Страницы
сайта:
ИМПЕРАТИВЫ ВЫЖИВАНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА:
*
ПЕРВЫЙ,
* ВТОРОЙ и
* ТРЕТИЙ
* ПРОЕКТЫ;
* НАУКА В ДЕЙСТВИИ;
* ПЕДАГОГИКА;
* HOMO SAPIENS;
* ОБЩЕСТВО;
* ЗДОРОВЬЕ;
* ТРЕТЬЯКОВСКАЯ ГАЛЕРЕЯ ИДЕЙ,
вместе с...
* ЕЕ ЗАПАСНИКАМИ;
* УЧЕНЫЕ ДОСУГИ;
* ИНТЕРВЬЮ
* ДИАЛОГИ
* ИНТЕЛТЕХ
ПРЕДСТАВЛЯЕТ
* ТРИБУНА ДЛЯ ПОЧЕТНЫХ ГОСТЕЙ,
среди которых – Кшиштоф ЗАНУССИ
* МИЛЛЕРИАНА
* ПРИВАТНАЯ СТРАНИЧКА
* ИНФОРМАЦИЯ ИНТЕЛТЕХА
Коллекции статей на сервере
СО РАН:
Рекомендации
Природы в социологии
+Императивы
выживания
+Философские
проблемы математики
+Экономика
под знаком интеллекта
Наиболее
значащие материалы сайта:
•
Основные несущие конструкции ИнтелТеха
• 3 императива выживания
• Упущения цивилизации, их обнаружение и восполнение
• Заблуждения цивилизации, их выявление и исправление
• Как противодействовать старению
• Профилактика раковых заболеваний
• К рекомедациям Природы стоит прислушаться
• Криминальный диагноз: узкоумие
• Будем же учиться правильно мыслить
• Педагогика наивысшей эффективности
• Чтобы умственная пища хорошо переваривалась,
она должна поглощаться с аппетитом
• Учебно-творческий центр раскрытия одаренности
• Советы осененному идеей
• Советы начинающему эксперту
• Дело для ООН
• Институт Будущего • Всепланетный
вэб-НИИ интеллектуальных ресурсов
• Обращение к Почетным гостям ИнтелТеха
• Инструмент мысли нуждается в заточке
• Механизм юмора, сформировавшийся за миллионы
лет
• Не исключено, что вы -- аквиник
• Псевдоконгруэнции на универсальных алгебрах
• Новое понимание физического закона
• Обсуждение общебиологического принципа толерантности
• Обобщенный принцип толерантности
• О творчестве по-новому
•Социальная
инициатива -- общедоступный инфобанк лексических обогащений
|
|
Эскиз
педагогического проекта
В.Н. Третьякова (1995 г.)
Высказана идея, что новое, более глубокое понимание
человеческой психологии может быть достигнуто, если
рассматривать весь 4-мерный миллиардолетний континуум
земной эволюции как полный и уникальный источник
информации о ней.
Другими словами, земная эволюция -- от первой клетки
(а, может, еще даже раньше) до Homo sapiens
(и, возможно, даже позже, до наших дней) -- "знает"
все о человеческой ментальности и интеллекте.
Для того,
чтобы человек узнал о связи "эволюция--интеллект" хотя бы
что-то, требуется огромная реконструктивная работа. Только отдельные
ее фрагменты выполнены (и представлены в моей рукописи книги "Человек
Разумный?")(см.*), но и они дали возможность
построить новую образовательную методологию эффективного мышления,
основанного на принципе "рекоммендаций
Природы" (точнее, с учетом того, что Природа "разрешает"
или "запрещает" в области образования).
Я выбрал
из этой методологии часть, касающуюся панорамного
мышления и методов, какими его развивать. Такой способ
мышления в какой-то степени находится в противоречии с возможностями
человека, поскольку эволюция ставит ограничения на формирование и совершенствование
его интеллекта. В связи с этим обстоятельством возникает проблема --
можно ли панорамному мышлению обучать, и если можно, то как.
Однако
в игру вступает более важное обстоятельство, а именно то, что
дефицит панорамного мышления, являющийся нашим
эволюционно обусловленным качеством, непосредственно связан с такими
негативными явлениями, как стрессы различного происхождения, самоубийства
и убийства, совершенные в состояниях аффекта. Можно предполагать, что
панорамное мышление, будучи освоенным, поможет людям избежать таких
состояний и действий.
Мной разработаны
методологические принципы новой образовательной системы, названной "Самое
эффективное обучение" и основанной на вышеупомянутой
корреляции между геофизическими и биотическими факторами эволюции, с
одной стороны, и свойствами интеллекта -- с другой.
Вот несколько
этих методологических принципов ("рекомендаций Природы"),
учитывающих такую корреляцию:
1. Всеохватное
обучение творчеству/обучение творчеством, в равной мере необходимое
как ученикам, так и учителям.
2. Обучение играючи, как легкому и интересному делу.
3. "Способность" делать ошибки может быть способностью без
кавычек. (Речь о дидактической ценности ошибок, допускаемых сознательно
и непреднамеренно).
4. Обучение и самообучение должны стать способом человеческого существования.
5. Обучение должно быть воспитывающим, а воспитание -- обучающим.
6. В интересах ученика нужно, чтобы его образование сочетало универсализм
с какой-то направленностью(разумеется, не для всех одинаковой). Направленность
могла бы быть, для примера, антропологической, математической, информологической,
логической, психологической).
7. Использовать в обучении скрытые резервы психики. Принцип касается
как учеников, так и учителей.
8. Научить учеников самообучению.
9. Одаренность -- это дар Природы человеку, но лишь некоторые им пользуются.
Показано, что образование с приоритетом творчества может не только развивать
существующие задатки, но и возрождать подавленную одаренность, имевшуюся
'от Природы'. Пункты 1--8 являются как раз такими методами, способствующими
достижению этой цели.
Публикации:
Книги: Эта парадоксальная новизна, или На пути к банкам идей. - Минск:
Университетское, 1989.
Статьи: Криминальный диагноз: узкоумие. - Столица(Минск), янв. 1995;
Вдохновенье по заказу (Патентное бюро). - Адукацыя i выхаванне, нояб.
1994;
Аутсайдерам Европы -- наиболее эффективные педагогические технологии,
в сб.: Восточная Европа. Политический и социокультурный выбор, Минск,
окт. 1994;
Урок, интереснее мультика или боевика. - Настаунiцкая газета, сент.
1994;
"Мы хотим улучшить наше образование для всех детей" (Беседа
с проф. Алексинией Болдвин, Унив. Коннектикут), loc.cit., авг. 1994;
Экспресс-метод изучения иностраных языков (Патентное бюро). - Адукацыя
i выхаванне, апр. 1994;
"У нас нет двух одинаковых школ" (Беседа с Алисон Прайс, Белорусский
фонд Сороса). - Настаунiцкая газета, мар. 1994;
"Неотъемлемая часть культуры общества" (Беседа с проф. Я.Л.Коломинским,
зав. каф. общей и детской психологии). - Навiны Акадэмii навук Беларусi,
нояб. 1993;
Чтобы умственная пища хорошо переваривалась, она должна поглощаться
с аппетитом. - Добры вечар, фев.1994.
Социобиологически обоснованные методики обучения (при консультативной
помощи психолога, проф. Я.Л.Коломинского и антрополога, доктора наук
Л.И.Тегако). Методическая работа, выполненная по гранту Министерства
образования Беларуси. Минск, сен. 1993.
P.S. (май 2007). В 1997 г. я получил отзыв о своих
педагогических идеях, изложенных выше, данный психологом-педагогом д-ром
Робертом ЯНГОМ, который был тогда профессором и директором отдела образовательной
психологии в Международном институте христианских исследований. Этот
отзыв целиком примирил меня с неудачной попыткой (предпринятой в 1995
г.) получения гранта на научную командировку в США по программе USIA/IREX.
"24
апреля 1997 г.
Дорогой
Владимир,
спасибо вам за предоставленную возможность ознакомиться с вашим исследовательским
предложением 1995 года, представленным в USIA. Там определенно есть
множество идей, интересных для преподавателей и исследователей в области
педагогической психологии, детской одаренности, образовательной методологии,
в связи с "обучением играючи" и снижением уровня суицидов("самоубийств")
и эмоционально-мотивированных убийств".
Дальше
д-р Янг расписал по 12 пунктам замечания и вопросы по ходу моей 7-страничной
заявки. Заключительный вывод был особенно для меня волнующим:
"Владимир,
вы обладаете многофасеточным (multi-faceted) умом, который, мне кажется,
ближе соответствует дару Творца, чем дарвиновский! Продолжайте вашу
хорошую работу. Надеюсь, высказанные выше предложения будут вам полезны.
Искренне ваш
Роберт Янг".
__
*) В 1994 г. для ее написания (под названием "Трактат
о психозоиках с планеты Земля) мне был выдан грант Белорусского фонда
Сороса.
|