Школьный банк педагогических (и прочих) идей
Методисты,
ученые, педагоги, учителя сделали немало ценных предложений, направленных
на совершенствование учебного процесса. Есть неоценимый опыт учителей-новаторов.
Но кто когда спросил у учеников: «А как бы вы хотели, чтобы вас учили?»
Не исключено, конечно, что кто-нибудь из учителей иногда и интересовался.
Но здесь речь идет о чем-то большем: о регулярном учете «общественного»
ученического мнения в отношении их собственного образования.
По существу, речь идет о создании классного банка педагогических
идей, куда «на равных» вносили бы предложения и учителя,
и учащиеся. Чтобы потом лучшее из предложенного реализовывать.
Конечно, встанет вопрос о «банкире». Можно прогнозировать, что выборы
пройдут на альтернативной основе и в желающих вести банк недостатка
не будет.
Известно, что в массе у учащихся отношение к школе таково, что, эвфемически
выражаясь, школьные часы -- не лучшие часы их жизни. Но ведь это означает,
что то же верно и для обучающих. Как может учитель быть довольным своим
уроком, если видит, что ребята на его уроке скучают, отвлекаются. «Конструктив»
из этой мысли может быть выведен такой:
Процесс обучения должен быть взаимно интересным – и для
учеников, и для их учителей.
Иначе говоря, гностическая потребность (способность
к обучению и потребность в нем) у учителя должна быть выражена никак
не меньше, чем у его подопечных. Это к тому, что у своих учеников тоже
можно учиться. Например, генерации неожиданных идей.
Вспомним о старении как о засорении каналов информации. А из-за чего
засорение? Из-за ослабления «напора» информационных потоков. Что же
делает новая идея, тем более неожиданная? Врываясь в сформированные
рамки ваших представлений, она активизирует ваши знания, ибо у вас возникает
мощное желание возразить, вступить в спор. После активных умственных
действий идея или 1) принимается, возможно, с какой-то корректировкой,
или 2) отвергается. Но даже и в последнем случае «с приобретением» для
вас. Сильная радикальная идея дает такие же мощные стимулы для личности,
как новая работа, весна, влюбленность.
Замечания.
А) Не так даже важно, ваша это идея или кого-то из ваших учеников. Сказанное
о радикальных идеях относится к обоим случаям.
Б) А почему, собственно, лишь педагогическими идеями надо себя ограничивать?
Хорошо, если эта мысль сама вызреет в детском коллективе.
Разворушив детский муравейник, открыв ребятам радость творческой инициативы
и фантазии, учитель сам приобщится к новому, будет иметь постоянные
основания для педагогического экспромта, будет жить в обстановке духовного
обновления.
В) Обновление – это значит нестарение и даже, может быть, омоложение.
А учителя ведь у нас – в основном учительницы…
Возникнет, конечно, явное или неявное соперничество между учителем и
классом – кто лучшую идею предложит. Это значит, что для обеих сторон
будет действовать еще один стимул к творчеству – спортивно-эмоциональный.
Одна из форм, в которую может вылиться это творческое соперничество
(в основном, конечно, между учащимися) – это проверенный опытом «мозговой
штурм». Его правила: фиксируется все предложенное, критика
на этапе фиксации запрещена. «Штурм» может устроить и классный руководитель,
и учитель-предметник, поскольку психофизиологические ограничения метода
по времени – от 5 до 30 – минут – находятся в пределах урока. В классный
банк идей (КБИ) тоже все можно фиксировать, но лучше не сразу: ведь
кто-то может не захотеть (и это его право), чтобы записывали его мысль-экспромт.
Тематические «штурмы» будут постоянно пополнять КБИ. Но учителю желательно
сразу же «попасть в десятку», предложив набор тем для обсуждения. Например,
таких:
1. Когда-то (2.06.1993) в «Настаунiцкай газеце» была опубликована статья
В.Семеновой «Розовый туман», где она поделилась наблюдением, что наша
педагогика, к сожалению, «потыличная» (к сожалению, у наборщиков сработал
стереотип мышления: было набрано «палiтычная», т.е. «политическая»).
Имелось в виду, что ученики, общаясь с учителем и одноклассниками, видят
лишь потылицы (затылки) своих товарищей, а не их глаза. Которые ведь
в большей степени зеркало души, чем затылок.
Вопрос для обсуждения: как нужно расположиться во время урока, чтобы
видеть друг друга в лицо?
2. Что надо сделать, чтобы урок стал интереснее мультика
и американского боевика?
3. Когда-то в «Литературной газете» несколько лет с успехом существовала
рубрика «Если бы директором был я…». Можно предложить провести «штурм»
по теме «Если бы директором школы (учителем) был я».
4. Допустим, одна половина вашего класса – это жители планеты Зут, что
в созвездии Гончего Пса, и они только что оттуда, на Земле никогда не
бывали, и очень интересуются, как у нас тут живут, учатся. Они почему-то
убеждены, что зутянское образование значительно «круче» земного. А 2-я
половина вашего класса никогда не бывала на Зуте, и ей тоже было бы
интересно узнать, как там и что. Ну и, конечно, проверить, чего стоят
зутянские знания.
Можно предложить коллективно разработать правила межпланетного соревнования,
а потом покомандно, в секрете друг от друга, подготовить заковыристые
вопросы к встрече.
5. Каждый день в классе, как правило, есть «герой дня»: именинник, участник
городских (районных) соревнований, удачно выступивший; получивший первую
в своей жизни «пятерку» по математике; приобретший «велик» или мопед.
Не правда ли, каждый из них достоин, чтобы у него в классе взяли интервью?
Или же дали бы ему возможность провести пресс-конференцию? Эти поводы
для коллективного общения – интервью, пресс-конференции – могут оказаться
для ребят настолько при влекательными, что им захочется выдумать повод,
если такового нет. Не стоит их в этих мистификациях останавливать.
6. Сам КБИ тоже может быть темой. Напр., можно обсудить форму записей
идей в банк (дата, имя, фамилия, название идеи, суть ее – или как-то
по-другому), права «банкира» (какие идеи он, например, не будет принимать).
7. Если учитель и ученик – товарищи по обучению,
то вопрос о помощи своему учителю со стороны продвинутых учеников –
вполне уместен и может быть поставлен на обсуждение.
8. Можно высказать предложени – превратить класс в Междисциплинарный,
Суперклассный, Профессионально-Ориентированный… (эпитеты ученики помогут
найти) НИИ Всевозможных и Всеневозможных Проблем. Если в классе достаточно
высок рейтинг науки, то можно ожидать после этого взрыва идей для КБИ.
После того, как подобных тем наберется десятка полтора, можно предложить
ученикам расположить их в порядке обсуждения. (Конечно, как проводить
голосование по ранжированию тем – этот вопрос ребятам надо предварительно
задать).
(Главки
из книжной рукописи «Трактат о психозоиках с планеты Земля» (учебного
пособия для студентов-гуманитариев), подготовленной к печати по гранту
Белорусского фонда Сороса)