Дефицит панорамного мышления как
атавизм человеческой цивилизации
В.Н.
ТРЕТЬЯКОВ
Тезисы
доклада, представленные по приглашению
в Оргкомитет
XV
Международного симпозиума
«ПЕРЕСТРОЙКА ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ И КАЧЕСТВА ЖИЗНИ—2006»,
Волгодонск, Россия, 21--23 апреля 2006 г.
Аннотация
Обоснован тезис о необходимости преодоления эволюционного “достояния”
человека – узости его поля сознания, -- являющегося угрозой существования
человечества и препятствием для его прогрессивного развития.
Тезисы
доклада
Агрессивность – это человеческое качество, сформировавшееся в доисторические
времена как обеспечивавшее преимущество в индивидуальном выживании.
Из-за достаточно высокого давления отбора на Земле оперативное поле
сознания человека, как и других животных, сужено. Иными словами, наша
эволюционная отягощенность – это дефицит панорамного мышления (ДПМ).
Именно из-за ДПМ человеческий мозг является машиной последовательного
действия, логика мышления максимально проста – бинарная; люди привержены
к решениям простым (а не адекватным); для человека привычней и легче
генерировать идеи аналитические, чем синтетические.
Агрессивность и узость оперативного поля сознания коррелятивно связаны:
одно обусловливает другое.
Эта пара сопряжена не только эволюционной предысторией: хорошо известно,
что при агрессии поле сознания становится еще более узким, даже предельно
узким (в медицине такое состояние называется ‘делириум’). Все спонтанные,
неподготовленные убийства происходят как раз в таких состояниях и называются
‘убийствами в состоянии аффекта’.
Когда люди направляют агрессию против самих себя, происходит суицид,
физиологически характеризующийся тоже предельно суженным полем сознания.
Для современного человека уже нет оснований быть «узкоумным»; наоборот,
наши гораздо более сложные условия существования и, как правило, гораздо
более безопасное существование требуют все более широкого поля сознания.
Можно даже утверждать, что «быть или не быть» для Человечества означает
развивать или не развивать панорамное мышление (ПМ).
Известно, что образованные люди в общем менее агрессивны. Это дает надежду,
что специальным образом подобранные образовательные методики по развитию
ПМ будут способны снизить агрессивность до нормального, цивилизационного
уровня.
Предположим, что есть страна, в которой ПМ, благодаря соответствующим
образом реформированному образованию, получает все большее распространение.
Тогда можно предсказать 2 группы последствий этого – Анти-негативные
и Позитивные.
Анти-негативные:
1) уменьшение случаев самоубийств;
2) снижение числа убийств, совершенных в состоянии аффектва;
3) снижение процента разводов;
4) прекращение или ослабление межэтнических, межконфессиональных и других
конфликтов;
5) преодоление разобщенности различных наук благодаря появлению объединяющих
идей большой общности;
6) прекращение использования людей в антигуманных целях (из-за их возросшей
способности сопротивляться зомбированию).
Позитивные:
1) улучшение и умиротворение межличностных отношений;
2) повышение законодательной активности в количественном и качественном
отношениях;
3) повышение изобретательской и инновационной активности;
4) рост ВВП на душу населения (благодаря росту человеческого капитала
организаций, предприятий, компаний и т.д.).
5) улучшение качества отдыха из-за большего удовольствия, получаемого
людьми благодаря их более совершенному инструменту мысли, снабженному
ПМ.
Подытожим: агрессивно реагирующий и оперативно действующий «узкий ум»
– это было условие выживания доисторических индивидуумов; спокойный,
панорамный ум становится теперь условием выживания всего Человечества,
императивом его прогрессивного развития.