ПРОЕКТЫ |
|||
Наиболее значащие материалы сайта: • Криминальный диагноз: узкоумие
|
В.Н.Третьяков Не
слова, а несчастья
Да, именно в управляющем воздействии на стратегию ЗАОЧНЫЙ КРУГЛЫЙ СТОЛ ПО ПРОБЛЕМЕ СЧАСТЬЯ-НЕСЧАСТЬЯ За этим воображаемым круглым столом экспертам-мудрецам разных эпох были заданы вопросы о счастьи и несчастьи, на которые они, как вы понимаете, уже давно (а некоторые из них – очень давно) дали ответы. Начнем с двух главных вопросов: Что
такое счастье и что у вас с ним ассоциируется? То
же, в отношении несчастья? Как
относиться к счастью и несчастью? Каковы
условия, при которых наступает счастье? Кому
достается счастье, кому несчастье? Что
в счастьи субъективно, что объективно? Как
и кому можно быть счастливым? …
и кому не надо рассчитывать на счастье? А
если несчастье все-таки настало – чем можно руководствоваться или утешаться? Счастье – это: добродетель (Спиноза), самая замечательная вещь на свете (Хемингуэй), удовольствие без раскаяния (Л.Толстой), всего лишь мечта (Вольтер), идеал воображения (И.Кант), достижение, которого человек добивается (Фромм).. Счастье состоит в том, чтобы: умереть счастливым (Антисфен), хорошо жить (Монтень), быть умным (Софокл, Фирдоуси). Счастье
могут испытывать те, кто: мудр (Плавт), добродетелен (Цицерон,
Спиноза), умеет быть счастливым (Хемингуэй), верит в возможность счастья
(Толстой), мирится со своей судьбой (Э.Роттердамский), силен и терпелив
(Публий Сир), имеет друзей (Пифагор, Сенека), прежде испытывал страдания
(Шекспир, Ж.Санд) … и поражения (Руставели), чувствует себя счастливым
(Публий Сир), разминулся со своим несчастьем (Ницше), ничего не желает
(Сократ), всегда чего-то желает (Грассиан-и-Моралес), берет под свою
защиту то, что любит (Овидий Публий), привязан к цели, а не к людям
или вещам (Эйнштейн), пользуется хорошим расположением духа (Демокрит),
уважаем другими (Паскаль), много трудится (Л. да Винчи), радостен и
справедлив (Фирдоуси), ищет счастья для других (Платон, Дидро, Гиббс,
Лютер, Шоу), имеет здоровый дух в здоровом теле (Локк), считает себя
счастливым (Филдинг), не замечает течения времени (Грибоедов), имеет
хорошее настроение (Спиноза), обладает веселым нравом (Шопенгауэр),
посетил сей мир в его минуты роковые (Тютчев), любим и пользуется доверием
(Лермонтов), готов быть счастливым (Линкольн), умеет вообразить себя
счастливым (Ключевский), любит страдание (В.Аллен), не считает счастье
целью своей жизни (Оруэлл). Эксперты предлагают учитывать, что в несчастье можно: смириться (Луцилий Гай), вести себя разумно (Периандр), изобличить врага (Эпиктет), утешиться несчастьем ближнего (Лукиан), проверить свое мужество (Сенека), надеяться на перемены к лучшему (Э.Роттердамский), найти прибежище в своем воспитании (Аристотель), воодушевится своим безнадежным положением (Камю), надеяться на счастье (Л. да Винчи, Сервантес), взять дело счастья в свои собственные руки (Локк), чему-то научиться (Дизраэли), превратить горести в радости (Грасман-и-Моралес, Карнеги), изменить отношение к вещам, от которых зависишь (Марк Аврелий), гордиться своей невезучестью (Бертран Рассел), учесть, что не все зависит от судьбы (Ларошфуко), что ни праздность, ни леность не помогут (Сервантес), что каждый – кузнец своего счастья (Саллюстий Гай) и что большое горе врачует меньшее (Шекспир). Полагаю, что виртуальный круглый стол авторитетнейших экспертов по существу высказался за организацию всемирного интернет-форума «К счастливой жизни на Земле». В самом деле: Не поддержано отношение к счастью как к чему-то ирреальному, из области фантазий и представлений. Наиболее выразительно эту точку зрения опроверг Хемингуэй. Многие эксперты давали просто конкретные практические рекомендации, как быть счастливым и как преодолевать несчастья. Тем самым они, как бы соглашаясь с Ницше, неявно исходили из того, что счастливую жизнь надо строить самому, своим умом и руками. Подтверждена сложность, неоднозначность, трудность связанных со счастьем-несчастьем вопросов, что выразилось в удивительной разноголосице мнений экспертов. И это притом, что среди экспертов не оказалось ни одной женщины и что, помимо Фирдоуси и Ибн-Сины, неевропейский взгляд на счастье никто не больше представил. Все это указывает на необходимость более представительного обсуждения, для чего интернет-форум как раз и задумывается. Участие в преодолении конкретных жизненных проблем несчастных людей, выступления в теоретических дискуссиях, свои формулы счастья – все эти и другие формы соучастия в делах других несомненно поддержали бы Платон, Марк Аврелий, Дидро, Гоббс, Эйнштейн, позитивно оценившие альтруистическое понимание счастья, благодаря которому может возникнуть даже счастливое чувство приобщенности к хорошему делу. Можно быть уверенным, что такое коллективное дело, как интернет-форум о счастье, поддержал бы и Ромен Роллан, негативно оценивший перспективы эгоистического счастья. Что же касается альтруистической мысли Дж.Б. Шоу – «Мы не имеем права потреблять счастье, не производя его», -- то она перекидывает мостик к восточному пониманию счастья, задолго до рождения Шоу разработанного мудрецами тайного даосского клана Шоу-Дао. (Удивительно это случайное совпадение имен и идей!). В их понимании счастье – это универсальная гармония тела, духа и окружающего мира, а умение быть счастливым – одно из многих умений, наряду с ремеслами, которые человеку предназначалось освоить, поскольку быть счастливым – долг человека перед собой, обществом и природой. Это дает надежду на то, что интернет-форум мог бы в принципе стать многолетним диалогом западной и восточной цивилизаций. Значительный вклад в обоснование необходимости интернет-форума по теме счастья внес Л.Толстой: ведь участвовать в широком обсуждении проблемы счастья можно, по-видимому, лишь тогда, когда заинтересованно веришь в его достижимость. Но это еще не все: великий романист снял со счастья флер греховности («Счастье есть удовольствие без раскаяния»), и тем самым своим авторитетом открыл будущий форум для всех верующих. Связь счастья с интеллектом За воображаемым
круглым столом по проблеме разума
Пифагор высказал мысль: «Одному только разуму, как
мудрому попечителю, должно вверять всю жизнь». Его поддержал Софокл:
«Ум, несомненно, первое условие счастья». И это общее мнение древнегреческих
мудрецов стало еще ценнее в сопоставлении с мыслью древнеримского комедиографа
Тита Плавта, высказанной вполне всерьез: «Мудрый сам
кует себе счастье». Французский мыслитель Блез Паскаль
сумел расширить поле проявления мудрости, сказав: «Проявить мудрость
в чужих делах куда легче, нежели в своих собственных». Это, по-моему,
даже не толстый намек, а прямое руководство к действию: входи в круг
чужих проблем, помогай их разрешить, а своими неразрешенными проблемами
озадачивай других, ибо со стороны виднее. Таким образом, мудрецы разных времен и народов подсказывают великую мысль: высокое качество жизни предопределяется высоким качеством мышления и, вполне возможно, является главным благоприобретением счастливой жизни. Намек на этот вывод можно выявить в высказывании Дж.Б.Шоу, А.П.Чехова и Н.В.Гоголя о том, что нет выше радости, чем радость творчества. А это значит, что последовательность императивов выстроена во времени правильно: вначале надо преодолеть свою умственную эволюционно-биологическую ограниченность, потом выстроить социальный интеллект, и после всего этого, 2—3 поколения спустя, овладев мышлением 3-го тысячелетия, разработав совершенные программы коллективного мышления, только и можно будет одолеть проблему человеческого счастья, постановка которой, без учета перспективы человеческих поколений, может показаться кому-то проявлением наивности и утопичности мышления. И уж, конечно, только как проявление умственной лености можно расценить подобное отношение к созданию сетевого ресурса большой мощности и объема для запуска УЖЕ СЕЙЧАС диалога цивилизаций о счастье. Это никак не повторение пройденного: такой возможности в человеческой истории еще не было, и не использовать эту возможность, и это при наличии средств для ее осуществления, было бы проявлением того самого, эволюционно обусловленного, очень-очень животно-человеческого... да-да, того самого дефицита панорамного мышления. Приложение: Программа джунглей продолжает действовать (Из книги супругов Александра и Ирины Медведевых «Формулы счастья. Технология счастья», Киев: София, 2001, с. 22—23, глава «Почему человек чувствует себя несчастным?»). «По мере развития цивилизации выживание перестало зависеть от мгновенной реакции на раздражитель, но организм человека так и не успел перестроиться, и во время ссоры с соседом по коммунальной квартире «венец творения» испытывает столь же сильный выброс адреналина в кровь, как кроманьонец с каменным топором, готовящийся к схватке с медведем гризли. Но все отличие в том, что кроманьонец после завершившейся победой схватки или удачного бегства избавлялся от последствий гормональной атаки, выплеснув свое напряжение в активных действиях и вернув свой организм к состоянию равновесия. Склоки в коммунальных квартирах или иные виды конфликтов обычно не дают их участникам подобных преимуществ, если, конечно, их участники достаточно цивилизованны, чтобы ограничить свои разборки уровнем дискуссий, а не требующим значительных физических усилий поединком на скалках и сковородках. Нежелательный избыток гормонов долительное время остается в крови, вызывая затяжные отрицательные эмоции, ощущение напряженности и фрустрации, которое может сопровождаться состояниями агрессии и ощущениями унижения, ненависти или печали. Повторяющиеся стрессы подобного рода закрепляют спектр отрицательных эмоций, и отрицательные эмоции начинают автоматически возникать уже сами по себе при воспоминаниях о неприятной ситуации, при опасении ее повторения или при ассоциативной связи с каким-то событием, напоминавшим об испытанном стрессе. Программа джунглей продолжает работать, в условиях современности гораздо чаще приводя к деструктивным, чем к конструктивным последствиям, но, не понимая этого, человек винит в своих несчастьях не несовершенство конструкции собственной психики, а злую судьбу, роковые обстоятельства или, опять-таки, паскудных соседей».
|
||
(c) Copyright ИнтелТех — В.Н.Третьяков. Настоящая информация является интеллектуальной собственностью автора сайта, которому было бы интересно знать о любом использовании его материалов. Vlad-Tretyakov@yandex.ru |