|
||
Наиболее значащие материалы сайта: •
Основные несущие конструкции ИнтелТеха
|
Опубликована на proza.ru Читая вашу статью, Анатолий, я испытал приятное чувство обретения на прозе.ру единомышленника, и удовлетворения – что теперь на двух моих сайтах, inteltech.iatp.by и tvinteltexh.narod.ru, появится хорошее пополнение для страниц «ИнтелТех представляет». Сейчас я пишу 1-ю часть рецензии, делая только замечания «по ходу» вашей конструктивной части статьи, поскольку ваш критический анализ российской системы образования никаких возражений у меня не вызвал. 2-ю, отдельную часть моей рецензии, я намерен посвятить идейно усиленному дополнению к вашему проекту. Ad 1. Вашу оценку «значимости» пропагандистского насилия поддержал бы и А.Эйнштейн. Ведь он был уверен: «Если тигра насильно кормить мясом, тот станет вегетарианцем». Если же конструктивно, то «воспитующая» часть обучения могла бы без всякого насилия осуществляться, будь в школах классные часы по «обустройству внутреннего пространства», по преодолению социальной неграмотности, по ликбезу психологической культуры. Впрочем, что-то из этого могло бы быть и «урочной» дисциплиной. Например, экология межчеловеческого пространства (об этом есть в моем сб. «Педагогические новации»). Что же касается “«преобладания в образовании «знаниевого» компонента над «деятельностным»”, то поддержу ваше отношение к этому полностью. В самом деле, органы образования РФ до сих пор как-то не заметили, что главный эпитет современного общества – что оно ИНФОРМАЦИОННОЕ, и в таком обществе, перегруженном информацией, приоритет «учить – чтобы знать» не может быть первым – хотя бы потому, что ему, обучению, при этом уже не получится быть ведомым ЛЮБОПЫТСТВОМ, этим самым эффективным стимулом. Так что во всяком случае «приоритетней» было бы сформулировать так: «УЧИТЬ УМЕНИЮ УЗНАВАТЬ» и «УЧИТЬ УМЕНИЮ УЧИТЬСЯ». А вот о том, каким может и должен быть подход столь более радикальным, чтобы образовательные инициативы стали в принципе способны устранить «врождённые» пороки системы школьного образования, речь пойдет после «ком ментариев по ходу» во 2-й части моей рецензии. Ad 2. Согласен с вами, что модернизация школьного образования в России должна быть связана прежде всего с изменением сознания людей, что эта модернизация должна быть преимущественно светской; а вот над тем, что для этого нужно «изменение образа поведения и мыслей россиян в направлении западной цивилизации», предлагаю еще подумать. Это вовсе не значит, что я клоню к восточному варианту, нет. Я имею в виду, что можно предложить подход более радикальной модернизации образования, общечеловеческого значения, до сих пор в госструктуры не предлагавшийся. Ad 3. Формулы 1) – 6) общечеловеческих ценностей, уточнённые элементами протестантской этики, очень хороши, но предвижу сопротивление их принятию, и не только со стороны православных. Да я и сам могу что-то добавить, обратив внимание на педалирование вами добра, добрых дел. И привлеку для этого Сократа в поддержку, который говорил: «Высшая мудрость – различать добро и зло». Если исходить из общечеловеческих ценностей, то ведь можно и нужно и из тех, которых мало или нет, но которые могли бы быть. И об этом – во 2-й части рецензии. Ad 4. Все правильно, надо было бы Минобру РФ в программах обучения и раньше с возрастной периодизацией считаться. Ad 5. Принцип преобладания «деятельностного» компонента образования над «знаниевым» целиком разделяю и намерен его в порядке обсуждения с вами пополнить. Например, игровой формой обучения. Ведь обучение было еще у гуманоидов, не имеющих речи, -- через игру, без всяких слов. Игра, как деятельностный стимул, согласующийся с человеческой природой, у чиновников от образования не в чести. Тут же все на импровизации, т.е. это вольница, а им же надо под контролем весь процесс школьный держать. Ad 6. Главная проблема модернизации отлично сформулирована. Ваши 4 пункта можно было бы дополнить еще одним: Ad 7. По моему мнению, предложение о создании ПАГ при Президенте РФ или Премьер-министре РФ должны высказать не вы, а Министр образования РФ, так что продвигать свои предложения нужно начиная с Минобра. Чтобы Министр, да с такой просьбой в правительство обратился, тут его нужно хорошо заинтересовать. То, что у меня проработано, позволяет сказать ему так: «Ваше Министерство, осознавая неразрывную связь “качество образования – шанс человечеству выжить”, приняв и реализовав предложенное, может стать 1-й системой мирового образования, конкретно реализующей движение к устойчивому развитию, курс на который взят в 1992 г. на саммите ООН и подтвержден саммитом Рио20+ в 2012 г.». Спасибо за поддержку, за очень содержательную рецензию. Очень хочу познакомиться с "подходом более радикальной модернизации образования, общечеловеческого значения". Анатолий Писцов. Мое замечание (19.11.12): Отклик А.Писцова (19.11.12): Мое замечание (20.11.12): Вопрос А.Писцова: Мой ответ (21.11.12): |
|
Copyright © ИнтелТех—В.Н.Третьяков. Настоящая информация является интеллектуальной собственностью автора сайта, которому было бы интересно знать о любом использовании его материалов. tvn@iatp.by |