|
||
Наиболее значащие материалы сайта:
|
УДК 616.89 ПОСТ-ЭВОЛЮЦИОННАЯ СОЦИОЛОГИЯ. ВЫВОДЫ ТЕОРИИ ДЛЯ ПСИХИАТРИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ Третьяков В.Н. Работа опубликована в Армянском Журнале Психического Здоровья, № 9(2), 2017, с. 11--20. Авторские термины, использовавшиеся в работах [2--6], представлены виде глоссария пост-эволюционной социологии. Данные об ухудшении психического здоровья в мире, а также призыв ВОЗ, проддержанный Всемирным Банком: “Выйти из тени: Сделать Психическое Здоровье Глобальным Приоритетом”, позволяют рассматривать как весьма актуальное предложение о запуске Многонационального информационно-исследовательского проекта “Сократить и облегчить путь к психическому здоровью”, имеющего целью существенно изменить ситуацию с психическим здоровьем. Стимул для социологов участвовать этом проекте состоит как в том, чтобы обеспечивать возможность психически здоровым людям передавать психически нездоровым свой опыт поддержания динамического баланса психики, так и в том, что социология получает в свое распоряжение базу для исследований социальных явлений с целью их объяснений. Предполагается, что первым национальным проектом, в рамках Многонационального, станет Армянский проект под тем же названием, инициированный Армянской Психиатрической Ассоциацией и под ее эгидой. Участие в нем позволило бы армянским социологам увидеть социальную жизнь нации под новым, пост-эволюционным ракурсом, а армянским психиатрам позволило бы давать профессиональные рекомендации по сохранению и возвращению психического здоровья, надежность которых уже проверена на опыте других. Ключевые слова: Принцип пост-эволюционной предрасположенности человека к психическим расстройствам, концепция Менталлиона, пост-эволюционная психиатрия, парадигма психиатрии, пост-эволюционная психология, когнитивные толерантные охваты, остинации замещаемые, остинации замещающие, Эгогения, Эгогения-плюс, проект «трансфузии» психического здоровья. THE POST-EVOLUTIONARY SOCIOLOGY. CONCLUSIONS OF THE THEORY FOR PSYCHIATRIC PRACTICES V.N.Tretyakov,
The dictionary of the author’s terms overwhelming all ones used in papers [2--6] is given for using the terms in post-evolutionary sociology as well. Some statistical data on worsening the situation with mental health in the world, together with the W.H.O. appeal supported by World Bank: “To Come Out of the Shadows: Making Mental Health Global Priority!” permit to consider as quite actual the proposal done to launch Multi-national informational and research project entitled “To Shorten and Enlighten a Path to Mental Health” aiming to change the situation to better essentially. A stimulus for sociologists to take a part in this project is to make for realizing possibility for mental healthy people to convey mental unhealthy ones their experience of keeping dynamic balance of their psyche, as well as for their science to get in its disposition a new basis for investigations in comparative ethnology. It is proposed that the first national project in framework of the Multi-national one will be Armenian pilot project, being launched by Armenian Psychiatric Association and under its aegis. Taking a part in it would permit Armenian sociologists to see social life of the nation under new, the post-evolutionary point of view, and Armenian psychiatrists give their patients professional recommendations, having reliability proved by experience of others.
Чтобы быть реально счастливым Введение В фундаментальном учебном пособии по социологии Э. Гидденса [1], выдержавшем несколько английских и русских изданий, по поводу теоретических исследований в этой науке сказано: ”В социологии (так же как и в других социальных науках) обнаруживается многообразие теоретических подходов. Причину этого понять не столь уж и трудно: теоретические разногласия нелегко разрешить даже в естественных науках, а в социологии мы сталкиваемся с особыми трудностями в силу сложности проблем, связанных с тем, что предметом изучения здесь является наше собственное поведение.” [1, c. 586]. Предлагаемая публикация, основывающаяся на авторских работах [2--6], является попыткой пополнить это многообразие социологии теоретически новым, пост-эволюционным подходом, с тем чтобы эта наука получила не только новую трактовку поведения человека и возможность объяснения социальных явлений, но и могла стать помощницей психиатрии как службы психического здоровья. Конкретно имеется в виду подготовка под эгидой и при содействии Армянской Психиатрической Ассоциации национального проекта Армении «Сократить и облегчить путь к психическому здоровью», замысел которого представлен в этой статье. Понятийная основа пост-эволюционной социологии Внимание -- экзистенциальная основа психической активности человека. Элементарный акт внимания -- это произвольный или непроизвольный сущностный т-охват, сопровождаемый произвольным или непроизвольным оценочным т-охватом. Психофизиологическое значение В. как остинации -- поддерживать бодрственное состояние организма, дабы не допускать его повреждений; психологическое значение В. -- время от времени производить Эго-рекогницию, препятствуя деперсонализации. Автоматизм В. в состоянии бодрствования поддерживается чередованием толерантных линков. Вполне-толерантный тип -- тип личности, для которой, в отличие от личности узко-толерантного типа, естественно пренебрегать мелочами и подробностями. Дефицит панорамного мышления -- качество мышления человека, имеющего унаследованную от животных предков узость поля сознания. Этот дефицит усугубляется при негативных эмоциях, что сужает возможности рефлексии и становится фактором Эгогении, т.е. самовредящего психического расстройства.[6] Динамическое равновесие -- состояние психики человека, нашедшего нужные замещающие остинации для противодействия первичной остинации [2], воздействующей на его психику в силу пост-эволюционной предрасположенности человека к психическим расстройствам [6]. Доминант -- тип личности, имеющей склонность к управленческим и организующим действиям. Единая парадигма психологии и психиатрии -- объединение принципа пост-эволюционной предрасположенности человека к психическим расстройствам и согласованной с ним концепции Менталлиона, представляющей базовые инструменты и факторы психической активности человека [5]. Применение этой единой парадигмы в социологии оправдано тем, что в ней появляется новая область исследований -- пост-эволюционная социология -- и открывается возможность проведения социологических исследований, могущих представлять интерес для психиатрии как службы психического здоровья. Замещающая остинация -- избранное человеком проявление повторяющейся активности (в том числе и ментальной), способствующее динамическому равновесию психики. Когнитивный принцип толерантности (КПТ) -- принцип, в соответствии с которым психика высших животных, выживших в эволюционном процессе с элиминирующим отбором, обладает эволюционно унаследованным качеством -- неосознанно (у животных), осознанно и неосознанно (у человека) проявлять толерантность к различиям. [4, 7] Лучевое внимание -- характеристика внешнего (перцептивного) или внутреннего (ментального) внимания, которое уже по охвату, чем поточное внимание. Менталлион (контаминация англ. MENTAL(lity) ум, интеллект + LION лев, царь зверей) -- концепция теоретической основы психики человека, базирующаяся на Принципе пост-эволюционной предрасположенности человека к психическим расстройствам и согласованном с ним когнитивным принципом толерантности[5]. Универсальными инструментами М. являются: толерантные охваты когнитивные (т-охваты), которые могут быть сущностными т-охватами и оценочными т-охватами, произвольными или непроизвольными. [4, 5] Общебиологический принцип толерантности (ОБПТ) -- принцип многообразия жизни, порожденной эволюционным процессом на Земле, по которому живая природа толерантна к различиям в проявлениях жизни.[7] Являясь перефразировкой этого очевидного положения, ОБПТ может служить примером упущенной очевидности: ведь следствием ОБПТ в мире высших животных, прошедших эволюцию с элиминирующим отбором, сделавшим узость поля сознания (т.е. малость объема оперативной памяти) преимуществом в выживании, стал когнитивный принцип толерантности -- основной принцип психической активности высших животных [3, 5]. Оценочный т-охват -- психическая операция произвольного/ непроизвольного оценивания совершаемых сущностных т-охватов. В социальном аспекте каждый из нас, живущий в человеческом сообществе, может стать для других членов сообщества объектом для сущностных т-охватов, с последующими оценками О.т, нередко сопрождающимися выходом эмоций. [2, 4] Первичная остинация -- суммарное психо-физическое воздействие на человека цивизационных условий существования. См. Пост-эволюционная предрасположенность человека к психическим расстройствам. [2, 3] Пост-эволюционная предрасположенность человека к психическим расстройствам -- принцип, в соответствии с которым психические расстройства являются эпифеноменом цивилизации, а их этиология связывается с несоответствием «животной» части природы человека цивилизационным условиям его существования. [2, 5] Поточное внимание -- характеристика внешнего (перцептивного) или внутреннего (ментального) внимания, которое шире по охвату, чем лучевое внимание. Пропетический тип (от лат. prope близко) -- тип личности, в отличие от эготического типа, склонной к индивидуально- и социально-психологической рефлексии. Психическая напряженность -- психическое состояние, приводящее к усугублению дефицита панорамного мышления и оскудению рефлексии. Психическое расстройство -- нарушение динамического равновесия психики в результате неудавшихся ее попыток справиться с первичной остинацией. Рефлексивный тип -- тип личности, в отличие от рефлективного типа, склонной к рефлексии. Рефлексия (от позднелат. reflexio обращение назад) -- специфическая остинация, в которой сущностные т-охваты, сопровождаемые оценочными т-охватами, производятся во внутреннем (ментальном) пространстве с целью анализа, лучшего понимания и осознания чего-либо, самопроверки себя -- собственного поведения, ранее сделанного или сказанного. Рефлективный тип -- тип личности, в отличие от рефлексивного типа, не склонной к рефлексии. Самосознание -- остинация осознавания себя как индивидуальности, базирующаяся на эго-рекогниции. Субдоминант -- тип личности, не имеющей выраженной склонности руководить и организовывать. Сущностный т-охват -- элементарный психический акт произвольного/ непроизвольного выбора: в ментальном пространстве -- репрезентаций, в пространстве внешнем (окружающем) или внутреннем (организменном) -- объектов восприятия. [2, 5] Толерантная релаксация -- замещающая остинация, позволяющая снимать психическое напряжение, в т.ч. при расстройствах сна [8]. Толерантный линк -- двучленная последовательность сущностного т-охвата и его оценки психикой -- оценочного т-охвата, выражающегося в эмоциях, с вербальной оценкой или без нее. Толерантный охват когнитивный -- универсальный инструмент психики, согласующийся с когнитивным принципом толерантности.[2, 4] Каждый завершенный т-охват начинается с выбора внешнего или внутреннего объектов внимания, т.е. как сущностный т-охват, и завершается выбором оценки этого объекта (этих объектов), т.е. как оценочный т-охват. Сущностные и оценочные т-охваты могут быть как произвольными, так и непроизвольными. Т-охват -- то же, что толерантный охват когнитивный. Узко-толерантный тип -- тип личности, в отличие от вполне-толерантного типа, придающей большое значение мелочам и подробностям. Узость поля сознания -- эволюционный коррелят сознания человека, унаследованный от его животных предков, прошедших миллионы лет эволюции с элиминирующим отбором. У Человека Разумного главным проявлением у.п.с. стал дефицит панорамного мышления.[3, 7] Меньшее и большее проявления у.п.с. -- у людей с поточным вниманием и с лучевым вниманием, соответственно. Экзистенциальные остинации -- это эго-рекогниция и самосознание. Эгогения (лат. ego я и др.-греч. genea рождение) -- разновидность остинации, являющейся самовредящим воздействием психики, обусловленным конфликтом непроизвольных и произвольных оценочных т-охватов при усугубленном, из-за психической напряженности, дефиците панорамного мышления. [3] Эгогения-плюс -- остинация, замещающая Эгогению и дающая возможность индивидууму, осведомленному об инструментах и факторах Менталлиона, выводить себя из состояния, возникающего в результате самовредящего воздействия на психику. [3, 6] Эго-рекогниция (лат. ego я + англ. recognition узнавание) -- стадия самосознания, появляющаяся у человека в самом раннем онтогенезе. Э. присуща и животным, поскольку без нее невозможен инстинкт самосохранения. Сформировавшаяся в процессе миллионов лет эволюции, Э. должна бы обладать повышенной устойчивостью к отказам, и то, что отказ от своего Я все-таки происходит (при деперсонализации, расстройствах множественной личности, злоупотреблении ПАВ, при суицидальных попытках), свидетельствует о том, что психологическая защита от психических расстройств может принимать экстремальные и извращенные формы. Эготический тип -- тип личности, в отличие от пропетического типа, склонной к индивидуально- и социально-психологической рефлексии. Эмоции -- психические реакции, сопровождающие оценочные т-охваты в форме выразительных движений -- мимических и пантомимических, жестов и голосовой мимики, -- и становящиеся таким образом эмоциональными формами выражения произведенных оценок (вербальные оценки при этом могут даже отсутствовать). Первобытная сила Э., биологически востребованных в экстремальных ситуациях в дикой природе, используются человеком в ситуациях далеко не экстремальных, что позволяет понять этиологию Э. как важных индивидуальных и социальных факторов. Статистика психического нездоровья На встрече с представителями Всемирного Банка и Международного Монетарного Фонда, состоявшейся 13 апреля 2016 г. в Вашингтоне, д-р Маргарет Чен, Генеральный директор ВОЗ, выступила с призывом, поддержанным в том же году Всемирным Банком: “Выйти из тени: сделать психическое здоровье глобальным приоритетом” [9]. Серьезность проблемы была подчеркнута статистическими данными: около 10% всей популяции испытывает психические расстройства, и их нагрузка на экономику стала чрезмерной: только депрессия и тревожные расстройства стоят глобальной экономике более 1 трлн. долларов в год. Два года спустя ВОЗ констатировала ухудшение состояния [10]: «Бремя психических расстройств продолжает нарастать, оказывая существенное воздействие на здоровье, важнейшие социальные и человеческие права, а также на экономику во всех странах мира.» В [11] приведена оценка, что свыше 1,1 млрд чел. в мире в 2016 г. (т.е. около 16% населения) имели ментальные расстройства и использовали ПАВ. Исследование глобально отягощающих болезней, проведенное в 2013 г., выявило, что психические расстройства являются одной из основных причин: из-за них в среднем 21,2% жизни человека приходилось на состояние нетрудоспособности.[12] На сайте ВОЗ 30 марта 2018 г. выставлена Программа укрепления психического здоровья, предполагающая подключение эффективных межведомственных стратегий и мероприятий общественного здравоохранения.[13] Предложено и множество конкретных мер по укреплению психического здоровья. Но там нет ни одного проекта «от науки», работающего непосредственно на глобальный приоритет и могущего стать глобальным по охвату. Замысел подобного проекта представлен в настоящей статье. О возможности многонационального подхода к проблеме психического здоровья В [2, 5] показано, что вся наша цивилизация, само ее устройство позволяют считать замещающие остинации контрагентами психических расстройств. В самом деле, поведенческие паттерны множества людей дают основание говорить об их эскапизме от цивилизации -- явном (как у отшельников или монахов) или неявном (как у верующих, коллекционеров и приверженцев других хобби, любителей театра, музыки, чтения, пения, танца, шоу, спортивных соревнований, путешествий). Тот же неявный эскапизм виден и в том, как человеку важно лицезреть стены и заборы, за которыми ему предпочтительно хочется находиться. Цивилизационное же развитие человека как вида оказалось возможным, по-видимому, лишь потому, что творческая работа всякого рода оказалась особенно замечательным эскапизмом. Обратимся к эпиграфу. То, к чему У. Черчилль призывал, -- к хобби, т.е. к увлечениям, -- относится к замещающим остинациям. Но они могут быть не только увлечениями. Так, преодолевая себя и достигая поставленных целей, человек особенно хорошо охраняет свое психическое здоровье. Самые же массовые замещающие остинации -- это те, что связаны с рассеянным вниманием, при необременительном умственном сопровождении происходящего. Массовая культура, в частности и в особенности использование музыкального «сопровождения всего», компьютерные игры, постоянное «общение» с гаджетами, ритуалы (от парадов, фестивалей и показов мод до военных, церковных, светских и проч. церемоний и обычаев) вполне отвечают спросу на такие замещающие остинации. Социологический взгляд на человеческую цивилизацию может быть таким: есть 6,5 миллиарда психически здоровых и 1,1 миллиарда психически нездоровых [11] (включая тех, кто употребляет ПАВ). Это значит, что первые знают о способах сохранения психического здоровья то, чего не знают вторые, которые могли бы этим знанием воспользоваться, -- если бы его удалось адекватно интерпретировать. Теоретический подход к психиатрии и психологии, развитый в работах [2--6], предложить такую интерпретацию позволяет. Суть в том, что психически здоровые люди интуитивно сумели найти для себя такие комплексы эффективных замещающих остинаций, каковых психически нездоровым найти не удалось. Проведя соответствующие соцопросы, сопоставив те и другие комплексы остинаций у первых и вторых, с учетом близости социодемографических показателей и психофизиологических типов личности у тех и других, психиатры могли бы иметь в своем распоряжении проверенные многими рекомендации по сохранению и улучшению психического здоровья. В подтверждение значимости замещающих остинаций для поддержания психического здоровья и о национальной обусловленности их эффективных комплексов -- лишь два статистических факта для сопоставления: несмотря на то, что плотность населения в Японии в 10 раз больше, чем в США (330 и 33 чел./км2 соответственно), распространенность психических расстройств там в 3 раза ниже, чем в США [14]. Одна из причин тому видится в приверженности к ритуалам, этим замещающим остинациям, пропитывающим весь уклад общественной жизни Японии; другая -- в культе эстетического сопровождения всего -- предметов быта, одежды, интерьера, мест проживания и улиц. [15] Можно допускать, что есть и третья причина, связанная с проживанием японцев в сейсмически опасной зоне, и из-за необходимости неоднократных временных переселений у них есть «трудностями для всех», которые приходится преодолевать совместно. Итак, несмотря на глобальный характер проблемы психического здоровья, решение ее, используя новое понимание этиологии психических расстройств, можно найти лишь в комплексе национальных проектов. Иначе говоря, если иметь в виду единый для всей цивилизации проект, то он должен быть не единым глобальным, а многонациональным. Замечания по подготовке к запуску Национального пилотного информационно-исследовательского проекта Армении «Сократить и облегчить путь к психическому здоровью» Такой проект, могущий положить начало многонациональному проекту под тем же названием, могла бы инициировать Армянская Психиатрическая Ассоциация. Инициация проекта на первом этапе предполагает организующую роль АрПА и психиатров Армении по вовлечению в проект социологов, психологов и практикующих психиатров страны, с целью формирования двух информационных баз данных: БД-I -- о комплексах замещающих остинаций у психически здоровых и БД-II -- о тех комплексах замещающих остинаций, которые психически нездоровые использовали до того, как у них реализовалась предрасположенность к психическим расстройствам. При формировании БД-II психиатрам естественно допускать к участию в соцопросах родственников пациентов. Это может и не понадобиться, если психиатр, при наличии комплаенса, поспособствует ремиссии пациента, предложив ему перед соцопросом получить необходимое расслабление с помощью толерантной релаксации [8]. Замечания, касающиеся осуществления Армянского национального проекта 1. Залог успеха рекомендаций, выявленных психиатром в результате сопоставления БД-I и БД-II, -- близость социодемографических показателей (возраст, пол, социальный статус, место проживания) у «донора», комплекс остинаций которого будет отобран психиатром, и у «реципиента», которому будет предложено этим комплексом (частично или полностью) воспользоваться. 2. Пост-эволюционная предрасположенность к психическим расстройствам дает возможность различать меньшую или большую предрасположенность личности в зависимости от того или иного показателя ее психофизиологического типа. [3] В анкете по такому признаку «меньше» -- «больше» можно (с помощью косвенных вопросов) выявлять доминантную личность и субдоминантную (1 и 0), типы рефлексивный и рефлективный (3 и 2), типы пропетический и эготический (5 и 4), личности с поточным и с лучевым вниманием (7 и 6), типы вполне-толерантный и узко-толерантный (9 и 8). 3. Вопрос о темпераменте тоже, конечно, должен быть задан, но не как вопрос закрытого типа. Нужно предусмотреть возможность, что респондент не может определенно ответить, кто он по темпераменту: сангвиник, холерик, флегматик или меланхолик. Предлагается допускать в таких случаях вариант ответа «аквиник», соответствующий самой распространенной жидкости в человеческом организме. 4. По важнейшим показателям анкета соцопроса в рамках Армянского национального пилотного проекта может получать кодовый номер типа am.М-f03478 (т.е. Армения, мужчина, флегматик, субдоминант, эготического типа, внимание поточное, узко-толерантный тип) или am.Ж-s13469 (т.е. Армения, женщина, сангвинического темперамента, личность доминантного, пропетического, вполне-толерантного типа). 5. Анкеты для БД-I и БД-II должны быть подготовлены так, чтобы можно было выдержать тождественность задаваемых вопросов (особенно когда вопросы в косвенной форме). Это важно еще и потому, что опрос в первом случае будет письменным, а во втором почти наверняка устным. 6. Пополнение БД-I пошло бы скорее, если бы анкету с призывом ее заполнять выставлять в Интернет на подходящие форумы, имеющие серьезные темы для обсуждений. Другие, т. наз. социальные форумы, из-за ожидаемой Интернет-зависимости их участников, для этого кажутся менее пригодными. Ведь эта зависимость, будучи тоже замещающей остинацией, исключает или почти исключает другие остинации и не сможет способствовать существенному пополнению БД-I как информ-партнера БД-II. 7. Армянская Психиатрическая Ассоциация могла бы посчитать своим почетным долгом, как инициатор первого из национальных проектов под названием «Сократить и облегчить путь к психическому здоровью», оповестить Всемирную Психиатрическую Ассоциацию и Европейскую Психиатрическую Ассоциацию о запуске своего пилотного проекта и извещать их об этапах его осуществления. 8. Армянская Социологическая Ассоциация и ее Президент, акад. НАН РА Геворк А. Погосян, солидаризируясь с гуманитарной направленностью Национального проекта Армении, готовы оказывать содействие в реализации этого проекта.
Заключение. Цель, в 2016 г. поставленная ВОЗ и поддержанная Всемирным Банком, -- «Сделать психическое здоровье глобальным приоритетом!» -- может быть достигнута, если в большинстве стран удастся инициировать и осуществить национальные информационно-исследовательские проекты по формированию и изучению комплексов замещающих остинаций, которые позволяют большинству людей быть психически здоровыми (БД-I), и теми комплексами замещающих остинаций, которые психического здоровья не смогли обеспечить (БД-II). Формирование БД-I предполагается при участии социологов и социальных психологов, а БД-II -- практикующих психиатров. «Сократить и облегчить путь к психическому здоровью» -- таким может быть общее название каждого из национальных информационно-исследовательских проектов. ПРИЛОЖЕНИЯ 1. О востребованности пост-эволюционной социологии Благодаря учету фактора предрасположенности человека к психическим расстройствам и пониманию того, как действуют инструменты и факторы психики, социология может стать наукой, не только описывающей, но и объясняющей социальные явления. Например, такое социальное явление, как девиантное поведение, получает психиатрическое объяснение, когда оно групповое или массовое. Ведь при частичной деперсонализации, или “исчезновении сознательной личности” [16, с. 156--165] под воздействием коллективных эмоций, ДПМ усугубляется, рефлексия сходит на-нет, и о каких-либо социальных нормах думать становится уже “нечем”. Участие социологов в формировании базы данных об остинациях, способных противодействовать психическим расстройствам, позволило бы социологической науке получить в результате обширное и новое поле для исследований человеческой цивилизации, в т.ч. и для выводов относительно национальных характеров, определяемых по предпочтениям каким-то замещающим истинациям. Дефиниция Разума по Менталлиону Генетическое определение Разума, ставшее возможным благодаря выявлению универсальных инструментов психики [4, 5], может представлять интерес не только для социологии и психиатрии, но и для психологии и когнитивных наук. Разум -- развитая у человека способность речевого и письменного мышления, имеющая в качестве эволюционных коррелятов психики когнитивный принцип толерантности (т.е. ее толерантности к различиям) и сопряженную с ним узость поля сознания (УПС), позволившим человеку завершить эволюционно-биологический процесс, ставший ненужным для успешности вида Homo sapiens на стадии перехода от мышления животных перцептивно-образного к мышлению речевому, имеющему эволюционным коррелятом сигнально-звуковое мышление животных предков. Речевое мышление стало необходимым этапом племенной социализации при освоении, в дополнению к коллективному выживанию и коллективному воспитанию детей, еще и коллективных форм охоты, земледелия, труда и обеспечения безопасного существования. Унаследованное перцептивно-образное мышление дало возможность откликнуться в дальнейшем на потребность в расширении коммуникации, в том числе и для обеспечения связи между поколениями: после освоения графики образов была создана и освоена графика письменной речи. Эти умения, сделавшие гораздо более успешным племенное существование, в дальнейшем сохранились и развились, и привели к тому, что УПС, бывший у животных безусловным благом, -- как фактор индивидуального выживания, поскольку обеспечивал экстремально быструю реакцию в экстремальных ситуациях, -- стал у человека играть гораздо меньшую роль, но зато его воплощение -- дефицит панорамного мышления (ДПМ) -- приобрел функцию стимула: недостатки мышления, становящиеся в делах не только очевидными, но и опасными, каждый раз давали людям стимул к лучшему познанию окружающего мира. К вопросу об амбивалентности ДПМ: будучи недостатком мышления, ДПМ способствовал становлению человеческой цивилизации; но, как анахронизм системно развившейся цивилизации, ДПМ готов стать ее могильщиком [17]. Список литературы 1. Гидденс Э. Социология, 2-е изд. -- М.: Эдиториал УРСС, 2005. 632 с. 2. Третьяков В.Н. Пост-эволюционная психиатрия, ч. I // Арм. Журн. Психич. Здоровья. 2017, № 2(8), c. 3--10. URL: http://www.apnet.am/journal/datas/articles/272.pdf; Пост-эволюционная психология // L. cit., c. 11--17. URL: http://www.apnet.am/journal/datas/articles/275.pdf 3. Третьяков В.Н. О становлении психиатрии как теоретической науки // Научн. Обозр. Фундам. и Прикл. Иссл. 2018, № 3. URL: https://scientificreview.ru/article/view?id=33 4. Tretyakov V.N. Theoretical Psychology: There Is a Reason for It to Really Emerge. Intern. J. Appl. & Fundam. Res. // 2016, #1. URL: http://www.science-sd.com/463-24951. 5. Tretyakov V.N. Mentallion Concept to Reform Psychiatric Science Using the Principle of Post-Evolutionary Human Predisposition to Psychical Disorders // Intern. J. Appl. & Fundam. Res. 2016, #6. URL: http://www.science-sd.com/468-25114 6. Третьяков В.Н. Теоретико-психологический подход к этиологии психических расстройств // Межд. Ж. Прикл. и Фундам. Исслед. 2016, № 2(8), с. 290--299. URL: http://www.applied-research.ru/ru/article/view?id=10023 7. Третьяков В.Н. Пополнение теоретических принципов биологии общебиологическим принципом толерантности // Научное Обозрение. Биологические Науки. 2016, № 2, с.109--116. URL: https://science-biology.ru/ru/article/view?id=999 8. Третьяков В.Н. Психическая саморегуляция при расстройствах сна // Армянский журнал психического здоровья. 2018, № 1(9), с. 49--51. URL: http://tvinteltech.narod.ru/sleep_rec.html 9. Chan M. Out of the shadows: making mental health a global priority // World Health Organization (13.04.2016). URL: https://www.who.int/mental_health/advocacy/WB_event_2016/en/ 10. Mental Disorders. Key facts //World Health Organization (9.04.2018). URL: http://www.who.int/news-room/fact-sheets/detail/mental-disorders 11. Ritche H. & Roser M. Mental Health //Our World In Data. Apr. 2018. URL: https://ourworldindata.org/mental-health 12. Fundamental Facts About Mental Health (2016). URL: https://www.mentalhealth.org.uk/publications/fundamental-facts-about-mental-health-2016 13. Всемирная Организация Здравоохранения. Психическое здоровье (30.03.2018). URL: http://www.who.int/ru/news-room/fact-sheets/detail/mental-health-strengthening-our-response 14. Ogawa A. 24 percent suffer some form of mental ills // The Japan News, Apr. 22, 2008. https://www.japantimes.co.jp/news/2008/04/22/national/24-suffer-some-form-of-mental-ills/#.W-QYI57yvIU 15. Япония. Эстетика повседневной жизни. URL: https://www.youtube.com/watch?v=iZMBcOyxxis 16. Лебон Психология народов и масс. СПб.: Макет, 1995, с. 156--165. 17. Третьяков В.Н. Экзистенциальная мета-проблема человеческой цивилизации // Проблемы создания информационных технологий, вып. 24. М., ТПЦ, 2014, с. 177—187. URL: http://tvinteltech.narod.ru/exist_meta_prob.html |
|
Copyright © ИнтелТех—В.Н.Третьяков. Настоящая информация является интеллектуальной собственностью автора сайта, которому было бы интересно знать об использовании его материалов. Vlad-Tretyakov@yandex.ru |