НАУКА |
|||
Наиболее значимые материалы сайта: •
3 категорических императива выживания
|
В.Н. Третьяков
Отец поэта Юрия Ряшенцева -- того самого, написавшего -- когда его малолетний сын бывал в каком-то Получилось так, что я как бы внял этой В самом деле, ведь я несколько лет назад попытался обосновать необходимость перехода от преодоления конкретных проявлений недомыслия к перестройке всей системы образования -- таким образом, чтобы преодоление дефицита панорамного мышления стало важным, если не важнейшим, содержанием педагогического процесса в школах и вузах. Притом как необходимость высшего порядка, на уровне (первого) категорического императива. С тем, чтобы спустя несколько поколений, когда заявит о себе второй категорический императив, общественное сознание воспринимало бы социальный интеллект как необходимое и полезное приобретение. Так что на подзадоривание Стендаля, задававшего риторический вопрос: «Если разум не отважен, какой же это разум?», мне, пожалуй, можно не реагировать, поскольку нахальства (при хорошем к себе отношении – смелости ума) у меня оказалось достаточно. Оправдана ли ставка на интеллект? Проблема,
и очень большая, заключается в убедительности доводов о главной ставке,
которую человечеству в течение нескольких поколений предлагается делать,
-- на интеллект. Эту проблему хорошо, хотя, может быть,
несколько грубовато, сформулировал 25 веков назад Демокрит: «Не
слова, а несчастье есть учитель глупцов». В том смысле, что
словесным предостережениям обычно не верят, и ни до каких системных,
целенаправленных сдвигов в общественном сознании и общественном устройстве
дело не дойдет до тех пор, пока предостережения не «выскажутся» во всей
своей жестокой убедительности -- на «языке» катастроф, бедствий, войн
и терактов. Но ведь
опасно не только чего-то не сделать, но и что-то сделать «не то». И
потому уверенность в своем уме и в убедительности своих выводов не должна
быть чрезмерной, особенно когда речь идет о принятии обществом трансформаций,
от которых зависят судьбы миллионов. Итак, есть необходимость подкрепить свои доводы о ставке в выживании на интеллект мнением экспертов. А уж кто для нас не самые авторитетные эксперты, если не гениальные и талантливые творцы? Надо только суметь задать им вопросы, важные для выяснения сути человеческого разума, чтобы их глубокие мысли затем интерпретировать, а уж то, что эксперты-мудрецы говорят на разных языках и принадлежат не только разным векам, но и разным эрам (н.э. и до н.э.) – это никак не может служить препятствием для проведения «круглого стола», поскольку он – заочный. Но до того стоит напомнить, сколь серьезна кризисная ситуация, ставящая ребром проблему выживания человечества. Тем более что все участвовавшие в «круглом столе» эксперты, за исключением Л.Н.Толстого, Анатоля Франса и Бертольда Брехта, в XX веке не жили, а названные писатели захватили лишь его начало. Вот, например, какой «черный список ХХ века» представил Н.И.Бакумцев: «…почти непрерывные войны, атомная бомбежка городов, эскалация производства вооружений и иллюзорное разоружение за счет повышения убойной мощи оружия, его точности и разнообразия, на основе новейших научных разработок, массовые убийства землян, появление экзотических болезней, эпидемии СПИДа, массовая наркомания и появление стран – экспортёров наркотиков, в дополнение к странам – экспортёрам оружия для убийства, возвращение болезней прошлых веков, рабства и торговли людьми, господство массовой информационной киноиндустрии, пропагандирующей насилия, убийства и разврат, господство «желтых» СМИ, мировой терроризм, техногенные, экологические и гуманитарные катастрофы, резкое увеличение числа зверолюдей – маньяков, садистские убийства для которых стали формой наслаждения, -- рост детской преступности, грязная сила денег, болезни Земли и отравление биосферы, хищническое исчерпание недр планеты и превращение их в дым». По мнению Н.Бакумцева, кризисная ситуация сложилась из-за «изначального отчуждения Науки от человека и недооценки наукой своего глобального социального статуса и ответственности». Однако есть основания думать, что отчуждение и недооценка – всего лишь очень частное проявление гораздо более общего и значительного фактора, а именно – эволюционной отягощенности человеческого менталитета, потому и названной мной дефицитом панорамного мышления (ДПМ, дефицит ПМ). Заочный «круглый стол» как раз для того и созван, чтобы выявить значение фактора ДПМ для человека и человечества в целом. Итак, прошу
уважаемых экспертов высказаться по ключевым вопросам, связанным с умом,
разумом, интеллектом. –
Какое место вы отводите разуму в жизни человека и общества? –
В чем проявляются несовершенства разума и как его можно было бы совершенствовать? –
Как соотносятся разум и счастливая жизнь? --
Чем определяются достоинства человеческого разума? --
Есть ли в связи с разумом у человека поводы для исторического оптимизма? Первые выводы Общая оценка разума. Именитые эксперты сошлись в высокой оценке роли разума, считая, что только ему можно вверять свою жизнь (Пифагор), что он управляет всем (Гераклит), что без него человек не смог бы управлять собой (Шекспир) и что какая-то мудрость есть у всех людей (Толстой). Достоинства разума. Разум позволяет узнавать и прилагать знание на деле (Аристотель), упорядочивать вещный мир (Анаксагор), открывать истины (Толстой), устанавливать связи общего с частным (Кант), удовлетворять потребность в познании истины (Гегель), размышлять, понимать (Бруно) и четко формулировать мысли (Ларошфуко), особенно значительные -- при подсказке сердца (Вовенарг). Недостатки
разума: малая самокритичность (Паскаль), леность, косность и ограниченность
(Ларошфуко), слабая выраженность мыслительного процесса (Паскаль, Вовенарг,
Брехт, Гете, Ларошфуко), недостаточная живость и гибкость (Вовенарг),
неумение себя использовать (Цицерон, Декарт, Лабрюер), нечуткость, проявляющаяся
в неразвитости чувства юмора (Шекспир). Соотношение между разумом и счастьем. Умный может стать счастливым (Софокл), мудрый -- становится счастливым (Плавт); ум может принести несчастье (Грибоедов), несчастные неразумны (Овидий), важнее ума то, что его направляет (Достоевский), счастье есть идеал не разума, а воображения (Кант). Об историческом оптимизме. – Дураков не так много (Вовенарг), разум стремится к новому (Бэкон), мудрость можно проявить даже в незначительных делах (Толстой), каждый может найти место на пиру мудрецов (Франс). Итак, обобщенное мнение мудрецов 25 веков о человеческом разуме таково: от него все зависит, но он не лишен недостатков, которые, однако, можно исправлять обучением и самообучением. Контрастирует с этим выводом лишь грибоедовское «горе от ума». Все потому, что умный Чацкий, почувствовав себя в светском кругу непонятым и оттого несчастным, вынужден был пойти "искать по свету, где оскорбленному есть чувству уголок». Вот только дело в том, что Чацкий умен, но не мудр, иначе не стал бы он выступать среди светских людей, с их устоявшимися ритуалами и обычаями, с поучениями, вроде: «Ах, если суждено нам все перенимать, /То у китайцев бы нам надобно занять/ Их мудрого незнанья иноземцев» (цитирую по памяти). Будь он мудрым, он бы заранее понял, что дело это бессмысленное. В.Г.Белинский по существу когда-то предложил дезавуировать
саму мысль Грибоедова, вынесенную в заглавие его драмы в стихах, утверждая,
что Чацкий вовсе не умен, поскольку не понимает, перед кем он мечет
свой бисер. Но с этим трудно согласиться: ведь слова из монологов главного
героя, которому нет еще и двадцати, на протяжении почти двух столетий
входят в культурный обиход грамотных русскоязычных людей. Он, несомненно,
умен, но вот мудрости по молодости лет приобрести еще не успел. Мудрую
панорамность мышления имел лишь автор «Горя от ума», но не его герои.
Эксперт Люк де Клапье де Вовенарг (Франция) обратил внимание всех заочно присутствующих экспертов разных эпох на широту ума "Ничто так не благоприятствует суждению и проницательности, как широта ума. На мой взгляд, она не что иное, как великолепная способность органов мысли усваивать много идей одновременно, не путая их друг с другом. Широкий ум рассматривает разные существа*) в их взаимоотношениях; с одного взгляда охватывает предмет со всеми его ответвлениями; возводит последние к общему источнику и центру, а потом изучает с единой точки зрения. Он, наконец, проливает свет на многие важнейшие вопросы и пространные области. Нельзя быть подлинным гением без широты ума, но можно обладать ею и не быть гением, потому что это разные вещи: гений деятелен и плодовит; широкий ум часто ограничивается рассуждениями, холоден, ленив и робок. Каждый знает, что широта ума во многом зависит от души, которая обычно сообщает ему свои собственные границы или раздвигая их в зависимости от усилий, прилагаемых ею самой". 30-летний Люк де Вовенарг, высоко оцененный Вольтером, продемонстрировал в этом отрывке то самое качество широты ума, которое он два с половиной столетия назад описал. Мне было тем более приятно обнаружить такое высказывание в поддержку панорамности мышления, что в формировании моих представлений о ПМ оно не участвовало: я узнал о нем лишь только что. Автор великолепной мысли «Les grandes pensees viennent du coeur” (Великие мысли исходят из сердца), которую я знал еще 30 лет назад и по поводу которой Вольтер, оказывается, заметил: «Сам того не подозревая, он (т.е. Вовенарг. -- В.Т.) рисует свой портрет»), выразил в этом кратком афоризме гуманистический принцип созидающего, социально значимого мышления, соединяющего научную правильность и обоснованность с гуманистической направленностью. Такое мышление, конечно, не может не быть панорамным. P.S. Гельвеций, предлагающий ум углублять, а не расширять, выглядит на первый взгляд оппонентом моего тезиса на развитие ПМ. Однако «собрать все тепло и все лучи своего ума в одной точке» можно ведь лишь после того, как проявишь панорамность мышления и ничего важного не забудешь. Именно поэтому успех «углубления» ума зависит от того, насколько удалось за предшествующий период жизни свой ум расширить. Так что мысль Гельвеция нуждается в небольшой корректировке: «Следует свой ум углублять, а не только расширять…» (далее по тексту). И дело не только в том, что широта мысли является обязательным
условием проявления глубины ума. Если ученый или мыслитель-афорист додумался
до глубокой мысли, никому доселе неизвестной, то он тем самым расширил
панораму не только своего ума. Т.е. противопоставление широта—глубина
в концепции панорамности неуместно, поскольку в пространстве понятий
непринципиально, в каком направлении расширяется панорама ума -- в ширину
или глубину. -------
|
||
Copyright (c) ИнтелТех—В.Н.Третьяков. Настоящая информация является интеллектуальной собственностью автора сайта, которому было бы интересно знать о любом использовании его материалов. Vlad-Tretyakov@yandex.ru |