ДИАЛОГ ЦИВИЛИЗАЦИЙ



Страницы сайта:

ИМПЕРАТИВЫ ВЫЖИВАНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА:
* ПЕРВЫЙ,
* ВТОРОЙ и
* ТРЕТИЙ;
а также
*ДЕМОГРАФИЧЕСКИЙ
; *ПЛАНЕТАРНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ;
* ДИАЛОГ О ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ;
* ПРОЕКТЫ;
* НАУКА В ДЕЙСТВИИ;
* ПЕДАГОГИКА;
* HOMO SAPIENS;
* ОБЩЕСТВО;
* ЗДОРОВЬЕ;
* ФИЛОСОФИЯ С ТОЛЕРАНТНОСТЬЮ;
* ТРЕТЬЯКОВСКАЯ ГАЛЕРЕЯ ИДЕЙ,
вместе с...
* ЕЕ ЗАПАСНИКАМИ;
* УЧЕНЫЕ ДОСУГИ;
* ИНТЕРВЬЮ
* ДИАЛОГИ
* ИНТЕЛТЕХ ПРЕДСТАВЛЯЕТ
* МИЛЛЕРИАНА
* ПРИВАТНАЯ СТРАНИЧКА
* ИНТЕРНЕТ-БЮЛЛЕТЕНЬ МАИТ


Коллекции статей на сервере СО РАН:

+Рекомендации Природы в социологии
+Императивы выживания
+Философские проблемы математики
++Экономика под знаком интеллекта

Наиболее значащие материалы сайта:

Экзистенциальная мета-проблема человеческой цивилизации
Земля -- точка под знаком вопроса
Этическая панорама мышления
Обращение к участникам саммита Рио+20 (июнь 2012 г.)
Создание системы цивилизационной безопасности в 3-м тысячелетии
Мы живем в ДПМ-цивилизации
Все человечество, возможно, оказалось в дураках
Суду животных трудно найти адвоката
Международный День счастья. Что дальше?
Эволюционная классификация "ментальных жуков"
Устояли далеко не все
Обращение в Элья-институт межрелигиозных отношений
Из истории моих взаимоотношений с единоверцами
Институционально-стратегическое банкротство интеллигенции в цивилизационном процессе
Упущения цивилизации, их обнаружение и восполнение
Рекомендации Природы международным институциям
Принцип толерантности в действии: социо-психологические рекомендации
Принцип толерантности и концепция противодействия старению
Толерантный охват и категоризация
Как научиться быть эвристичным
Рекомедации Природы в социологии
Криминальный диагноз: узкоумие
Две креативности, а такие разные
Будем же учиться правильно мыслить
Педагогика наивысшей эффективности
Чтобы умственная пища хорошо переваривалась, она должна поглощаться с аппетитом
Учебно-творческий центр раскрытия одаренности
Советы осененному идеей
Советы начинающему эксперту
Инструмент мысли нуждается в заточке
Профилактика раковых заболеваний
Механизм юмора, добытый из глубин эволюции
Не исключено, что вы -- аквиник
Псевдоконгруэнции на универсальных алгебрах
Новое понимание физического закона
В материальном мире действует объединенный принцип толерантности
Обсуждение общебиологического принципа толерантности
О творчестве по-новому
Социальная инициатива -- общедоступный инфобанк лексических обогащений
К истории сотрудничества ИнтелТеха с Mission Studio International

 

Устояли далеко не все

Предлагаемый текст – первый из задуманного мной цикла
комментариев к высказываниям Станислава Ежи Леца.
Несмотря на то, что его жизнь закончилась в прошлом веке
(в 1966 г.), его талант предвидения и глубина понимания
человеческой натуры позволяют назвать его мыслителем
XXI века. Итак, вчитаемся и вдумаемся в его мысли,
к которым он относился с самоиронией, называя их
«непричесанными», и пусть первой из них будет:

ИНОГДА МЕНЯ ДЬЯВОЛ ИСКУШАЕТ, ЧТОБЫ ПОВЕРИЛ В БОГА.

Казалось бы, просто игра слов, своего рода каламбур,
приправленный оксюмороном. Но, зная другие мысли Леца,
их богатый скрытый смысл, который далеко не каждому
открывается, стоит вдуматься, что за этой игрой мысли
стоит.

Легко увидеть очевидное: автор высказывания предлагаемую ему веру раз от разу отметает, а дьявол, значит, не отстает, вновь и вновь предлагает – поверить в того или иного бога. Получается, что автор атеист принципиальный, имеющий для этой своей позиции некие веские основания. И тем не менее дьявол упорствует, его попытки не прекращаются, и это тоже в лецовской мысли заложено.

А что же другие люди? Им, наверно, тоже подобное предлагалось и предлагается? Да, конечно. Вот сведения из Википедии: 33% всего населения Земли – это христиане, 23% -- мусульмане, 14% -- индусы, 6,7% -- буддисты, 6,6% -- конфуцианцы, 0,3% -- сигхи, 0,2% -- иудеи. На долю местных верований, не распространенных по миру, приходится 3,9% верующих. Так что, если верить Лецу, дьявол хорошо поработал. Ведь от искушения устояло лишь 9,4% населения непричастных ни к какой конфессии, ну и какие-то 0,2% атеистов, имеющих принципиальные соображения, у каждого свои, чтобы верующим не стать. И Станислав Лец -- из числа этих немногих «белых ворон».

По такой логике только в прежние времена дьявол вел лишь индивидуальную работу, каждого уговаривал. Сейчас, когда подавляющая часть населения – верующие, быть неверующим в сообществах исламском, католическом, индусском или буддистском – это противопоставить себя большинству, быть чужим, ощущать везде настороженное, неприязненное или даже враждебное отношение к себе.

Для сравнения: у педагогов-новаторов была некогда теория «соленого огурца»: это когда новичок, оказываясь в их классах, тоже быстро «просаливался». То же происходило и происходит до поры до времени с «непринципиально неверующими»: они в большинстве приобщаются к массе. Что ж, «жизнь многое заставляет делать добровольно», и это тоже мысль Леца.

Но он, этот мудрый поляк, все-таки смог остаться атеистом в среде католиков, с их ритуалами и молебнами, жестко регламентируемыми костелом. Если сказанное учесть, то, похоже, он через головы непонимающих подтекста выражает свою солидарность с теми, кому трудно быть атеистом в тех обществах, где верующих подавляющее большинство. Верующая же масса из его послания вряд ли что вынесет. Ведь вера -- это то, что выше рациональных доводов, и изречение Тертуллиана «верую, ибо абсурдно», насколько я знаю, никто из отцов церкви остракизму до сих пор не подверг.

Что ж, вполне возможно, что такой смысл в лецевском высказывании заложен. Но это явно не весь смысл. Ведь дьявол, как его люди представляют, он толкает всегда к чему-то нехорошему (верующие сказали бы «к греховному»), чем-то грозящему, вплоть до погибели. Так что «за кадром» остался оценка религии как дьявольской затеи – вот что за лецевским афоризмом сокрыто. Конечно, Лец не мог знать о межрелигиозной резне в Руанде в 1994 г., где за 3 месяца было убито, по разным данным, от 500 тыс. до 1 млн. 30 тыс. человек, но знал о кровавых крестовых походах (из книжек) и о гитлеровских концлагерях (не понаслышке). Не всем известно, что Гитлер был вполне праведным христианином, вот только слишком воинственным: ведь он всех евреев считал иудеями, т.е. неверными, и по его приказу их надо было уничтожать в концлагерях.

Американский журналист Сэмюэл Хантингтон написал в 1996 г. книжку «Столкновение цивилизаций» -- это как раз о межрелигиозных столкновениях, бывших, происходящих и грозящих миру. Так что опасность столкновения цивилизаций, т.е. предстоящих межрелигиозных распрей и войн, Станислав Лец осознал уже в середине прошлого века.

В однородных по вере сообществах религия способствует смягчению нравов; в таком сообществе, как все человечество, она уже источник вражды и даже массовой гибели. И вот как ему удалось в 4 (четырех!) словах выразить мысль огромного содержания. Вот эта мысль:

ВСЕ БОГИ Б Ы Л И БЕССМЕРТНЫ.

Здесь сказано не только о том, что бессмертными их считают люди, порождающие для себя их как объекты массового поклонения, но и то, что те боги, которые живы в их сознании сейчас, исчезнут, как только не будет самого человечества. И такая возможность не исключается – в частности, из-за неразумного стремления большинства людей к идолопоклонничеству, т.е. к сотворению богов.

P.S. Об одной из причин, почему люди создают богов, см. в моем эссе Соавторствуя с Вольтером. Главную мысль Вольтера я дополнил. Получилось:

ЕСЛИ БЫ БОГА НЕ БЫЛО, ЕГО СЛЕДОВАЛО БЫ ВЫДУМАТЬ. ИМЕННО ЭТО И БЫЛО СДЕЛАНО. ВОЗМОЖНО, СЕБЕ НА БЕДУ.

Так что прежде всего отцам церквей разных конфессий следовало бы давно о том, что «себе на беду», осознать и отвести от человечества катастрофы глобального масштаба, попытавшись между собой договориться. Например, оказать услугу всему человечеству, обсудив и разработав согласованную морально-этическую платформу, которая могла бы быть принята и верующим всех конфессий и неверующими.

Именно такое предложение было направлено в Элья-Институт Межрелигиозных проблем. В ответе оттуда содержалось согласие с самой идеей «послужить всему человечеству», но за прошедшее с января 2012 года время ни о каких обсуждениях такого рода слышать и видеть не приходилось.

 


© Copyright «IntelTech»—Vladimir N.Тretyakov. This page is intellectual property of the site’s author, who would be graceful for any information about use of his materials.
Contact me: Vlad-Tretyakov@yandex.ru or tvn@iatp.by