Когда группа
«Цивилизация Глобального Лидерства» только формировалась,
я высказал предположение, что она будет активно пополняться.
Тогда для меня, как психолога-любителя, было интересно
понаблюдать, как люди, желающие быть частью глобального
управления цивилизацией, воспримут мой альтернативный
подход к глобальным вызовам, где основная роль отводилась
людям, желающим и умеющим думать. Прикидывая варианты, я
оценивал два конкурирующих фактора: самолюбие (надежда
стать лидером) и стимулы возразить. Первый фактор оказался
сильнее: в течение нескольких недель ни одного комментария
на мою реплику «Глобальная Цивилизационная Модель
Острокризисного управления» не появилось.
Ни одному из более чем 2000 глобальных лидеров
(такой численности группа достигла за какие-то 2 месяца
со дня организации!) оказалось нечего сказать по поводу
призыва к срочным спасательным работам.
Что ж, пусть эти заметки станут комментариями как к моему видению Острокризисного Управления Цивилизацией, так и к призыву Винфрида Бруннера, помещенному в группе «Фиксировать Системы, а не Симптомы».
К безопасной цивилизации, минуя Идолов Рода Человеческого
(Idola Tribus)
Мне понравился призыв Винфрида: "Будем выбирать правильную манеру общения ради успеха системных изменений ". Очень убедительный призыв! Настолько, что я захотел следовать его рекомендациям. Раньше меня сдерживали соображения “политкорректности”.
А пока – мой призыв:
НЕ БУДЕМ ПОДДАВАТЬСЯ ИЛЛЮЗИЯМ!
Таким иллюзиям, какие показывают, например, устроители ресурсов…
*Планета 3000, агитирующая за общее объединение с помощью предлагаемых запланированных акций;
*Foundation of Global Community, предлагающая встать всем рядом;
* Gaia's SuperConscious (понимание одно может создать рациональный, мирный, здоровый мир);
* Oneness project на WE (предлагают объединяться через кино);
* global-mindshift.org (для изменения мира достаточно сдвига в мозгах);
* Группа Цивилизации Глобального Лидерства на WE
*… и ее Форум2: Объединенное Человечество.
Да, люди, стоящие за этими сетевыми структурами, пребывают в иллюзиях. Я считаю так, поскольку ни одна из них не ставит целью подготавливать мета-системный переход цивилизации к новому качеству ее существования; предлагаемое ими коррелирует лишь с “горизонтальными” изменениями.
Например: “ Используйте острую риторику вместо острых ножей, используйте взрывные слова вместо взрывных бомб, ведите колющие вербальные атаки вместо запуска колющих стрел; вместо несущих смерть огнеметов пусть будут жгучие обвинения – для того, чтобы разрушить броню лжи. Те, у кого много оружия (ораторского красноречия), должны использовать это против лжи преступников, стремящихся уничтожить планету. Бросимся ли мы в атаку или будем продолжать спать? ”
Винфрид, ваш призыв ярко написан, он способен побудить к акциям прямо сейчас. Вы предлагаете нам использовать даже энергию ненависти для успеха наших акций, и это неожиданный, почти криминальный ход выглядит, если вдуматься, оправданным. ( Хотя я ненавижу ненависть у себя и у других ).
Тем не менее, я могу согласиться с вашим призывом лишь в отношении “выбора правильной манеры общения”, но уверен, что она не имеет никакого смысла “для успешности системных изменений”. Причина моего несогласия – временной фактор . Наша цивилизационная система, создававшаяся долгие тысячелетия, слишком огромна и инертна, и ввиду этого не может быть улучшена за несколько десятилетий НАШЕЙ жизни. За несколько десятилетий она может быть только разрушена . Поэтому мы, действующие по каким-то мотивам, ничего не можем знать об успешности наших акций и наших мотивов, оценка которых принадлежит будущему. Т.е., при таком понимании успешности, успешное изменение на уровне цивилизации не может быть системным.
Все вышесказанное было бы ни к чему, если бы кроме критики “горизонтальных” изменений я ничего не предложил.
Но прежде чем предложить, я должен предупредить о трудностях в понимании предлагаемого. Трудно будет впустить в себя саму идею. Я и сам когда-то испытывал затруднения, решаясь с ней выступить. Правда, “понять” трудно скорее всего из-за сложности “впустить в себя”. Сама же идея, хоть и радикальна, но легко может быть схвачена; вот только большинство людей, без этого предупреждения, могло бы отвергнуть ее как неприятную для самолюбия и самоуважения. Есть ведь бэконовский Идол Рода Человеческого, который уж очень настойчиво советует: “Верь в истинность предпочтительного! Не верь в истинность нежелательного !”
Что ж, вы предупреждены. Вот моя “нехорошая” идея, как нам действовать, чтобы запустить метасистемный переход к цивилизации высшего уровня. Для удобства я выделяю несколько тезисных моментов, которые помогут продвигаться к идее:
1) для человеческих существ, находящихся под защитой цивилизационного “зонтика”, индивидуальная безопасность для большинства обеспечена (поскольку средняя продолжительность человеческой жизни растет);
2) что же касается цивилизационной безопасности, то она не обеспечена, поскольку огромная масса нерешенных, угрожающих глобальных проблем нависает над миром;
3) дополнительная угроза связана с рассогласованием эволюционных механизмов: цивилизация продолжает движение по спирали эволюционного развития, люди же из-под эволюционного процесса по существу выведены;
4) благодаря освоению охоты, рыбной ловли, земледелия, огня, Homo sapiens стал быстро наращивать численность вида, в чем существенную роль сыграл групповой (племенной) отбор;
5) тогдашние условия группового отбора породили социальное наследование информации, важной для человеческого вида. Использование и передача знаний и умений стала возможной благодаря продленному детству. Это означает, что конец эволюции человека по разуму следует отнести ко временам племенного существования;
6) другим аргументом в пользу сделанного вывода может служить риторический вопрос: верите ли вы, что отбор по разуму – в человеческой истории, а не предыстории – мог быть не подавлен отбором по физической силе, агрессивности и сексуальной привлекательности?
7) антропологи утверждают: люди закончили свою эволюцию слишком рано, и многие проявления нашего поведения объясняются лишь животными инстинктами. Например, такой атавизм цивилизации , как повышенная агрессивность;
8) эволюционным преимуществом для первобытных людей, существовавших в дикой природе, с ее экстремальными ситуациями, как для других животных тогда и теперь, были оперативные поведенческие реакции выхода из таких ситуаций, что могло быть только, когда органы чувств размещены максимально близко к головному мозгу, а оперативное поле сознания достаточно узко. То и другое мы, слишком рано закончившие эволюцию, унаследовали.
9) для современных людей, в гораздо более сложном мире и к тому же постоянно усложняющемся, в условиях хорошо обеспеченной индивидуальной безопасности, это узкое поле сознания (УПС) стало недостатком, эволюционно унаследованной отягощенностью человеческого рода, который можно было бы назвать дефицитом панорамного мышления (ДПМ);
10) соответственно, мы можем определить ключевое понятие:
Панорамное мышление (ПТ) – способ мышления по преодолению узости поля сознания, являющейся эволюционно обусловленной отягощенностью человеческой ментальности. Такая ментальная активность может рассматриваться как обобщенное название для высших типов мышления, большинству людей не свойственных, т.е. системного, латерального, изобретательского, творческого, параллельного, прорывного, полного спектра, более чем однотрекового, нестандартного и др.
11) все глобальные проблемы, ввиду их сильных взаимопересечений, могут быть решены, будучи решаемы лишь совместно, как одна единственная проблема – проблема безопасного существования цивилизации и ее устойчивого развития.
Теперь о самой идее.
Давайте признаем, как это ни неприятно для самолюбия, что мыслительные возможности современного человека, так же как и живших до нас, недостаточны, чтобы справиться с этой массой глобальных проблем. Мыслящие люди создали не только цивилизацию, но и эти неразрешенные проблемы. Что ж, человеческий разум, хоть и могуч, но имеет дефекты. Потому первый императив выживания человечества заключается в том, чтобы приложить рычаг системных изменений к человеческому разуму, делая развитие панорамного мышления первым приоритетом образовательных систем. Вот дополнительное соображение для этого: современный мир перегружен информацией, и теперь знать, как что-то найти и творчески использовать более важно, чем помнить "на всякий случай".
Решение глобальных проблем, ввиду их сложности, динамического характера и взаимозависимости, может быть осуществлено лишь при скоординированных усилиях множества людей, умеющих хорошо мыслить, и неотложное создание всемирного интеллектуального веб-ресурса должно рассматриваться как второй императив выживания человечества.
См. мои попытки инициировать этот процесс: предложения для Global Ideas Bank и для
DaniWeb IT Discussion Community.
Непростым проблемам, стоящим на пути создания глобального веб-ресурса, посвящена статья Институционально-стратегическая несостоятельность интеллигенции в цивилизационном процессе.
В самом оптимистическом варианте в результате можно ожидать создание системы цивилизационной безопасности и разработку стратегии безопасного существования и прогрессивного развития, снимающих угрозы уничтожения и самоуничтожения цивилизации.
Предлагаемые действия – перестройка образования и создание «глобального мозга» -- должны учитывать интенсификацию глобальных угроз со временем. Это значит, в частности, что человечество должно находиться в состоянии мира, хотя бы относительного, хотя бы несколько десятилетий. Выполнить это необходимое условие станет возможным, если руководством к действию станет третий императив выживания человечества, когда у людей во всем мире, благодаря общечеловеческому Интернет-диалогу, появится возможность обсуждать насущные и общечеловеческие проблемы, получать советы и давать их, принимать участие в разрешении вопросов, касающихся всего человечества.
К сожалению, 10 лет этого столетия уже упущены. А ведь перестройка мировых образовательных систем потребует не менее 50—70 лет. Возможно, столь долгого сравнительно мирного и спокойного времени нам уже не отпущено…
После всего сказанного, согласны ли вы обойтись без поклонению идолам рода человеческого и принять участии в инициации процессов, дающих цивилизации какие-то шансы на спасение? Или вы считаете, что можете предложить сообществу WiserEarth что-то более важное?
Владимир.
P.S. 11 мая 2010 г. я, исчерпав свои возможности переубеждения, заявил о выходе из группы «Цивилизация глобального лидерства».