|
||
Наиболее значащие материалы сайта: • Криминальный диагноз: узкоумие
|
Вопросы задавал Л.А.Полыковский (modernthinkers.narod.ru) -- Кому в наибольшей (наименьшей) степени присущ ДПМ и почему: работникам умственного труда, служащим, безработным, деклассированным элементам, верующим, приверженцам тоталитарных культов? -- Приверженность к какому-то тоталитарному культу, в моем представлении, означает, что человек постепенно утратил способность самостоятельно мыслить, стал некритически воспринимать все, что исходит от иерархов этого культа, т.е. превратился в дистанционно управляемую игрушку в их руках. Естественно, у зомбированного исполнителя чужой воли ДПМ выражен в наибольшей степени. Напротив, работники умственного труда, для которых открытость ума, независимость мысли, критичность мышления являются профессиональными качествами, проявляют ДПМ в наименьшей степени. -- Являются ли человеческие пороки причиной (следствием) ДПМ?
-- Да, причем очень сильно действующей причиной. Хотя бы потому, что нам свойственны несдержанность и раздражительность, а это ведь еще не самые сильные проявления эволюционно унаследованного человеческого качества -- агрессивности. -- Какие пороки наиболее повинны в ДПМ и почему: нравственные недостатки, невежество, бюрократизм, догматизм, фанатизм, чрезмерный романтизм, розовый (чрезмерный) оптимизм или др.? -- Древние считали, что по-настоящему мудрый человек (я бы сказал: умеющий панорамно мыслить) обязательно должен быть добродетельным. Так что нравственные недостатки, конечно же, происходят от ДПМ. В частности, невежество, бюрократизм, догматизм вполне можно считать проявлениями изъянов нравственности; особенно панорамность мышления не свойственна фанатикам, у которых проявления ДПМ кажутся очевидными (из-за «зацикленности» на одном и том же). Что же касается «розовых» оптимистов и романтиков, то у них препятствием на пути к панорамному мышлению стоит их стремление к психологическому комфорту. Психологическая защита у них срабатывает таким образом, что факты жизненного негатива игнорируются, не впускаются в сознание. -- Каким Вы видите пути преодоления ДПМ и в чем трудность этого процесса?
-- У человека как вида генетически передаваемый жизненный опыт поколений составляет незначительную часть по сравнению с социальным наследованием. Этот факт сравнительной физиологии животных может послужить основанием для вывода, что человечество имеет принципиальную возможность перестроить систему образования на развитие панорамного мышления. Однако система образования в любой стране обладает большой инертностью, и очень трудно и неравномерно (по странам и школам) пойдет даже само осознание необходимости столь радикального изменения установки образования - сменить приоритет получения знаний на приоритет улучшения мышления. Непростым делом является даже экспериментальная проверка эффективности панорамного мышления, поскольку группа учителей-энтузиастов, решивших доказать принципиальную возможность преодоления ДПМ, этого эволюционно унаследованного человеком недостатка мышления, сможет представить своих по-новому обученных выпускников лишь через 10--12 лет.
-- Существуют ли люди, у которых совершенно нет ДПМ? Что это за люди? Как Вы оцениваете свой личный ДПМ? -- Таких людей нет, поскольку с помощью ДПМ как раз и зафиксирована интегральная видовая характеристика мыслительной способности человека, наряду с его приверженностью к бинарной, черно-белой логике («истинно-ложно»), склонностью к выделению дихотомически разделенных понятий, нацеленностью на анализ в ущерб обобщающей, синтетической мозговой деятельности, доминантно-последовательным принципом действия, приверженностью к высказываниям мало-понятийного объема (афоризмам, шуткам).
-- Как можно качественно оценить свой ДПМ?
-- Если вы, будучи «на людях»: -- Возможна ли количественная мера ДПМ или это только качественный показатель? Если «да», то как измерять а) индивидуальный ДПМ, б) в рамках социальных групп, в) всего социума?
-- Надо понимать, что панорамное (мышление) – это по существу эвфемизм, означающий «в сравнении с непанорамным». Если о возможностях теперешнего Homo sapiens’а свидетельствует психофизиологический закон “5 плюс-минус 2», т.е. одномоментно в поле его внимания “помещается” не более 7 объектов, то у панорамно мыслящего эта верхняя граница N, возможно, отодвинется до 9—10. С учетом факториального характера зависимости возможного числа сочетаемых понятий от N это был бы прорыв в мышлении. -- Как соотносятся понятие ДПМ и счастье? Счастлив тот, кто не знает панорамы всей правды, или это счастье ложное?
-- Здесь нужно сделать уточнения. Наше подсознание пропускает в сознание лишь малую долю того, что воспринимают органы чувств, и фильтрация эта у разных людей, с разными судьбами, делается очень по-разному. Уже поэтому нельзя говорить о «панораме всей правды», ибо она относительна. Кроме того, такая панорама ассоциируется с эрудированностью, начитанностью, но никак не со способностью мыслить панорамно, т.е. эффективно, творчески, нестандартно.
-- Может ли быть счастлив человек, осознавший и прочувствовавший панораму сложности всего происходящего в мире больше, чем другие люди? -- Если человек так хорошо все осознал и прочувствовал, то он может поискать для себя счастливые моменты, получая удовлетворение от осознания своей нужности людям, продумывая и продвигая социальные проекты, улучшающие жизнь. Напомню высказывание древнегреческого мудреца Платона: «Стараясь о счастье других, мы находим свое собственное счастье». -- Медицинская этика запрещает говорить неизлечимому больному правду о его болезни. Возможно ли, что по меньшей мере общепланетарная этика запретит человеку познавать весь общепланетный негатив из-за терапевтических соображений?
-- Допускаю, что когда-нибудь придется собраться ареопагу мудрейших людей Земли, который, проанализировав человеческую предысторию и тенденции современной истории, придет к однозначному выводу: «больной», т.е. человечество, безнадежен, надежд на выздоровление - никаких. Только при таких условиях можно предложить закрыть «общепланетный негатив» для общего доступа, чтобы не допустить общепланетного психоза, не отравлять людям последние оставшиеся годы жизни.
-- Какова структура высококачественного (идеального) панорамного мышления? Знания о чем в нем первостепенны и о чем второстепенны?
-- Начнем с того, что знания находятся не в мышлении, а в памяти. Кроме того, идеального панорамного мышления нет и быть не может, поскольку каждый отдельный человек может увидеть и осмыслить в этой жизни лишь бесконечно малую часть из континуума возможного. Потому можно говорить лишь о панорамном мышлении более-менее развитом.
-- ДПМ это лишь негативное явление или Вы усматриваете в нем и моменты позитивные?
-- Считаю явлением не только негативным, но в долгой перспективе несовместимым с существованием человеческой цивилизации -- именно потому, что ДПМ «открывает широкий простор» для: -- Существует проблема информационной сатурации (перенасыщения общества информацией). Возможно ли, что радикальное преодоление ДПМ упрется в тупик сатурации? -- Если дело действительно идет к информационной сатурации (во что я не верю), то тогда для массы людей, освоивших панорамное мышление, этот тупик, если и наступит, то позже, чем у людей с ДПМ. Это легко понять: людям, мыслящим панорамно, для адекватной ориентации в мире требуется меньший объем информации. Они недостающую информацию способны домысливать по мере необходимости. Тот же оптимистический вывод будет и для общества, решившего преодолеть эволюционно приобретенную недостаточность своего мышления путем перестройки системы образования. -- Как соотносятся ДПМ и мировоззрение? Панорамное мышление, гарантирует ли оно высококачественное мировоззрение?
-- Мировоззрение свое собственное - это не для людей с повышенным ДПМ; для них имеется лишь возможность принять готовое, разработанное другими. Но и, владея панорамным мышлением, разработать свое мировоззрение, да еще “высококачественное” - это сверхсложная деятельность, и намеченный результат может быть гарантирован, да -- но только тогда, когда вы сами будете определять критерии качества. Ведь надо “проинтегрировать”, найти интегральный код к этому невероятно сложному миру, на сканирование которого нашими органами чувств с узкополосными каналами передачи нам отводится слишком мало времени, да еще разобраться во взаимоотношениях своих с людьми - родственниками, знакомыми, друзьями, коллегами, недругами, -- понять свое предназначение в мире, не говоря уж о разрешении основного и неосновных вопросов философии.
-- Как ДПМ связано с проблемой неисчерпаемости возможностей науки? -- Проблемой, по-видимому, является как раз исчерпаемость возможностей науки, а не неисчерпаемость. Когда-то мне, в начале 1990-х гг., в период моей журналистской деятельности, довелось побеседовать о перспективах развития науки с философом, д.филос.н. Э.М.Сороко. Получившийся в результате беседы материал, опубликованный в «Знамени юности», я назвал по главной мысли собеседника: «Эффект насыщения. Нужен новый смысл». Имелось в виду, что период линейного развития наук закончился или заканчивается, они все больше должны входить в двойное, тройное взаимодействие, во взаимозацепление друг с другом.
-- Допускаете ли Вы, что панорамное мышление является необходимым этапом возвышения человека до глубочайшего раскрытия его сущностных сил и творческих потенций? Является ли при этом доброжелательность, гуманизм и альтруизм обязательными условиями возвышения человека? -- Панорамное мышление - да, доброжелательность, гуманизм, альтруизм - трижды «да». |
|
(C)
Copyright «ИнтелТех»—В.Н.Третьяков. Настоящая информация является интеллектуальной
собственностью автора сайта, которому было бы интересно знать о любом
использовании его материалов. Vlad-Tretyakov@yandex.ru
|