Социология
Доводы за перенос Общебиологического Принципа Толерантности
в социальную сферу
15.09.1994,
с дополнениями 3.06.2007
Приведенные ниже рассуждения можно считать обоснованием для
законности использования принципа толерантности (ПТ) при выработке
рекомендаций Природы, относящихся к человеческому сообществу.
1. Показано, что ПТ -- «Природа дает жизни допуск» -- является общебиологическим
принципом; следовательно, ПТ относится и к социальным животным -- от
муравьев и пчел до птиц, рыб и человекообразных обезьян. Социальное
животное -- человек -- в этом же ряду.
2. Толерантность-допуск, или внутривидовое разнообразие в человеческом
сообществе, особенно велика, поскольку, в отличие от существования в
дикой природе, в окружении цивилизации, благодаря здравоохранению и
защитной социальной политике, Homo sapiens получил защитную оболочку,
внутри которой шанс продолжения жизни дается даже безнадежным больным
и престарелым.
3. Понятие толерантности в социальной сфере приобретает к тому же специфическое
содержание -- как терпимость к различиям в проявлениях общественной
жизни, в т.ч. к иным взглядам, обычаям, верованиям, представлениям,
социальным структурам, политическим процессам, общественным и политическим
фигурантам. При этом, что очень важно, толерантность-терпимость тоже
может быть интерпретирована как толерантность-допуск, поскольку интуитивно
представление о широте и узости взглядов человека или социальной группы
(в т.ч. этноса) на каждое из проявлений общественной жизни хорошо согласуется
с "интервальным" характером толерантности-допуска. Это означает
отказ от использования распространенных эпитетов "толерантный/нетолерантный"
применительно к отдельному человеку или этносу -- в пользу более общего
подхода, где толерантности различаются по широте. Ведь "нетолерантного"
человека более правильно называть узкотолерантным, поскольку он, проявляя
нетерпимость во многом, по крайней мере толерантен к себе (отождествляет
себя с самим собой, меняясь во времени), а также к близким по крови
или по образу мыслей.
4. В рамках аналогии «организм -- социум (социальный организм)» обоснованные
выводы с использованием ПТ можно делать в отношении совокупности социумов.
5. Однако организм, как совокупность органов или совокупность клеток,
также подпадает под действие ПТ -- в силу широкого допуска по геометрическим,
функциональным, биохимическим и др. параметрам в пределах каждой из
совокупностей. Это значит, что рекомендации ПТ могут распространяться
также и на отдельные «органы» социального организма, напр., на систему
образования или науку.
6. Рекомендации Природы, основанные на принципе толерантности, были
бы особенно убедительными, если бы удалось ввести численный критерий,
разграничивающий допустимые и недопустимые толерантности.
Поскольку одно из значений слова толерантность -- допуск, то может показаться,
что первое понятие -- допустимая толерантность -- некорректно из-за
тавтологичности, а второе -- недопустимая толерантность -- из-за самопротиворечивости.
Однако в русском языке толерантность в смысле допуска в технических
устройствах не используется, а в самом международном языке -- английском
-- даже и следа тавтологичности/самопротиворечивости пары понятий не
возникает. В самом деле: admissible/unadmissible tolerances. Ввиду всего
сказанного названную пару понятий можно считать корректной, тем более
что ее синонимами в социальных науках могут считаться допустимое и недопустимое
разнообразия.
7. Дихотомического разделения толерантности общественной жизни, однако,
не хватит, чтобы адекватно ее отображать, поскольку толерантность недопустимая
вбирает в себя контрарные представления. Так, в тоталитарном государстве
общественная жизнь характеризуется жесткой толерантностью (жесткой регламентацией),
в анархическом, охлократическом или безвластном (двоевластном) -- мягкой
толерантностью (вседозволенностью). Т.е. для характеризации общественной
жизни нужна триада:
узкая толерантность -- допустимая толерантность -- широкая толерантность.
8. Если иметь в виду, что названная триада может быть применена к любому
из проявлений общественной жизни, то естественно ввести также понятия
согласования и рассогласования толерантностей -- именно потому, что
допустимость той или иной толерантности-допуска не абсолютна и может
перейти в свою противоположность. Например, если в т.наз. обществе потребления,
при достаточно широкой свободе выбора потребительских благ для большинства
населения, узкая толерантность в области политических свобод (ограничения
на создание политических партий, жесткая регламентация их деятельности)
может все-таки оказаться допустимой, то в других обществах, столь высокого
потребительского статуса не достигших, подобная политическая толерантность
может оказаться уже недопустимой, вызывающей массовые протесты. Стоит
отметить, что вывод о допустимости/недопустимости такой жизни в большинстве
государств, по-видимому, делается путем сопоставления не со странами-соседями
или странами-лидерами, а со своей же страной -- какова она сейчас и
как было раньше.
9. Если абсолютизировать последний способ оценки размера толерантности
обществом и его социальными группами, то по аналогии с математической
интерпретацией толерантных алгебр на нетрадиционном
носителе, использовавшейся для "проверки" гипотезы В.Н.Маслова
о неопределенности в низших наследственных кодах как универсальной причине
старения животных и растений, можно применить ее (интерпретацию) и для
построения математической теории общественного развития при задании
различных вариантов стартовых состояний (начальных условий). Приведенное
в п. 8 замечание о неабсолютности отнесения толерантности к допустимой
или недопустимой в рамках такой интерпретации предстает совершенно очевидным
-- как проявление согласования или рассогласования системы общественных
толерантностей.
10. Толерантностная*) теория общественного развития ждет своих вдумчивых
создателей и исследователей. Она априори может внести в социологические
науки значительное обновление, поскольку:
- благодаря применимости принципа толерантности к обществу позволяет
получать новые, притом надежные и убеждающие выводы ("рекомендации
Природы") для стратегии общественного развития и отдельных общественных
структур;
- связывает устойчивое существование человеческого сообщества -- главную
заботу ООН -- с согласованием общественных толерантностей;
- благодаря интервалам-допускам, позволяет использовать новый математический
аппарат, в частности, интервальный анализ и (в модифицированном виде)
теорию толерантных алгебр;
- социологические науки, разработав принципы и алгоритмы выхода из кризиса
и невхождения в кризисное состояние для обществ с различными вариантами
государственного устройства, приобрели бы гораздо большую востребованность
и испытали бы приток свежих творческих сил.
---
*) Приходится использовать этот непривычный термин, поскольку прилагательное
"толерантная" вызвало бы здесь не те ассоциации.