<
 


ПЕДАГОГИКА



Страницы сайта:

ИМПЕРАТИВЫ ВЫЖИВАНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА:

* ПЕРВЫЙ,
* ВТОРОЙ и
* ТРЕТИЙ;
* ДИАЛОГ О ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ;
*
ПРОЕКТЫ;
* НАУКА В ДЕЙСТВИИ;
* ПЕДАГОГИКА;
* HOMO SAPIENS;
* ОБЩЕСТВО;
* ЗДОРОВЬЕ;
* ФИЛОСОФИЯ С ТОЛЕРАНТНОСТЬЮ;
* ТРЕТЬЯКОВСКАЯ ГАЛЕРЕЯ ИДЕЙ,
вместе с...
* ЕЕ ЗАПАСНИКАМИ;
* УЧЕНЫЕ ДОСУГИ;
* ИНТЕРВЬЮ
* ДИАЛОГИ
*
ИНТЕЛТЕХ ПРЕДСТАВЛЯЕТ
* МИЛЛЕРИАНА
* ПРИВАТНАЯ СТРАНИЧКА
* ИНФОРМАЦИЯ ИНТЕЛТЕХА


Коллекции статей на сервере СО РАН:

Рекомендации Природы в социологии
+Императивы выживания
+Философские проблемы математики
+Экономика под знаком интеллекта

Наиболее значащие материалы сайта:

Основные несущие конструкции ИнтелТеха
3 императива выживания
Упущения цивилизации, их обнаружение и восполнение
Заблуждения цивилизации, их выявление и исправление
Как противодействовать старению
Профилактика раковых заболеваний
К рекомедациям Природы стоит прислушаться
Криминальный диагноз: узкоумие
Будем же учиться правильно мыслить
Педагогика наивысшей эффективности
Чтобы умственная пища хорошо переваривалась, она должна поглощаться с аппетитом
Учебно-творческий центр раскрытия одаренности
Советы осененному идеей
Советы начинающему эксперту
Дело для ООН
Институт Будущего Всепланетный вэб-НИИ интеллектуальных ресурсов
Обращение к Почетным гостям ИнтелТеха
Инструмент мысли нуждается в заточке
Механизм юмора, сформировавшийся за миллионы лет
Не исключено, что вы -- аквиник
Псевдоконгруэнции на универсальных алгебрах
Новое понимание физического закона
• Обсуждение общебиологического принципа толерантности
• Обобщенный принцип толерантности
• О творчестве по-новому
Социальная инициатива -- общедоступный инфобанк лексических обогащений

 

 

 


Рецензия на ст. Анатолия Писцова Модернизация образования в РФ

Опубликована на proza.ru

Читая вашу статью, Анатолий, я испытал приятное чувство обретения на прозе.ру единомышленника, и удовлетворения – что теперь на двух моих сайтах, inteltech.iatp.by и tvinteltexh.narod.ru, появится хорошее пополнение для страниц «ИнтелТех представляет». Сейчас я пишу 1-ю часть рецензии, делая только замечания «по ходу» вашей конструктивной части статьи, поскольку ваш критический анализ российской системы образования никаких возражений у меня не вызвал. 2-ю, отдельную часть моей рецензии, я намерен посвятить идейно усиленному дополнению к вашему проекту.

Ad 1. Вашу оценку «значимости» пропагандистского насилия поддержал бы и А.Эйнштейн. Ведь он был уверен: «Если тигра насильно кормить мясом, тот станет вегетарианцем». Если же конструктивно, то «воспитующая» часть обучения могла бы без всякого насилия осуществляться, будь в школах классные часы по «обустройству внутреннего пространства», по преодолению социальной неграмотности, по ликбезу психологической культуры. Впрочем, что-то из этого могло бы быть и «урочной» дисциплиной. Например, экология межчеловеческого пространства (об этом есть в моем сб. «Педагогические новации»).

Что же касается “«преобладания в образовании «знаниевого» компонента над «деятельностным»”, то поддержу ваше отношение к этому полностью. В самом деле, органы образования РФ до сих пор как-то не заметили, что главный эпитет современного общества – что оно ИНФОРМАЦИОННОЕ, и в таком обществе, перегруженном информацией, приоритет «учить – чтобы знать» не может быть первым – хотя бы потому, что ему, обучению, при этом уже не получится быть ведомым ЛЮБОПЫТСТВОМ, этим самым эффективным стимулом. Так что во всяком случае «приоритетней» было бы сформулировать так: «УЧИТЬ УМЕНИЮ УЗНАВАТЬ» и «УЧИТЬ УМЕНИЮ УЧИТЬСЯ».

А вот о том, каким может и должен быть подход столь более радикальным, чтобы образовательные инициативы стали в принципе способны устранить «врождённые» пороки системы школьного образования, речь пойдет после «ком ментариев по ходу» во 2-й части моей рецензии.

Ad 2. Согласен с вами, что модернизация школьного образования в России должна быть связана прежде всего с изменением сознания людей, что эта модернизация должна быть преимущественно светской; а вот над тем, что для этого нужно «изменение образа поведения и мыслей россиян в направлении западной цивилизации», предлагаю еще подумать. Это вовсе не значит, что я клоню к восточному варианту, нет. Я имею в виду, что можно предложить подход более радикальной модернизации образования, общечеловеческого значения, до сих пор в госструктуры не предлагавшийся.

Ad 3. Формулы 1) – 6) общечеловеческих ценностей, уточнённые элементами протестантской этики, очень хороши, но предвижу сопротивление их принятию, и не только со стороны православных. Да я и сам могу что-то добавить, обратив внимание на педалирование вами добра, добрых дел. И привлеку для этого Сократа в поддержку, который говорил: «Высшая мудрость – различать добро и зло». Если исходить из общечеловеческих ценностей, то ведь можно и нужно и из тех, которых мало или нет, но которые могли бы быть. И об этом – во 2-й части рецензии.

Ad 4. Все правильно, надо было бы Минобру РФ в программах обучения и раньше с возрастной периодизацией считаться.

Ad 5. Принцип преобладания «деятельностного» компонента образования над «знаниевым» целиком разделяю и намерен его в порядке обсуждения с вами пополнить. Например, игровой формой обучения. Ведь обучение было еще у гуманоидов, не имеющих речи, -- через игру, без всяких слов. Игра, как деятельностный стимул, согласующийся с человеческой природой, у чиновников от образования не в чести. Тут же все на импровизации, т.е. это вольница, а им же надо под контролем весь процесс школьный держать.

Ad 6. Главная проблема модернизации отлично сформулирована. Ваши 4 пункта можно было бы дополнить еще одним:
• «Авторитет родителей»: мастер-классы для лучших учителей школы (с дополнительным финансированием этой программы).

Ad 7. По моему мнению, предложение о создании ПАГ при Президенте РФ или Премьер-министре РФ должны высказать не вы, а Министр образования РФ, так что продвигать свои предложения нужно начиная с Минобра. Чтобы Министр, да с такой просьбой в правительство обратился, тут его нужно хорошо заинтересовать. То, что у меня проработано, позволяет сказать ему так:

«Ваше Министерство, осознавая неразрывную связь “качество образования – шанс человечеству выжить”, приняв и реализовав предложенное, может стать 1-й системой мирового образования, конкретно реализующей движение к устойчивому развитию, курс на который взят в 1992 г. на саммите ООН и подтвержден саммитом Рио20+ в 2012 г.».

С уважением
Третьяков Владимир Николаевич,
академик МАИТ,
уроженец Ярославской обл.,
житель блокадного Ленинграда (1941--42 гг.).
P.S. Я подписался так, во-1-х, чтобы было понятно, что качество образования в России меня, как ее уроженца, тоже беспокоит, ну а титул, во-2-х, -- он может пригодиться, если мы договоримся действовать совместно.

Отклик А.Писцова (13.11.12):
Спасибо за поддержку, за очень содержательную рецензию.
Очень хочу познакомиться с "подходом более радикальной модернизации образования, общечеловеческого значения".
Анатолий Писцов.

Мое замечание (19.11.12):
Заключительную фразу 1-й части рецензии, представленную в виде воображаемого обращения Министра к Премьеру или Президенту, я должен отозвать как оторвавшуюся от жизни -- учитывая катастрофически изменившуюся ситуацию с российскими вузами. Посему неуместными здесь оказались бы и ссылки на привлечение аргументов, пусть даже самых убедительных, относящихся к Императивам Выживания Человечества, и излишним выглядело бы и мое представление материалов, подтверждающих обоснованность императивной (цивилизация под угрозой!) необходимости изменить всю мировую систему образования. Общечеловеческие проблемы в подобных ситуациях привычно отступают перед текущими ("довлеет дневи злоба его", ох довлеет!) неурядицами, неудобствами, обвинениями и оправданиями, борьбой интересов и самолюбий. Понятно, что система высшего образования РФ сейчас особенно неспособна ни к какой модернизации, и школьное образование соответственно, поскольку радикальные перемены там могут произойти лишь с появлением генерации учителей нового образа мышления.

Отклик А.Писцова (19.11.12):
Генерация учителей нового мышления сама не появится -- сами растут только сорняки.

Мое замечание (20.11.12):
Так и я о том же. Ни в РФ, ни в РБ даже начать выращивать такую новую генерацию не удастся, посему я и занят сейчас не русско-, а англоязычным образовательным проектом, разъясняющим, как можно бы было с интересом и пользой начать менять мозги, чтобы уже через 50 --70 лет жить в приличной цивилизации.

Вопрос А.Писцова:
21.11.12 Означает ли это, что Вы ставите крест на модернизации русскоязычного образования?

Мой ответ (21.11.12):
Жаль, вы до сих пор не заинтересовались моими педагогическими наработками. Они связаны с выявленной КОРНЕВОЙ ПРИЧИНОЙ всех человеческих бед, настоящих, прошлых и предстоящих, и их, этих наработок, реализация (вместе с трудным осознанием и приятием) требует десятилетий, которых в распоряжении у человечества может уже и не быть. Вот почему я, как представитель своей научной НГО при ООНовском Департаменте Общественной Информации, отправил Обращение к июньскому этого года саммиту ООН в Рио, назвав его: "Не дадим человечеству себя одурачить! Путь к устойчивому развитию существует" -- имея в виду именно принципиальную возможность "сменить мозги" средствами образования.

   
Copyright © ИнтелТех—В.Н.Третьяков. Настоящая информация является интеллектуальной собственностью автора сайта, которому было бы интересно знать о любом использовании его материалов. tvn@iatp.by

 


Hosted by uCoz