Меру панорамности своего мышления можно теперь узнавать
Для лучшего освоения процедур панорамного мышления, их сравнительной ценности и выбора наилучшей представляет интерес разработка линейной шкалы панорамного мышления, основанной на мере панорамности.
По-видимому, эта шкала по необходимости должна учитывать как количественные, так и качественные параметры панорамности. Среди них можно выделить:
?объективную / субъективную новизну мысли, ставшей результатом мышления;
?парадоксальность мысли;
?количество реальных / виртуальных объектов / субъектов, в нее входящих;
?количество активных связок /виртуальных связок между объектами / субъектами мысли.
Поясню, что означают реальные / виртуальные объекты / субъекты, сформировавшие мысль, на простой шутке-каламбуре:
* Не суй свой взнос не в свое дело. Андрей Кнышев.
Здесь взнос – реальный, а нос, намек на который сделан, -- виртуальный.
Интуитивно очевидно, что панорамность тем выше, чем больше объектов / субъектов в нее входят и чем большей эти объекты разнесены в каком-либо смысле – пространственном, временном, понятийном. Применим это соображение к двум афоризмам.
* Теория, которая мне больше всего нравится, это то, что кольца Сатурна составлены целиком из потерянного багажа авиапассажиров. Марк Рассел .
Здесь можно выделить элементы мысли:
(1) – кольца Сатурна,
(1,2) – составлены целиком,
(2) – потерянный багаж авиапассажиров.
(3) – полюбившаяся автору теория .
Она нужна, чтобы заставить читающего думать, что все это не слишком всерьез.
Итак, мы имеем 4-х-элементное множество: [(1), (2), (3), (1,2)], причем все его элементы реальны. Приняв за основу меры панорамности число используемых элементов, т.е. 4, мы должны увеличить его в несколько раз, помножив на k , или “коэффициент отдаленной ассоциативности”. Допустим, что для ассоциации по сходству / смежности (ближайшей) k = 1. Здесь же k должен считаться максимальным, равным, скажем, 10. Т.е. мера ПМ для мысли М.Рассела M = 40.
Оценим таким же образом «непричесанную» мысль Станислава Ежи Леца:
* В 19-м веке мало кто предполагал, что наступит 20-й.
Ее элементы:
(1) – 19-й век,
(2) – 20-й век,
(3) – немного людей, которые догадывались,
(4) - наступит.
Может показаться, что мера панорамности этой мысли M = 4, поскольку ассоциация здесь кажется произведенной по смежности, и k = 1. Но в буквальном понимании мысль явно не верна, и при этом не похожа на шутку, так что автор понуждает читателя думать дальше. По-видимому, он хочет, чтобы мы вспомнили все, что мы знаем о событиях обоих веков и сравнили оба массива событий. Тогда, учтя даже только то несчетное множество событий и ужасов двух мировых войн, случившихся впервые в человеческой истории в прошлом веке, мы сможем понять, сколь велика панорамность мысли Леца.
Это значит, что к числу 4 реальных объектов для ПМ-меры М этой мысли мы должны добавить практически неограниченное число объектов виртуальных, возникающих силой воображения.
Эти примеры показывают, что мысли могут быть сравниваемы по мерам панорамности M . Предлагаемая формула для ПМ-меры такова:
M = k ·( Nr + Nv + Nrr + Nvv + Nrv),
где Nr и Nv – количество реальных и виртуальных объектов мысли, Nrr, Nvv, Nrv – количество их комбинаций. (Заметим, что эти комбинации не обязательно парные.)
«Социальный заказ» на разработку меры панорамности мышления сделан Недом Коннером (США) в рамках дискуссии, инициированной эссе Человечество, должно быть, оказалось в дураках.