Наиболее значащие материалы сайта: •
Основные несущие конструкции ИнтелТеха
|
Ответы В.Н.Третьякова на вопросы Л.А.Полыковского
-- Кому в наибольшей (наименьшей) степени присущ --
Являются ли человеческие пороки причиной (следствием) ДПМ? ДПМ находится в причинно-следственной связи также с аморальностью вообще. Все люди то и дело оказываются в ситуациях морального выбора. Большинству при этом хочется сделать этот выбор, учитывая свои разного рода интересы – личностно-пристрастные, деловые, чисто материальные, в соотнесении с планами на будущее – и при этом остаться в ладу со своей совестью. Из-за ДПМ с совестью иногда удается «договориться» (это когда в качестве аргумента за какой-то вариант выбора используется «подставка» в свою пользу). Так что среди «морально нечистоплотных», «нечистых на руку», «с подмоченной репутацией» есть и такие, которым сделать выбор в рамках приличия помешало недомыслие, леность мысли, т.е. все тот же ДПМ. --
Какие пороки наиболее повинны в ДПМ и почему: нравственные недостатки,
невежество, бюрократизм, догматизм, фанатизм, чрезмерный романтизм,
розовый (чрезмерный) оптимизм или др.? --
Каким Вы видите пути преодоления ДПМ и в чем трудность этого процесса? И далеко не очевидно, что эти результаты будут убедительны для министерских работников. По моему прогнозу, панорамно мыслящиеся выпускники школ, подготовленные панорамно мыслящими учителями, станут нормой лишь в 2060—2070 гг. Особо несчастливые обстоятельства, как ни странно, могут ускорить процесс трансформации систем образования. Речь идет о первом императиве выживания – о том, что человек с ДПМ, т.е. «специализированный на программу джунглей», находится под большой угрозой, поскольку он подобен глубоководной рыбе, вытаскиваемой на поверхность из километровых глубин. Он уже не соответствует цивилизационной сложности, и несоответствие нарастает; это значит, что череда кризисов и катастроф неизбежна. Почти уверенность в этом возникает потому, что угроза катастроф не сможет стать решающим доводом для перехода на мышление III тысячелетия – панорамное. Даже и череда катастроф, по-видимому, далеко не сразу будет увязана с недостатками мышления. --
Существуют ли люди, у которых совершенно нет ДПМ? Что это за люди? Как
Вы оцениваете свой личный ДПМ? Мне свой
ДПМ не нравится (поскольку я, как и многие, нередко чего-то не додумываю
или упускаю из виду), но есть основания считать, что свой ДПМ мне все-таки
удалось снизить. Тут оптимистический момент заключается в том, что для
снижения ДПМ оказалось достаточно одной только установки-предупреждения:
«Проверь, все ли нужное учтено!». И одно это позволило мне проследить
проявления ДПМ и додуматься до новых идей: что в языке (любом!) должны
из поколения в поколение сохраняться и передаваться языковые вирусы;
что человеческая наука субъективна в большей степени, чем принято считать;
что из-за ДПМ в науке могут длительное время существовать невскрытые
заблуждения; что можно дать рекомендации по поиску фундаментальных упущений
цивилизации; что из-за индивидуального ДПМ насущным становится выполнение
требований 1-го императива выживания, а из-за ДПМ коллективного -- 2-го
императива выживания. Ну, а если ничего или почти ничего из названного у вас не наблюдается, то над преодолением своего ДПМ вам еще престоит поработать. --
Возможна ли количественная мера ДПМ или это только качественный показатель?
Если «да», то как измерять а) индивидуальный ДПМ, б) в рамках социальных
групп, в) всего социума? Принципиальную возможность прорыва можно допускать, поскольку, по оценкам нейрофизиологов, реально человек использует лишь около 10% нервных клеток головного мозга. Если дело
дойдет до выяснения количественной меры ДПМ, то психологи наверняка
подскажут, что человеку приятнее, если определять будут количественную
меру его панорамного мышления (ПМ), а не дефицита такого мышления. Исходным пунктом для построения анкеты должно послужить интуитивное понимание большей/меньшей МПМ как более широкого/узкого оперативного поля сознания (ОПС). Поскольку ОПС может быть текущим, по максимуму и по минимуму, мышление может быть не только вербальным, а широкое ОПС свидетельствует лишь о предрасположенности к ПМ, то в анкете должны быть предусмотрены и вопросы, ответы на которые дали бы основания для выяснения показателей собственно ПМ, т.е., в частности, креативности, нестандартности, остроумности, ассоциативности, оперативности. Все это показывает, что составление анкеты по МПМ будет для психологов и социологов непростым делом, которое, возможно, потребует проведения целой череды предварительных исследований (особенно в части, как, по каким критериям оценивать полученные результаты исследований). Отметим, что известные, разработанные канадскими психологами «тесты на IQ», по результатам которых принимают (или не принимают) в международную организацию «Mensa International», как ориентированные на решение лишь графических задач и к тому же с однозначным ответом, отвечают лишь за небольшой сектор панорамного мышления, поскольку проблемы жизни, как правило, однозначного, единственно правильного решения не имеют. --
Как соотносятся понятие ДПМ и счастье? Счастлив тот, кто не знает панорамы
всей правды, или это счастье ложное? Тем не менее вопрос все-таки по теме – в первой своей части. Если, преодолевая свой врожденный ДПМ, человек достиг мудрости, предполагающей не только развитый интеллектуальный аппарат, но и то, что в жизни он руководствовался совестью -- тогда шансов на счастье у него будет гораздо больше. Ведь, как говорил Жан-Жак Руссо, «никто не может быть счастлив, если он не пользуется уважением у самого себя». --
Может ли быть счастлив человек, осознавший и прочувствовавший панораму
сложности всего происходящего в мире больше, чем другие люди? Но столь
полная безвыходность вряд ли когда-нибудь появится: ведь последней умирает
все-таки надежда. Мудрецы наверняка найдут какие-то варианты спасения,
дающие надежду. --
Какова структура высококачественного (идеального) панорамного мышления?
Знания о чем в нем первостепенны и о чем второстепенны? Так вот, человек с развитым панорамным мышлением, помимо одной или нескольких специальностей, обязательно является еще и философом по жизни. Ему оказываются важны и нужны не только достижения по профессии, но и надежная, уверенная общая ориентация в жизни, связанная с уверенностью, что ему будут «по мозгам» возникающие по ходу жизни проблемы и что выработанные жизненные принципы позволят ему с честью выйти из ситуаций морального выбора, а также с тем, что принятую им стратегию жизни не надо будет менять, потому что она была недостаточно продумана. Но и этого ему мало: он заботится о выработке и достижении каких-то надличностных целей, стремится соучаствовать в делах других, имеет неподдельный интерес к проблемам общественным и даже общечеловеческим. Таким образом,
первостепенной важности запас в памяти панорамно мыслящего: Все остальное, за исключением личностной информации, можно отнести ко второстепенному. --
ДПМ это лишь негативное явление или Вы усматриваете в нем и моменты
позитивные? Мне приходилось слышать такое возражение на предложение о переориентации системы образования на развитие панорамного мышления: «Интеллигенция и так склонна рефлексировать. Обучи ее панорамно мыслить, так она и вовсе никаких решительных поступков не сможет совершать». Да, это верно, таких решительных действий, как убийство в состоянии аффекта или самоубийство, панорамно мыслящий не совершит, это уж точно. И уже это одно дает оправдание для радикального обновления общественного образования. Но ведь есть еще «кроме того», а именно: очень часто причиной убийства одного из двух являются оба. Но если намеченная жертва – панорамно мыслящий, то он, проявив выдержку и знание психологии агрессивности, сможет, оставшись живым, не пойти на поводу у агрессора и не совершить еще одного «решительного поступка» – убийства как акта самозащиты. --
Существует проблема информационной сатурации (перенасыщения общества
информацией). Возможно ли, что радикальное преодоление ДПМ упрется в
тупик сатурации? --
Как соотносятся ДПМ и мировоззрение? Панорамное мышление, гарантирует
ли оно высококачественное мировоззрение? Но, овладев
панорамным мышлением (относительно панорамным, имея в виду общечеловеческий
характер ДПМ), человек может в конце жизни обрести уверенность, что
в основном, в чем-то главном, в жизни разобрался, приобрел ясный, продуманный
взгляд на мир и себя в нем. Это очень дорогого стоит. И уж по крайней
мере последние минуты жизни у такого человека не будут омрачены сожалением,
что жизни прожита впустую. Допустим, войдут или уже начали входить. Так ведь панорамное мышление для такого пересечения специальностей в одной научной голове гораздо больше подходит, чем непанорамное. И тогда вопрос об исчерпаемости возможностей науки уже не будет так остро упираться в ограниченные возможности ее человеской составляющей, поскольку она, эта составляющая, будет снабжена панорамным мышлением. --
Допускаете ли Вы, что панорамное мышление является необходимым этапом
возвышения человека до глубочайшего раскрытия его сущностных сил и творческих
потенций? Является ли при этом доброжелательность, гуманизм и альтруизм
обязательными условиями возвышения человека?
|
||
Copyright (c) ИнтелТех—В.Н.Третьяков. Настоящая информация является интеллектуальной собственностью автора сайта, которому было бы интересно знать о любом использовании его материалов. Vlad-Tretyakov@yandex.ru |