ПРИЛОЖЕНИЕ
Комментарии и добавления ко
Всеобщей Декларации Прав Человека
Предложены д-ром В.Н.Третьяковым (Беларусь)
исходя из нового измерения прав человека
1.
"Все люди рождаются свободными и равными в своем
достоинстве и правах. Они наделены
разумом и совестью и должны поступать
в отношении друг друга в духе братства" .
-- Увы, ст. 1 Декларации нуждается в корректировке. Согласно учению гуманитарной этики, совесть, как и разум, не дается от рождения, она является продуктом деятельности ума и вырабатывается самим человеком в процессе его жизни.
Что же касается призыва " поступать в отношении друг друга в духе братства" , то он приобретает особое значение, поскольку только коллективному, даже глобальному уму, объединенному в духе братства, т.е. взаимно заинтересованного ОБЩЕНИЯ В сотрудничестве, под силу справиться со многими цивилизационными угрозами, главная из которых, возможно, угроза самоуничтожения. Более широкая панорама мышления дала бы новые, ранее не известные возможности для этого. Кроме того, ум, мыслящий панорамно, имеет больше шансов "обзавестись" совестью.
2. "Каждый человек должен обладать всеми правами и всеми свободами , провозглашенными настоящей Декларацией, без какого бы то ни было различия."
-- Далее следующие ст. 18 и 26 дополнены так, как если бы образование с приоритетом обучения панорамному мышлению стало бы уже действующим.
3. "Каждый человек имеет право на жизнь, на свободу и на личную неприкосновенность."
-- Распространение панорамного мышления (ПМ) среди людей должно иметь неизбежным эффектом ослабление конфронтаций в мире, приводя в результате к более обеспеченному праву на жизнь и на личную безопасность. Когда же у человека меньше проблем с личной безопасностью, расширяется диапазон его свободы действий.
4. "Никто не должен содержаться в рабстве или в подневольном состоянии; рабство и работорговля запрещаются во всех их видах."
-- Рабство может быть и в сфере ментальности, крайним выражением которого, по-видимому, являются зомби. В этой сфере ситуация с "эффективностью" ст. 4 с появлением панорамно мыслящих улучшится, поскольку умная, панорамно мыслящая личность будет устойчива от любых попыток ментального порабощения, предпринимаемых политиками, отдельными манипуляторами, сектантами или шаманами. Более того, такая личность сможет к тому же объяснить окружающим, как ей это удается.
6. "Каждый человек, где бы он ни находился, имеет право на признание его правосубъектности."
-- Человек, овладевший ПМ, получил бы и б о льшую способность понимать свои права и отстаивать перед законом свои права и права других.
8. "Каждый человек имеет право на эффективное восстановление в правах компетентными национальными судами в случаях нарушения его основных прав, предоставленных ему конституцией или законом."
-- Располагая усовершенствованным инструментом мысли, человек становится как бы "юридически одаренным, и потому способным "помочь" ст. 8 быть не только продекларированной.
18. "Каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и религии; это право включает свободу менять свою религию или убеждения и свободу исповедовать свою религию или убеждения как единолично, так и сообща с другими, публичным или частным порядком в учении, богослужении и выполнении религиозных и ритуальных обрядов."
-- Предлагаемое дополнение к ст. 18: "Здесь право понимается в широком смысле -- как право иметь реальную свободу мысли, совести и религии, которая только и возможна, когда каждый в полной мере имеет возможность использовать ресурс образовательной системы, чтобы освободить свой ум от его эволюционной "отягощенности".
19. "Каждый человек имеет право на свободу убеждений и на свободное выражение их ; это право включает свободу беспрепятственно придерживаться своих убеждений и свободу искать, получать и распространять информацию и идеи любыми средствами и независимо от государственных границ."
-- Свобода убеждений, будучи объявленной, актуализирует проблему выработки этих убеждений -- чтобы было что свободно выражать. Обученным панорамно мыслить с этой проблемой гораздо проще справиться, поскольку их инструмент мысли настроен на размышления, на генерацию идей и постижение нового.
22. "Каждый человек, как член общества, имеет право на социальное обеспечение и на осуществление необходимых для поддержания его достоинства и для свободного развития его личности прав в экономической, социальной и культурной областях через посредство национальных усилий и международного сотрудничества и в соответствии со структурой и ресурсами каждого государства."
-- Эта статья Декларации получила бы очень большой резонанс, поскольку люди, освободившиеся от оков "пещерности" в своем мышлении своими инновациями способствовали бы продвижению в экономической, социальной и культурной сферах жизни. Если принять цитируемую оценку: численный рост распространения высшего образования в обществе всего на 1% приводит к росту ВВП на 5--6%, то повышение качественного уровня образования, несомненно, дало бы эффект, исчисляемый десятками процентов.
23. (1) "Каждый человек имеет право на труд, на свободный выбор работы ..."
-- Люди с широкой панорамой мышления получили бы благодаря этой статье Декларации еще и право на неоднократный свободный выбор работы, поскольку их кругозор и способности давал бы им возможности проявить себя в разнообразных делах.
4. "Каждый человек имеет право на отдых и досуг..."
-- В обществе людей, где панорамное мышление распространено, право, декларируемое этой статьей, должно получить чрезвычайно богатую реализацию, поскольку отдых и досуг, сочетаясь с активно используемыми, приобретеными творческими способностями, станут особенно привлекательными. К тому же панорамно мыслящие откроют в процессе своего отдыха и досуга совершенно новые пласты юмора, воспарив над наивным (с их точки зрения) "юмором одного шага", каким в основном мы еще пользуемся.
26. (1) "Каждый человек имеет право на образование."
-- Если будет использовано образование с использованием педагогики наивысшей эффективности, то люди, освоившие панорамное мышление, получат более широкие возможности воспользоваться ими в интересной, интеллектуально насыщенной, творческой жизни.
(2) "Образование должно быть направлено к полному развитию человеческой личности и к увеличению уважения к правам человека и основным свободам . Образование должно содействовать взаимопониманию, терпимости и дружбе между всеми народами, расовыми и религиозными группами, и должно содействовать деятельности Организации Объединенных Наций по поддержанию мира."
-- Более широкая панорама мышления предоставляет людям понять себя, свою суть, что является необходимым для лучшего развития человеческой личности, разработки принципов собственной жизни, понимания ее целей и путей их достижения. Что же касается взаимопонимания, терпимости и дружбы, то это особенно блико будет людям с ПМ -- ведь у широких панорам больше область взаимопересечения, что всегда упрощает взаимопонимание. Это значит, что люди, обученные мыслить панорамно, будут способствовать большему продвижению и лучшему соблюдению статей ООНовской Декларации, вобравшей в себя принципы гуманистической этики.
27. (1) "Каждый человек имеет право свободно участвовать в культурной жизни общества, наслаждаться искусством, участвовать в научном прогрессе и пользоваться его благами."
-- До сих пор это право было правом для меньшинства . Овладевая ПМ, все больше и больше людей смогут не только " наслаждаться искусством" и пользоваться благами научного прогресса, но и стать активными субъектами культурной жизни, включая науку, изобретательство, инженерное дело, дизайн, и т.д.
29. (1) "Каждый человек имеет обязанности перед обществом, в котором только и возможно свободное и полное развитие его личности."
-- Такие "обязанности перед обществом" были бы для тех, кто овладел ПМ, не просто обязанностями, но увлекательнейшим делом, позволяющим им к тому же более, чем другим, быть полезными для общества благодаря своим проектам, инициативам, интеллектуальным продуктам, и т.д.
Общий вывод : НОВОЕ ПРАВО ЧЕЛОВЕКА, БУДУЧИ ДЕКЛАРИРОВАННЫМ, ВВЕДЕННЫМ И ОБЕСПЕЧЕННЫМ, ПРЕОБРАЗОВАЛО БЫ ВСЕ ПРОСТРАНСТВО ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, РАСШИРИЛО БЫ АРЕАЛ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА И ДАЛО БЫ НОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ДЛЯ ИХ СОБЛЮДЕНИЯ.