Методология
ТВОРЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ МОЖНО РАСШИРИТЬ
8.06.1993
Кажется вполне очевидным, что слаломист на трассе не
способен к абстрактному мышлению, не связанному с
разрешением задачи безаварийного прохождения
дистанции. Но представим себе, что по той же самой
трассе, по которой только что при полном напряжении
всех физических и интеллектуальных сил прошел новичок,
движется чемпион, имеющий опыт успешного прохождения
по гораздо более крутым маршрутам. Такой слаломист,
воспринимая спуск как приятную прогулку, уже может
позволить себе и о чем-то постороннем думать.
На теоретико-биологическом языке это означает, что второй из слаломистов
более адаптирован к ситуации, чем первый.
Обобщая, можно сказать: чем меньше сознательного внимания
требует приспособление к меняющейся обстановке, тем больше освобождено
сознание для других дел, в т.ч. творческих, интеллектуальных.
Прикинем тогда, чем ограничиваются приспособительные возможности человека:
а) скоростью мыслительных процессов прогнозирования изменений обстановки,
определяемой механизмами опережающего отражения действительности;
б) физиологическими возможностями зрительного, слухового и всех остальных
анализаторов (эффекторов);
в) физиологическими возможностями органов (аффекторов), благодаря которым
осуществляются приспособительные реакции.
Есть такое суждение: «Без умственного одиночества культура была
бы невозможна». Имеется в виду, что без состояния сосредоточенности
творчество не получается. По большому счету это, наверно, так, но ведь
человек все-таки в состоянии путем упражнений улучшить показатели а)
– в) настолько, чтобы и «на людях», и вообще в дискомфортных условиях
уметь сосредотачиваться на творческих делах.
Можно сформулировать вывод: если хочешь быть умным и творческим, нужно
тренировать не только ум, но и тело, чтобы жизнь в той слабо упорядоченной
среде, в которой мы живем, не слишком отвлекала от более важных и значительных
дел. Для которых, как многие отмечали, не хватает жизни.
А отвлекать она, жизнь, очень даже может. Что-то опрокинулось от вашей
неуклюжести (читай: недоприспособленности), разбилось, пригорело, испортилось,
хуже того: авария произошла. Ликвидация последствий – неизбежная необходимость.
Тут уж не до отвлеченных теоретических и умственных построений.
Стоит заметить, что сформулированный выше вывод не в меньшей степени
может заинтересовать учителей -- тех, кто умственно-телесный тренинг
по развитию ловкости может организовать не только для себя, но и для
других.
По-видимому, все сказанное выше имеет самое прямое отношение к преодолению
дефицита панорамного мышления.