Проблема счастья как актуальная научно-практическая проблема
В.Н.ТРЕТЬЯКОВ
Известен
методологический принцип внешнего дополнения: любая проблема может быть
разрешена при включении ее в более широкий понятийный контекст. Станислав
Лем в «Сумме технологии» приводит пример: мечта человека летать как
птицы осуществилась, только когда он смог – интеллектуально и технологически
– переформулировать ее более широко на новой технико-технологической
базе.
Поставим
для обсуждения такой вопрос: может быть, пришла пора включить в более
широкий контекст вообще всю массу проблем, стоящих перед человечеством
-- болезни и насилие, загрязнение окружающей среды и истощение невосполняемых
ресурсов, -- объединив их в одну единственную проблему – проблему человеческого
счастья? Время для этого наступило подходящее -- именно потому, что
человечество вплотную приблизилось к своему уничтожению. Т.е. эта проблема,
возможно, не только актуальна, но – императив выживания человечества.
Будем ориентироваться
на факт из эволюционной предистории: когда наступило великое оледенение,
ветвь гуманоидов – пралюди – вполне могла прекратиться, окажись их представители
менее способны использовать свой мыслительный аппарат для нахождения
решений, имевших, как оказалось позднее, стратегическое значение.
Сходство
проблемных ситуаций позволяет думать, что и их разрешение тоже должно
быть сходным, т.е. и во втором случае спасительный рычаг, подымающий
эволюционный процесс на более высокий уровень, должен приводиться в
движение силой интеллекта.
Отметим
различие в ситуациях: великое оледенение, начавшееся в плейстоцене почти
2 млн. лет назад, обострило процесс индивидуального выживания предков
человека, сопровождавшийся их массовой элиминацией, что и привело к
образованию нового вида – Homo sapiens. В теперешней же стадии антропогена
для судьбы этого вида индивидуальное выживание мало что значит (нас
больше 6 млерд.), зато приобретает исключительное значение выживание
человечества в целом. Соответственно, не похоже на то, что механизм
отбора человеческих особей только по силе интеллекта когда-нибудь получит
несомненные преимущества в выживании. Т.е. выживание человечества не
связано (по крайней мере на теперешней стадии) с массовой депопуляцией
и появлением некоего вида Homo super sapiens. Учтя все это, мы приходим
к выводу: выживание человечества напрямую зависит от развития социального
интеллекта в той или иной его форме.
Благодаря Интернету и мобильным средствам связи ВПЕРВЫЕ В ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ
ИСТОРИИ появилась (точнее, появляется) возможность подключить коллективный
ум к разрешению всей массы проблем человеческого существования на Земле,
подступиться даже к разрешению проблемы счастья. Подобно тому, как в
онтогенезе человека его мозг, от рождения представляющий лишь “форму
для наполнения”, в процессе разнообразной деятельности “наполняется
содержанием”, приобретает разнообразные функции, так и Интернет-ресурс,
отведенный “под общечеловеческий социальный мозг”, приняв на себя всю
массу проблем, стоящих перед человечеством, получил бы мощный толчок
к развитию, в т.ч. и к формированию новых форм проблеморазрешения, установлению
регламентов коллективного обсуждения и диалога, выработке методов принятия
решений, в т.ч. и в особенности социально значимых, и тем самым оказался
способным бы решать и проблемы общецивилизационного развития, одной
из которых, по-видимому, самой важной, и является проблема счастливой
жизни на Земле.
A propos
– Виктор ПЕЛЕВИН:
«Счастье» -- это термин, который объясняет сам себя. Возможно, это народная
этимология, но «счастье» – это от слова «сейчас».*) Что это значит?
Вот рисунок из журнала – 3 картинки рядом. Человек сидит за компьютером,
а думает о гольфе. Человек играет в гольф, а думает о сексе. Человек
занимается сексом, а думает о компьютере. Замкнутый круг. Так вот, счастье
– это когда ты целиком в сейчас, а не где-то еще. Если отброситьь физическую
боль, все наши страдания сфабрикованы умом из мыслей о прошлом и будущем.
Но там всегда будет достаточно материала, чтобы сделать нас несчастными,
потому что в будущем -- смерть, а в прошлом – все то, что сделало ее
неизбежной. Несчастье – «не-сейчас-стье» – это состояние ума, констатирующего,
что жизнь не удалась вчера и вряд ли удастся завтра. Если забыть про
это, оказаться там, где ты есть и, как выразился Набоков, «узнать свой
сегодняшний миг» – это и есть счастье, которое практически всегда доступно.
Такое счастье ни от кого не зависит и его никто не может отнять».**)
---------
Прим. В.Т.
*) … которое произносится как «счас».
**) Гипотеза В.Пелевина находит подтверждение. Так, во французском языке
bonheur – это усеченный bonne heure, т.е. «хороший час», а в английском
happiness «счастье» присутствует староанглийское to hap и современноанглийское
to happen «случаться, происходить», т.е. также просматривается смысл
«сейчасности».
Но безусловно, что многообразие человеческих представлений о счастье,
о счастливой жизни таким толкованием не исчерпывается.
См. Как быть счастливым -- этому уже
учат.