Institute of Intellectual Technologies

 



Страницы сайта:

ИМПЕРАТИВЫ ВЫЖИВАНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА:

* ПЕРВЫЙ,
* ВТОРОЙ и
* ТРЕТИЙ;

* ПЛАНЕТАРНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ;
* ДИАЛОГ О ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ;
* ПРОЕКТЫ;
* НАУКА В ДЕЙСТВИИ;
* ПЕДАГОГИКА;
* HOMO SAPIENS;
* ОБЩЕСТВО;
* ЗДОРОВЬЕ;
* ФИЛОСОФИЯ С ТОЛЕРАНТНОСТЬЮ;
* ТРЕТЬЯКОВСКАЯ ГАЛЕРЕЯ ИДЕЙ,
вместе с...
* ЕЕ ЗАПАСНИКАМИ;
* УЧЕНЫЕ ДОСУГИ;
* ИНТЕРВЬЮ
* ДИАЛОГИ
*
ИНТЕЛТЕХ ПРЕДСТАВЛЯЕТ
* МИЛЛЕРИАНА
* ПРИВАТНАЯ СТРАНИЧКА
* ИНФОРМАЦИЯ ИНТЕЛТЕХА

Коллекции статей на сервере СО РАН:

Рекомендации Природы в социологии
+Императивы выживания
+Философские проблемы математики
+Экономика под знаком интеллекта

КРАСОТА СПАСЕТ МИР (Проект Mission Studio Int . при участии ИнтелТеха)

Наиболее значащие материалы сайта:

Создание системы цивилизационной безопасности в 3-м тысячелетии
3 императива выживания
Упущения цивилизации, их обнаружение и восполнение
Заблуждения цивилизации, их выявление и исправление
Основные несущие конструкции ИнтелТеха
Как противодействовать старению
Профилактика раковых заболеваний
К рекомедациям Природы стоит прислушаться
Криминальный диагноз: узкоумие
Будем же учиться правильно мыслить
Педагогика наивысшей эффективности
Чтобы умственная пища хорошо переваривалась, она должна поглощаться с аппетитом
Учебно-творческий центр раскрытия одаренности
Советы осененному идеей
Советы начинающему эксперту
Дело для ООН
Институт Будущего Всепланетный вэб-НИИ интеллектуальных ресурсов
Обращение к Почетным гостям ИнтелТеха
Инструмент мысли нуждается в заточке
Механизм юмора, сформировавшийся за миллионы лет
Не исключено, что вы -- аквиник
Псевдоконгруэнции на универсальных алгебрах
Новое понимание физического закона
• Обсуждение общебиологического принципа толерантности
• Обобщенный принцип толерантности
• О творчестве по-новому
Социальная инициатива -- общедоступный инфобанк лексических обогащений

 

Новое измерение прав человека

Д-р В.Н.ТРЕТЬЯКОВ (Беларусь),

Международное общественное объединение "МАИТ", ассоциированное с ДОИ/ООН с июля 2004 г. под именем
"Международная академия информационных технологий (МАИТ)"

Для информирования делегатов 61-й Конференции НГО/ДОИ

Перевод с английского

Преамбула. В рабочих документах 61-й конференции говорится:

"Конференции ДОИ/НГО может способствовать воссозданию НОВЫХ УМОНАСТРОЕНИЙ ПО ОТНОШЕНИЮ К ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА, поощряя ЛУЧШЕЕ ПОНИМАНИЕ состояния с правами человека в сегодняшнем мире и раскрывая людям ВОЗМОЖНОСТИ принимать участие в выработке решений".

Считаю, что 60-я годовщина ВДПЧ-1948 могла бы быть отмечена каким-то прорывным решением в области прав человека. Я имею в виду право иметь выбор: продолжать использование нашей ментальности в том виде как она нам досталась в результате эволюционной предыстории ИЛИ признать, что угрозы цивилизации настолько велики, что пришло время использовать ресурс ее выживания, сокрытый в расширенных правах человека. 61-я Ежегодная Конференция ДОИ/НГО может стать первым шагом к этой цели, поскольку, как было отмечено, она "может создать рамки для дискуссий, НАПРАВЛЯЯ МЫСЛЬ на изучение участия гражданского общества на ПОВЫШЕНИЕ УВАЖЕНИЯ К ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА".

К постановке проблемы. Джордж Бернард Шоу говорил: "Интеллект -- это страсть. Декарт, несомненно, брал от жизни больше, чем Казанова". Антон Чехов сказал даже более того: "Для того, кто познал радость творчества, другие радости не существуют". Оправдана такая постановка вопроса: Не получается ли так, что большинство людей ужасно обедняет себя, не зная волнующего процесса творческого самовыражения, не получая удовольствия от признания ценности их произведений другими? Ведь не исключено, что масса людей, а не только единицы, обладают скрытыми способностями создателей, и только отсутствие соответствующей образовательной системы не позволяет им испытывать в жизни моменты высшего счастья? Если так, то имеются ли какие-либо возможности обеспечить людям такое право человека, как право быть обученным так, чтобы получить в результате способности к творческой деятельности?

Для лучшего осознания. Взгляните на свое собственное лицо и на морду вашего домашнего питомца: не увидели ли вы общее в "дизайнах" того и другого? Я имею в виду близость всех основных органов чувств, т.е. глаз, ушей, носа и языка, к головному мозгу. И не увидели ли вы в этом сходстве, что 1) давление эволюционного отбора на Земле было когда-то очень высоким и что 2) у человеческого рода не было никакого отбора по уму со времен, когда Homo sapiens появился? Может быть, и не увидели, поскольку смотреть не значит видеть. Впрочем, 1-й вывод хорошо подтверждается другими данными; что же касается второго, то он может показаться неожиданным. Тогда припомните мнение антропологов: неандертальский пра-человек, живший 40 тысячелетий назад, мог бы учиться в Кембридже.

Чтобы подтвердить последний вывод: у людей бинарная, "животная" логика ("опасно -- неопасно", "съедобно -- несъедобно", "свой -- чужой"); у нас есть склонность принимать решения скорее быстрые и простые, чем правильные и адекватные ; наши мозги имеют тенденцию "обслуживать" агрессивные формы поведения.

Эволюционные соображения. У пра-людей и более древних животных предков человека их узкое поле сознания (УПС) было преимуществом в выживании ввиду возможности высокоскоростных поведенческих реакции, коррелирующих с УПС. Теперь же, у современного человека, находящегося под защитой цивилизации, в непрерывно усложняющемся мире, иметь УПС означает иметь недостаток, эволюционно унаследованную “отягощенность” человеческой ментальности, которая может быть диагностирована как дефицит панорамного мышления (ДПМ). Тогда ПАНОРАМНОЕ МЫШЛЕНИЕ -- это способ мышления с преодолением ДПМ и, поскольку речь идет о его преодолении, то оно должно включать в себя все другие формы правильного мышления, которыми человек уже обладает.

Расширените рамок проблемы. Любая творческая активность происходит с участием человеческих мозгов, и думать можно разнообразными способами. Известны формы мышления: логическое, латеральное, изобретательское, творческое, параллельное, прорывное, полного спектра, более чем однотрековое, нестандартное, системное, и список может быть продолжен. Каким из них или всеми сразу нужно обучать для будущей творческой жизни? Ответ: наш ДПМ не дает цивилизации шансов выжить в дальней перспективе, а потому осваиваться должны все те формы, способные преодолевать УПС, эту эволюционно обусловленную особенность, т.е. и все те формы, что были упомянуты выше.

Возникают вопросы. Не думаете ли вы, что многомиллионные армии болельщиков и фанатов, балдеющих от своих спортивных и эстрадных идолов, являются очевидным свидетельством того, что может быть названо "невостребованностью человеческих мозгов"? Не является ли свидетельсвом того же самого то, что мы обычно очень не любим ожидать чего-нибудь или кого-нибудь? Разве не можем мы сказать, что необременительное умственное сопровождение событий, как и разговоры "ни о чем", вполне обычны среди людей? Не видите ли вы в этом связь с известным фактом, что только 1/ 10 часть нервных клеток головного мозга человека активна? Стоит ли нам удивляться тогда, что наше мышление создает столь огромную массу проблем? Почему нельзя допускать, что именно из-за ДПМ человеческие сообщества вновь и вновь оказываются перед такими проблемами, как коррупция, терроризм, межличностные, межэтнические, межконфессиональные, межгосударственные, военные и другие конфликты? Знаете ли вы, что опасные ошибки недомыслия случаются именно из-за "сверх-ДПМ" -- из-за патологически суженного поля сознания, возникающего во время нервных или стрессовых ситуаций, которые ведь вполне обычны в наши дни ? Можете ли вы согласиться с тем, что преодолевать педагогическими средствами ДПМ, нашу унаследованную отягощенность, стоит хотя бы для того, чтобы снизить уровень криминальности, чтобы жить в менее тревожном и опасном мире ?

После всего этого, можете ли вы допустить, чтобы и дальше оставалось системное несоответствие между несовершенным человеским мозгом и огромной сложностью цивилизации , созданной сотнями человеческих поколений?

Опасная "специализация" . ДПМ может рассматриваться как вид специализации, приобретенный людьми в доисторические времена. Увы, физиология человеческого мышления не изменилась со времен каменного века, иначе нам пришлось бы доказывать, что более умные люди имели б о льшие возможности для воспроизводства себе подобных, чем более физически сильные, агрессивные и сексуальные особи. Это означает, что мы можем быть уподоблены узко специализированному виду глубоководных рыб, которые, как известно, не могут быть вытащены на поверхность моря живыми . Нас, с нашим узкоумием как разновидностью специализации, нас также поднимают -- поднимают к вершинам цивилизации, а наши умы, как и раньше, настроены при этом на "программы джунглей".

В продолжение темы. В 2005 г. проф. Стивен Хокинг, американский астрофизик, поставил вопрос "для всех": как человеческий род может сохраниться в течение этого столетия при таком обилии негативных проявлений? Д-р Мартин Рис, британский астроном, директор Гринвичской обсерватории, высказался в 2003 г . с большей уверенностью, что вероятность для нашей цивилизации дожить до XXII века составляет около 50%. Аналитики из Института математики Российской академии наук тогда же предсказали, что в этом столетии произойдет несколько глобальных катастроф.

Просматривается императив. Соображения цивилизационной безопасности, связанные с названным несовершенством нашей ментальности, будучи столь серьезными, заставляют думать, что имеется императив для его преодоления. Итак, ввести право быть обученным думать панорамно означает дать шанс нашей цивилизации уцелеть. Французский ученый Анри Пуанкаре говорил: "Люди обычно не любят думать, а потому другие люди должны думать за них". ООН , декларируя право учиться преодолевать этот общечеловеческий недостаток, дало бы миру шанс -- благодаря тем людям, которые способны и желают учиться думать панорамно и обучать этому в дальнейшем других .

Разрешаемость проблемы. Педагогическое обоснование такого новшества в том, что человек как вид одарен почти неограниченной способностью к обучению. Кроме того, идея развивать панорамное мышление (ПМ) образовательными средствами является, по-видимому, вполне естественной, поскольку современный мир перегружен информацией, и теперь знать как что-то искать и использовать в творческих целях имеет большее значение, чем запоминать "на всякий случай" массу информации. ПМ -- это не абстрактное понятие, не имеющее ничего общего с реальностью. Например, элементы ПМ показывает диспетчер за пультом, дирижер оркестра за пюпитром, хирург, проводящий операцию, синхронный переводчик, обслуживающий переговоры, шоумен, ведущий телешоу в прямом эфире, композитор, создающий симфонию или концерт, писатель, сочиняющий роман или повесть, актер, играющий на сцене, учитель, ведущий урок, ученый, вводящий в науку новое понятие, юморист, придумывающий шутки, и те люди, что их воспринимают. Таким образом, основа для прорыва к новому праву человека имеется.

В духе рабочих документов 61-й Конференции. Из вышесказанного можно заключить, что панорамно мыслящие люди помогут создавать "новый образ мыслей в сфере прав человека"; кроме того, новое право человека обострит интерес ко всей Декларации, приводя в результате к "большему осознанию ситуации с правами человека в мире".

На пути к моральному возрождению. Фридрих Шиллер считал: "Образованный ум облагораживает нравственные чувства; голова должна воспитывать сердце". Эта мысль может рассматриваться как краткое изложение всего учения гуманитарной этики, созданного Эрихом Фроммом. Таким образом, обновленное образование даст людям тот широкий взгляд на мир и на них самих в мире, чтобы можно было отодвинуться от пропасти моральной деградации.

Обоснование нового измерения прав человека. Панорамное мышление ( ПМ) как термин обладает свойствами образности, интуитивной понятности и оправдано с нейрофизиологической точки зрения, поскольку поверхностный слой коры головного мозга является основным субстратом мышления. Право быть обученным ПМ -- это более чем еще одно человеческое право, это прорыв, открывающий вход в огромное пространство новых возможностей как для личностей, так и для всей человеческой цивилизации.

См. Приложение:
Комментарии ко Всеобщей Декларации ООН-1948, сделанные с точки зрения нового измерения прав человека.

 

 

 





 

 

 

    (C) Copyright «ИнтелТех»—В.Н.Третьяков. Настоящая информация является интеллектуальной собственностью автора сайта, которому было бы интересно знать о любом использовании его материалов. tvn@iatp.by