<
 

ПЕДАГОГИКА


Страницы сайта:

ИМПЕРАТИВЫ ВЫЖИВАНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА:

* ПЕРВЫЙ,
* ВТОРОЙ и
* ТРЕТИЙ
*
ПРОЕКТЫ;
* НАУКА В ДЕЙСТВИИ;
* ПЕДАГОГИКА;
* HOMO SAPIENS;
* ОБЩЕСТВО;
* ЗДОРОВЬЕ;
* ТРЕТЬЯКОВСКАЯ ГАЛЕРЕЯ ИДЕЙ,
вместе с...
* ЕЕ ЗАПАСНИКАМИ;
* УЧЕНЫЕ ДОСУГИ;
* ИНТЕРВЬЮ
* ДИАЛОГИ
*
ИНТЕЛТЕХ ПРЕДСТАВЛЯЕТ
* ТРИБУНА ДЛЯ ПОЧЕТНЫХ ГОСТЕЙ,
среди которых – Кшиштоф ЗАНУССИ
* МИЛЛЕРИАНА
* ПРИВАТНАЯ СТРАНИЧКА
* ИНФОРМАЦИЯ ИНТЕЛТЕХА

Коллекции статей на сервере СО РАН:

Рекомендации Природы в социологии
+Императивы выживания
+Философские проблемы математики
+Экономика под знаком интеллекта

Наиболее значащие материалы сайта:

Основные несущие конструкции ИнтелТеха
3 императива выживания
Упущения цивилизации, их обнаружение и восполнение
Заблуждения цивилизации, их выявление и исправление
Как противодействовать старению
Профилактика раковых заболеваний
К рекомедациям Природы стоит прислушаться
Криминальный диагноз: узкоумие
Будем же учиться правильно мыслить
Педагогика наивысшей эффективности
Чтобы умственная пища хорошо переваривалась, она должна поглощаться с аппетитом
Учебно-творческий центр раскрытия одаренности
Советы осененному идеей
Советы начинающему эксперту
Дело для ООН
Институт Будущего Всепланетный вэб-НИИ интеллектуальных ресурсов
Обращение к Почетным гостям ИнтелТеха
Инструмент мысли нуждается в заточке
Механизм юмора, сформировавшийся за миллионы лет
Не исключено, что вы -- аквиник
Псевдоконгруэнции на универсальных алгебрах
Новое понимание физического закона
• Обсуждение общебиологического принципа толерантности
• Обобщенный принцип толерантности
• О творчестве по-новому
Социальная инициатива -- общедоступный инфобанк лексических обогащений

 


Эскиз
педагогического проекта
В.Н. Третьякова
(1995 г.)

Высказана идея, что новое, более глубокое понимание
человеческой психологии может быть достигнуто, если
рассматривать весь 4-мерный миллиардолетний континуум
земной эволюции как полный и уникальный источник
информации о ней.

Другими словами, земная эволюция -- от первой клетки
(а, может, еще даже раньше) до Homo sapiens
(и, возможно, даже позже, до наших дней) -- "знает"
все о человеческой ментальности и интеллекте.

Для того, чтобы человек узнал о связи "эволюция--интеллект" хотя бы что-то, требуется огромная реконструктивная работа. Только отдельные ее фрагменты выполнены (и представлены в моей рукописи книги "Человек Разумный?")(см.*), но и они дали возможность построить новую образовательную методологию эффективного мышления, основанного на принципе "рекоммендаций Природы" (точнее, с учетом того, что Природа "разрешает" или "запрещает" в области образования).

Я выбрал из этой методологии часть, касающуюся панорамного мышления и методов, какими его развивать. Такой способ мышления в какой-то степени находится в противоречии с возможностями человека, поскольку эволюция ставит ограничения на формирование и совершенствование его интеллекта. В связи с этим обстоятельством возникает проблема -- можно ли панорамному мышлению обучать, и если можно, то как.

Однако в игру вступает более важное обстоятельство, а именно то, что дефицит панорамного мышления, являющийся нашим эволюционно обусловленным качеством, непосредственно связан с такими негативными явлениями, как стрессы различного происхождения, самоубийства и убийства, совершенные в состояниях аффекта. Можно предполагать, что панорамное мышление, будучи освоенным, поможет людям избежать таких состояний и действий.

Мной разработаны методологические принципы новой образовательной системы, названной "Самое эффективное обучение" и основанной на вышеупомянутой корреляции между геофизическими и биотическими факторами эволюции, с одной стороны, и свойствами интеллекта -- с другой.

Вот несколько этих методологических принципов ("рекомендаций Природы"), учитывающих такую корреляцию:

1. Всеохватное обучение творчеству/обучение творчеством, в равной мере необходимое как ученикам, так и учителям.
2. Обучение играючи, как легкому и интересному делу.
3. "Способность" делать ошибки может быть способностью без кавычек. (Речь о дидактической ценности ошибок, допускаемых сознательно и непреднамеренно).
4. Обучение и самообучение должны стать способом человеческого существования.
5. Обучение должно быть воспитывающим, а воспитание -- обучающим.
6. В интересах ученика нужно, чтобы его образование сочетало универсализм с какой-то направленностью(разумеется, не для всех одинаковой). Направленность могла бы быть, для примера, антропологической, математической, информологической, логической, психологической).
7. Использовать в обучении скрытые резервы психики. Принцип касается как учеников, так и учителей.
8. Научить учеников самообучению.
9. Одаренность -- это дар Природы человеку, но лишь некоторые им пользуются. Показано, что образование с приоритетом творчества может не только развивать существующие задатки, но и возрождать подавленную одаренность, имевшуюся 'от Природы'. Пункты 1--8 являются как раз такими методами, способствующими достижению этой цели.

Публикации:

Книги: Эта парадоксальная новизна, или На пути к банкам идей. - Минск: Университетское, 1989.
Статьи: Криминальный диагноз: узкоумие. - Столица(Минск), янв. 1995;
Вдохновенье по заказу (Патентное бюро). - Адукацыя i выхаванне, нояб. 1994;
Аутсайдерам Европы -- наиболее эффективные педагогические технологии, в сб.: Восточная Европа. Политический и социокультурный выбор, Минск, окт. 1994;
Урок, интереснее мультика или боевика. - Настаунiцкая газета, сент. 1994;
"Мы хотим улучшить наше образование для всех детей" (Беседа с проф. Алексинией Болдвин, Унив. Коннектикут), loc.cit., авг. 1994;
Экспресс-метод изучения иностраных языков (Патентное бюро). - Адукацыя i выхаванне, апр. 1994;
"У нас нет двух одинаковых школ" (Беседа с Алисон Прайс, Белорусский фонд Сороса). - Настаунiцкая газета, мар. 1994;
"Неотъемлемая часть культуры общества" (Беседа с проф. Я.Л.Коломинским, зав. каф. общей и детской психологии). - Навiны Акадэмii навук Беларусi, нояб. 1993;
Чтобы умственная пища хорошо переваривалась, она должна поглощаться с аппетитом. - Добры вечар, фев.1994.
Социобиологически обоснованные методики обучения (при консультативной помощи психолога, проф. Я.Л.Коломинского и антрополога, доктора наук Л.И.Тегако). Методическая работа, выполненная по гранту Министерства образования Беларуси. Минск, сен. 1993.

P.S. (май 2007). В 1997 г. я получил отзыв о своих педагогических идеях, изложенных выше, данный психологом-педагогом д-ром Робертом ЯНГОМ, который был тогда профессором и директором отдела образовательной психологии в Международном институте христианских исследований. Этот отзыв целиком примирил меня с неудачной попыткой (предпринятой в 1995 г.) получения гранта на научную командировку в США по программе USIA/IREX.

"24 апреля 1997 г.

Дорогой Владимир,

спасибо вам за предоставленную возможность ознакомиться с вашим исследовательским предложением 1995 года, представленным в USIA. Там определенно есть множество идей, интересных для преподавателей и исследователей в области педагогической психологии, детской одаренности, образовательной методологии, в связи с "обучением играючи" и снижением уровня суицидов("самоубийств") и эмоционально-мотивированных убийств".

Дальше д-р Янг расписал по 12 пунктам замечания и вопросы по ходу моей 7-страничной заявки. Заключительный вывод был особенно для меня волнующим:

"Владимир, вы обладаете многофасеточным (multi-faceted) умом, который, мне кажется, ближе соответствует дару Творца, чем дарвиновский! Продолжайте вашу хорошую работу. Надеюсь, высказанные выше предложения будут вам полезны.
Искренне ваш
Роберт Янг".

__
*) В 1994 г. для ее написания (под названием "Трактат о психозоиках с планеты Земля) мне был выдан грант Белорусского фонда Сороса.


 


    (C) Copyright «ИнтелТех»—В.Н.Третьяков. Настоящая информация является интеллектуальной собственностью автора сайта, которому было бы интересно знать о любом использовании его материалов. Vlad-Tretyakov@yandex.ru

 


Hosted by uCoz