Рекомендация Природы: учиться играючи
В интересах индивидуума -- отобразить в себе достаточно полно многообразие
внутреннего мира, получить адекватное представление о нем; в интересах
общества -- быть "народом личностей", по индивидуальным планам
образованных. Реальность далека от этих идеальных представлений, но
приблизиться к ним все же возможно.
По мнению А.В.Запорожца, "удлинение периода детства есть великое
завоевание цивилизации". Имеется в виду -- той, что началась с
первых человеческих племен. Зачем же тогда и более совершенной цивилизации
-- технократической, современной -- отказываться от этого великого завоевания?
Имеется в виду -- лишать учащихся удовольствия от постижения уже добытых
и освоенных человеком знаний и умений таким образом и в таких формах,
которые им наиболее близки, приятны, а, значит, и наиболее эффективны?
Тем более что, по наблюдениям педагога-психолога В.П.Зинченко, "для
ребенка игра -- это школа самостоятельности, школа умения делать выбор".
Приверженность ко всяческим играм детей и юношества, к отдельным играм
также и взрослых (карты, шахматы, шашки), бизнес-игры деловых людей,
интериоризация болельщиками всех возрастов ощущений играющих (в футбол,
хоккей, баскетбол, рэгби, теннис, биллиард, шахматы и т.д., и т.д.),
не говоря уже о том, что, по Шекспиру, вся наша жизнь -- игра, -- все
это говорит о предрасположенности человека к игре как форме человеческой
жизнедеятельности. О том же свидетельствуют и массовый интерес ко всему
разнообразию игр-представлений: к художественным кино- и видеофильмам,
театральным пьесам, цирковым, эстрадным и телешоу, кавээнам, брэйн-рингам
и многому другому. К тому же, как показано в статье Юмор:
эволюционно-биологический генезис и социальные роли, любую
шутку можно интерпретировать как обыгрывание эволюционно-обусловленного
человеческого недостатка -- дефицита панорамного мышления.
Вызывает недоумение, почему, несмотря на все это, игровая форма практически
не присутствует в школьном обучении и полностью отсутствует в высшей
школе. В этом можно увидеть прямое пренебрежение рекомендациями Природы,
предоставляющей детенышам животных игру на все время их становления
(превращения во взрослых особей). У животных-млекопитающих это время
сравнимо с годом. У млекопитающего под названием "человек"
время становления растянуто на 18--20 лет, из которых игровое время
обучения-воспитания составляет всего лишь 7, а то и 5--6 лет (до поступления
в школу), хотя человеческие "детеныши", как живущие в среде
гораздо более сложной, более динамической, более информационно насыщенной
тем более должны были бы приобщаться ко взрослой жизни играючи в течение
всего периода своего становления.
Нобелевский лауреат, физик Нильс Бор когда-то сказал: "Есть вещи
настолько серьезные, что о них нельзя говорить без шутки". Поскольку
шутка -- это тоже игра (см. выше), то слегка обобщив, можно сказать:
"Есть вещи настолько серьезные, что в них можно разобраться лишь
играючи". В самом деле, образовательные программы, школьные и вузовские,
неизбежно становятся более концептуальными, поскольку иначе базовое
образование, необходимое для следующего этапа обучения или для получения
специальности, не будет соответствовать своему предназначению. "Концентраты
мыслей" в виде научных положений, классификационных схем, методик
самообучения, приемов доказательств, алгоритмов выявления противоречий
и многого другого могут быть хорошо "переварены", только если
они будут потребляться "с аппетитом".
Возврат в обучении к игровому "детству-юношеству" старшеклассников
и студентов младших курсов был бы выполнением завета живой природы.
По сути, весь период до начала профессиональной деятельности, совпадающий
по смыслу с периодом взросления у животных, должен быть переосмыслен
в терминах игровой активности. Соответственно, к составлению программ
обучения, органично включающих игру в педагогический и воспитательный
процесс, естественно привлекать тех, кто профессионально связан с игрой
-- актеров, драматургов, театроведов.
Игровое обучение в старших классах школ и на первых курсах вузов --
довольно радикальное предложение, и надо его еще раз осмыслить.
Дошкольное воспитание/обучение характеризуется 2 признаками: оно:
- индивидуальное
- игровое.
Переход к школе означает потерю даже обоих признаков, притом что оба
безусловно положительны. В самом деле, первые 5--7 лет ребенок получает
индивидуальное воспитание (и образование -- тоже!). Но вот он поступает
в школу и становится лишь малозаметной (по сравнению с прежним ощущением
себя центром семьи, вокруг которого все вращалось) частью чего-то большего
-- классного коллектива. А как же иначе? -- можно спросить. Ведь учителя
к каждому ребенку не приставишь. Да, но можно вовлечь его в "школу
самостоятельности" -- в обучающую игру, значимость которой усиливается
еще и тем, что она развивает индивидуальность, формирует личность.
Любое реализованное поведение, по Л.С.Выготскому, "выбирается"
организмом из множества возможностей жизни. Т.е. можно в каждый момент
жизни говорить о поле возможностей. Так вот, это поле возможностей с
возрастом постоянно сужается. Если после 6--7 лет ребенок может стать
еще кем угодно, то в старших классах он уже частично определяется (в
гимназиях, например, существуют "профили" -- гуманитарный,
естественнонаучный, экономический и др.), а уж в студенческие годы получение
специальности почти полностью предопределено. Поступление на работу,
получение должности и гласные /негласные обязанности, из нее вытекающие,
еще больше детерминируют поведение.
Вот еще что важно: юное существо почти каждое действие совершает сознательно,
у него еще не наработаны стереотипы. У взрослого же поле выбора сужено
из-за ранее многократно сделанных выборов, и ситуации стандартного выбора
уже совершаются автоматические, без перебора вариантов из поля возможностей.
Нормализованное, регламентированное обучение плохо еще и потому, что
сужает поле выбора, урезает гигантскую творческую, духовную работу по
формированию личности, стереотипизирует поведение, формирует умственные
штампы.
Нельзя за молодых людей делать выбор, нужно заботиться о том, чтобы
в каждый момент их поле выбора допускало варианты.
Необходимые условия для индивидуального преподавания/воспитания:
- отказаться (целиком или почти целиком) от фронтальных форм занятий;
- обеспечить свободное формирование микроколективов в соответствии с
потребностями игровых ситуаций.
См. в продолжение темы: Педагогика наивысшей
эффективности, Банк педагогических
идей, Куда девается одаренность,
Концепция учебно-творческого центра
раскрытия одаренности.