Необходимое
пояснение
С точки зрения теории творчества, традиционные математические олимпиады
представляют собой конкурсы по решению математических задач с однозначным
и известным результатом, который конкурсанту и предстоит найти. Это означает,
что при этом проверяется умение учащихся логически мыслить при использовании
полученных знаний. Но ведь есть еще и фантазия, воображение, интуиция
– не менее, если не более, важные составляющие творческой одаренности.
Они в задачах закрытого типа оказываются востребованы лишь в малой степени.
Этим же недостатком, не раз подвергавшимся осуждению, страдают и тесты
на IQ международной организации “Mensa International”. Практика их проведения
показала, что 150—180%-ные “ай-кью” вполне могут сочетаться с творческой
туповатостью.
Недостаточность критерия отбора по творческой одаренности, применяемая
на традиционных математических олимпиадах, не так заметна, но она тоже
a priori проявляется, и это очевидно: нельзя творчески работать в математике,
ограничившись лишь решением кем-то поставленных задач. С этим и связана
настоящая методическая разработка по Альтернативной математической олимпиаде
(АМО). Проведение АМО, предоставляя ее участникам проявить свои творческие
способности в более широком спектре, дало бы и организаторам АМО больше
возможностей выявить математически одаренных детей.
Наброски
к Положению об Альтернативной олимпиаде математических работ учащихся
I. ЦЕЛИ И
ЗАДАЧИ АЛЬТЕРНАТИВНОЙ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ОЛИМПИАДЫ (АМО):
- повышение интереса учащихся к математике – науке, являющейся исследовательским
инструментом почти всех остальных наук, аппаратной принадлежностью экономики,
кредитно-финансового дела, техники, информатики;
- выявление учащихся, имеющих интерес и способности к углубленному изучению
математики;
- вовлечение таких учащихся в олимпиадное движение, в математические кружки;
- приобщение учащихся к математической культуре мышления, раскрытие их
творческих способностей.
По решению
Управления средних и средних специальных учебных заведений Министерства
образования АМО может быть проведена на базе одной или нескольких специализированных
физико-математических школ, лицеев, гимназий или центров внешкольного
обучения, имеющих достаточно представительные составы педагогов-математиков.
I. УЧАСТНИКИ
АМО
К участию
в Олимпиаде приглашаются учащиеся старших классов школ, лицеев, гимназий,
колледжей, учащиеся ПТУ и техникумов, члены внешкольных центров, кружков
и секций, работающих на базе вузов, НИИ и других внешкольных учреждений.
II. ОБЩИЕ
ТРЕБОВАНИЯ К РАБОТАМ УЧАСТНИКОВ АМО
2.1. К участию в конкурсе АМО допускаются работы, имеющие отношение к
математике – по предмету изложения или по используемым методам – и содержащие
творческий элемент.
2.2. Авторство работ может быть индивидуальным или коллективным.
2.3. Работа на Олимпиаду может быть представлена на бумажных носителях
и дискетах. Доклад автора работы (представителя авторского коллектива)
может сопровождаться показом слайдов, плакатов, чертежей, видеофильма.
2.4. В соответствии с направленностью работ они представляются на один
из 5 конкурсов:
1: конкурс “решателей” задач,
2: конкурс составителей задач,
3: конкурс разработчиков-теоретиков,
4: конкурс разработчиков-прикладников,
5: конкурс авторов трактатов.
Общие требования к этим работам – наличие творческого элемента – означает
в 1-м случае оригинальность решения поставленной задачи, во 2-м – новизну
в постановке задачи, ее корректность, в 3-м – новизну проблемы и/или полученных
результатов, в 4-м – необычное использование математики и/или четкую прикладную
интерпретацию математических результатов, в 5-м – умение преподнести известные
математические положения и рассуждения под новым и необычным углом зрения.
III. ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ АМО
3.1. Олимпиада проводится в 3 потока в соответствии с возрастом учащихся:
7—8 классы, 9—10 и 11—12 классы. Работы учащихся каждого из потоков проходят
3 этапа:
(i) предварительная защита работ в кружках, секциях, школах юных, в классных
коллективах (январь—февраль);
(ii) предконкурсный отбор работ на районных конференциях, олимпиадах,
турнирах (февраль--март)
(iii) проведение городской АМО математических работ учащихся (апрель).
Примечание. Индивидуальные участники также допускаются к конкурсу, при
условии устной или письменной заявки об участии за 3 месяца до его проведения.
3.2. Олимпиада проводится в течение 3-х дней.
1-й день -- заезд иногородних участников, 2-й – пленарное и секционные
заседания, 3-й – заключительное пленарное заседание, подведение итогов,
награждение победителей, культурно-развлекательная программа.
IV. РУКОВОДСТВО
ОЛИМПИАДОЙ
4.1. Общее руководство АМО осуществляется Управлением средних и средних
специальных учебных заведений Министерства образования и педагогами тех
учебных заведений, на базе которых Олимпиада проводится.
4.2. Оргкомитет АМО:
- формирует состав жюри;
- устанавливает и контролирует общий порядок организации и проведения
АМО;
- определяет место и время пленарных и секционных заседаний;
- обеспечивает условия для проведения заседаний (освещение, стенды, доски,
эпидиаскопы и т.д.);
- ведет текущую оргработу по ходу Олимпиады;
- обобщает и анализирует работу АМО, подводит итоги, награждает победителей.
5.3. Учебное заведение – организатор Олимпиады -осуществляет:
- методическое и информационное обеспечение работы АМО;
- рекламное оповещение в СМИ о ее проведении;
- подготавливает (“с запасом”) несколько вариантов условий задач для конкурса
“решателей”.
VI. ПОДВЕДЕНИЕ
ИТОГОВ АМО И НАГРАЖДЕНИЕ ПОБЕДИТЕЛЕЙ
6.1. Участники АМО, представившие работы на конкурс и получившие положительные
решения Оргкомитета об их принятии, награждаются дипломами участников
АМО.
6.2. Победители и призеры АМО по каждому из 5 конкурсов в каждой из 3-х
возрастных групп награждаются дипломами I, II и III степеней и ценными
подарками.
6.3. Авторы работ, отмеченных наивысшими оценками жюри, получают также
письменные рекомендации для поступления в вузы.
6.4. По решению жюри дипломы и денежные премии могут быть выданы научным
руководителям учащихся -- победителей конкурсов.
7. ФИНАНСИРОВАНИЕ
АМО
7.1. Расходы,
связанные с проведением Олимпиады, несут на долевых началах Управление
средних и средних специальных учебных заведений Министерства образования
и райисполкомы, в ведении которых находятся учебные заведения – организаторы
АМО.
7.2. Управление СиССУЗ Минобразования финансирует расходы по:
- награждению участников Олимпиады (сувенирами, книгами);
- оплате жюри (оценивавших письменные работы учащихся и сделанные по ним
доклады);
- изданию программы АМО и методических материалов.
7.3. Райисполкомы финансируют:
- работу по составлению олимпиадных задач 1-го конкурса;
- награждение победителей Олимпиады;
- экскурсионное обслуживание иногородних участников, канцелярские расходы
и проведение культурно-массовых мероприятий.
Эта
методическая разработка осуществлена В.Н.Третьяковым как by-product (побочный
продукт) деятельности по гранту Министерства образования РБ в 1994 г.
в рамках темы «Социобиологически обоснованные методики обучения».