Вдохновенье по заказу
В.Н.Третьяков,
канд. физ.-матем. наук
-- Как работается?
-- Так себе. Творческий застой. Вдохновения что-то нету.
Подобный диалог отражает типичное представление о вдохновении как о сложном
и таинственном явлении. Оно как будто почти целиком определяется внешними
силами, о природе каковых ничего неизвестно, а сам человек к ним не имеет
никакого отношения.
Между тем есть возможность в какой-то степени «овладеть вдохновением», и каждый,
кто не пожалеет умственных усилий, получит надежный инструмент управления собой.
Что же касается поводов для его использования, то у педагогов и воспитателей их более
чем достаточно. Тут совсем не обязательно иметь в виду нечто необычное: теле- или
радио-интервью, открытый урок или доклад в министерстве. Кто бы стал возражать против
того, чтобы всегда выходить на люди в приподнятом настроении, вести обычный урок
«на подъеме»? Если же еще добавить, что предлагаемый метод саморегуляции пригоден
и для противодействия собственной лености, помогает при плохом самочувствии, то…
Но без серьезного обоснования все равно тут не обойтись, и читатель вправе на него рассчитывать.
Уравнение регуляции уровня бодрствования
Имеется в виду уравнение [1]
С(t+τ) = kd A(t) – kr τ C’ (t), (1)
где С – текущий уровень бодрствования, зависящий от времени, A – суммарное воздействие на кору головного мозга, оказываемое внешними раздражителями и внутренними органами, t – текущий момент времени, τ – характерное время задержки сигналов, kd и kr – коэффициенты прямой и обратной связей, С’ = dC/dt – скорость изменения уровня бодрствования.
В диапазоне нормальных состояний организма изменение С происходит медленно, и C’ является малой величиной. При катастрофическом снижении уровня бодрствования С ниже некоего Ch (уровень активности коры во время обычного сна) величина C’ становится отрицательной и большой по величине. Т.е. второй член уравнения отражает противодействие организма его вхождению в состояние комы Сc, при котором отсутствуют все рефлексы. При катастрофическом повышении уровня бодрствования выше Сh (уровень гиперактивности) величина C’ становится большой по величине и положительной. Это значит, что в этом случае 2-й член уравнения отражает противодействие вхождению организма в состояние умоисступления.
В истории культуры запечатлено немало имен творцов, показывавших высокую творческую продуктивность на протяжении долгих лет жизни. Это значит, что состояние вдохновения, хотя и соответствует высокой активности головного мозга, но не является патологически высоким, наносящим ему вред. Это значит, что возможности саморегуляции определяются в основном лишь первым членом уравнения, и можно записать:
С(t+τ) = kd [Aex(t) + Ain(t)], (2)
где Aex – воздействие на кору внешних раздражителей, Ain – то же, от внутренних органов организма.
От регуляции к саморегуляции
Попробуем использовать уравнение регуляции (2) для целей саморегуляции – повышения уровня активности С. В нашем распоряжении Aex, Ain и kd. Казалось бы, все просто: нужно лишь как можно больше увеличить внешние воздействия Aex (включить яркий свет, громкую музыку) и внутренние влияния Ain (напрячь мышцы). Но дело в том, что коэффициент обратной связи kd ретикулярной формации мозга (собирающей ex- и in-воздействия) с его корой должен как-то учитывать и обратную связь коры с ретикулярной формацией. В самом деле, человек живет десятки лет и, как правило, обходится всю жизнь без состояний комы и патологических эффектов. Мозг не сумел бы регулировать уровень бодрствования так исправно, если бы не имел надежной системы с дублированием обратной связи. Самым простым допущением тут было бы такое: коэффициент kd зависит от текущего уровня С(t). Это значит, что при снижении С ниже некоего критически малого С1 коэффициент С начинает возрастать, а при превышении какого-то достаточно высокого уровня С2 – снижаться. Нервные процессы имеют конечную скорость, и потому, с учетом запаздывания,
kd (t) = kd [t, C(t+ τ)]. (3)
Приведенные рассуждения дают ключ для вхождения в простор вдохновения. Снизив С за счет УМЕНЬШЕНИЯ влияний Aex и Ain, мы повысим kd, после чего, сыграв на конечности времени τ передачи нервных влияний, сумеем передать мощное энергетическое воздействие на кору.
Требуется вдохновение
У вас есть необходимость и даже желание поработать умственно, но нет нужных возможностей: одолевает лень, тянет к пассивности из-за плохого самочувствия. Вот что нужно сделать в соответствии с вышесказанным:
1. Насколько можно, уменьшить внешние воздействия: закрыть глаза, заткнуть пальцами уши.
2. Сделать глубокое мышечное расслабление.
3. На долю секунды, заведомо меньшую, чем τ, широко раскрыть глаза, открыть уши, резко напрячь мышцы тела.
Повторив цикл 1.—3. несколько раз, вы почувствуете в себе чудесные изменения: появится бодрость, дерзкое настроение, желание хорошо поработать.
Рекомендации 1 и 3 можно выполнить с использованием технических средств:
1. Гасим яркую лампу, выключаем звук телевизора.
3. Одновременно с напряжением мышц и раскрытием глаз включаем лампу и звук телевизора.
Почему циклы энергетической накачки способны подтолкнуть творческий процесс, привести вас в состояние вдохновения? Это легко понять: нервная энергия через поле сознания перешла в структуры подсознания, повысила готовность памяти, предопределила повышенную скорость образования новых связей, расширила пределы работы мозга без утомления.
Замечания в заключение
1. Из уравнения (2) следует удивительный парадокс психической саморегуляции: чем ближе вы к состоянию апатии, безнадежности, растерянности, тем более эффективной окажется для вас энергетическая накачка коры головного мозга.
2. Простейшее использование методики – едва-едва проснувшись, резко встать на ноги. Есть такой способ: поднять обе ноги вверх и, напрягши брюшной пресс, позволить ногам упасть и тем самым поднять корпус тела.
3. Предлагаемая методика, конечно, не всемогущая. Если у вас даже нет идеи, чем заняться, то вдохновение от накачки вряд ли появится. Но когда есть замысел, были уже попытки его осуществлять… Знаете афоризм: «Случай помогает подготовленному»? Методика – это как раз тот случай.
Литература.
1. Третьяков В.Н. О возможном механизме саморегуляции сна и его практике, в сб.: Психическая саморегуляция, М., 1983, с. 144—147.
Опубликовано в журнале «Адукацыя i выхаванне», 1994, № 11, с. 80—81. Перевод с белорусского.