Аутсайдерам Европы – педагогические технологии наивысшей эффективности
В.Н. Третьяков,
РОО "Белорусский Интеллектуальный Ресурс"
Под аутсайдерами здесь (условно) понимаются европейские государства, лишь освобождающиеся от наследия тоталитаризма. Им предстоит догонять цивилизацию. А для этого, естественно, надо бежать быстрее тех, кто впереди, что в принципе возможно за счет более эффективной педагогики. В идеале – педагогики наивысшей эффективности.
Об одаренности
Одаренность человека как вида заключается, во-первых, в способности приобретать жизненный (и притом индивидуальный) опыт, а во-вторых – в способности такое качество развивать и совершенствовать.
По этому качеству одарены все, ибо весь человеческий вид характеризуется запаздывающим онтогенезом («долгим детством»), что и позволяет в достаточной мере проявиться процессам социально-наследуемого (обучение-воспитание) и индивидуального (самообучение-самовоспитание) приобретения жизненного опыта.
На теоретико-информационном языке человеческую одаренность (способность к обучению и самообучению) можно выразить как высокую степень проявления информационного обмена с внешней средой при непрерывно идущих процессах обработки информации. То и другое характерно для всего живого, разница лишь в «качестве» процесса. У человека как вида оно наивысшее.
О современном образовании
Индивидуальный опыт нужен не сам по себе, а в связи с «траекторией» жизни и ее коррекцией, т.е. переработкой информации, в процессе которой рождается новое знание. А это уже творческий акт, даже если новое и не имеет социальной значимости.
Мы приходим к важному выводу: обучение должно быть сопряжено с творчеством, должно находиться с ним в неразрывной связи.
Для нашей системы обучения эти требования кажутся недостижимыми. Именно потому, что условия «не те». Можно вообразить себе такой мысленный эксперимент. Поставлена задача – воспитать человека в духе отвращения к творчеству. Что для этого нужно делать? По-видимому, 1) разбить все учение по клеточкам-дисциплинам; 2) стремиться «держать дистанцию» между учителем и учениками; 3) осуществлять диктат оценки; 4) подавлять игровую активность учащихся; 5) представлять учебный материал как раз и навсегда установленное знание.
Разве нельзя утверждать, что подобные «антирекомендации» в наших школах как бы взяты на вооружение?
Если же всеобщую одаренность по задаткам сопоставить с видимой редкостью ее проявлений, то можно прийти к выводу совсем радикальному: наше образование как система подавляет задатки одаренности и делает это в массовом масштабе. И прежде всего поэтому оно неэффективно.
Критерии эффективности
Когда речь идет о конкретном классе и учителе-предметнике, то эффективность его работы оценивают по количеству отличников и успевающих, по числу поступивших в вузы. А ведь может быть критерий значительно более сильный – по степени конкурентоспособности школьной педагогики с педагогическими воздействиями телевидения, кино-, видео- и аудиопродукции, игровых компьютерных программ.
А если ориентироваться на еще более высокие вершины? Тогда можно сформулировать такой невообразимо трудно реализуемый критерий: обучение должно быть настолько эффективным, чтобы в результате могла быть восстановлена, реабилитирована одаренность, задавленная предшествующим неэффективным образованием.
Имеет ли смысл его выдвигать? Есть основания думать, что да.
В согласии с Природой
Уверенность в положительном ответе дает эволюционно-психологический подход к человеческому интеллекту, позволяющий проследить формирование многих психологических качеств, важных для обучения. В результате удалось сформировать совокупность методологических принципов обучения, имеющих «благословение» Природы.
Вот некоторые из них:
1. Принцип сотворчества и взаимообучения («Учить обучаясь, учиться обучая»).
2. Обучение играючи.
3. Принцип обучения-творчества – как для учащегося, так и педагога.
4. «Способность» ошибаться – во многом способность без кавычек, хотя бы потому, что творчество без нее было бы невозможно. Установка на «интересную ошибку» раскрепостила бы творческую энергию учащихся. И педагогов – тоже.
5. Образование, самообразование – это образ жизни, способ самосоздания.
6. Воспитующее обучение, обучающее воспитание.
7. Образование может и должно иметь единую основу (хотя и не обязательно для всех одну).
8. Принцип скрытых резервов психики и обучение умению ими пользоваться.
9. Обучение как радость открытия (и искусство педагога его подготовить).
10. Принцип демократичности в обучении.
11. Обучение как общение.
12. Обучение умению обучаться.
13. Цель человеческого существования – состояться как творческой, содержательной, социально-адекватной личности. Педагогика может сделать ее целью не только для избранных учащихся, а для всех, если одаренность станет системообразующим фактором образования.
(При получении этого вывода было учтено, что этапе формирования личности («взрослении») любые проявления одаренности суть не что иное, как выражение универсальной, общечеловеческой способности к обучению и самообучению, где уже есть место обучению других).
14. Органическое включение в педагогический процесс «фантазеров» и генераторов идей.
Итак, высокоэффективной педагогической системой сможет стать лишь та, которая достаточно полно учитывает природу человека как социального животного, умеет «задействовать» многие достоинства человеческого психического склада и, обращая особое внимание на врожденные, «человеческие» недостатки, умеет их нейтрализовать и даже обратить в достоинства.
Разработка и осуществление педагогических технологий высокой эффективности, основанных на подобных 1.—14. рекомендациях Природы, позволило бы Беларуси и другим посттоталитарным странам Европы нарастить интеллектуальный потенциал общества и благодаря ему в считанные годы осуществить прорыв к высоким социокультурным уровням развитости, достигнутым государствами – лидерами цивилизации.
Опубл. в сб.: ВОСТОЧНАЯ ЕВРОПА: ПОЛИТИЧЕСКИЙ И СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ВЫБОР. Материалы международной научно-практической конференции. – Минск, МГЛУ, 1994, с. 143--145.