ПРОЕКТЫ


Страницы сайта:

ИМПЕРАТИВЫ ВЫЖИВАНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА:

* ПЕРВЫЙ,
* ВТОРОЙ и
* ТРЕТИЙ;

* ДИАЛОГ О ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ;
* ПРОЕКТЫ;
* НАУКА В ДЕЙСТВИИ;
* ПЕДАГОГИКА;
* HOMO SAPIENS;
* ОБЩЕСТВО;
* ЗДОРОВЬЕ;
* ФИЛОСОФИЯ С ТОЛЕРАНТНОСТЬЮ;
* ТРЕТЬЯКОВСКАЯ ГАЛЕРЕЯ ИДЕЙ,
вместе с...
* ЕЕ ЗАПАСНИКАМИ;
* УЧЕНЫЕ ДОСУГИ;
* ИНТЕРВЬЮ
* ДИАЛОГИ
*
ИНТЕЛТЕХ ПРЕДСТАВЛЯЕТ
* МИЛЛЕРИАНА
* ПРИВАТНАЯ СТРАНИЧКА
* ИНТЕРНЕТ-БЮЛЛЕТЕНЬ МАИТ
* ИНФОРМАЦИЯ ИНТЕЛТЕХА
* СТРАНИЦА ЛИНКОВ

Коллекции статей на сервере СО РАН:

+Рекомендации Природы в социологии
+Императивы выживания
+Философские проблемы математики
+Экономика под знаком интеллекта

КРАСОТА СПАСЕТ МИР (Проект Mission Studio Int . при участии ИнтелТеха)

Наиболее значащие материалы сайта:

Создание системы цивилизационной безопасности в 3-м тысячелетии
3 императива выживания
Упущения цивилизации, их обнаружение и восполнение
Заблуждения цивилизации, их выявление и исправление
Основные несущие конструкции ИнтелТеха
Как противодействовать старению
Профилактика раковых заболеваний
К рекомедациям Природы стоит прислушаться
Криминальный диагноз: узкоумие
Будем же учиться правильно мыслить
Педагогика наивысшей эффективности
Чтобы умственная пища хорошо переваривалась, она должна поглощаться с аппетитом
Учебно-творческий центр раскрытия одаренности
Советы осененному идеей
Советы начинающему эксперту
Дело для ООН
Институт Будущего Всепланетный вэб-НИИ интеллектуальных ресурсов
Обращение к Почетным гостям ИнтелТеха
Инструмент мысли нуждается в заточке
Механизм юмора, сформировавшийся за миллионы лет
Не исключено, что вы -- аквиник
Псевдоконгруэнции на универсальных алгебрах
Новое понимание физического закона
• Обсуждение общебиологического принципа толерантности
• Обобщенный принцип толерантности
• О творчестве по-новому
Социальная инициатива -- общедоступный инфобанк лексических обогащений

 



А все-таки счастье на Земле
возможно!

Примечание, сделанное в мае 2012 г .:
Под таким названием этот текст в 2002 г. был
размещен по-английски на Форуме
Get Involved Римского клуба,
сразу же после сделанного мной в тот же год
там же приглашения Подключайтесь к
Всемирному проекту «Счастье на планете Земля»
.
Теперь, более десяти лет спустя, мне хотелось бы
выразить свое несогласие с некоторыми своими же
собственными мыслями и сделать дополнения
(то и другое показано курсивом).

Есть в Беларуси Международная академия информационных технологий (М A И T ), которая на своем годичном Общем собрании (март 2003 г.) поддержала замысел проекта К счастливой жизни на пленете Земля», предложенный Институтом интеллектуальных технологий (ИнтелТех) при МАИТ. Была выражена также уверенность, что такой проект мог бы разрабатываться под эгидой ООН; посему в ООН было отправлено соответствующее обращение Президиума МАИТ.


Итак, есть повод сказать несколько слов об этом проекте.


На первый взгляд он может показаться наивным, смешным и, разумеется, нереализуемым. В самом деле, как можно говорить о чем-то таком, если войны, основной источник несчастий, обычны между людьми?

Люди в каком-то смысле правы, говоря так, поскольку не плохая экология, не истощение природных ресурсов, не ухудшение здоровья людей являются основными препятствиями на пути к счастливой жизни, а наше конфликтное и агрессивное поведение -- межличностное, межнациональное и межгосударственное.

Я вижу теперь свою задачу в том, чтобы показать, что этот замысел все же имеет некоторые шансы быть реализованным. Эта задача включает в себя две вспомогательные задачи:

A) представить аргументы, что мы и наши потомки могут продвигаться к счастливой жизни на Земле;
B) обосновать тезис, что потенциальный проект имеет базу, которая может рассматриваться как первый шаг в этом направлении.

Прежде всего, не думаете ли вы, что вся масса препятствий на пути к счастью размещается в наших головах? Такое препятствие, например, как особенности человеческого менталитета, который принято рассматривать как некую данность. Вот почему считается, что агрессивность, как самое заметное качество нашей натуры, обуздать никак нельзя.

Конрад Лоренц когда-то написал: “У нас есть веские основания считать внутривидовую агрессию наиболее серьезной опасностью, какая грозит человечеству в современных условиях культурно-исторического и технического развития. Но перспектива побороть эту опасность отнюдь не улучшится, если мы будем относиться к ней как к чему-то метафизическому и неотвратимому; если же попытаться проследить цепь естественных причин ее возникновения - это может помочь. Всякий раз, когда человек обретал способность преднамеренно изменять какие-либо явления природы в нужном ему направлении, он был обязан этим своему пониманию причинно-следственных связей, определяющих это явление”.

Можно сказать, что наши страсти и слишком прагматически понятые интересы вновь и вновь побеждают наши умы. Итак, вопрос выживания человечества состоит в том, как обратить эту ситуацию.

Есть основания думать, что дело не безнадежно. В самом деле, известно, что образование снижает уровень агрессивности. (1) Почему нельзя допустить, что что специальным образом подобранные методики обучения смогут снизить ее до нормального, цивилизованного уровня? Предположительно, путь для этого - развитие панорамного мышления (ПМ), и педагогическая наука вполне в этом деле способна помочь.

(1) Спорное утверждение. Да, малообразованные люди обладают более низкой культурой межличностных взаимоотношений (чаще используют кулаки), но войны, как правило, развязывают вполне образованные люди.

Просматриваются причинно-следственные связи

1) Агрессивность - это человеческое качество, сформировавшееся в доисторические времена, поскольку оно обеспечивало преимущество в индивидуальном выживании.

2) Из-за достаточно высокого давления отбора на Земле (вызванного опасными условиями существования наших предков) оперативное поле сознания человека, как и других животных, сужено. Другими словами, мы эволюционно отягощены быть «узкоумными». Именно из-за такой нашей особенности человеческий мозг является машиной последовательного действия, логика мышления максимально простая - бинарная; люди привержены к простым и понятным решениям; для человека более привычно и легко генерировать аналитические, чем синтетические идеи, а системное мышление является в человеческом обществе скорее исключением, чем правилом.

3) Агрессивность и узость оперативного поля сознания коррелятивно связаны: одно обусловливает другое.

4) Эта пара сопряжена не только эволюционной предысторией: хорошо известно, что при агрессии поле сознания становится еще более узким, даже предельно узким (в медицине такое состояние называется ‘делириум'). Все спонтанные, неподготовленные убийства происходят как раз в таких состояниях и называются ‘убийствами в состоянии аффекта'.

5) Когда люди направляют агрессию против самих себя, происходит суицид, физиологически характеризующийся тоже предельно суженным полем сознания.

Цивилизации брошен вызов

Для современного человека уже нет оснований быть «узкоумным»; наоборот, наши гораздо более сложные условия существования (это довод) и, как правило, гораздо более безопасное существование (а это -- отсутствие контр-доводов) требуют все более широкого поля сознания. Можно даже утверждать, что «быть или не быть» для Человечества означает развивать или не развивать такое новое качество, как панорамное мышление.

Проблема счастья включает в себя все другие проблемы, стоящие перед человечеством: военные конфликты, терроризм, рост бедности, истощение ресурсов, загрязнение окружающей среды. Вот почему поставить проблему счастья означает не витать в фантазиях, а реализовывать во всей сложности императив выживания человечества.

Итак, панорамное мышление -- это новый вызов Человечеству. Покончить с войнами, военными конфликтами, терроризмом, выйти на путь устойчивого развития станет возможным лишь тогда, когда человечество глобально «поумнеет» и сможет преодолевать эволюционную отягощенность своего мышления даже при разрешении глобальных проблем. Кроме того, избежать техногенных катастроф тоже возможно лишь тогда, когда люди научатся думать, принимая в расчет гораздо большую сложность мира, т.е. научатся мыслить панорамно.

Подытожим: агрессивно реагирующий и оперативно действующий «узкий ум» - это было условие выживания доисторических индивидуумов ; спокойный, панорамный ум становится теперь condition sine qua non выживания всего Человечества.

(2) Можно высказать здесь дополнительный довод в пользу преодоления дефицита панорамного мышления. Ведь кроме «наших» есть и «другие», есть отчужденность, и, расширив панораму своего мышления, расширив панораму своего мышления до понимания забот, проблем и интересов других, люди получат больше возможностей не быть вовлеченными в опасные конфликты. Это значит, что у панорамно мыслящих людей произойдет «демилитаризация духа», так необходимая в условиях, когда уже можно предупреждать:

Сегодня наступает последний день из оставшихся дней жизни цивилизации”.

Заключительные замечания

Интеллектуальный ресурс Земли может быть использован много более полно, когда будут созданы условия реализовать главный талант Homo sapiens - его способность к обучению и творчеству.

Заметим, уменьшить количество несчастий и увеличить массу счастья -- это значит двигаться в одном и том же направлении.

Русский писатель Лев Толстой когда-то сказал: «Необходимо верить в возможность счастья, чтобы быть счастливым».

Предположим, что есть страна, в которой ПМ получает все большее распространение. Тогда можно предсказать 2 группы последствий этого - анти-негативные и позитивные. 

Анти-негативные:

1) уменьшение случаев самоубийств;
2) снижение числа убийств, совершенных в состоянии аффектва;
3) снижение процента разводов;
4) прекращение или ослабление межэтнических, межконфессиональных и других конфликтов;
5) преодоление разобщенности различных наук благодаря появлению объединяющих идей большой общности;
6) прекращение использования людей в антигуманных целях (из-за их возросшей способности сопротивляться зомбированию). 

Позитивные:


1) улучшение и умиротворение межличностных отношений;
2) повышение законодательной активности в количественном и качественном отношениях;
3) повышение изобретательской и инновационной активности;
4) рост ВВП на душу населения (благодаря росту человеческого капитала организаций, предприятий, компаний и т.д.).
5) улучшение качества отдыха из-за большего удовольствия, получаемого людьми благодаря их более совершенному инструменту мысли , снабженному ПМ.

Как выясняется, такое мышление, когда поле сознания эффективно расширено, вполне возможно. Например, цирковой артист, делающий в полете множество сложных и скоординированныз движений руками и ногами, головой и туловищем, мыслит панорамно. Юморист, бросающий блестящую реплику на совершенно серьезное заявление, совершает акт панорамного мышления, так же как и те, кто его слышит и воспринимает.. Дирижер, ведущий десятки партий оркестра, слушая то, что звучит, и корректируя звучащее, выдерживая темпы, сохраняя в памяти общий план исполнения и соотнося звуковой результат с ним - служит, может быть, самым выразительным аргументом, что панорамному мышлению можно научиться.

Итак, панорамное мышление (объединяющее понятия творческого, латерального, нестандартного, многотрекового, системного мышления) -- это новый вызов человечеству. Избежать войн, военных конфликтов, убийств и других преступлений можно только тогда, когда панорамное мышление станет достояние большинства людей.

 О проекте

Мы рассматриваем такой проект как адекватный ответ на вызов нового века -- что нужно сделать человечеству, чтобы разрешить нарастающую массу проблем. Мы готовы сделать первый шаг.
«
Мы» -- это группа исследователей и педагогов, входящих в МАИТ.

В связи со сказанным, цели проекта в области развития ПМ:

1) показать масштаб проблемы дефицит панорамного мышления (ДПМ) как имеющей многообразные проявления повсюду;
2) установить причинно-следственные связи между ДПМ и негативными явлениями жизни;
3) показать, что ДПМ может эффективно преодолеваться образовательными средствами;
4) выяснить особенности проявлений ПМ для различных возрастов;
5) понять, каковы различия в будущих образовательных программах для дошкольного, школьного и студенческого возрастов;
6) дать рекомендации составителям школьных образовательных программ.

Почему сейчас?

Сейчас подходящее время, чтобы поставить такую проблему, поскольку “мировая паутина” вот-вот, в ближайшие десятилетия даст практически для всех неограниченные возможности для установления межперсональных контактов, когда массы людей смогут объединяться для обсуждения какой-то проблемы в онлайновом режиме. Т.е. человечество приблизится к состоянию единого (в информационном смысле) социального организма. Но ни в одном живом организме почки и печень не враждуют, так что можно ожидать умиротворения в человеческом сообществе.

Предпосылки для этого создаются не только из-за распространения Интернета, но и из-за роста числа международных организаций.

Итак, имеются веские основания думать, что мы и наши потомки могут достаточно успешно идти по пути к счастливой жизни. Мы надеемся, что этот потенциальный проект может рассматриваться как первый шаг в этом направлении. (3)

(3) После первого шага других не последовало. Императивная необходимость овладеть мышлением, способным преодолевать нашу эволюционно-унаследованную отсталость, не была осознана, и десятилетие нового века было потеряно. Увы, не исключено, что у цивилизации нет уже необходимого времени и ресурсов, чтобы справиться с глобальными проблемами, угрожающе нависающими над миром, и уже приходится допускать:

Все человечество, должно быть, оказалось в дураках
.

Дополнение (апрель 2006 г .): В связи с проблемой счастья см. также новые и обновленные материалы:

о прогнозе на XXI век,

о проблемах со счастьем,

о дефиците панорамного мышления,

о проявлении ДПМ в языковых конструкциях,

о ДПМ как стимуле быть изобретательным и юморным,

о способах противодействия старению,

о витамине от старости,

о том, как выйти из группы риска по раковым заболеваниям,

об образовании повышенной эффективности,

о выборе личной стратегии жизни,

о тенденции к появлению социального интеллекта.


   
Copyright (c) ИнтелТех / В.Н.Третьяков. Настоящая информация является интеллектуальной собственностью автора сайта, которому было бы интересно знать о любом использовании его материалов. tvn@iatp.by