Страницы сайта:
ИМПЕРАТИВЫ ВЫЖИВАНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА:
* ПЕРВЫЙ,
* ВТОРОЙ и
* ТРЕТИЙ;
* ДИАЛОГ О ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ;
* ПРОЕКТЫ;
* НАУКА В ДЕЙСТВИИ;
* ПЕДАГОГИКА;
* HOMO SAPIENS;
* ОБЩЕСТВО;
* ЗДОРОВЬЕ;
* ФИЛОСОФИЯ С ТОЛЕРАНТНОСТЬЮ;
* ТРЕТЬЯКОВСКАЯ ГАЛЕРЕЯ ИДЕЙ,
вместе с...
* ЕЕ ЗАПАСНИКАМИ;
* УЧЕНЫЕ ДОСУГИ;
* ИНТЕРВЬЮ
* ДИАЛОГИ
* ИНТЕЛТЕХ ПРЕДСТАВЛЯЕТ
* МИЛЛЕРИАНА
* ПРИВАТНАЯ СТРАНИЧКА
* ИНФОРМАЦИЯ ИНТЕЛТЕХА
Коллекции статей на сервере СО РАН:
+Рекомендации Природы в социологии
+Императивы выживания
+Философские проблемы математики
+Экономика под знаком интеллекта
Наиболее значащие материалы сайта:
• Криминальный диагноз: узкоумие
• Две креативности, а такие разные
• Панорамное мышление как понятие
• Дефицит панорамного мышления в вопросах и ответах
• Охота за дефицитом. По звериным следам, оставленным в мозгу человека
• Социальная инициатива -- общедоступный инфобанк лексических обогащений
• Секрет юмора из глубин эволюции
• Создание системы цивилизационной безопасности в 3-м тысячелетии
• Институциональная и стратегическая несостоятельность интеллигенции в цивилизационном процессе
• Ментальные жуки: эволюционный аспект
• Соавторствуя с Вольтером
• Рекомендации Природы международным институциям
• Все человечество может оказаться в дураках
• Принцип толерантности и концепция противодействия старению
• Педагогика наивысшей эффективности
• Чтобы умственная пища хорошо переваривалась, она должна поглощаться с аппетитом
• Учебно-творческий центр раскрытия одаренности
• Советы осененному идеей
• Советы начинающему эксперту
• Инструмент мысли нуждается в заточке
• Не исключено, что вы -- аквиник
• Обсуждение общебиологического принципа толерантности
• Обобщенный принцип толерантности
• Псевдоконгруэнции на универсальных алгебрах
• О творчестве по-новому
• Упущения цивилизации, как их выискивать и восполнять
|
|
|
От Природы – за сообразительность
Сочинение
ученицы 8-го класса Кати Н.
Введение.
Вчера у меня счастливый день был – случайно стихи хорошие сочинились.
Я сразу же их маме с папой прочитала («Да ты у нас прямо поэтесса!»,
а потом Мусе, главной подруге («Катька, да у тебя же талант!». . От
всего этого я еще больше стала счастливая. И мне захотелось понять,
что это нам – всем, кто сочиняет, -- дано в награду.
Раскрытие темы. Если на человека посмотреть эволюционно,
то станет понятно, что Творчество – это ему дар Природы за сообразительность,
когда он еще был доисторическим и человеком еще не назывался. Но! Если
бы дела в Природе немного не так пошли, то передача дара вполне могла
не состояться. Потому что некого было бы награждать.
Вот, например, если бы Луны на небе не было. Тогда на Земле не было
бы приливов и отливов. Значит, не появились бы земноводные где-то...
(сейчас в учебнике посмотрю) ...где-то 300 миллионов лет назад. А ведь
от них же пошла вся жизнь на суше, в том числе и наши предки – человекообразные
обезьяны.
Так что с Луной нам здорово повезло. Но страшно себе представить, что
было бы, если бы обезьяны не любили бананов. Тогда бы они не карабкались
за ними по деревьям, не научились цепляться за ветки, не стали жить
на деревьях. Я однажды влезла на дерево, а слезть сама не смогла. Всего
полчаса на дереве прожила, и то тяжело. А они – всю жизнь. Поэтому у
них зрительные и двигательные части мозга очень усовершенствовались,
и нам это тоже передалось. Так что не зря говорят: «Лучше один раз увидеть,
чем сто раз услышать». А могло ведь и не передаться. Тут еще одна удача,
что такое растение, как банан, так удачно появилось.
А еще представим себе, что хищников на земле в архаические времена было
значительно больше, или что катаклизмы то и дело происходили, и тогда
бы только и оставалось, что глаз и ухо востро держать, где уж тут о
чем-то постороннем подумать. Вот наши предки тогда больше ни о чем и
не думали бы, кроме как о том, чтобы разных напастей избежать. И тогда
бы им ни в жизнь не придумать ни копье, ни каменный нож. Они бы тогда,
наверно, так и не догадались, как можно шкуры зверей использовать. Да
что там, они бы, наверно, и в стаи не собирались -- ведь индивидуально
от мелких напастей удобней уклоняться. Значит, не появилась бы у них
коллективная деятельность (охота, земледелие, животноводство), и речь
тогда бы не возникла – зачем она? То есть и тут нам удача, что жизнь
на Земле не оказалась уж такой жутко зверской.
Да, но противоположная крайность была бы, пожалуй, еще хуже. Если бы
никого и ничего не нужно было бояться, если бы не было врагов, которые
могут тобой пообедать или позавтракать, ураганов и землетрясений нет
и не предвидится – обезьяны в люди уж точно не вышли бы, потому что
стимулов бы не было. Ешь бананы и спи – вот и все дела. Но с обледенением,
которое началось... (снова загляну в книжку) около 3 миллионов лет назад,
нам опять-таки повезло. Пришлось очень хорошо мозгами пошевелить, чтобы
от холода и голода спастись – жилье напридумывать, одежду всякую, огнем
научиться пользоваться, мясом кормиться. Наш ум на этом здорово развился.
И если эволюция – лотерея, то нам в ней выпал главный выигрыш – Разум,
способный на Творчество.
Если еще подумать, то можно и кислородную атмосферу поблагодарить. Если
бы не она, то не было бы туч, не блистали бы молнии, от которых иногда
что-то загоралось, и наши предки не узнали бы, что такое огонь. А ведь
огонь время, сэкономленное на пережевывании пищи, позволил использовать
для переваривания своих мыслей.
Или возьмем ферменты. Не было бы их – и все, ни о каком предвидении
уже и мечтать нечего. Потому что ферменты – это катализаторы биохимических
реакций. Без них все предвидение съедалось бы вместе с нами. А какой
же разум без предвидения? Не было бы тогда у людей науки, и нас нечему
было бы учить в школе.
Заключение. После этого сочинения я еще лучше поняла,
как много счастливых случайностей посодействовало человеку, чтобы он
был способен не только учиться, но и придумывать новое – сочинения,
например, или стихи, которых никто не задавал.
(Опубл. в минской газете "Новая
школа", № 4, 2000).
|