Страницы сайта:
* ГЛАВНАЯ;
* ПРОЕКТЫ;
* НАУКА В ДЕЙСТВИИ;
* ПЕДАГОГИКА;
* HOMO SAPIENS;
* ОБЩЕСТВО;
* ЗДОРОВЬЕ;
* ТРЕТЬЯКОВ-СКАЯ ГАЛЕРЕЯ ИДЕЙ,
вместе с...
* ЕЕ ЗАПАСНИКАМИ;
* УЧЕНЫЕ ДОСУГИ;
* ИНТЕРВЬЮ;
* ТРИБУНА ДЛЯ ПОЧЕТНЫХ ГОСТЕЙ,
среди которых – Кшиштоф ЗАНУССИ;
* ИНТЕЛТЕХ ПРЕДСТАВЛЯЕТ
Наиболее значащие материалы сайта:
• Основные несущие конструкции
ИнтелТеха
• Упущения цивилизации, их обнаружение и восполнение
• Заблуждения цивилизации, их выявление и исправление
• Как противодействовать старению
• Профилактика раковых заболеваний
• К рекомедациям Природы стоит прислушаться
• Криминальный диагноз: узкоумие
• Будем же учиться правильно мыслить
• Педагогика наивысшей эффективности
• Чтобы умственная пища хорошо переваривалась,
она должна поглощаться с аппетитом
• Учебно-творческий центр раскрытия одаренности
• Советы осененному идеей
• Советы начинающему эксперту
• Дело для ООН
• Институт Будущего – Всепланетный вэб-НИИ
интеллектуальных ресурсов
• Обращение к Почетным гостям ИнтелТеха
• Инструмент мысли нуждается в заточке
• Механизм юмора, сформировавшийся за миллионы
лет
• Классификация юмористических приемов
• Не исключено, что вы -- аквиник
• Псевдоконгруэнции на универсальных алгебрах
• Новое понимание физического закона
• Обсуждение общебиологического принципа толерантности
• Обобщенный
принцип толерантности
• О творчестве по-новому
|
|
|
Философия
Предложение для исследований:
ЗАБЛУЖДЕНИЯ ЦИВИЛИЗАЦИИ, КАК ИХ ОБНАРУЖИВАТЬ И ИСПРАВЛЯТЬ
28.09.2004
Частным и наиболее трудным для исправления случаем упущений
цивилизации из общих соображений должны быть заблуждения подавляющего
большинства людей, поддерживаемые на протяжении жизни хотя бы одного
поколения. Почему наиболее трудным -- понятно: новое знание ведь может
просто заполнять до сих пор существовавшую брешь в картине мира, и тогда
оно входит в науку даже при полном одобрении коллег открывателя; но
такое соотношение нового знания со старым -- по принципу дополнительности
-- скорее исключение, чем правило, поскольку новизна, тем более радикальная,
почти всегда входит в противоречие с устоявшимися представлениями. Так,
например, столетия понадобились для того, чтобы от библейских представлений
о сотворении мира перейти к естественнонаучной картине эволюции Солнечной
системы, а затем – к эволюции нашей Галактики, галактик и метагалактик.
Да и сейчас еще далеко не все к таким представлениям перешли – библейская
версия кажется более убедительной.
С древних времен дошла до нас мысль: “Errare humanum est”, т.е. Человеку
свойственно ошибаться. В те времена опыт поколений был еще незначителен,
история человечества по существу еще только начиналась, и не мог в принципе
тогда отыскаться некий древнеримский или древнегреческий Станислав Ежи
Лец, который бы сказал: «У людей запоздалый рефлекс: понимают лишь в
следующих поколениях».
Да, в течение столетий стали накапливаться факты, свидетельствующие
о том, что человеку не только свойственно ошибаться и тут же спохватываться;
оказалось, что он жизнь может прожить и, помирая, так и не узнать (потому
хотя бы, что сказать было некому), что всю свою жизнь в каком-то важном
вопросе заблуждался. Вот для примера заблуждение, продержавшееся в качестве
истины почти 20 веков: что под действием силы, действующей на тело,
прямо пропорционально силе изменяется его скорость. «Истина» исходила
от великого Аристотеля, и потому подвергнуть ее сомнению желающих столь
долго не находилось. (В связи с этим мысль Дж.Конрада: «Даже отважных
людей заставляет иногда вздрогнуть логический ход мысли»). Понадобилась
отвага мысли Галилео Галлилея, чтобы сначала подвергнуть сомнению это
утверждение, а уж потом и опровергнуть его, анализируя результаты опытов
по сбрасыванию тел с Пизанской башни.
Так что великие запоздалые идеи как бы
предсуществуют в виде отрицания общепринятых представлений и закономерностей.
И доказательство истинности антизаблуждений для науки, быть может, подвиг
не меньше, чем открыть новое, никому не известное. Говорят, что физик,
обнаруживший ошибку у “самого Л.Ландау”, удостаивался кандидатского
диплома без всяких проволочек.
Понимание, что происходит заботливая передача заблуждений из
поколения в поколение – от родителей – детям, от учителей – к учащимся,
от главы научной школы – своим сотрудникам – может помочь в выявлении
слабых мест социального наследования знаний и, по-видимому, даже дать
одно из направлений поиска: идеи интерпретационного характера.
Дело в том, что две научные школы могут отличаться друг от друга и даже
взаимно игнорировать научные труды лишь потому, что дают разные интерпретации
одной и той же совокупности экспериментальных данных.
Читателю в заключение предлагается, дабы лучше проникнуться довольно-таки
абстрактной мыслью о возможности существования заблуждений на протяжении
жизни нескольких поколений, взглянуть с такой точки зрения на несовершенство
языка, на языковые нелепости, неизвестно
сколько поколений существующие, и подумать, почему масса народу письменно
поздравляла друг друга с 4010-летием непонятно
какого события.
|