Педагогика
Тренинг по развитию нетривиального мышления
19.05.2011
Предложен участникам англоязычной Школы Панорамного Мышления
Для большинства людей совершенно естественно существовать в пределах “плоскости ситуации”, когда мышление осуществляет лишь легкое сопровождение происходящих событий. В этом нет ничего удивительного, ведь мы вышли из жесткого эволюционного процесс и мы “запрограммированы” реагировать сразу на изменения ситуации, которые могли быть чрезвычайно опасными. Так что пра-люди не имели возможности думать внеситуационным образом, поскольку такое отвлечение было бы опасно для их жизни. Теперь же для нас, живущих под цивилизационным “зонтиком”, когда средняя продолжительность жизни больше чем предельный репродуктивный возраст, индивидуальное существование хорошо обеспечено, и мы могли бы иметь много времени для постижения мира и себя в нем. Однако, люди обычно не используют возможности испытать эмоции высшего порядка -- интеллектуальные. Статистика свидетельствует, что самая массовая аудитория, собирающая ежедневно у телевизоров миллионы зрителей, вовсе не у тех телепрограмм, где требуется более-менее серьезное интеллектуальное усилие.
Глядя с другой стороны, внутриситуационное поведение могло бы рассматриваться даже благом для людей, поскольку оно позволяет мозгам быть более открытыми для внеситуационных мыслей, могущих иметь результатом ориентацию в ситуациях более сложных, трудных нетипичных. Именно тех мыслей, для которых требуется нетривиальное мышление (НТМ), чтобы справиться с выявленными проблемами.
Такое НТМ, являющееся несомненной разновидностью панорамного, очень востребовано. Без него нельзя обойтись в науке и изобретательстве, искусстве и предпринимательстве, менеджменте и юмористике. Даже в общении с приятелями, родственниками, незнакомыми людьми человек, изрекающий банальности, может рассчитывать в лучшем случае лишь на проявления снисходительности – в виде некоторой видимости внимания. В худшем же варианте у кого-то из слушающих может возникнуть раздражение о зря прожитых нескольких секундах жизни (хорошо, если не минутах и часах), которое может вылиться в утонченное издевательство – например, типа «Да знаем-знаем мы, в какое море впадает Волга!», -- а то еще чего и похуже.
Как ни странно, несмотря на то, что на нетривиальность есть большой спрос, тривиальности-банальности весьма распространены среди людей. Потому что в массе люди как раз отделываются при общении штампами и расхожими фразами. Поскольку нетривиальная мысль, как выражение преодоленного дефицита панорамного мышления , имеет столь большую ценность (как для того, кто до нее додумался, так и для тех, кто о ней узнал), то возникает вопрос: как научиться лучше преодолевать шаблоны своего привычного, конвенционального, трафаретного мышления? Более практически: какую методику можно было бы для этого предложить?
Вот одна из многих возможных методик, причем в двух вариантах. Ее можно было бы назвать тренингом по развитию отстраненного мышления. Или просто: загадай загадку.
Вариант А . Пусть дано какое-то слово -- существительное, глагол, может быть даже предлог или наречие. Вам предлагается придумать новый, непривычный, нетривиальный вопрос, ответом на который было бы как раз это слово. Иначе говоря, придумать загадку.
Например:
Слово : Адам.
Вопрос о нем : Кто был первой жертвой женщины-искусительницы?
Слово : капуста .
Вопрос о ней : Какой у аиста имеется растительный вариант?
Вариант Б . Вы сами предлагаете другим придумывать загадки, задавая свои слова. Разумеется, по каждому из предложенных вами слов у вас самих должен быть уже придуманный вариант вопроса, с которым другие отгадывающие могли бы сравнить свои варианты.
По А-варианту -- инициатива в моих руках. Вот дюжина слов, на которые вам предлагается придумать вопросы-загадки:
Искра.
Перина.
Курс.
Патрон.
Явка.
Сизиф.
Враг.
Якорь.
Будка.
Метла.
Троя.
Жаворонок .
Чтобы у вас было достаточно времени для раздумий, свои варианты загадок на эти слова я приведу, скажем, в пределах 10 дней, т.е. до 4 июня.