Страницы сайта:
ИМПЕРАТИВЫ ВЫЖИВАНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА:
* ПЕРВЫЙ,
* ВТОРОЙ и
* ТРЕТИЙ;
* ДИАЛОГ О ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ;
* ПРОЕКТЫ;
* НАУКА В ДЕЙСТВИИ;
* ПЕДАГОГИКА;
* HOMO SAPIENS;
* ОБЩЕСТВО;
* ЗДОРОВЬЕ;
* ФИЛОСОФИЯ С ТОЛЕРАНТНОСТЬЮ;
* ТРЕТЬЯКОВСКАЯ ГАЛЕРЕЯ ИДЕЙ,
вместе с...
* ЕЕ ЗАПАСНИКАМИ;
* УЧЕНЫЕ ДОСУГИ;
* ИНТЕРВЬЮ
* ДИАЛОГИ
* ИНТЕЛТЕХ ПРЕДСТАВЛЯЕТ
* МИЛЛЕРИАНА
* ПРИВАТНАЯ СТРАНИЧКА
* ИНФОРМАЦИЯ ИНТЕЛТЕХА
Коллекции статей на сервере СО РАН:
+Рекомендации Природы в социологии
+Императивы выживания
+Философские проблемы математики
+Экономика под знаком интеллекта
Наиболее значащие материалы сайта:
• Криминальный диагноз: узкоумие
• Две креативности, а такие разные
• Панорамное мышление как понятие
• Дефицит панорамного мышления в вопросах и ответах
• Охота за дефицитом. По звериным следам, оставленным в мозгу человека
• Социальная инициатива -- общедоступный инфобанк лексических обогащений
• Секрет юмора из глубин эволюции
• Создание системы цивилизационной безопасности в 3-м тысячелетии
• Институциональная и стратегическая несостоятельность интеллигенции в цивилизационном процессе
• Ментальные жуки: эволюционный аспект
• Соавторствуя с Вольтером
• Рекомендации Природы международным институциям
• Все человечество может оказаться в дураках
• Принцип толерантности и концепция противодействия старению
• Педагогика наивысшей эффективности
• Чтобы умственная пища хорошо переваривалась, она должна поглощаться с аппетитом
• Учебно-творческий центр раскрытия одаренности
• Советы осененному идеей
• Советы начинающему эксперту
• Инструмент мысли нуждается в заточке
• Не исключено, что вы -- аквиник
• Обсуждение общебиологического принципа толерантности
• Обобщенный принцип толерантности
• Псевдоконгруэнции на универсальных алгебрах
• О творчестве по-новому
• Упущения цивилизации, как их выискивать и восполнять
|
|
|
Идея:
Нужна учебная дисциплина – Экология Межчеловеческого Пространства
2.10.1997
Уже научно и практически освоены экология
межчеловеческого пространства и экология культуры,
поднимают то и дело как сверхактуальный вопрос об
экологии души. Вот только почему-то экология
межчеловеческого пространства (ЭМП)оказалась
вне поля зрения и экологов, педагогов и психологов.
Хотя «плохая» ЭМП то и дело вызывает у человека
чувство дискомфорта и, как следствие, подталкивает
его к таким проявлениям агрессивности, которые,
не будь этой причины, следовало бы назвать
немотивированными.
Предположим на момент, что в обществе получила распространение известная максима: «не делай другому того, что ты бы не хотел, чтобы тебе делали», или, применительно к человеческому общению, «не веди себя так, чтобы это было неприятно окружающим – так же, как это было бы неприятно тебе самому».
Думаю, что от этого ЭМП вряд ли существенно улучшилась бы. В том-то и дело, что у человека, в людном городе использующего при очищении носа вместо носового платка два пальца, а тротуар – как большую плевательницу, к другим, совершающим подобные же действия, никаких претензий вполне может и не быть. Ну не хватает ему чувства естественного отвращения, так что и отрицательных примеров для себя он не видит. Так что надо смириться: изменения к лучшему в ЭМП можно ожидать лишь от всеобщего образования, которое сформирует у обучающихся соответствующие культурные навыки.
Представления о «хорошей» ЭМП могут нарушаться, конечно, не только на уровне физиологических отправлений. Их причиной может стать поведение человека, где диагноз «толстокожесть» выводится из соображений психологических и социально-психологических.
Но и это не все. В ЭМП как предметную дисциплину в широком понимании – а именно так и следует понимать, поскольку речь идет о новом предмете школьного преподавания -- можно включить также и экологию языковой среды, экологию пространства рекламы и публичных объявлений и даже экологию законодательной базы общества.
Нечего и говорить, что научные основы более традиционных экологических дисциплин, относящиеся к окружающей среде (подразумавается – в условиях жизни на Земле), близземному пространству, пространствам культуры и души -- также вкладываются в названную дисциплину благодаря общепринятому расширительному трактованию понятия пространства как философского термина.
Таким образом, экология межчеловеческого пространства как предмет преподавания в школе могла бы стать дисциплиной 1) вполне содержательной, 2) дающей учащимся целостную картину восприятия мира, 3) преодолевающую дефицит панорамного мышления и потому 4) умиротворяющую нравы, дающую меньше поводов для проявлений агрессивности, а, значит, и насилия.
Что же касается того, будет ли эта новация принята учащимися, тут можно предполагать, что да, поскольку выстраивание своей личной стратегии приличного поведения, учитывающего, что другие «тоже люди», допускает широкое многообразие игровых ситуаций и театрализованных занятий. Нетрудно представить себе оживление учащихся при проведении тематических уроков ЭМП по таким, например, темам, как: «Завтрак в кругу семьи», «В вагоне трамвая/метро», «На работе», «На дискотеке», «За обедом в столовой», «На улице», «В библиотеке», с предложением учащимся показать «как надо» и «как не надо» в этих ситуациях себя вести.
Дидактическая ценность ЭМП как учебной дисциплины еще и в том, что через нее школьник естественно приобщался бы к принципам психологической культуры общения (напр., что некрасиво вторгаться в личностное психологическое пространство стоящего рядом человека – в переполненном транспорте, во время разговора и т.д.), а при выстраивании с участием преподавателя уровней поведения по степени его влияния на ухудшение (или улучшение) ЭМП -- приобретал бы навыки логического мышления при оперировании с понятиями нечетко определенного объема (что типично для гуманитарных дисциплин). Сложно разветвленная структура общей экологии как науки стала бы к тому же отличной базой для выработки у учащихся очень нужных в жизни качеств мышления – умения соотносить частное с общим, навыков оценочных суждений в этических категориях, и т.д.
То, что недосказано здесь, может быть дополнено юморесками Соболезнование, Морошкинские феномены, Горячий пирог вдохновения, Подкоп под фундамент науки, Контактируем помаленьку, Совковизмы, Немного странные истории, Не всякий вынесет стойко, а также в фантастических текстах Особое мнение председателя товарищеского суда и У нас все не так.
Сказанное выше прошу рассматривать как творческий вызов экологам, педагогам и психологам, как призыв к ним -- разработать программы преподавания ЭМП в средней школе. Свое консультативное участие в их составлении гарантирую.
P.S. Этой заметкой и тематически связанными с ней файлами я отдаю свой долг Международной академии экологии, избравшей меня в 1999 г. членом-корреспондентом за активную публикацию материалов по экологии в период моей журналистской деятельности (1992—2001 гг.).
|