УДК 159.99 57.011 159.9 159.943 911.541 517.938
Эволюционно-биологически обоснованная когнитивная технология
В.Н. Третьяков
Введение
Недостижимость устойчивого развития человечества связывается в [1] с перенаселенностью, для преодоления которой предложена схема поэтапного снижения рождаемости для доведения численности населения до уровня, адекватного ресурсам Земли, т.е., по оценке автора, до 1 млрд. чел. Вопреки намерению автора, этот вывод выглядит как предсказание огромной депопуляции. В [8.2] дано альтернативная трактовка экзистенциальных проблем цивилизации, связанная с унаследованными качествами человеческой ментальности. Это позволило наметить и предложить в [8.12] меры по достижению устойчивого развития с освоением выявленных ресурсов науки.
Парадигма когнитивной науки в условиях глобального кризиса должна вобрать в себя когнитивный императив содействия выживанию цивилизации, эмерджентным свойством которой стала способность к самоуничтожению [8.2]. Учет эволюционной обусловленности когнитивных качеств человека [8.4] дает возможность когнитивной науке этот цивилизационный вызов принять и стать эвристическим методологом для всех наук, включая самоё себя, дабы способствовать выявлению и реализации научных упущений общецивилизационного значения [8.6]. Такой подход отвечает современному синергийному развитию науки и технологии [5], в русле которого оказалась и НБИКС-технология (см. об этом в [8.1]).
О новизне предлагаемого подхода можно судить, например, по тому, что в фундаментальном учебном пособии по когнитивной науке [2] упоминаний о каких-либо эволюционных коррелятах психики не содержится; именно поэтому материал этой работы соотносится с главой «Мышление и метапознание» [2, т. 2, с. 176--279 ] по принципу дополнительности. Цивилизационный вызов когнитивной науке состоит прежде всего в том, чтобы разработать надежные эвристики для выявления научных идей и проблем, обладающих радикальной новизной, которые, превратившись в удостоверенное знание, могли бы дать человечеству утерянные стимулы для эволюционного развития. Успех в достижении этой цели зависит в том числе и от более полного метапознания самих когнитивных способностей человека [8.4].
Аргументы об упущениях цивилизации, представленные в [8.6], подтверждаются как темпоральным анализом истории научных открытий, проведенным в [3], так и социально-психологическими причинами затрудненного восприятия радикальной новизны [8.11], что и делает оправданной целевую функцию когнитивной науки как задачу поиска упущений общецивилизационного значения.
Другим элементом новизны в работе является попытка изменить отношение к инсайту (И.) как к чему-то непостижимому, приходящему свыше. Так, в [8] сказано: «… механизмы И. до сих пор изучены недостаточно. И. – это скорее феномен, чем объяснительный принцип.» Приведенные доводы дают рациональное объяснение как инсайту, так и предшествующей ему инкубации.
Для обновления когнитивной парадигмы
Понятие толерантности в живой природе играет особую роль (см. [8.7], [8.8]), и потому предлагаемые концепты и понятия в большинстве его включают.
1. Психологический Принцип Толерантности (ППТ, [8.4]) – принцип, согласно которому человек имеет способность осознанно или неосознанно не замечать различий, а если замечать, то ихнорировать их. Все это позволяет приобретать жизненный опыт, осуществлять регулирующую функцию разума в течение жизни и образовывать новые понятия (номинативные и семантические).
2. Толерантный охват, или т-охват ([8.3], [8.4]) -- акт осознанного или неосознанного применения принципа толерантности (ППТ), заключающийся в мысленном объединении объектов или явлений, в чем-то близких, похожих, аналогичных. Применим также к разновременным состояниям одного и того же объекта или явления. Всякое понятие науки является т-охватом, поскольку состоит в сопоставлении понятия с его толкованиями (дефинициями), включая и возможные, еще не представленные.
3. Подструктуры т-охвата, т.е. т-охваты по суженным зонам отождествления различий (по В.М. Аллахвердову [6]), названы толерантными разъемами, или т-разъемами ([8.3], [8.4]). Количество т-разъемов одного т-охвата не может быть меньше двух.
4. Эволюционным коррелятом ППТ следует считать биологический принцип толерантности (БПТ, [8.1], [8.8]): Природа толерантна к различиям в мире живого, поскольку выражением БПТ для любого вида высших коллективных животных является зоопсихологический принцип толерантности (ЗПТ). Он проявляется в том, что животные способны неосознанно производить т-охваты, как-бы-категоризации, жизненно важные для них («свои», «опасность», «съедобное») и т-разъемы, как-бы классификации (например, среди «своих» выделяя классы «самки», «самцы», «дети»).
5. Когнитивный принцип толерантности (КПТ) – усиленный вариант ППТ, в котором усиление выражается в том, что диапазон осознанного неразличения может устанавливаться самим исследователем. Так, в интересах исследования в т-охват может быть взята даже пара теорий, образующих когнитивный диссонанс друг с другом.
Самым распространенным проявлением КПТ является создание т-охватов из объектов и их представителей [8.4] (например, организация и ее представитель, закономерность и ее автор, знак и его смысл); важнейшим же примером подобного т-охвата является возможность отождествлять Ф.И.О. с самим носителем этого Ф.И.О., причем как для других (отождествляющих его несмотря на возрастные изменения), так и для самого носителя (самоотождествление в течение жизни).
6. Дефицит панорамного мышления (ДПМ, [8.4], [8.7]) -- выявленная и не вполне осознанная эволюционно обусловленная отягощенность человеческой ментальности, унаследованная от животных предков, имевших биологически выгодную узость поля сознания (УПС). Хотя ДПМ как термин органично встраивается в психологию (поскольку находится в одной семантической сети с малостью объема внимания и с закономерностью Дж. Миллера 7+2), но его проявления шире, чем просто «узкоумие»: в [8.4] показано, что ДПМ представляет собой массовидное гетерогенное явление, в котором выделено 10 классов. В дополнение – еще и 11-й класс, выделенный по принципу отсутствия / наличия у субъекта психической напряженности: ДПМ нормальный / ДПМ усугубленный. Массовость таких проявлений позволяет даже утверждать, что мы живем в ДПМ-цивилизации [8.5].
7. Панорамное мышление (ПМ, [8.5], [8.6], [8.4]) – процесс мышления, при котором происходит преодоление ДПМ как эволюционно-обусловленной отягощенности. ПМ как термин является т-охватом, в который в качестве т-разъемов по определению входят мышление системное, логическое, изобретательское, критическое, самокритическое, ассоциативное, рефлексивное, прорывное, эвристическое и др.
8. Когнитивная функциональная система (КФС, [8.1], [8.4]) – динамическая система, формируемая самим исследователем и являющаяся осознанным т-охватом его сознания, ближайшего подсознания, ближнего подсознания и бессознательного.
9. Когнитивная связка {[ДПМ] & [КПТ]} – т-охват, проведенный в соответствии с КПТ и выражающий амбивалентность обоих т-разъемов, т.е. [ДПМ] и [КПТ], поскольку ДПМ – это не только эволюционная отягощенность сознания, но и постоянно действующий стимул ее с помощью КПТ преодолевать, а КПТ, соответственно, как унаследованный принцип работы головного мозга, из-за ДПМ являющийся не только благом, но и вынужденным компромиссом с неточностью познания (из-за пренебрежениями различиями.
10. Когнитивная инсайт-технология (КИТ) – ожидаемый продукт деятельности когнитологов, в котором наиболее полно учтены эволюционные корреляты познавательных способностей человека и даны обоснованные эвристические «инструкции» по наилучшему использованию КФС любого исследователя, нацеленного на выявление радикально нового.
К теории когнитивного инсайта
Построение такой теории может считаться вызовом когнитивной науке ввиду экзистенциальных угроз цивилизации [8.2], острота которых определяется в том числе и упущениями науки общецивилизационного значения [8.6]. Восполнению таких упущений могло бы способствовать приятие когнитивной связки «дефицит панорамного мышления -- когнитивный принцип толерантности» [8.4] в качестве ресурса обновленной базы для построения теории когнитивного инсайта как методологического принципа науки высших достижений.
Вот аргументы за то, что такая теория может быть выстроена на рациональной основе, с использованием т-охвата как инструмента для теоретических построений.
Выработка условнорефлекторных реакций (УР-реакций) в жизни имеет смысл в выигрыше времени для адекватных действий. Как показано в [8.4], такие УР-реакции относятся не к физиологии высшей нервной деятельности, как считал И.П. Павлов и вслед за ним и плеяда его последователей, а к психо-физиологии, поскольку совершаются при участии КПТ с использованием т-охватов.
Аналогию с УР-реакциями можно увидеть в использовании ярлычков на рабочем столе компьютера. Они позволяют оперативно обращаться к контенту тех файлов и папок, с которыми связаны, -- тоже ради выигрыша во времени.
В КФС исследователя также совершаются УР-реакции, являющиеся т-охватами, совершаемыми благодаря КПТ и им инициируемые. В каждом из таких реакций «ярлычком» служит образ или слово внутренней речи (артикуляционная петля), а «файлом» или «папкой» -- ментальная репрезентация научного понятия, принципа, концепции, теории, -- то, что исследователь посчитал необходимым освоить. Такое освоение, по принципу выработки УР-реакций, предполагает повторяемость и проверку себя -- чтобы мысль о каком-то «ярлычке» (в ближайшем подсознании) раз за разом вызывала в памяти (в ближнем подсознании) нужный «файл» или «папку». Выигрыш во времени срабатывания КФС видится при этом в близости к сознанию хорошо подготовленного ближайшего и ближнего подсознания как эффективно расширяющих поле сознания и дающих возможность совершения более широких т-охватов, благоприятствующих инсайту.
Сказанное означает, что с пониманием сути когнитивного инсайта связан условнорефлекторный характер инкубации, где важнейшим фактором является повторяемость нужного материала для лучшего вхождения в него. Эффективность школы перипатетиков Аристотеля, который читал лекции, прохаживаясь по галерее ликея (т.е. передвигаясь по простейшей когнитивной карте), можно также связать с УР-реакциями по типу инкубации, поскольку мини-контроль разума при ходьбе сближал сознание и подсознание как лектора, так и каждого из его учеников.
Со структурой КФС исследователя как о динамической системе, в работе которой, наряду с сознанием, участвуют ближайшее подсознание, ближнее подсознание и бессознательное, согласуется представление о роли спонтанной активности нервной системы в процессе инсайта и инкубации. Влияние такой активности на консолидированные следы долговременной памяти мало существенно (именно поэтому она служит человеку десятилетиями), тогда как следы кратковременной и промежуточной памяти должны заметно испытывать ее воздействия, в т.ч. и консолидирующее. Это значит, что озарение, испытываемое исследователем, по крайней мере иногда, может иметь случайный характер – именно потому, что его подсознание для этого подготовлено и есть на что воздействовать.
Сопоставим два важнейших для человека проявления креативности – той, что способствует продолжению человеческого рода, и той, что позволила создать цивилизацию. Выясняется, что сексуальная и интеллектуальная креативности сопоставимы и могут быть представлены структурно одинаково в рамках представления о т-охватах как универсальных ментальных отображениях процессов и явлений, происходящих с участием психики. В самом деле, акт сексуальный и акт творческий являются когнитивными т-охватами условно-рефлекторного типа, состоящими, соответственно, из т-разъемов [подготовка] -- [фрикции] -- [оргазм] и
[подготовка] -- [инкубация] -- [инсайт].
Это должно снять у исследователя предвзятость отношения к интеллектуальному озарению как к чему-то исключительному и повысить его шансы на успех.
Ad hoc: одно только понимание того, что человек, из-за близ-доминантного характера своего мышления, всегда в науке что-то очень существенное упускает [8.7], позволило автору этих строк найти несколько таких упущений -- концепцию противодействия старению, обусловленную биологическим принципом толерантности [8.8], предложить новое понимание физического закона как обобщенного толерантного отображения [8.9] и выявить, в предложенной здесь терминологии, всегда неявно присутствующий т-охват во всех возможных вариантах порождения комического [8.10].
Эвристики т-охватов и противодействия ДПМ
* Осознать ДПМ как опаснейшую узкую специализацию разума, проявления которой гетерогенны и с трудом поддаются самокритическому осознанию.
* Видеть в малой осознанности ДПМ в науке личный стимул выявлять общезначимые научные открытия, которые как бы предсуществуют.
* Осознавать, что у феноменологического подхода есть неиспользованные возможности, поскольку смотреть – не значит видеть.
* Заботиться о формировании своей мировоззренческой многодисциплинарной когнитивной платформы.
* Осознать и принять как к себе обращенный цивилизационный вызов когнитивистике: способствовать тому, чтобы эта наука стала коллективным общенаучным методологом.
* Стремиться мыслить панорамно, в том числе и совершая и такие т-охваты, т-разъемы которых отстоят так далеко, что их соединение кажется невозможным.
* Раскрывать новые возможности когнитивной и мета-когнитивной деятельности, заложенные в когнитивной связке {[ДПМ] & [КПТ]}.
* Проводить расследование пробных т-охватов {[возможная причина] & [возможное следствие]} для выявления причинно-следственной связи.
* То же, для т-охвата {[теория] & [теория-2]}.
* То же, для разнородных т-охватов типа {[принцип] & [концепция]}.
* Использовать возможности эффективного расширения поля сознания, формируя когнитивные «ярлычки» (для понятий, методов, концепций, идей и т.п.) в ближайшем подсознании (дублируя названия ярлычков на своем компьютере).
* Понимать завершенность процесса инкубации по формированию КФС как полную завершенность каждого т-охвата типа {ментальный «ярлычок & соответствующая ментальная репрезентация}.
* Использовать при оценке корректности производимых т-охватов, в соответствии с КПТ, вместо жесткого т-охвата {«да»&«нет»} его смягченный вариант – {«скорее да, чем нет» & «скорее нет, чем да»}.
* Сочетать размышление с автоматизмами -- ходьбой и привычной деятельностью, -- дабы эффективно расширять поле своего сознания.
Заключение
В настоящей работе предложение о смене парадигмы когнитивной науки [8.1], мотивированное экзистенциальными угрозами цивилизации [8.2], конкретизируется представлением целого комплекса понятий, имеющих эволюционно обоснованные корреляты [8.4]: психологический и когнитивный принципы толерантности (ППТ и КПТ); толерантный охват, или т-охват; толерантный разъем, или т-разъем; дефицит панорамного мышления (ДПМ), панорамное мышление и когнитивная связка {ДПМ—КПТ}, являющаяся т-охватом.
Актуатором изменения парадигмы могла бы стать когнитивная инсайт-технология (КИТ), контуры которой обрисованы с использованием этих понятий, прежде всего т-охватов с использованием КПТ.
Предполагается, что КИТ исследователя действует на основе его когнитивной функциональной системы (КФС), включающей сознание, ближайшее подсознание, ближнее подсознание и бессознательное. Такой структуре КФС дано обоснование с точки зрения КПТ и т-охватов. В качестве доводов за технологическую достижимость инсайта могут служить рациональное толкование не вполне объясненных наукой явлений инсайта и предшествующей ему инкубации, а также набор из 14 эвристик, повышающих вероятность выявления научных достижений высшего уровня.
Литература
1. Ishiguro, Y. The One Billion World. In search of a peaceful sustainable world / Y. Ishiguro; Booklink. - Rio de Janeiro, 2010. – 134 p.
2. Величковский, Б.М. Когнитивная наука. Основы психологии познания: учеб. пособие / Б.М. Величковский; Academia. Смысл. – Москва, 2006. - Т. 1. -- 448 с.; т. 2. – 432 с.
3. Новиков, А.С. Научные открытия: повторные, единовременные, своевременные, преждевременные, запоздалые / А.С. Новиков; Едиториал УРСС. – Москва, 2003. – 111 с.
4. Fiala, A. Toleration/ Internet Encyclopedia of Philosophy/A. Fiala// Электронный ресурс. – Режим доступа: http://www.iep.utm.edu/tolerati/
5. Горинова, Е.В., Алиева, Н.З. и Шевченко, С.Ю. Синергетика как интегратор науки и технологий / Е.В. Горинова [и др.]// Электронный ресурс. – Режим доступа: http://www.science-education.ru/pdf/2012/5/354.pdf.
6. Аллахвердов, В.М. Сознание как парадокс / В.М. Аллахвердов; ДНК. -- С.-Петербург, 2000. - С. 412—415.
7. Мещерякова, И.А. Инсайт / И.А. Мещерякова //Большой психологический словарь. – С.-Петербург, Москва, 2003. - С. 201.
8. Третьяков, В.Н.:
8.1. О смене парадигмы когнитивной науки / В.Н. Третьяков // КОГНИТИВНЫЕ ШТУДИИ-2014: материалы V междисциплинарного семинара, Минск. – 17.05.2014. - С. 124—134.
8.2. Экзистенциальная мета-проблема человеческой цивилизации/ В.Н. Третьяков // Проблемы создания информационных технологий. – 2014. - Вып. 24. - С. 177--187.
8.3.Категоризация и толерантный охват/ В.Н. Третьяков // Проблемы создания информационных технологий. – 2014. - С. 175--176.
8.4. Эволюционный корреляты когнитивных способностей человека/ В.Н. Третьяков // Авторский сайт. - Режим доступа: http://tvinteltech.narod.ru/evol_cognit.html. - Дата доступа: 31.07.2014.
8.5. The Time Has Come to Realize: Ours Is SPT Civilization/ U.M. Tratsiakou // Авторский сайт. - Режим доступа: http://intentact.webs.com/ours_SPT_civ.htm. - Дата доступа: 21.01.2014.
8.6. Упущения цивилизации, как их отыскивать и восполнять/ В.Н. Третьяков // Гравитон. – 2006 г. - №№ 10 и 11.
8.7. Эволюционный смысл понятий и методов земной науки / В.Н. Третьяков // Нетрадиционные идеи о Природе и ее явлениях: материалы Всесоюзн. науч. конф. Гомель, 1990. / Гомельский дом науки и техники; редкол.: Ю.М. Плескачевский [и др.]. – Гомель, 1990, т. 1, с. 3-9.
8.8. Принцип толерантности и концепция противодействия старению/ В.Н. Третьяков // Интеллектуальная собственность в Беларуси. – 2000. - № 2. - С.51—56.
8.9. Гипотеза о врожденной толерантности (внутренней неопределенности) как общем свойстве физических систем/ В.Н. Третьяков // Нетрадиционные идеи о Природе и ее явлениях: материалы всесоюзн. науч. конф., Гомель, 1990 г. / Гомельский дом науки и техники; редкол.: Ю.М. Плескачевский [и др.]. - Гомель, 1990. - Т. 2. - С. 213-220.
8.10. Секрет юмора из глубин эволюции. – Интеллектуальная собственность в Беларуси/ В.Н. Третьяков // 2005. - № 4. - С. 36—39.
8.11. Эта парадоксальная новизна, или На пути к банкам идей / В.Н. Третьяков; изд-во Университетское. – Минск, 1989. -- 80 с.
8.12. Обращение к делегатам Саммита Рио20 / В.Н. Третьяков // Авторский сайт. - Режим доступа: http://tvinteltech.narod.ru/appeal_Rio20.html. - Дата доступа: 20.06.2012.
Статья Эволюционно-биологически обоснованная когнитивная инсайт-технология опубликована в сб. КОГНИТИВНЫЕ ШТУДИИ: Материалы 6-й международной междисциплинарной конференции. 2015, БГПУ, Минск, с. 146—154.