Institute of Intellectual Technologies


НАУКА В ДЕЙСТВИИ



Страницы сайта:


ИМПЕРАТИВЫ ВЫЖИВАНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА:
* ПЕРВЫЙ,
* ВТОРОЙ и
* ТРЕТИЙ;
* ДИАЛОГ О ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ;
* ПРОЕКТЫ;
* НАУКА В ДЕЙСТВИИ;
* ПЕДАГОГИКА;
* HOMO SAPIENS;
* ОБЩЕСТВО;
* ЗДОРОВЬЕ;
* ФИЛОСОФИЯ С ТОЛЕРАНТНОСТЬЮ;
* ТРЕТЬЯКОВСКАЯ ГАЛЕРЕЯ ИДЕЙ,
вместе с...
* ЕЕ ЗАПАСНИКАМИ;
* УЧЕНЫЕ ДОСУГИ;
* ИНТЕРВЬЮ
* ДИАЛОГИ
* ИНТЕЛТЕХ ПРЕДСТАВЛЯЕТ
* МИЛЛЕРИАНА
* ПРИВАТНАЯ СТРАНИЧКА
* ИНТЕРНЕТ-БЮЛЛЕТЕНЬ МАИТ

Коллекции статей на сервере СО РАН:

+Рекомендации Природы в социологии
+Императивы выживания
+Философские проблемы математики
+Экономика под знаком интеллекта

Наиболее значащие материалы сайта:

Создание системы цивилизационной безопасности в 3-м тысячелетии
Экзистенциальная мета-проблема человеческой цивилизации
Упущения цивилизации, их обнаружение и восполнение
Как противодействовать старению
Профилактика раковых заболеваний
К рекомендациям Природы стоит прислушаться
Криминальный диагноз: узкоумие
Будем же учиться правильно мыслить
Педагогика наивысшей эффективности
Чтобы умственная пища хорошо переваривалась, она должна поглощаться с аппетитом
Учебно-творческий центр раскрытия одаренности
Советы осененному идеей
Советы начинающему эксперту
Дело для ООН
Институт Будущего Всепланетный вэб-НИИ интеллектуальных ресурсов
Обращение к Почетным гостям ИнтелТеха
Инструмент мысли нуждается в заточке
Механизм юмора, сформировавшийся за миллионы лет
Не исключено, что вы -- аквиник
Псевдоконгруэнции на универсальных алгебрах
Новое понимание физического закона
Обсуждение общебиологического принципа толерантности
Обобщенный принцип толерантности
О творчестве по-новому
Социальная инициатива -- общедоступный лексический инфобанк


Тезисы о смене парадигмы когнитивной науки

В.Н. Третьяков

-- Запрос на разум позволил Homo стать Homo Sapiens’ом, но этот вид, пройдя через череду обледенений, благодаря разуму получил возможность меньше зависеть от природных обстоятельств, стал активно наращивать свою численность, и эволюция по разуму ослабла, если не сошла на нет 40—50 тыс. лет назад. «Неандерталец мог бы учиться в Кембридже».

-- Психологически Человек не так далеко ушел из-за этого от своих ближайших животных предков, что особенно верно, если учесть «преемственность» в передаче нам от животных эмоционально-инстинктивной сферы, в которой находится собственно разум.

-- Некогда, у пра-человека, узость поля сознания была фактором выживания, у человека же в условиях гораздо более сложной и усложняющейся цивилизации это качество является уже недостатком, своего рода «узкой специализацией», которую можно назвать дефицитом панорамного мышления (ДПМ).

-- Осознанию этого недостатка как универсального мешает парадигма человека как вершины эволюции, создателя могучей цивилизации. Творцом ее является Разум, и только от него можно ожидать, что он, объединенный в интеллектуальный ресурс, сможет справиться со скопищем глобальные проблем, угрожающе нависающих над миром.

-- Одно из проявлений ДПМ – неготовность / неумение сопоставлять. Около 20 столетий считалось истинным утверждение Аристотеля, что скорость тела пропорциональна действующей на него силе. Поразительно, что любой логично мыслящий человек за это время мог бы опровергнуть Аристотеля с помощью мысленного эксперимента. Галилею не понадобилось бы тогда бросать тела с Пизанской башни.

-- В этом смысле ДПМ становится экзистенциальной мета-проблемой, вбирающей в себя все глобальные. Неосознание этого есть, по-видимому, главное упущение цивилизации.

-- Инерция движения цивилизации по накатанному пути велика, и потому роль психологических и когнитивных исследований многократно возрастает. «Быть или не быть?» зависит напрямую от их результативности.

-- Можно надеяться, что в этом поможет восполнение такого научного упущения, как принцип толерантности в деятельности мозга («принцип игнорирования различий в схожем»), когда он, до сих пор используемый неявно, будет применяться осознанно. Животные «знают» об этом принципе, поскольку каждый животный вид создает как-бы-категории «свои» и «чужие».

-- В мире нет двух одинаковых вещей, и, не будь этого принципа осознанного неразличения, невозможно было бы образование понятий, невозможна была бы наука и самоё цивилизация.

-- Для введения этого принципа в более активное действие предлагается ввести понятие толерантный охват, обобщающий понятие категории и категоризации, и толерантный разъём, обобщающий соответственно понятия класса и классификации.
Обобщение состоит, в частности, в том, что эти понятия, с прилагательным «неосознанный», "знают" животные.

-- Примеры неосознанных толерантных охватов у человека: любое слово (отождествление различий в понимании смыслов, в произношении, в написании); Толерантными охватами осознанными являются все понятия. Если толерантный охват – основа классификации, то толерантный разъём – это каждый объект классификации.

-- Преимущество понятий толерантные охват и разъём в том, что они, используя диапазоны толерантности, могут иметь математическую экспликацию, позволяя ввести в рассмотрение и толерантные пространства, и алгебру толерантностей, и интервальный анализ, и теорию нечетких множеств.

-- В журнале «World Science» 29 января 2014 г. помещена новостная заметка об открытии учеными Оксфордского университета уникальной области в коре головного мозга, которая есть только у человека, но нет у его ближайших предков-обезьян. Напрашивается гипотеза, что разница в том, что человек может делать осознанные толерантные охваты и разъёмы, а животные – лишь неосознанные.

См. также О смене парадигмы когнитивной науки и другие материалы, аннотированные на странице Философия с толерантностью.

 

 
   

Copyright (c) ИнтелТех—В.Н.Третьяков. Настоящая информация является интеллектуальной собственностью автора сайта, которому было бы интересно знать о любом использовании его материалов. Vlad-Tretyakov@yandex.ru

Hosted by uCoz