В ЗАПАСНИКАХ ТРЕТЬЯКОВСКОЙ ГАЛЕРЕИ ИДЕЙ
Педагогика
Предложение для методической разработки:
НУЖНЫ МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ, ОРИЕНТИРОВАННЫЕ НА РАБОТУ С ОДАРЕННЫМИ
ДЕТЬМИ
31.10.1992
Предлагаю
преподавателям и методистам, работающим в системе внешкольного образования,
подключиться к разработке общих и специальных методик, ориентированных
на работу с одаренными детьми. При этом можно базироваться на таких
достаточно надежных общих принципах:
1. Принцип обучения творчеством
2. Принцип активности в обучении
3. Принцип многообразия форм одаренности
4. Принцип многофакторности одаренности
5. Принцип поиска наиболее адекватной формы занятия его предметному
содержанию.
1-й принцип побуждает педагога быть творцом – чтобы у него
была возможность и личным примером «прививать» творческие навыки, делать
творчество привлекательным в глазах ребят.
2-й принцип фактически исключает пассивные формы обучения в виде лекций,
уроков, наставлений. Из него следует, что преподаватель в процессе занятия
должен многократно передавать активную роль учащимся – ставить перед
ними вопросы, выставлять на обсуждение их ответы, стимулировать их любознательность,
поощряя сообразительность, оригинальность мысли, остроумие ответов и
решений. Словом нужно хорошо овладеть искусством беседы, диалога, экспромта,
словесной пикировки, даже методами производства комического и остроумного.
3-й принцип требует от преподавателя гибкости в выборе методик в различных
коллективах, для чего, как min, нужно владеть достаточно богатых их
(методик) набором. Или знать, какие особенно подходят для той или другой
формы одаренности. Т.е. должны быть специальные методики для развития
и обучения художественно-, литературно-, научно- и технически одаренных
детей.
4-й принцип, смысл которого в том, что узко проявляющаяся одаренность
– чрезвычайно редкое явление, -- заставляет преподавателей и методистов,
думать над такими формами обучения, которые затрагивали бы различные
«струнки» в душах ребят, способствовали бы их гармоническому развитию.
Априори 5-й принцип почти очевиден: каждая тема занятий имеет наиболее
адекватное свое отображение в форме педагогического процесса. Потому
предлагается достаточно обширный (но, конечно, пополняемый) набор методик
проведения занятий в школе альтернативных методов обучения, из которых
можно выбрать наиболее адекватную. Все они отвечают требования первых
4-х принципов и позволяют реализовать 5-й.
Итак, возможные формы занятий:
i. Беседа (доверительная манера изложения + диалог).
ii. Упражнение (вопросы, задачи, загадки, тесты и т.д.).
iii. Семинар (по типу научных семинаров, но тема может
быть далекой от науки, и чем даль, тем больше можно рассчитывать на
комический эффект).
iv. Самостоятельная (классная) работа (по заранее обсужденным
с учащимися темам, может быть, ими и названным).
v. Игра-соревнование (внутригрупповая и межгрупповая
формы)
vi. Деловая игра (где «дело» понимается предельно широко:
это и разыгрывание ситуаций на производстве, в магазине, в кафе, в отделе
кадров, в школе, на транспорте, в отделении милиции, даже в бане – везде,
где можно выделить ролевое разнообразие.
vii. Игра-представление (для которой нужна уже сценарная
основа – как канва для импровизаций участников).
viii. «Дуэль», или словесная пикировка (здесь нужно придумать ситуации,
где интересы у участников будут достаточно разные или даже прямо противоположные,
и каждый пусть отстаивает свое. Например: конкурс, турнир, судебное
заседание).
ix. Экскурсия.
x. Конференция.
xi. Консультация.
xii. Индивидуальное занятие (возможно, в будущем оно
станет основной формой альтернативного обучения, способного дать одаренным
детям то, что не удается сделать в базовой школе).
xiii. «Мозговой штурм». Для успеха этого метода первостепенно
важен выбор темы. См. об этом здесь.
xiv. «Авторское» занятие. Это когда преподаватель передает
свою роль ведущего занятие одному из учащихся, которому, например, есть
что рассказать о своих творческих достижениях (читает свои стихи, показывает
в действии изобретенное приспособление, отвечает на вопросы, выслушивает
замечания и реагирует на них.
xv. «Гостевое» занятие. Это когда роль ведущего передается
«гостю» – интересному человеку.
xvi. Внутригрупповой КВН (предварительная подготовка:
разделить группу на 2—3 подгруппы, определить темы турниров/конкурсов/домашних
заданий, прикинуть хронометраж встречи.
xvii. «Пресс-конференция» (несколько учащихся располагаются
в «президиуме», поскольку они только что, скажем, «вернулись из космоса»,
«возвратились с Олимпиады с наградами», «участвовали в заседании клуба
ЮНЕСКО по вопросам образования», и т.д. Остальные, в т.ч. и преподаватель
– в роли журналистов и репортеров (задают вопросы, фотографируют).
xviii. Репортаж (учащийся выступает с отчетом о проведенном
изучении общественного мнения, о выполненном задании, предложенном преподавателем
или кем-то из учащихся).
xi. Тематический диспут (с обязательным предварительным
отбором тем, предложенных исключительно учащимися, и установлением очереди
их обсуждения)
xx. Репетиция конференции (их может быть несколько).
xxi. Аудиовизион (доклад, рассчитанный преимущественно на зрительное
восприятие, с использованием слайдов, видео- и аудиоматериалов).
xxii. Компьютерное обучение (диалоговый режим, программирование, построение
сайтов и т.д.).
xxiii. Упражнения по анализу своего мышления (размышления
учащихся с рефлексией, имеющие целью выработку самокритичности).