КУДА ДЕВАЕТСЯ ОДАРЕННОСТЬ?
Рассуждать
«от противного» на гуманитарные темы – дело непривычное. Тем не менее
попробуем. Зададимся вопросом: что нужно сделать, чтобы «задавить» одаренность
у ребенка?
Человеческий
детеныш рождается «беспамятным», с неструктурированным мозгом, не содержащим
нервных связей. Эволюционно оказалось выгодней весь социальный опыт
приобретать с нуля. И потому полугодовалый ребенок по уровню ориентации
в мире заметно уступает полугодовалому животному. Этот факт можно назвать
то нейрофизиологи «запаздывающим онтогенезом человека».
Примем как гипотезу, чческим эквивалентом одаренности (по крайней мере
интеллектуальной) является разветвленная и хорошо упорядоченная система
связей. В самом деле, именно «порядок в голове» позволяет
человеку устанавливать связи, которых раньше не было, находить ответы
на вопросы, решение которых ему никто не давал.
Т.е. залогом успешной умственной работы можно считать активную
предшествующую умственную работу. Когда следы известного соединяются
в процессе мышления, происходит установление новых связей. Если такая
работа человеку нравится, то сама упорядоченность и разветвленность
сети нервных связей служит залогом новых интеллектуальных достижений.
На уровне школьника это: быстрое схватывание сути дела при изложении
материала, быстрый выбор метода решения предложенной задачи, готовность
памяти при опросах, и т.д. Оригинальность мысли, способность к продуцированию
необычных идей, умственную активность мы также связываем с одаренностью.
А теперь вернемся к рассуждению «от противного». Что
нужно сделать, чтобы задавить одаренность у ребенка? В соответствии
с гипотезой нужно делать все то, что мешает обогащению и упорядочению
системы нервных связей.
Прежде всего за дело должны взяться родители. Важно подавить
заложенное самой природой естественное стремление к новому (а для недавно
родившегося весь мир – самая большая новость), пресечь
его попытки вырваться за пределы отведенного для него пространства,
а само пространство по возможности сузить и ограничить.
В этом возрасте умственное развитие идет в сущности только через физическое,
так что заодно можно на долгое время обеспечить себе более спокойную
жизнь.
Дальше. Нужно забыть о том, что завет Природы – приобретать
социальный опыт играючи, в тесном содружестве взрослых и детей, при
положительном эмоциональном подкреплении, при захватывающем интересе.
Не следует допускать ни в коем случае таких мыслей:
учитель заменяет ребенку родителей во время обучения, и потому он их,
обучающихся у него, должен любить так же, как своих детей. Тем более
что и у родителей это не всегда получается. А посему с самого начала
четко разграничьте: вы – учитель, они – ученики, и
вам лучше знать, как и чему ребят учить, пусть они в это дело не вмешиваются.
Поощрять нужно тех, которые делают что надо, а не тех, от которых только
и жди инициативы и неожиданных вопросов. Есть план урока, и никому не
позволено его нарушать.
Опять же и игра. Причем тут какие-то игрушки, когда тут обучают, серьезным
делом занимаются? Всякие легкомысленные попытки увести вас в развлекательность
должны быть отменены – эти номера у вас не должны проходить.
Потом: нужно разделить обучение на клетки учебных дисциплин,
и пусть преподаватель одной «клетки» не знает и знать не хочет, что
делается в соседних. Тогда упорядоченность связей, если и будет, то
на уровне отдельных клеток-дисциплин, слабо связанных друг с другом.
А теперь: не кажется ли вам, что эти рекомендации «от противного» реализуются
то и дело в семье, школе и вузе? А если так, то можно додуматься
до мысли, от которой становится не по себе: а что, если все люди – сплошь!
-- одарены от рождения, а в результате воспитания и
обучения – «не совсем таких, как надо» – одаренность подавляется,
и лишь единицам на тысячу удается выстоять?
(«Гравитон»
(Калининград), 1997, № 3(71))
См. в продолжение темы Письмо Л.Полыковского в
редакцию журнала "Наука и религия"