ЗДОРОВЬЕ


Страницы сайта:

ИМПЕРАТИВЫ ВЫЖИВАНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА:

* ПЕРВЫЙ,
* ВТОРОЙ и
* ТРЕТИЙ;
* ДИАЛОГ О ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ;
*
ПРОЕКТЫ;
* НАУКА В ДЕЙСТВИИ;
* ПЕДАГОГИКА;
* HOMO SAPIENS;
* ОБЩЕСТВО;
* ЗДОРОВЬЕ;
* ФИЛОСОФИЯ С ТОЛЕРАНТНОСТЬЮ;
* ТРЕТЬЯКОВСКАЯ ГАЛЕРЕЯ ИДЕЙ,
вместе с...
* ЕЕ ЗАПАСНИКАМИ;
* УЧЕНЫЕ ДОСУГИ;
* ИНТЕРВЬЮ
* ДИАЛОГИ
*
ИНТЕЛТЕХ ПРЕДСТАВЛЯЕТ
* ТРИБУНА ДЛЯ ПОЧЕТНЫХ ГОСТЕЙ,
среди которых – Кшиштоф ЗАНУССИ
* МИЛЛЕРИАНА
* ПРИВАТНАЯ СТРАНИЧКА
* ИНФОРМАЦИЯ ИНТЕЛТЕХА


Коллекции статей на сервере СО РАН:

Рекомендации Природы в социологии
+Императивы выживания
+Философские проблемы математики
+Экономика под знаком интеллекта

Наиболее значащие материалы сайта:

Основные несущие конструкции ИнтелТеха
Appeal to Rio20+ Summit
Упущения цивилизации, их обнаружение и восполнение
Заблуждения цивилизации, их выявление и исправление
Как противодействовать старению
Профилактика раковых заболеваний
К рекомедациям Природы стоит прислушаться
Криминальный диагноз: узкоумие
Будем же учиться правильно мыслить
Педагогика наивысшей эффективности
Чтобы умственная пища хорошо переваривалась, она должна поглощаться с аппетитом
Учебно-творческий центр раскрытия одаренности
Советы осененному идеей
Советы начинающему эксперту
Дело для ООН
Институт Будущего Всепланетный вэб-НИИ интеллектуальных ресурсов
Обращение к Почетным гостям ИнтелТеха
Инструмент мысли нуждается в заточке
Механизм юмора, сформировавшийся за миллионы лет
Не исключено, что вы -- аквиник
Псевдоконгруэнции на универсальных алгебрах
Новое понимание физического закона
• Обсуждение общебиологического принципа толерантности
• Обобщенный принцип толерантности
• О творчестве по-новому
Социальная инициатива -- общедоступный инфобанк лексических обогащений


   


М. К о ж е в н и к о в
(М и л л е р)

"От старости спасенья нет, старей бодрее и … привет!"
(Русское народное пожелание)


ОБЛЕГЧЕНИВАНИЕ СОСТАРИВАНИЯ
через породнение с компьютером

Нижний Новгород. Обитель старца-бодрячка. 1 9 9 8 – 1 9 9 9 – ? ? ? ? .

Под таким названием проф. М.А.Миллер собирался в последние годы своей жизни провести исследование себя – своего телесного и психического здоровья. К сожалению, от этого исследования его отвлекли другие дела, и оно осталось неоконченным.

§ 1. Откровение.

Мои изначальные намерения, по-видимому, с настороженной ясностью выражаются в заголовках. Они предполагают стать не рассказом и не очерком, а некой интимной разновидностью повествования, называемого мною "откровением" или еще обнаженнее – "сокровением". Я хочу попытаться делиться самим собой, прослеживая замирание ума и тела по мере их естественного состаривания.
Знаю – про все такое этакое уже много многого наговорено другими людьми – более, чем я, наблюдательными и вдумчивыми, да к тому же полнее меня оснащенными научно, художественно и технически. Часть застигнутых ими сведений наверняка затаилась и во мне – где-нибудь в редко приоткрываемых закутках моего мозга. Однако мне и не очень-то хочется растревоживать их, а попробовать думать первородно. Знание (и особенно знание чужого знания!), бывает, не просто умножает печаль, но принижает поощрение к охоте добывания чего-то нового, еще никем ранее не тронутого. Тем самым развивая синдром неуверенности в себе и в своем жизненном предназначении. Так что … человеку отпущено Всевышним совсем отдельное удовольствие бродить по причудливому лесу, отстраиваясь от памяти про корни, стволы, ветки, листья каждого из дерев, от их породистых родословных и от их участия в общей лесной кутерьме. Это – созерцательное познавание, оно часто предшествует аналитическому, соединительному. "Ты уже приступил к работе над …?" "Нет, – говорит, – я еще только собираю данные." Вот и я похожу по лесу и пособираю данные, а может, если получится, попытаюсь сродниться с ним через них…

§ 2. Признаки тела

Признаки состаривания тела объективнее, чем ума. Они объективно измеримее. Каждый человек, способный быть честным перед самим собой, может засечь уменьшение своих физических возможностей в метрах, килограммах, секундах… В любых эталонированных единицах, если эти самые возможности могут быть вообще измерены. Обычно это делается поштучно: для каждой прыти, так сказать, в отдельности, – и толчок не тот, и прыжок не тот, и скорость, и выносливость.… не те, не те, не те… Труднее дается оценка всего телесного оскудения в целом, потому что притаившийся в нас бес нороват на искушения: он гонит и гонит нас из вчера в завтра, из позавчера в послезавтра… и т. д., отвлекая от злонамеренной необратимости времени. "Азарт страшен, когда фарт вчерашен!" И так не верится, что пустяковинки в отдельных недопрыгах и недотягах неумолимо процентуют общую немощь! Целикомовскую, проявляющуюся синдромно, по совокупности признаков, – через общение с миром людей и вещей! А значит, уже и не по чисто физическим способностям к движению, так как любое общение человека с чем угодно всегда интеллектуально из-за вплетенных в этот процесс смыслов!

§ 3. Призраки ума (первый замах)

Про процесс умственного старения (это я и называю «состариванием ума») много всего написано многими людьми -- умными, вдумчивыми, наблюдательными. Встречались даже подробные дневниковые публикации, где год за годом, день за днем, а под конец и миг за мигом (вплоть до последней черты! …Ах! Незабвенный Иван Петрович! Незабвенный Иван Петрович!) прослеживался ход окончания ума, постепенный или ступенчатый, кому какой удел выпадал! Однако все известные мне предыдущие самоисследования состаривания проводились в докомпьютерные времена или во всяком случае без учета взаимодействия с этими удивительными умовспомогательными средствами.
Не знаю заранее, как смогу справиться с разгулом собственных намерений, но очень хочется, делясь впечатлениями, не вздыбливаться до … и не посягать на … А оставаться в пределах естественных… в хорошем смысле доморощенных… потребностей…
И еще… Заранее приношу извинения за местами проступающую сложность словесных оборотов -- она вызвана, наверное, страхами перед недосказанностью. Да и, кроме того, внутри многомиллиардной нейроники происходит порой такое столпотворение встреч мыслимого и немыслимого, что уложить все это во фразы с простенько подобранными словами -- редкое везение… Однако ограниченность выразительности одновременно людская беда и людское достоинство -- открытая беда и потаенное достоинство, -- ибо люди, будучи не в состоянии беспробельно передавать друг другу всю свою внутреннюю информационную заселенность, тем открывают просторы для вольного довоображения. В результате любой взаимный обмен мыслями (утесненными при их зарождении словесными угодьями), обогащается додумыванием, – а значит, и образами, выращенными из вербальных побегов, а значит, и чертами нестандартности, самобытности,… пересекающимися свойствами общающихся личностей… Иногда мне кажется, что в противном случае было бы немыслимо искусство вообще (вернее, то, что с этим понятием связывается). Но о том еще будет возможность потолковать как-нибудь в другом настроении…
Признаки, через которые можно было бы оценить состояние ума, в отличие от признаков тела, менее надежны. Окружение судит по изменению поведения. Но… с большими дозами предвзятости, ибо оно – это окружение – бывает и снисходительно дружеским и непрощающе враждебным, а бывает просто разным, переменным – вчера одним, а завтра совсем другим. Ненадежная это диагностика – через "общественное мнение"! Но, пожалуй, еще исказительнее может оказаться самооценка, т. е. определение своих умственных подвижек самим собой.
Мне вспоминается такой забавный эпизод. Только что вступив на стезю пенсионера, я еще пыжился сохранившейся (будто бы!) свежестью своей сообразилки. И как-то поделился со своей подругой-одногодкой: сам, мол, я сдаю, а голова работает как ни в чем не бывало! В ответ она рассказала байку про профессора П. Старость всего его изрядно покривила, передвигался, опираясь на такую же, как он сам, узловатую подпорку, говорил полувнятно, половина слов топла в истекающей слюне… и вообще был, как думается, на предпоследнем выданье. Но на вопрос – ну, как она, эта самая, – напыщенно ответствовал: сам я, понимаешь, уже не тот, а голова полна свежих идей и лекции читаю бодро, как в молодости!… С тех пор я поклялся, что никогда, никогда не буду позволять себе бахвалиться про сохранившуюся ясность думанья, ибо измерения проведены прибором, материально зависящем от измеряемой величины. Как глаз, смотрящий на свое отражение в зеркале… подлаживается под желаемое…
Теперь самое время привести списочный состав признаков старения с полным пониманием заинтересованности составителя.
Но сперва справка-объективка. Давным давно, чуть не полвека назад, я наткнулся на "Mathematical Dictionary" by Jame`s ? Jame, изданным где-то в Штатах. И в нем среди нормальных математических сведений была приведена таблица страховочной смертности американцев – в смысле для страховых компаний. С точностью до четвертого знака. С настоящей математической защитой от пройдошества. Иначе бы страховым обществам не выжить! Позволю себе привести здесь словесный портрет тамошных данных.
До 10 лет – пропуск, все американцы как бы рождаются десятилетними. (Скорее всего, у детских страховок отдельные законы). С 10 до 40 лет вероятность ухода из жизни постоянная и равна 0,08 – 0,09! После сорока лет эта вероятность начинает, наконец-то, взмывать вверх, так что половина ансамбля испытуемых (а весь ансамбль составлял 105) покидает живущих примерно к 70 годам, а уж где-то под 90 остаются только единицы долгожителей, цепляющиеся за вероятность пожить равную 0,001 … Из этих весьма добросовестно отработанных сведений следует предельно ясное определение начала старения – 40 ! лет ! Ну, конечно, ? разброс! Но в среднем человеческое существо до 40 лет может уйти из жизни по любым житейским причинам, но не по старости, ибо вероятность такого ухода в интервале 10 – 40 не зависит от возраста! Интересно, что даже идеально не стареющий человек все равно обязан страшиться этой самой житейской вероятности 0,08 – 0,09! Ему отпущен срок – при самом лучшем стечении превратности судьбы – примерно 120 лет, не более того. Знал свою меру Пророк Моисей (Moses)! Ум стареет раньше тела! Но самообман мешает этому признанию!

§ 4. Признаки ума (второй замах).

Буду перечислять в порядке нахлынывания в голову, и это правильно, это в духе тех тучных идей, которые я только что прославлял от имени Природы.

Итак, пора выиска...


Ах, как хочется понять
свою собственную внять:
что внутри, а что наружи
лучше-хуже тружит-служит!..........

§ 2. О смысле смысла

Нет людей, наделенных разумными началами, кои не задумывались бы (в рамках своих возможностей) о смысле своего пребывания в жизни. О своем назначении или предназначении, если уж прибегать к высокому штилю выражения невысоких дум………….

 

     
(C) Copyright «ИнтелТех»—В.Н.Третьяков. Настоящая информация является интеллектуальной собственностью автора сайта, которому было бы интересно знать о любом использовании его материалов. Vlad-Tretyakov@yandex.ru