Тезисы о смене парадигмы когнитивной науки
В.Н. Третьяков
-- Запрос на разум позволил Homo стать Homo Sapiens’ом, но этот вид,
пройдя через череду обледенений, благодаря разуму получил возможность
меньше зависеть от природных обстоятельств, стал активно наращивать
свою численность, и эволюция по разуму ослабла, если не сошла на нет
40—50 тыс. лет назад. «Неандерталец мог бы учиться в Кембридже».
-- Психологически Человек не так далеко ушел из-за этого от своих
ближайших животных предков, что особенно верно, если учесть
«преемственность» в передаче нам от животных эмоционально-инстинктивной
сферы, в которой находится собственно разум.
-- Некогда, у пра-человека, узость поля сознания была фактором выживания,
у человека же в условиях гораздо более сложной и усложняющейся
цивилизации это качество является уже недостатком, своего рода
«узкой специализацией», которую можно назвать дефицитом
панорамного мышления (ДПМ).
-- Осознанию этого недостатка как универсального мешает парадигма
человека как вершины эволюции, создателя могучей цивилизации.
Творцом ее является Разум, и только от него можно ожидать, что он,
объединенный в интеллектуальный ресурс, сможет справиться
со скопищем глобальные проблем, угрожающе нависающих над миром.
-- Одно из проявлений ДПМ – неготовность / неумение сопоставлять.
Около 20 столетий считалось истинным утверждение Аристотеля,
что скорость тела пропорциональна действующей на него силе.
Поразительно, что любой логично мыслящий человек за это время мог
бы опровергнуть Аристотеля с помощью мысленного эксперимента.
Галилею не понадобилось бы тогда бросать тела с Пизанской башни.
-- В этом смысле ДПМ становится экзистенциальной мета-проблемой,
вбирающей в себя все глобальные. Неосознание этого есть, по-видимому,
главное упущение цивилизации.
-- Инерция движения цивилизации по накатанному пути велика, и
потому роль психологических и когнитивных исследований многократно
возрастает. «Быть или не быть?» зависит напрямую от их результативности.
-- Можно надеяться, что в этом поможет восполнение такого научного
упущения, как принцип толерантности в деятельности мозга
(«принцип игнорирования различий в схожем»), когда он, до сих пор
используемый неявно, будет применяться осознанно. Животные «знают»
об этом принципе, поскольку каждый животный вид создает
как-бы-категории «свои» и «чужие».
-- В мире нет двух одинаковых вещей, и, не будь этого принципа
осознанного неразличения, невозможно было бы образование понятий,
невозможна была бы наука и самоё цивилизация.
-- Для введения этого принципа в более активное действие предлагается
ввести понятие толерантный охват, обобщающий понятие категории и
категоризации, и толерантный разъём, обобщающий соответственно
понятия класса и классификации.
Обобщение состоит, в частности, в том, что эти понятия, с прилагательным
«неосознанный», "знают" животные.
-- Примеры неосознанных толерантных охватов у человека: любое слово
(отождествление различий в понимании смыслов, в произношении, в написании);
Толерантными охватами осознанными являются все понятия. Если
толерантный охват – основа классификации, то толерантный разъём – это
каждый объект классификации.
-- Преимущество понятий толерантные охват и разъём в том, что они,
используя диапазоны толерантности, могут иметь математическую
экспликацию, позволяя ввести в рассмотрение и толерантные
пространства, и алгебру толерантностей, и интервальный анализ,
и теорию нечетких множеств.
-- В журнале «World Science» 29 января 2014 г. помещена новостная
заметка об открытии учеными Оксфордского университета уникальной
области в коре головного мозга, которая есть только у человека, но нет
у его ближайших предков-обезьян. Напрашивается гипотеза, что
разница в том, что человек может делать осознанные толерантные
охваты и разъёмы, а животные – лишь неосознанные.
См. также О смене парадигмы когнитивной науки и другие материалы, аннотированные на странице Философия с толерантностью.