Институт интеллектуальных технологий


Страницы сайта:

ИМПЕРАТИВЫ ВЫЖИВАНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА:

* ПЕРВЫЙ,
* ВТОРОЙ и
* ТРЕТИЙ;

а также
*ДЕМОГРАФИЧЕСКИЙ *ПЛАНЕТАРНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ;
* ДИАЛОГ О ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ;
* ПРОЕКТЫ;
* НАУКА В ДЕЙСТВИИ;
* ПЕДАГОГИКА;
* HOMO SAPIENS;
* ОБЩЕСТВО;
* ЗДОРОВЬЕ;
* ФИЛОСОФИЯ С ТОЛЕРАНТНОСТЬЮ;
* ТРЕТЬЯКОВСКАЯ ГАЛЕРЕЯ ИДЕЙ,
вместе с...
* ЕЕ ЗАПАСНИКАМИ;
* УЧЕНЫЕ ДОСУГИ;
* ИНТЕРВЬЮ
* ДИАЛОГИ
*
ИНТЕЛТЕХ ПРЕДСТАВЛЯЕТ
* МИЛЛЕРИАНА
* ПРИВАТНАЯ СТРАНИЧКА
* ИНТЕРНЕТ-БЮЛЛЕТЕНЬ МАИТ
* ИНФОРМАЦИЯ ИНТЕЛТЕХА
* СТРАНИЦА ЛИНКОВ

Коллекции статей на сервере СО РАН:

+Рекомендации Природы в социологии
+Императивы выживания
+Философские проблемы математики
+Экономика под знаком интеллекта

КРАСОТА НЕ СПАСЕТ МИР, хотя проект Mission Studio Int. был поддержан ИнтелТехом

Наиболее значащие материалы сайта:

Создание системы цивилизационной безопасности в 3-м тысячелетии
3 императива выживания
Все человечество, возможно, оказалось в дураках
Институционально-стратегическое банкротство интеллигенции в цивилизационном процессе
Упущения цивилизации, их обнаружение и восполнение
Рекомендации Природы международным институциям
Принцип толерантности и концепция противодействия старению
Профилактика раковых заболеваний
Рекомедации Природы в социологии
Криминальный диагноз: узкоумие
Будем же учиться правильно мыслить
Педагогика наивысшей эффективности
Чтобы умственная пища хорошо переваривалась, она должна поглощаться с аппетитом
Учебно-творческий центр раскрытия одаренности
Советы осененному идеей
Советы начинающему эксперту
Инструмент мысли нуждается в заточке
Механизм юмора, добытый из глубин эволюции
Не исключено, что вы -- аквиник
Псевдоконгруэнции на универсальных алгебрах
Новое понимание физического закона
В материальном мире действует объединенный принцип толерантности
Обсуждение общебиологического принципа толерантности
О творчестве по-новому
Социальная инициатива -- общедоступный инфобанк лексических обогащений


   



О себе, его директоре-организаторе


Еще в студенческие годы я осознал: это не для меня –
залезть в какую-то одну клетку специализации
и в ней провести всю жизнь. Хотя было понятно и то, что
спрос общества на моноспециалистов был и есть, отозваться
на эту общественную потребность во многом удобнее и,
по-видимому, выгоднее, чем исповедовать принципы какой-то
там универсальности. Да и было бы странно, если бы интересы
общества и личности в нем совпадали; уже отсюда следует,
что тяга к универсализму бывает наказуема -– это когда жизнь
становится ""полной лишений и сплошных выгоняний"".

Вот и получилось, что, будучи по образованию физиком-теоретиком,
я то и дело позволял себе уклоняться и в гуманитарную сторону.
Например, по окончании физфака БГУ в 1961 г., учась в аспирантуре
и публикуя работы по физике элементарных частиц, стал писать и
печатать статьи научно-популярного характера, пытаясь соединить
науку и литературу в неких не совсем привычных жанрах -– научной
притчи и научно-юмористической фантастики. Так появились публикации "Картинки из жизни микромира", "О чем рассказал Фотон", "Бионика… Что это?", "В гостях у курдля" и др.

После защиты в 1968 г. кандидатской диссертации "Поляризуемость нейтрона и некоторые процессы рассеяния на нейтрон-содержащих системах" я, рассчитывая на свободный творческий поиск, согласился с предложением своего руководителя акад. Ф.И.Федорова и перевелся на работу в БелСЭ в качестве зав. редакцией физики, математики, химии и астрономии. Именно там в 1973 г., участвуя в создании первой белорусской энциклопедии, мне удалось напасть на новый принцип общебиологического значения –- принцип толерантности, ставший методологическим стержнем моей докторской диссертации "Алгоритмы поиска рекомендаций Природы, или Новая натурфилософия", представленной в МАИТ и защищенной "по совокупности работ" в 2001 г.

Первое приложение ПТ было математическим: были заложены основы биоматематики, последовательно использующей отношение врожденной толерантности (ВТ). К этим проблемам был проявлен интерес в Институте математики АН БССР, где в 1973—80 гг. я прочитал 4 доклада -- на общеинститутском методологическом семинаре (дважды), в лабораториях алгебры и теории чисел. Среди физиков отношение к моим математическим новациям оказалось куда менее заинтересованным. И тогда я применил по отношению к своим оппонентам необычный метод научной дискуссии –- написал фантастический рассказ-пародию "Я понятно говорю?". В тот же год была опубликована и работа "Псевдоконгруэнции на универсальных алгебрах", носителями которых были необычные множества -– их элементы находились между собой в отношениях внутренней (врожденной) и внешней толерантности. Спустя несколько лет эта работа была замечена чешскими математиками, и благодаря приглашению из Пражского университета я смог принять участие в работе международного семинара по альтернативной теории множеств в Высоких Татрах.

Тот же прием -- пародия как аргумент в научной дискуссии -- был применен мной еще раз, чтобы убедить физиологов высшей нервной деятельности (ВНД), что нельзя при классификации типов ВНД не учитывать собственной активности нервной системы (см. Пятипальцевую теорию темпераментов, а также Предисловие и Послесловие к ней). Благодаря поддержке в этих вопросах члена-корреспондента АМН СССР Н.С.Мисюка, мне (в то время члену Редакционного совета БелСЭ) удалось отстоять принципиальные правки в энциклопедических статьях "Сон" и "Торможение", написанных на уровне представлений 50-х годов.

Парадигмальное сопротивление высказываемым радикальным идеям (отказ от чисел-точек(!) и от отношения равенства (!!)) стало для меня стимулом для написания цикла статей о восприятии нового в науке, которые были опубликованы в журнале АН СССР "Химия и жизнь", в т.ч. и статьи "Банк научных идей", подвигнувшей редакцию на создание одноименной рубрики. Это было с их стороны неосмотрительное действие: в журнал пошел мощный научный самотек, редакция с ним не справилась -- и вынуждена была сдать скопившиеся рукописи в Госкомитет СССР по изобретениям и открытиям.

Там, поддержав мое предложение, решили организовать эксперимент по госрегистрации идей и гипотез -- на основе материалов журнальной рубрики в "Химии и жизни". Эксперимент (1989 г.) был проведен в 3 городах -– Москве, Минске и Ленинграде -- и дал великолепные результаты. Экспертизу в Минске (инициатива наказуема!) предложили организовать мне; исследовательских проектов поступило более 50; минские эксперты признали 9 из них находящимися на уровне открытий.

К сожалению, так хорошо начавшееся дело не получило развития: Госкомизобретений Союза ССР вскоре прекратил существование вместе с Союзом.

Параллельно с основной работой в лабораториях ИФ АН БССР и в научном секторе БПИ я занимался переводами и редактированием переводов в Торгово-промышленной палате, осваивал новые литературные жанры (научно-популярные статьи, юморески, афоризмы). Поскольку ни в ИФ, ни в БПИ физику с аппаратом толерантности в план работ включить не удалось (к тому же тогда (1991 г.) даже прикладные исследования оказывались уже невостребованными), я поменял хобби и науку местами -– и перешел работать в СМИ: сначала в "Гравитон" (с 1992
г. -- член редколлегии этой газеты) и "Навiны АН Беларусi", потом –- научным обозревателем в информационную компанию БелаПАН.

В промежутке между первым и вторым местом работы я попытался найти применение своим педагогическим новациям, согласившись занять пост зам. директора по научной работе в НТЦ "Одаренные дети" (Минск). Благодаря вхождению в педагогическую тематику мне вскоре удалось получить грант Минобразования, позволивший подготовить "Социо-биологически обоснованные методики обучения", а по гранту Белорусского фонда Сороса -– рукопись книги "Трактат о психозоиках с планеты Земля". Там получила обоснование педагогика наивысшей эффективности, предположительно способная не только восстанавливать утраченную одаренность, но и могущая предотвращать суициды и убийства в состоянии аффекта. Практическим приложением этих педагогических разработок, помимо методик, стала "Школа творческого мышления" для учеников старших классов средних школ в Минском дворце детей и молодежи, которую я организовал и вел в 1992-—93 гг.

Интерес к методикам и методологиям не пропал у меня и тогда, когда от педагогических дел я совсем отошел. Так появилась методология рационального поведения в науке авторов оригинальных идей и научных экспертов (известный тогда учитель-новатор Г.Гербутов объявил в журнале "Физика в школе", 1990, № 5, что 25 из 26 афористически высказанных правил поведения в науке, опубликованных в моей книге "Эта парадоксальная новизна", являются и его жизненными принципами, которыми он руководствуется в преподавательской работе). Или – другой пример -- методология противодействия старению, дающая, как мне кажется, основу для многих методических разработок по созиданию здоровья.

В общем, моя научно-практическая деятельность, осуществлявшаяся по собственному плану, была направлена на сочетание теоретических идей с их научно-популярным и художественным осмыслением, а педагогическая -- сочетала теоретические находки (например, банк педагогических идей в классах и школах) с их практической реализацией в преподавательском процессе. В результате мне удалось приобщиться к дюжине интеллектуальных профессий, включающей научного работника, литератора, редактора, переводчика, преподавателя, журналиста, методолога, аналитика, методиста. Так что президиуму МАИТ ничего не оставалось, как после избрания меня в 2001 г. академиком предложить взяться за организацию Института интеллектуальных технологий при МАИТ. Чем я и занимаюсь до сих пор, и сайт, на который вы заглянули, -- это подтверждает.

Была надежда, что "ИнтелТех" пройдет стадию организационного становления ускоренно, поскольку ООН, казалось, не может остаться в стороне от проекта "К счастливой жизни на планете Земля". Увы... Свою ошибку я, инициатор этого проекта, уже осознал, а вот в МАИТ по-прежнему почему-то считают, что нам нужно добиваться от ООН ее соучастия в этом деле, сопричастности к нему.

Tак получилось, что в марте с.г., на последнем годичном общем собрании МАИТ, я, не успев подумать, утвердительно кивнул головой, отвечая таким образом на прямой вопрос президента МАИТ Г.Г.Маньшина, обращенный ко мне с трибуны в переполненный зал. А вопрос был такой: "Вы ведь постараетесь им достойно ответить? объяснить? Такой проект они просто не могут не поддержать!"

Они -– это Кофи Аннан и Олара Отунну (Генсек ООН и зам. Генсека ООН).

Ничего не поделаешь, обещал –- отвечу. Ищу вот теперь самые убедительные аргументы. Притом что моя позиция такова: "ИнтелТех", поставивший перед собой задачу осуществления проекта "Счастливый человек", не может быть обычным институтом -- с планами, с назначаемым руководством, с соизволением на свое существование свыше, хоть бы и со стороны ООН. (Примечание 22 февраля 2005 г.: После того, как МАИТ стала ассоциативным членом ООНовской структуры -- Департамента общественной информации -- дело представляется уже не столь безнадежным. Более того, проекты, подготовленные в МАИТ, как нам сообщили, в ДОИ/ООН от нас ждут).

Я прислушиваюсь к рекомендациям Природы -– и слышу: "ИнтелТех" должен естественно развиваться как web-проект во всемирной Сети, вместе с ее расширением и совершенствованием (подобно тому, как снизу в природе структурируются таксоны) и –-
сейчас я выскажу тяжелую мысль -- вместе с осознанием многими, если не большинством, близости самоуничтожения человечества. Только при этом жутковатом условии начнет по-настоящему формироваться мировой социальный интеллект. А вместо Организации Объединенных Наций рано или поздно (хорошо бы -- не слишком поздно) Организация Объединенного Человечества.

Аналогия в доказательство: пока голод и холод не поставили перед гоминидами вопрос ребром –- начать думать или вымереть, -- с их индивидуальным мыслительным органом ничего эволюционно значимого не происходило. Жить до того можно было и так, прыгая по веткам и питаясь бананами.

Распространено мнение, что главные угрозы человечеству -– это истощение ресурсов (энергетических, пищевых, водных и др.), ухудшающаяся экология и распространение насилия. Утверждаю: все это имеет одну единственную причину –- дефицит панорамного мышления, проявляющийся, в частности, в затупленности языка, этого инструмента мышления. Ввиду этого обстоятельства люди должны вроде бы с интересом начать восприниматься и предложения, как на эту единственную причину можно бы было в нужном направлении влиять. Если так оно и произойдет, то у "ИнтелТеха" проблем -- чем бы таким интересным заняться -- не будет.

(Июнь 2004 -- февраль 2005)


См. также мое резюме для БСП

Добавление 2014 г. Я был трижды награжден медалями МАИТ "За высокие достижения в науке": в 2005, 2007 и в 2014 гг. 3-я медаль именная -- им. акад. НАН Беларуси, машиностроителя М.С. Высоцкого.

     


Copyright (c) ИнтелТех — В.Н.Третьяков. Настоящая информация является интеллектуальной собственностью автора сайта, которому было бы интересно знать о любом использовании его материалов. Vlad-Tretyakov@yandex.ru
и tvn@iatp.by

Hosted by uCoz