamic faiths have been most effective and will continue to be so. And it is indeed through this perversion that the maximum level of suffering and unnecessary death will occur -- to reduce the population to sustainable levels.

До какой же степени ничего не делается в отношении страданий из-за предельного искажения ценностей, продвигаемых авраамовыми религиями – и к тому же обеспечивается, чтобы ничего не было сделано или даже рассмотрено?! Именно в этом авраамовы религии были самыми эффективными и будут продолжать быть таковыми. И в самом деле, именно из-за этого максимальный уровень страдания и излишние смерти будут происходить – чтобы снизить численность населения до устойчивого уровня.

Методология анализа потребностей

Как можно убедиться, в то время как огромные ресурсы тратятся специально для изучения способов приводить к страданиям и смерти, и то и другое с гарантией, очень немного усилий было направлено на то, чтобы определить подлежащие причины смертей и уровень предшествовавших им страданий. Особенно недостаточным, как отмечалось выше, является методический анализ системных зависимостей от продолжающейся оппозиции облегчению страданий и связанной с ними смертностью, в которой находятся авраамовы религии. Каким точно был вклад их политики в эту ситуацию? Какая доля смертности и страданий, каковая могла бы быть легко выяснена, лежит на их ответственности, и какая возникает от других факторов?

Один из подходов к анализу цепей зависимостей и связанных с ними петлей обратной связи может быть показан на примере Проекта Мировых Проблем (который совсем недавно разработан благодаря Наде МакЛарен). Цепи зависимостей, ассоциированные с перенаселенностью в следующей таблице, выведены из той работы. Она допускает различные формы Интернет-визуализации (см. Предварительные карт-сетевые исследования баз данных по Вопросам, Мировым проблемам, Глобальным стратегиям и Ценностям, , 2006). Карт-сетевой пример выразительно поданных визуальных представлений анализа связи возможных "воаросов Где, Когда, Что, Какой, Как, Кто и Почему, которые должны быть заданы о связи между Верой и Благополучием" (взаимоувязка 2980 вопросов и 4804 линков между ними). Другим применением, специально предназначенным для стратегического причинного картирования, является Исследователь Решений (John M Bryson и др. Видимое мышление: раскрытое причинное картирование для получения результатов в бизнесе, 2004; Colin Eden & Fran Ackermann. Разработка стратегии: Турне стратегического менеджмента, 1998). Ясно, что имеется возможность для применения таких методик к связи между верой и перенаселенностью.

С другими подходами можно ознакомиться благодаря пакетам документов, таким как RiskOutlook, которые могли бы привлечь более пристальное внимание к опасности, связанной с позицией, занимаемой авраамовыми религиями. Уместно заметить, что большинство проблем, непосредственно усугубляющих перенаселенность по указанным ниже картам, являются проблемами, оказывающими свое подавляющее воздействие со стороны авраамовых религий. Эти проблемы в правой части карт частично соответствуют рядам в той таблице, что сверху, как усугубляемые перенаселенностью. Перенаселенность (красный овал) с указанием проблем, усугубляющих ее (слева от него) и проблем, усугубляемых ею (справа от него).

Перенаселенность (красный овал)
с указанием проблем, усугубляющих ее (слева от него), и проблем, усугубленных ею (справа от него)
Данные из Проекта мировых Проблем, введенные в FreeMind и выведенные в виде образов
"Оппозиция религии контролю рождаемости": эта проблема подчеркнута голубым
Указание на формы менее детализированных образов
(см. легко читаемую версию в legible version)
Указание на формы частично проработанных образов
(кликните больший формат legible version)
Problems aggravating overpopulation and aggravated by it Expanded map of problems aggravating overpopulation and aggravated by it
Читатель может также изучить полную карту в браузере FreeMind (4 уровня).
Она позволяет селективно в расширенном/сжатом виде представить 270 осложняющих и 1025 осложненных проблем
(на этой карте начните справа, выбирая нужные инструменты; сведите увеличение до 25%;
кликните, чтобы раскрыть или свернуть его)

Самый проработанный и вдумчивый методологический подход к сфере страдания представлен благодаря исследованиям R.G.H. Siu и Международного общества панэтики. Они разработали понятие "дукха" как меру страдания. Дукха для сообщества панэтиков – это мера продолжительности и интенсивности страдания и боли, которая перестроена из 9-разрядной гедонистической шкалы, использующейся для поддержки субъективных суждений в маркетинге. Дукха является также центральным понятием буддизма.

"Мегадукха" выражает по порядку величины страдания, испытываемые в течение 10 часов ежедневно на протяжении года 1000 человек, каждый из которых имеет по несколько язв желудка и не получает медицинской помощи. Johan Galtung провел дальнейшие исследования этого подхода (Панэтика и практика мира и развития , 1999 г.).

В специальной дискуссии (Varieties of Terrorism: extended to the experience of the terrorized, 2004) был поднят вопрос о степени, в какой климат экзистенциального страха и террора, включая и то, что культивировалось при проведении допросов-расследований неверности, мог бы ассоциироваться с такими мерами страдания. Какова корреляция между страданием и страхом? В дискуссии, приведенной там (см. Broadening the taxonomy of terrorism), внимание было привлечено к классическому пониманию многообразия проявлений страха (Jan Edward Garret, The Passions according to the Classical Stoa, 2000), к концепции Джейна форм несправедливости (himsa), и к таксономии страха, разработанной для СМИ (Oscar Sharp и Tom DeVille, Taxonomy of Fear).

Эта дискуссия обеспечила контекст для раздела Различение степеней страха и ужаса, в котором было воспроизведено табличное представление Сью Оцениваемое страдание в мегадукхах, нанесенное американцами братьям американцам в 1979 г. (см. G.H. Siu. Панэтика и дукха: интегративное изучение причинения страданий и сокращения их. 1993; Chapter 4, Table 2). Оно включает опытную оценку вклада "церковных лидеров" в причинение страданий, ассоциирующихся со следующими проблемами: Незанятость и бедность; Загрязнение окружающей среды; Риск и стресс, связанные с характером работы; Преступность; Судебная система; Потребление алкоголя; Курение; Душевные муки. Эта методология предполагает возможности для расширения приведенной выше таблицы.

Любопытно, что эта методология выяснения причин страданий была систематически разработана под опекой авраамовых религий, тогда как методология по определению и смягчению их развивается теперь в русле неавраамовых религий.

По крайней мере для христианства, его теперешняя степень соучастия в антигуманных допросах и пытках проявляется в его молчаливой поддержке, через посредство "военных капланов", акций военных детективов в центрах расследований (Guantanamo Bay, Bagram, Abu Ghraib, и т.д.). Ирония, однако, в том, что поскольку такие "капланы" по умолчанию имели межконфессионный мандаты, то они могли считаться представляющими более широкий спектр поддержки авраамовыми религиями. Христианство по крайней мере имеет долгую традицию соучастия в мучительных допросах и считает их типичные фатальные последствия морально оправданными как находящимися в интересах бессмертной души страдальцев. Протесты против причинения страданий таким образом заметно замалчиваются во многих странах, где преобладают авраамовы религии. Толерантность к страданиям "где-то там" и подводимых под ответственность "других" относительно высока. От соучастия с легкостью отказываются.

Это, однако, в меньшей степени проблемы, возникающие из-за обсуждаемого количественного роста населения, но скорее процесс, при котором аргументы и призывы выдвигаются церковной наукой и правительством с оглядкой на политику роста населения. Соответственно, другой полезный подход – это тот, что используется адвокатами критического мышления, а именно программно поддерживаемое картирование аргументов, относящихся к комплексным проблемам (см. аннотацию и веб-источники на Аргумент-картирование). Одним из примеров является применение аргументной визуализации Rationale, что облегчает построение диаграмм размышления и аргументирования (см. Paul Monk и Tim van Gelder. Усиление понимания сложных аргументов, 2004). Не удивляет, однако, то, что аргумент-картирование, относящееся к сложности проблемы перенаселенности, не слишком широко доступно – даже если оно и существует в обширных базах данных. Пример такой "карты знаний", созданной (автором) с помощью каузального картирования – пакет Decision Explorer, – представлен ниже. "Аргумент-карта", относящаяся к проблеме населенности, имела бы с ней большое сходство и могла бы быть изготовлена в том же пакете.

Использование сетевого картирования террора
для иллюстрации требований к картам аргументов и проблем,
относящихся к несдерживаемому росту населения
(основано на картировании exercise в 2002 г.)
(кликните здесь, чтобы увидеть полноразмерную, легко открываемую PDF-версию)

map of terror network

Однако любое такое картирование в связи с религией должно по необходимости принимать в расчет превалирующее значение, придаваемое символическому измерению в некоторых случаях, например, на Ближнем Востоке (Scott Atran и др. Сакральные барьеры конфликторазрешения. Science, 317, 24 August 2007). Внимание также должно быть привлечено к потребности заключить в себе "когнитивные увертки" из-за различий в перспективах религий (Potential Misuse of the Conveyor Metaphor: Recognition of the circular dynamic essential to its operation, 2007).

Защищаемая аргумент-карта, относящаяся к перенаселенности, по необходимости включала бы обе системные петли обратной связи и то, что могло бы быть признано "замыкающим аргументом". Если имеется настенная диаграмма постерного размера для облегчения понимания метаболических связей, благодаря которым поддерживается индивидуальная жизнь, мы могли бы использовать предлагаемую карту, чтобы она послужила подобной цели, приняв во внимание действия, из-за которых коллективная жизнь находится под угрозой, вызванной несдерживаемым ростом населения (см. Biochemical Pathways: Metabolic Pathways; Biochemical Pathways: Cellular and Molecular Processes; Metabolic Pathways Международного Союза Биохимии и Молекулярной Биологии).

Чтобы облегчить понимание циклов метаболических диаграмм, был придуман популярный набор мнемонических зонгов-правил (Harold Baum. The Biochemists' Song Book, 1982/2003). Ясно, что подобный набор зонгов мог бы быть придуман, чтобы помочь осознать круговую игру аргумента, так часто используемую в связи с демографическими проблемами. В этой связи, зная о многих последствиях перенаселенности для здоровья, уместно отметить отвратительные исторические источники детской прибаутки "Ring a Ring o' Roses" с ударной строкой "We all fall down". Это возвращает нас к Большой Лондонской Чуме 1665 г. и, возможно, к Черной Смерти 1340 г. (в которых число погибших оценивается в размере от одной до двух третей населения Европы; симптомы чумы включали розово-красную сыпь на коже в форме кольца. Ясно, что смысл создания таких зонгов скорее в том, чтобы облегчить системное постижение возникающих проблем, чем объяснить потом их катастрофическое проявление.

Утверждение морального авторитета

Авраамовы религии культивировали позицию фарисейской морали и морального авторитета в обществе как гарантию принципов, оправдывающих все то, что выше. Они в то же время оказались не в состоянии примирить эту позицию с теми формами систематически запрещаемых злоупотреблений, подрывавшими истинность таких утверждений (вопреки недавним исторически беспрецедентным удавшимся призывам, с которыми выступили пострадавшие от соучастия религий в таких злоупотреблениях).

Авраамовы религии традиционно защищали появление в их среде отдельных личностей, являющихся примерами ценностей, которыми вдохновлялась их вера. В случае христианства на протяжении столетий такие исключительные личности канонизировались и обявлялись священными – особенно когда они преследовались за их веру и богоугодное поведение (в том числе и их собственными религиозными авторитетами).

Авраамовы религии уделяли особое внимание своим общинам верующих. Такое внимание находилось в соответствии с их позицией по отношению к тем исключительным личностям, которые появлялись в этих общинах, чтобы совершать акты насилия массового масштаба (особенно типа избиений), на меньшем и более селективном уровне (через посредство крестовых походов, джихада и самоубийственных взрывов), или на индивидуальном уровне (в подстрекательстве к убийству, в жестоком обращении с беззащитными). Далее, с учетом их дискриминационного отношения к женщинам, которое они, каждая по-своему институацилизировали, особое внимание есть смысл обратить на тот способ, каким вера при такой обстановке в сообществах может быть скрыто использована лицами, ведомыми мыслью выставить свои ценностные ориентации как примеры для подражания. В случае христианства, скандалы, в которых оказались замешаны самые блестящие телеевангелисты (Christian evangelist scandals), как и сексуальные злоупотребления священников (Roman Catholic sex abuse cases by country; Homosexuality in the Roman Catholic priesthood), есть свидетельство характерного поведенческого паттерна, что было исторически самым очевидным в аргументах в пользу протестантской реформации.

Казалось бы, имеется сложный процесс, благодаря которому некоторые лица превозносятся как носители ценностей, основанных на вере, возможно, даже вопреки осуждению их учреждениями, тогда как раскрепощенное поведение других систематически отвергается или освобождается от иррациональности (только если оно стало слишком бросающимся в глаза) как полностью такие ценности не выражающее. Как с тенденцией производить потомство, такое поведение может быть выражено как единственное слишком человеческое проявление "человеческой природы", для которой каждое выражение сочувствия считается естественным. Особо уместным оказывается паттерн довода и эмоциональной мольбы, который используется, чтобы можно было считать такое поведение уместным (см. Michael James Giuliano, Thrice Born: The Rhetorical Comeback of Jimmy Swaggart, 2002).

Вопрос, таким образом, заключается в том, в какой степени этот сложный процесс является внутренне ответственным за сложную и тонкую форму структурного насилия против гуманности – преступления против гуманности, – в которой все вовлеченные уполномочены отрицать свою сопричастность. Этот процесс может быть в очаге вызова перенаселенности.

"Связанный Исаак"
архитипически-этическая дилемма для авраамовых религий
– подобен Отцу, подобен Сыну? –

В Википедии содержатся обширные комментарии, разложенные по столетиям, о значении готовности Авраама принести в жертву своего сына Исаака в ответ на осознание требования Бога (как описано в Бытие, 22). [См. Симпозиум о принесении в жертву Исаака в трех монотеистических религиях, 1995; Иудейская перспектива (Акедах); Исламская перспектива (Дабих)]. Это событие вспоминается на 1-й странице в еврейском календаре и на 10-й–13-й – в мусульманском календаре. Авраамовы религии продолжают вовлекать в жертвоприношения, – по- разному интерпретированные.

Можно было бы спросить, не соревнуются ли теперь авраамовы религии в этой преданной готовности жертвовать людьми, часто метафорически называя их "детьми", в ответ на их очень человеческое понимание требований Бога. Это, как могло бы показаться, является их верой, что в "конце времен" Бог объявится, чтобы оправдать эту веру и исправить ситуацию.

Почему должны эти религии, которые сыграли такую центральную роль в недавней человеческой истории, иметь в качестве общего обосновывающего мифа эту историю о человеческом жертвоприношении? И почему им из-за того надо жертвовать "детьми" других – в "промышленном масштабе"? И распространять эту готовность приносить в жертву и на тех, называемых "скептиками"?

Символически говоря, "Исаак" продолжает находиться связанным на алтаре веры, к которому "Авраам" подносит свой нож. Однако, предвидя, что исполнение в финале выглядит несколько непродуманным или предосторожным, авраамовы религии, по-видимому, уже выискивают себе воздаяние в увеличении численности своих детей. Что это – необоснованное применение Принципа Предусмотрительности?

"Gott mit Uns"
"Dieu et Mon Droit"
"В бога мы верим"

"Веруй в Аллаха – но привяжи сначала своего верблюда"

Применения базового мифа для будущего управления, основанного на вере

Таково теперешнее значение связанного Исаака как фундаментального мифа, что антрополог Кэрол Дилэни (Авраам, Исаак и некоторые неявные предположения о нашей культуре: Влияние Авраама на иудаизм, христианство и ислам. Humanist, май 1999 г.) сформулировал следующий вопрос (ссылаясь на событие 1990 г., когда отец принес в жертву своего ребенка, "поскольку Бог сказал ему так сделать"):

Так что, может быть, нам следует подвергнуть судебному разбирательству и историю с Авраамом. Потому что, хотя современный случай помогает в более близко эмоционально воспринять историю с Авраамом и поставить несколько вопросов, но он не может поднять самого важного вопроса: почему готовность жертвовать чьим-то ребенком является квинтэссенцией веры; почему нет страстной защиты ребенка? Каким была бы структура нашего общества, если бы это стало верховной моделью нашей веры и обязательством? Критически рассмотрев историю с Авраамом, я полагаю, мы смогли бы что-то понять.

Если верно, как предполагает автор Шалом Шпигель, что "история с Авраамом возобновляется во всякое время кризиса", то пришло время взглянуть на это по-другому. Теперешний кризис общества коснулся ценностей, самих ценностей, которые, я думаю, воплощены в истории с Авраамом – не только вера и жертвоприношение, но также природа власти; основа и структура семьи, ее гендерные определения и роли; и какие дети, при каких условиях, будут считаться подходящим и намеченными для этого. Моя цель не в том, чтобы вновь взбадривать эти ценности, а в том, чтобы сомневаться в их обоснованности.

До тех пор, пока она формирует три религиозные традиции, их этические ценности и их взгляды на общественные отношения, это формирует реалии, которыми мы живем. Даже если мы не верующие, каждый из нас, воспитанный культурой иудаизма, христианства или ислама, испытал влияние ценностей, позиций и структур, представленных на примере этой истории.

Потому важно раскрыть совокупность предположений, делающих эту историю возможной, чтобы оказаться за этой историей....

Важно осознать, насколько центральным является этот миф для современного понимания внутри каждой из авраамовых религий. Дилэни указывает, например:

Для верующих эта история занимает центральное место для каждой из этих религий, как в теологическом, так и в ритуальном смыслах. Евреи ежегодно цитируют Бытие, 22 на новогодней службе Рош Хашанах; она также включена как часть ежедневных утренних молитв благочестия. Христиане полагают, что эта история предвосхищает распятие, когда "Бог Отец приносит в жертву своего единственно рожденного сына" чтение Бытия, 22 является традиционной частью служб во время Пасхальной недели. Миссия Мухаммеда была напоминать людям, что одна истинная религия была дана вначале Аврааму. Каждый год мусульмане драматично разыгрывают события самого священного дня мусульманского календаря – Праздника Жертвоприношения, – который приходится на окончание ритуалов Хаджа. В этот день, в Мекке или дома, каждый мужчина – глава семьи приносит в жертву барана (или другое животное) вместо предназначенного ребенка. И каждый ребенок мужского пола может вообразить, что, по воле божьей, там мог быть он.

Дилэни делает сильный упор на то, что этот фундаментальный миф имеет также существенное значение в формировании межчеловеческих отношений в обществе – даже для неверующих:

История Авраама передает потомству моральное наследие, в котором нас учили не ставить под вопрос авторитет "отцов", даже тогда, когда мы предаем детей. Современные реальности иллюстрируют способы, в которых жертвоприношение и предательство детей были институализированы. Кто-то может указать на ужасные условия, в которых живет большинство детей в мире. С детьми жестоко обращаются их родители, более часто отцы или те, кто их заменяет, или священники – те самые "отцы", что замещали Бога и чья миссия состоит в защите детей. Кто-то может включить войну и указать на то, что "дети" отправлялись на сражения, учиненные стариками, и что военный бюджет США значительно превосходит социальный бюджет. Недавние дебаты по расходам на вооружение показывают, как "отцы" (государства) используют свою власть, чтобы определить судьбу целового поколения детей.

В этом контексте, зная о мощном инвестировании в изготовление, продажу и использование вооружения ("оружия") – особенно в странах, в которых авраамовы религии являются основными для культуры и управления, – кто-то может уместно спросить, каково значение "ножа", занесенного фигурой отца над телом ребенка. По словам Дилэни:

Подобно этому ножу, вечно поднятому в воздухе, несколько вопросов должны подняться в наших умах. Почему готовность принести ребенка в жертву является моделью отца? Что является функцией послушания? Почему так мало внимания уделено предательству ребенка?

Вопрос, поднятый выше, состоит в том, не формирует ли этот фундаментальный миф в глубинной сути готовность рождать детей как можно больше, для того, чтобы столкнуть общество как можно больше со страданием и смертью, – обязывая людей таким образом попасть в зависимость от авраамовых религий и от их ожидаемого божественного вмешательства.

Это миф, который предлагает толкование сложных связей, природа которых неотчетливо простирается далеко за пределы какой-либо простой характеризации типа "позитив" или "негатив" (Джозеф Кэмпбел (Мощь мифа, 1988). Карен Армстронг (Краткая история мифа, Melbourne, Canongate, 2005), обращает внимание на курьезный статус этого мифа в индустриальных обществах и его долговременно проявляемые функции:

Другой отличительносй характеристикой человеческого ума является его способность приобретать идеи познания, которые нельзя объяснить рационально.... воображение является тем качеством, которое создает религию и мифологию. В наше время мифическое мышление потеряло свою репутацию; мы часто отделываемся от нее как от нерациональной и потворствующей себе. Но воображение – это также качество, которое дает ученым возможность приносить в мир новые знания и изобретать технологии, которые должны сделать нас более могущественными.... Мифология и наука совместно расширяют мир человеческих существ. Подобно науке и технологии, мифология... не для того, чтобы устраняться из этого мира, но для того, чтобы дать нам возможность жить в нем более интенсивно...

Дилэни в этом контексте приводит аргументы:

Для того, чтобы идти против течения всего святого – надежд, веры, здоровья и жизни детей, – нам нужно произвести переворот ценностных ориентиров, новое нравственное видение, новый миф – одно это изменит курс истории настолько глубоко, как это сделала история Авраама.

Пока этот вызов не сделан, уместно признать степень, в какой авраамовы религии являются непосредственно ответственными за взятые на себя "оправдания смертей" в количествах, которые еще должны быть выяснены, – далеко превышающих архетипические человеческие жертвы, институализированные в прошлых веках в культуре ацтеков. Первые строки верхней таблицы являются указанием, какие числа можно считать вероятными.

Если "неизученная жизнь недостойна жизни" (согласно Сократу),
то могла ли неизученная вера представлять жизни других не имеющими ценности?


Сократ сказал эти слова суду Афин в 399 году до н.э. после того, как он был признан виновным в ереси и подстрекательстве к бунту. Ересь – это преступление, угрожавшее установленной религии, а подстрекательство к бунту – угрожавшее государству. Как философ, он был особенно оценен как первым обративший внимание на критическое мышление.

Цитируемая литература

William Aiken and Hugh LaFollette (Eds). World Hunger and Morality. Prentice-Hall, In, 1995 [contents]

Karen Armstrong. A Short History of Myth. Melbourne, Canongate, 2005

Scott Atran, Robert Axelrod, Richard Davis. Sacred Barriers to Conflict Resolution. Science, 317, 24 August 2007, pp 1039-1040 [text]

Dorothy Boorse. Overpopulation: ecological and Biblical principles concerning limitation. Worldviews: Environment, Culture, Religion, 7, 2003, 1-2 / March, 2003 pp 154-170 [abstract]

Janet Brazill. Overpopulation: a threat caused by religion. Racjonalista, 2003 [text]

Carol Delaney:

  • Abraham, Isaac, and Some Hidden Assumptions of Our Culture: Abraham's impact on Judaism, Christianity and Islam. Humanist, May 1999 [text]
  • Abraham on Trial: the social legacy of Biblical myth. Princeton University Press, 1998 [contents]
  • Was Abraham Ethical? Should We Admire His Willingness to Sacrifice His Son? The Markkula Center for Applied Ethics, 2001 [text]

FAO. State of the World Food Insecurity. Rome, 2002

Johan Galtung:

  • Panetics and the Practice of Peace and Development (Ralph G. H. Siu Memorial Lecture, Washington DC). 1999. [text]
  • Peace Research/Studies vs Christian Zionism World Views (11th World Congress for Center for Inquiry-International: "Scientific Inquiry and Human Development, Beijing, 2007)

Kevin Gary. Spirituality, critical thinking, and the desire for what is infinite. Studies in Philosophy and Education, 25, 4, July 2006 [text]

Global Footprint Network. Why the Number of Feet Matters, 1, 12, 2007 [text]

Mark Gowan. Overpopulation and Religion. July 2006 [text]

George H Hanford. How To Save the World: Through Critical Thinking (Paper presented at the Annual International Conference on Critical Thinking and Educational Reform, 13th, Rohnert Park, CA,1993). Eric ED370847 [text]

Roderick Hindery:

  • Identifying Religious Terrorism through Profiles of Propaganda. The Humanist, April 2003 [text]
  • Indoctrination and Self-deception or Free and Critical Thought? Lewiston, Mellen Press, 2001

Thomas Homer-Dixon:

  • The Ingenuity Gap. London, Jonathan Cape, 2000
  • The Upside of Down: catastrophe, creativity and the renewal of civilization. Resource and Conflict Analysis Inc, 2006

International Food Policy Research Institute. The Challenge of Hunger. 2007 [review review]

Anthony Judge:

  • Universal Declaration of Responsibilities of Human Intercourse: a draft proposal, 2007 [text]
  • Begetting: challenges and responsibilities of overpopulation, 2007 [text]
  • Thinking in Terror: refocusing the interreligious challenge from "Thinking after Terror", 2005 [text]
  • Varieties of Terrorism: extended to the experience of the terrorized, 2004 [text]
  • Is God a Terrorist? Definitional game-playing by the Coalition of the Willing, 2004 [text]
  • Global Strategic Implications of the "Unsaid": from myth-making towards a "wisdom society". 2003 [text]
  • Opportunity: reframing the problem of "overpopulation" 1994 [text]
  • Remedial Capacity Indicators Versus Performance Indicators, 1981 [text]

James Kanter. UN issues 'final wake-up call' on population and environment. International Herald Tribune, 25 October 2007 [text]

Yedullah Kazmi. The Role of Critical Thinking in Islam. Hamdard Islamicus, Vol. 23 (1): 27-36, Jan-March 2000

Muhammadullah Muhammad Khalili Qasmi. Does Islam Permit Critical Thinking? Mumbai, Markazul Maarif Education & Research Centre [text]

Larry Lohmann. Re-Imagining the Population Debate, Corner House Briefing 28, March 2003 [text]

Phillip Longman. Fertility, Faith, & the Future of the West. Books & Culture: a Christian Review, May/June 2007 [text]

Paul Monk and Tim van Gelder. Enhancing our Grasp of Complex Arguments, 2004 (Fenner Conference on the Environment, Australian Academy of Science, Canberra) [text]

Stephen D. Mumford:

  • The Pope and The New Apocalypse: the Holy and Security, 1986
  • War against family planning. Center for Research on Population
  • Overcoming Overpopulation: the rise and fall of American political will. Free Inquiry, Spring 1994

Negative Population Growth (NPG):

  • The United Nations World Summit on Sustainable Development: a counter-productive exercise in futility, by Donald Mann, 2002 [text]
  • The Cairo Conference on Population and Development, by Donald Mann, 1994 [text]

Jack L Nelson. Critical Thinking in Social Education: the genocide example. Social Science Record, 24, 2 pp 60-62, Fall 1987. Eric EJ362924 [abstract]

Michel Onfray. Atheist Manifesto: the case against Christianity, Judaism, and Islam. Arcade Publishing, 2007 [review]

Abra Pollock. Development: World Losing Fight Against Hunger. 2007 [text]

Krishnan Ramaswamy, Antonio de Nicolas, Aditi Banerjee (Eds). Invading the Sacred: an analysis of Hinduism studies in America. Delhi, Rupa & Company; 2007 [summary]

John Ralston Saul. The Unconscious Civilization. House of Anansi Press, 1995

R. G. H. Siu. Panetics Trilogy. Washington DC, International Society for Panetics, 1993 [details]

  • Vol 1: Less Suffering for Everybody: an introduction to panetics
  • Vol 2: Panetics and Dukkha: an integrated study of the infliction of suffering and the reduction of Infliction
  • Vol. 3: Seeds of Reflection: word clusters for meditation on the infliction and the relief of suffering

Shalom Spiegel. The Last Trial: On the Legends and Lore of the Command to Abraham to Offer Isaac As a Sacrifice: The Akedah, 1993 (Jewish Lights Publishing, 1997)

Leonard Swidler. Islam and the Trialogue of Abrahamic Religions. Cross Currents, Winter 92/93, Vol. 42 Issue 4 [text]

Ibrahim B. Syed. Critical Thinking. Islamic Research Foundation International [text]

United Nations Environment Programme. Global Environment Outlook; an overview of our changing environment. 2007 [contents; text]

Matthew White. Death Tolls for the Man-made Megadeaths of the Twentieth Century. 2005 [text]

World Overpopulation Awareness. Faith, Religion and Population. November 2007 [text]

Сообщить в Яндекс о проблеме