ПЕДАГОГИКА


Страницы сайта:

* ГЛАВНАЯ;
*ИМПЕРАТИВЫ ВЫЖИВАНИЯ: I, II, III
* ПРОЕКТЫ;
* НАУКА В ДЕЙСТВИИ;
* ПЕДАГОГИКА;
* HOMO SAPIENS;
* ОБЩЕСТВО;
* ЗДОРОВЬЕ;
* ТРЕТЬЯКОВ-СКАЯ ГАЛЕРЕЯ ИДЕЙ,
вместе с...
* ЕЕ ЗАПАСНИКАМИ;
* УЧЕНЫЕ ДОСУГИ;
* ИНТЕРВЬЮ
* ИНТЕЛТЕХ ПРЕДСТАВЛЯЕТ
* ТРИБУНА ДЛЯ ПОЧЕТНЫХ ГОСТЕЙ,
среди которых – Кшиштоф ЗАНУССИ

Наиболее значащие материалы сайта:

Основные несущие конструкции ИнтелТеха
3 императива выживания
Упущения цивилизации, их обнаружение и восполнение
Заблуждения цивилизации, их выявление и исправление
Как противодействовать старению
Профилактика раковых заболеваний
К рекомедациям Природы стоит прислушаться
Криминальный диагноз: узкоумие
Будем же учиться правильно мыслить
Педагогика наивысшей эффективности
Чтобы умственная пища хорошо переваривалась, она должна поглощаться с аппетитом
Учебно-творческий центр раскрытия одаренности
Советы осененному идеей
Советы начинающему эксперту
Дело для ООН
Институт Будущего Всепланетный вэб-НИИ интеллектуальных ресурсов
Обращение к Почетным гостям ИнтелТеха
Инструмент мысли нуждается в заточке
Механизм юмора, сформировавшийся за миллионы лет
Не исключено, что вы -- аквиник
Псевдоконгруэнции на универсальных алгебрах
Новое понимание физического закона
• Обсуждение общебиологического принципа толерантности
• Обобщенный принцип толерантности
• О творчестве по-новому
Социальная инициатива -- общедоступный инфобанк лексических обогащений

 


Рекомендация Природы: учиться играючи

В интересах индивидуума -- отобразить в себе достаточно полно многообразие внутреннего мира, получить адекватное представление о нем; в интересах общества -- быть "народом личностей", по индивидуальным планам образованных. Реальность далека от этих идеальных представлений, но приблизиться к ним все же возможно.

По мнению А.В.Запорожца, "удлинение периода детства есть великое завоевание цивилизации". Имеется в виду -- той, что началась с первых человеческих племен. Зачем же тогда и более совершенной цивилизации -- технократической, современной -- отказываться от этого великого завоевания? Имеется в виду -- лишать учащихся удовольствия от постижения уже добытых и освоенных человеком знаний и умений таким образом и в таких формах, которые им наиболее близки, приятны, а, значит, и наиболее эффективны? Тем более что, по наблюдениям педагога-психолога В.П.Зинченко, "для ребенка игра -- это школа самостоятельности, школа умения делать выбор".

Приверженность ко всяческим играм детей и юношества, к отдельным играм также и взрослых (карты, шахматы, шашки), бизнес-игры деловых людей, интериоризация болельщиками всех возрастов ощущений играющих (в футбол, хоккей, баскетбол, рэгби, теннис, биллиард, шахматы и т.д., и т.д.), не говоря уже о том, что, по Шекспиру, вся наша жизнь -- игра, -- все это говорит о предрасположенности человека к игре как форме человеческой жизнедеятельности. О том же свидетельствуют и массовый интерес ко всему разнообразию игр-представлений: к художественным кино- и видеофильмам, театральным пьесам, цирковым, эстрадным и телешоу, кавээнам, брэйн-рингам и многому другому. К тому же, как показано в статье Юмор: эволюционно-биологический генезис и социальные роли, любую шутку можно интерпретировать как обыгрывание эволюционно-обусловленного человеческого недостатка -- дефицита панорамного мышления.

Вызывает недоумение, почему, несмотря на все это, игровая форма практически не присутствует в школьном обучении и полностью отсутствует в высшей школе. В этом можно увидеть прямое пренебрежение рекомендациями Природы, предоставляющей детенышам животных игру на все время их становления (превращения во взрослых особей). У животных-млекопитающих это время сравнимо с годом. У млекопитающего под названием "человек" время становления растянуто на 18--20 лет, из которых игровое время обучения-воспитания составляет всего лишь 7, а то и 5--6 лет (до поступления в школу), хотя человеческие "детеныши", как живущие в среде гораздо более сложной, более динамической, более информационно насыщенной тем более должны были бы приобщаться ко взрослой жизни играючи в течение всего периода своего становления.

Нобелевский лауреат, физик Нильс Бор когда-то сказал: "Есть вещи настолько серьезные, что о них нельзя говорить без шутки". Поскольку шутка -- это тоже игра (см. выше), то слегка обобщив, можно сказать: "Есть вещи настолько серьезные, что в них можно разобраться лишь играючи". В самом деле, образовательные программы, школьные и вузовские, неизбежно становятся более концептуальными, поскольку иначе базовое образование, необходимое для следующего этапа обучения или для получения специальности, не будет соответствовать своему предназначению. "Концентраты мыслей" в виде научных положений, классификационных схем, методик самообучения, приемов доказательств, алгоритмов выявления противоречий и многого другого могут быть хорошо "переварены", только если они будут потребляться "с аппетитом".

Возврат в обучении к игровому "детству-юношеству" старшеклассников и студентов младших курсов был бы выполнением завета живой природы. По сути, весь период до начала профессиональной деятельности, совпадающий по смыслу с периодом взросления у животных, должен быть переосмыслен в терминах игровой активности. Соответственно, к составлению программ обучения, органично включающих игру в педагогический и воспитательный процесс, естественно привлекать тех, кто профессионально связан с игрой -- актеров, драматургов, театроведов.

Игровое обучение в старших классах школ и на первых курсах вузов -- довольно радикальное предложение, и надо его еще раз осмыслить.

Дошкольное воспитание/обучение характеризуется 2 признаками: оно:
- индивидуальное
- игровое.

Переход к школе означает потерю даже обоих признаков, притом что оба безусловно положительны. В самом деле, первые 5--7 лет ребенок получает индивидуальное воспитание (и образование -- тоже!). Но вот он поступает в школу и становится лишь малозаметной (по сравнению с прежним ощущением себя центром семьи, вокруг которого все вращалось) частью чего-то большего -- классного коллектива. А как же иначе? -- можно спросить. Ведь учителя к каждому ребенку не приставишь. Да, но можно вовлечь его в "школу самостоятельности" -- в обучающую игру, значимость которой усиливается еще и тем, что она развивает индивидуальность, формирует личность.

Любое реализованное поведение, по Л.С.Выготскому, "выбирается" организмом из множества возможностей жизни. Т.е. можно в каждый момент жизни говорить о поле возможностей. Так вот, это поле возможностей с возрастом постоянно сужается. Если после 6--7 лет ребенок может стать еще кем угодно, то в старших классах он уже частично определяется (в гимназиях, например, существуют "профили" -- гуманитарный, естественнонаучный, экономический и др.), а уж в студенческие годы получение специальности почти полностью предопределено. Поступление на работу, получение должности и гласные /негласные обязанности, из нее вытекающие, еще больше детерминируют поведение.

Вот еще что важно: юное существо почти каждое действие совершает сознательно, у него еще не наработаны стереотипы. У взрослого же поле выбора сужено из-за ранее многократно сделанных выборов, и ситуации стандартного выбора уже совершаются автоматические, без перебора вариантов из поля возможностей.

Нормализованное, регламентированное обучение плохо еще и потому, что сужает поле выбора, урезает гигантскую творческую, духовную работу по формированию личности, стереотипизирует поведение, формирует умственные штампы.

Нельзя за молодых людей делать выбор, нужно заботиться о том, чтобы в каждый момент их поле выбора допускало варианты.

Необходимые условия для индивидуального преподавания/воспитания:
- отказаться (целиком или почти целиком) от фронтальных форм занятий;
- обеспечить свободное формирование микроколективов в соответствии с потребностями игровых ситуаций.

См. в продолжение темы: Педагогика наивысшей эффективности, Банк педагогических идей, Куда девается одаренность, Концепция учебно-творческого центра раскрытия одаренности.


    (C) Copyright «ИнтелТех»—В.Н.Третьяков. Настоящая информация является интеллектуальной собственностью автора сайта, которому было бы интересно знать о любом использовании его материалов. tvn@iatp.by

 


Hosted by uCoz