К проблеме
институционально-стратегической
несостоятельности интеллигенции
в цивилизационном процессе
В.Н.Третьяков
Тезисы
1. Рассуждать
нужно по самому большому моральному счету, каковой для интеллигенции
должен быть наиболее приемлемым. Вся человеческая цивилизация, с ее
культурой и техносферой, появилась в результате мыслительной, творческой
деятельности многих поколений людей, которых позднее стали называть
интеллигенцией, и именно потому ей естественно нести ответственность
за ее, цивилизации, состояние и развитие.
2. Можно
предполагать, что историческая миссия интеллигенции -- выработать стратегию
существования и развития человечества, минимизирующую угрозы уничтожения
и самоуничтожения, чтобы затем корректировать ее "по ходу жизни".
К такой мысли можно прийти, экстраполируя индивидуальный и общественно-государственный
опыт людей на уровень всего человеческого сообщества. В самом деле,
для человека естественно строить жизненные планы, а для государства
-- планировать свое экономическое развитие на годы, даже на десятилетия.
Значительная, 60--80-летняя средняя продолжительность человеческой жизни,
тысячелетиями насчитываемая продолжительность существования государств
свидетельствуют если не о необходимости такого планирования , то о его
желательности. Однако можно констатировать, что подъем на следующий
уровень -- выстраивание общечеловеческой стратегии, "планирование"
за все человечество в каком направлении ему развиваться, -- подавляющим
большинством представителей творческого труда как свое дело не воспринимается.
И это -- прямое подтверждение того, что названная выше проблема имеет
право быть эксплицированной.
3. Для
интеллигенции естественно воспринимать то или иное общественное явление,
привлекая моральные оценки. В таком случае мы можем упрекнуть себя в
том, что, зная по собственному опыту о радостях, доставляемых интеллектуальными
эмоциями (Дж.Б.Шоу: "Декарт, возможно, извлекал из жизни больше
радостей, чем Казанова"), мы воспринимаем как не зависящую от нас
данность существование многомиллионных армий спортивных болельщиков
и поклонников эстрадных кумиров, вся радость которых заключается лишь
в эмоциональном сопровождении происходящего, при минимальном участии
интеллекта. В обобщенной формулировке речь здесь идет о слабо освещаемом
интеллектом качестве досуга большинства людей.
4. Можно
констатировать несколько проявлений общецивилизационной несостоятельности
(список не полон):
* КУЛЬТУРНОЙ [т.е. падения средне-взвешенного уровня культуры (Стэнли
Хайман: "Чем шире распространяется культура, тем тоньше ее слой")];
* МОРАЛЬНО-ЭТИЧЕСКОЙ (проявляется это в том, что среди интеллигенции,
увы, слишком мало интеллигентных людей);
* ТЕХНИКО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ (прошли те времена, когда любой взрослый был
на "ты" с бытовой техникой; теперь наукоемкое содержание объектов
техносферы недоступно для подавляющего большинства населения);
* ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ [проявляется в наличии множества "узаконенных"
языковых несообразностей, в массе людей таковыми не воспринимаемых (сенокос,
сушить сухари, зажечь костер, открытая/закрытая одежда/обувь/граница,
открыть/закрыть двери/окна, дешевые/дорогие цены, низкий/высокий потолок,
за чертой бедности; преступление, предусмотренное законом), что свидетельствует
о "затупленности" языка -- инструмента мышления -- и позволяет
допускать существование еще более зловредных языковых "вирусов".
Имеются в виду дефектные лексемы, на протяжении многих поколений существующие
в языке и в таком качестве никем до сих пор не распознанные];
* ИНДИВИДУАЛЬНО-ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ [Со времен каменного века отбор по
уму микшировался более значимыми отборами по физической силе, агрессивности
и сексуальной привлекательности. Это видно по нашим лицам: так же, как
и у животных, наши главные органы чувств -- зрения, слуха и обоняния
-- максимально приближены к головному мозгу. С минимизацией времени
срабатывания поведенческих реакций связана и узость поля сознания, бывшая
некогда преимуществом в выживании, а теперь, в условиях значительно
более безопасного существования под защитой цивилизации, ставшая недостатком,
или дефицитом панорамного мышления].
* ЦИВИЛИЗАЦИОННО-СТРАТЕГИЧЕСКОЙ (Можно привести сильный довод, по существу
освященный рекомендацией Природы, в пользу того, что человечеству нужно
стратегическое планирование и институализация этой социальной функции.
Известно, что в животном мире проявляется филогенетический процесс цефализации,
т.е. обособления головы у латерально-симметричных животных и включения
в ее состав органов, размещавшихся у предков этих животных в других
частях тела. Аналогом этого процесса в человеческом сообществе должно
было бы стать формирование носителя всемирного интеллекта, пролагающего
для людей Земли пути прогрессивного развития, открывающего все новые
перспективы и не избавляющего от отягощающих угроз катастроф и "концов
света".
5. К манифестации
этих частных проявлений цивилизационной несостоятельности -- культурной,
морально-этической, техно-технологической, лингвистической, индивидуально-интеллектуальной,
цивилизационно-стратегической -- интеллигенция могла бы совестливо признать
свою сопричастность. Важнее, однако, захотеть быть причастным к исправлению
ситуации. Два последних цивилизационных вызова должны быть обращены
уже только к интеллигенции; их можно сформулировать в виде императивов:
I. "Учиться и учить мыслить панорамно" и II. "Разработать,
создать и привести в действие глобальный интеллект".
6. Что
касается 1-го императива, то принять его заставляют в том числе и новые
реалии жизни: мы живем, во-первых, в обществе, перенасыщенном информацией,
а во-вторых -- в обществе ускоренно быстро меняющемся. Необходимостью
становится перестройка приоритетов школьно-вузовского обучения с установки
на получение знаний, слишком быстро устаревающих, на приоритет обучения
умению мыслить, умению самообучаться, умению работать с информацией.
7. Более
20 столетий назад древнеримский драматург Тит Плавт провозгласил: "Всем
умным людям надлежит быть во взаимном общении". Тогда это было
лишь благим пожеланием. Теперь же, благодаря интернету, мобильным средствам
связи это становится реально осуществимым, что открывает перспективы
и для становления глобального интеллекта.
8. Однако
институциональная социализация интеллигенции может оказаться трудным
и продолжительным делом. Связано это с тем, что интеллигенции "нравится"
быть разобщенной -- на естественнонаучную, техническую и гуманитарную,
входящую во власть и не входящую, остепененую и неостепененую, с академическими
званиями и без оных, состоящую в элитарных структурах и не удостоенную
этого, принадлежащую к научным школам "хорошим" и к "плохим",
не говоря уж об общечеловеческих барьерах разобщенности -- по национальному,
возрастному, религиозно-конфессиональному признакам. По-видимому, "нравится"
здесь прямо связано с главным проявлением ее морально-этической несостоятельности
(см. п. 4).
9. Участие интеллигенции -- научно-технической, гуманитарной, литературно-артистической
-- в проекте "К счастливой жизни на планете Земля" может оказаться
очень эффективным, поскольку впервые в человеческой истории, благодаря
прежде всего Интернету, появляется возможность ставить и разрешать проблему
счастья не по схемам чьих-то индивидуальных представлений, а -- "всем
миром", с учетом многообразия мнений, вкусов, суждений, теорий
всех заинтересованных в этом деле людей. Системный эффект такого общего
дела предсказан Платоном: "Стараясь о счастье других, мы находим
свое собственное счастье".
В дополнение
к теме --
интернет-публикации
В.Н.Третьякова:
1. Дефицит
панорамного мышления как атавизм человеческой цивилизации;
2. Дефицит панорамного мышления на высшем уровне;
3. "Возьми пошире!";
4. Общедоступный инфобанк лексических обогащений
русского языка;
5. Интервью вэб-ресурсу по проблеме дефицита
панорамного мышления;
6. Три императива выживания человечества;
7. О смертельной опасности узкой "специализации";
8. Панорамное мышление как понятие;
9. Прогноз на XXI век;
10. Принцип толерантности: социальный аспект;
11. Педагогика наивысшей эффективности;
12. Принцип толерантности и концепция противодействия
старению;
13. Гипотеза о врожденной толерантности (внутренней
неопределености) как общем свойстве физических систем;
14. Обобщенный принцип толерантности;
15. Онтологическое обоснование принципа толерантности;
16. Эволюционно-биологический генезис юмора;
17. Эволюционная обусловленность понятийного
и методического аппарата науки;
18. К счастливой жизни на планете Земля;
19. Две креативности -- творческая и сексуальная,
-- а такие разные;
20. Автореферат докт. дисс. "Алгоритмы
поиска рекомендаций Природы, или Новая натурфилософия".