О
себе, его директоре-организаторе
Еще в студенческие годы я осознал: это не для меня –
залезть в какую-то одну клетку специализации
и в ней провести всю жизнь. Хотя было понятно и то, что
спрос общества на моноспециалистов был и есть, отозваться
на эту общественную потребность во многом удобнее и,
по-видимому, выгоднее, чем исповедовать принципы какой-то
там универсальности. Да и было бы странно, если бы интересы
общества и личности в нем совпадали; уже отсюда следует,
что тяга к универсализму бывает наказуема -– это когда жизнь
становится ""полной лишений и сплошных выгоняний"".
Вот и получилось, что, будучи по образованию физиком-теоретиком,
я то и дело позволял себе уклоняться и в гуманитарную сторону.
Например, по окончании физфака БГУ в 1961 г., учась в аспирантуре
и публикуя работы по физике элементарных частиц, стал писать и
печатать статьи научно-популярного характера, пытаясь соединить
науку и литературу в неких не совсем привычных жанрах -– научной
притчи
и научно-юмористической фантастики. Так появились публикации "Картинки
из жизни микромира", "О чем рассказал Фотон", "Бионика… Что это?", "В
гостях у курдля" и др.
После защиты в 1968 г. кандидатской диссертации "Поляризуемость
нейтрона и некоторые процессы рассеяния на нейтрон-содержащих системах"
я, рассчитывая на свободный творческий поиск, согласился с предложением своего руководителя
акад. Ф.И.Федорова и перевелся на работу в БелСЭ в качестве зав. редакцией
физики, математики, химии и астрономии. Именно там в 1973 г., участвуя
в создании первой белорусской энциклопедии, мне удалось напасть на новый
принцип общебиологического значения –- принцип толерантности,
ставший методологическим стержнем моей докторской диссертации "Алгоритмы
поиска рекомендаций Природы, или Новая натурфилософия",
представленной в МАИТ и защищенной "по совокупности работ" в 2001 г.
Первое приложение ПТ было математическим: были заложены основы
биоматематики, последовательно использующей отношение врожденной
толерантности (ВТ). К этим
проблемам был проявлен интерес в Институте математики АН БССР, где в
1973—80 гг. я прочитал 4 доклада -- на общеинститутском методологическом
семинаре (дважды), в лабораториях алгебры и теории чисел. Среди физиков
отношение к моим
математическим новациям оказалось куда менее заинтересованным. И тогда
я применил по отношению к своим оппонентам необычный метод научной дискуссии
–- написал фантастический рассказ-пародию "Я
понятно говорю?". В тот же год была опубликована и
работа "Псевдоконгруэнции на универсальных алгебрах",
носителями которых были необычные множества -– их элементы находились между собой в отношениях
внутренней (врожденной) и внешней толерантности. Спустя несколько лет
эта работа была замечена чешскими математиками, и благодаря приглашению
из Пражского университета я смог принять участие в работе международного
семинара
по альтернативной теории множеств в Высоких Татрах.
Тот же прием -- пародия как аргумент в научной дискуссии -- был применен
мной еще раз, чтобы убедить физиологов высшей нервной деятельности (ВНД),
что нельзя при классификации типов ВНД не учитывать собственной активности
нервной системы (см. Пятипальцевую теорию темпераментов,
а также Предисловие и Послесловие
к ней). Благодаря поддержке в этих вопросах члена-корреспондента АМН
СССР Н.С.Мисюка, мне (в то время члену Редакционного совета БелСЭ) удалось
отстоять принципиальные правки в энциклопедических статьях "Сон"
и "Торможение", написанных на уровне представлений 50-х годов.
Парадигмальное сопротивление высказываемым радикальным идеям (отказ
от чисел-точек(!) и от отношения равенства (!!)) стало
для меня стимулом для написания цикла статей о восприятии нового в науке,
которые были опубликованы в журнале АН СССР "Химия и жизнь",
в т.ч. и статьи "Банк научных идей",
подвигнувшей редакцию на создание одноименной рубрики. Это было с их
стороны неосмотрительное
действие: в журнал пошел мощный научный самотек, редакция с ним не справилась
-- и вынуждена была сдать скопившиеся рукописи в Госкомитет СССР по изобретениям
и открытиям.
Там, поддержав мое предложение, решили организовать эксперимент
по госрегистрации идей и гипотез -- на основе материалов журнальной
рубрики в "Химии и жизни". Эксперимент (1989 г.) был проведен в 3 городах -– Москве, Минске
и Ленинграде -- и дал великолепные результаты. Экспертизу в Минске (инициатива
наказуема!) предложили организовать мне; исследовательских проектов
поступило более 50; минские эксперты признали 9 из них находящимися на
уровне открытий.
К сожалению, так хорошо начавшееся дело не получило развития: Госкомизобретений
Союза ССР вскоре прекратил существование вместе с Союзом.
Параллельно с основной работой в лабораториях ИФ АН БССР и в научном
секторе БПИ я занимался переводами и редактированием переводов в Торгово-промышленной
палате, осваивал новые литературные жанры (научно-популярные статьи,
юморески, афоризмы). Поскольку ни в ИФ, ни в БПИ физику с аппаратом
толерантности в план работ включить не удалось (к тому же тогда (1991
г.) даже прикладные исследования оказывались уже невостребованными),
я поменял хобби и науку местами -– и перешел работать в СМИ: сначала
в "Гравитон" (с 1992
г. -- член редколлегии этой газеты) и "Навiны АН Беларусi",
потом –- научным обозревателем в информационную компанию БелаПАН.
В промежутке между первым и вторым местом работы я попытался найти применение
своим педагогическим новациям, согласившись занять пост зам. директора
по научной работе в НТЦ "Одаренные дети" (Минск). Благодаря
вхождению в педагогическую тематику мне вскоре удалось получить грант
Минобразования, позволивший подготовить "Социо-биологически обоснованные методики обучения",
а по гранту Белорусского фонда Сороса -– рукопись книги "Трактат
о психозоиках с планеты Земля". Там получила обоснование педагогика
наивысшей эффективности, предположительно способная не только восстанавливать
утраченную одаренность, но и могущая предотвращать
суициды и убийства в состоянии аффекта.
Практическим приложением этих педагогических разработок, помимо методик, стала "Школа творческого
мышления" для учеников старших классов средних школ в Минском дворце
детей и молодежи, которую я организовал и вел в 1992-—93 гг.
Интерес к методикам и методологиям не пропал у меня и тогда, когда от
педагогических дел я совсем отошел. Так появилась методология рационального поведения
в науке авторов оригинальных идей и научных
экспертов (известный тогда учитель-новатор Г.Гербутов объявил в
журнале "Физика в школе", 1990, № 5, что 25 из 26 афористически высказанных правил поведения в науке, опубликованных в
моей книге "Эта парадоксальная новизна",
являются и его жизненными принципами, которыми он руководствуется в преподавательской работе). Или – другой пример --
методология противодействия старению, дающая,
как мне кажется, основу для многих методических разработок по созиданию
здоровья.
В общем, моя научно-практическая деятельность, осуществлявшаяся
по собственному плану, была направлена на сочетание теоретических идей
с их научно-популярным и художественным осмыслением, а педагогическая
-- сочетала теоретические находки (например, банк педагогических идей
в классах и школах) с их практической реализацией в преподавательском
процессе. В результате мне удалось приобщиться к дюжине интеллектуальных профессий, включающей
научного работника, литератора, редактора, переводчика, преподавателя,
журналиста, методолога, аналитика, методиста. Так что президиуму МАИТ
ничего не оставалось, как после избрания меня в 2001 г. академиком предложить взяться за организацию
Института интеллектуальных технологий при МАИТ. Чем
я и занимаюсь до сих пор, и сайт, на который вы заглянули, -- это подтверждает.
Была надежда, что "ИнтелТех" пройдет стадию организационного
становления ускоренно, поскольку ООН, казалось, не может остаться в
стороне от проекта "К счастливой жизни на
планете Земля". Увы... Свою ошибку я, инициатор этого проекта,
уже осознал, а вот в МАИТ по-прежнему почему-то считают, что нам нужно
добиваться от ООН ее соучастия в этом деле, сопричастности к нему.
Tак получилось, что в марте с.г., на последнем годичном общем собрании
МАИТ, я, не успев подумать, утвердительно кивнул головой, отвечая таким
образом на прямой вопрос президента МАИТ Г.Г.Маньшина, обращенный ко
мне с трибуны в переполненный зал. А вопрос был такой: "Вы ведь
постараетесь им достойно ответить? объяснить? Такой проект они просто
не могут не поддержать!"
Они -– это Кофи Аннан и Олара Отунну (Генсек ООН и зам. Генсека ООН).
Ничего не поделаешь, обещал –- отвечу. Ищу вот теперь самые убедительные
аргументы. Притом что моя позиция такова: "ИнтелТех", поставивший перед
собой задачу осуществления проекта "Счастливый человек", не
может быть обычным институтом -- с планами, с назначаемым руководством,
с соизволением на свое существование свыше, хоть бы и со стороны ООН.
(Примечание 22 февраля 2005 г.: После того, как МАИТ стала
ассоциативным членом ООНовской структуры --
Департамента общественной информации -- дело представляется уже не столь
безнадежным. Более того, проекты, подготовленные в МАИТ, как нам сообщили,
в ДОИ/ООН от нас ждут).
Я прислушиваюсь к рекомендациям Природы -–
и слышу: "ИнтелТех" должен естественно развиваться как web-проект
во всемирной Сети, вместе с ее расширением и совершенствованием
(подобно тому, как снизу в природе структурируются таксоны) и –-
сейчас я выскажу тяжелую мысль -- вместе с осознанием
многими, если не большинством, близости самоуничтожения человечества.
Только при этом жутковатом условии начнет по-настоящему формироваться
мировой социальный интеллект.
А вместо Организации Объединенных Наций рано или поздно (хорошо бы --
не слишком поздно) Организация Объединенного Человечества.
Аналогия в доказательство: пока голод и холод не поставили перед гоминидами
вопрос ребром –- начать думать или вымереть, -- с их индивидуальным
мыслительным органом ничего эволюционно значимого не происходило. Жить
до того можно было и так, прыгая по веткам
и питаясь бананами.
Распространено мнение, что главные угрозы человечеству -– это истощение
ресурсов (энергетических, пищевых, водных и др.), ухудшающаяся экология и распространение
насилия. Утверждаю: все это имеет одну единственную причину –- дефицит
панорамного мышления, проявляющийся, в частности, в затупленности
языка, этого инструмента мышления. Ввиду этого обстоятельства люди
должны вроде бы с интересом начать восприниматься и предложения, как на эту единственную причину можно
бы было в нужном направлении влиять. Если так оно и произойдет, то у
"ИнтелТеха" проблем -- чем бы таким интересным заняться --
не будет.
(Июнь 2004 -- февраль 2005)
См. также мое резюме для БСП
Добавление 2014 г. Я был трижды награжден медалями МАИТ "За высокие достижения в науке": в 2005, 2007 и в 2014 гг.
3-я медаль именная -- им. акад. НАН Беларуси, машиностроителя М.С. Высоцкого.