ИНТЕЛТЕХ ПРЕДСТАВЛЯЕТ



Страницы сайта:

ИМПЕРАТИВЫ ВЫЖИВАНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА:

* ПЕРВЫЙ,
* ВТОРОЙ и
* ТРЕТИЙ
*
ПРОЕКТЫ;
* НАУКА В ДЕЙСТВИИ;
* ПЕДАГОГИКА;
* HOMO SAPIENS;
* ОБЩЕСТВО;
* ЗДОРОВЬЕ;
* ФИЛОСОФИЯ С ТОЛЕРАНТНОСТЬЮ;
* ТРЕТЬЯКОВСКАЯ ГАЛЕРЕЯ ИДЕЙ,
вместе с...
* ЕЕ ЗАПАСНИКАМИ;
* УЧЕНЫЕ ДОСУГИ;
* ИНТЕРВЬЮ
* ДИАЛОГИ
*
ИНТЕЛТЕХ ПРЕДСТАВЛЯЕТ
* ТРИБУНА ДЛЯ ПОЧЕТНЫХ ГОСТЕЙ,
среди которых – Кшиштоф ЗАНУССИ
* МИЛЛЕРИАНА
* ПРИВАТНАЯ СТРАНИЧКА
* ИНФОРМАЦИЯ ИНТЕЛТЕХА

Коллекции статей на сервере СО РАН:

Рекомендации Природы в социологии
+Императивы выживания
+Философские проблемы математики
+Экономика под знаком интеллекта

Наиболее значащие материалы сайта:

Основные несущие конструкции ИнтелТеха
3 императива выживания
Упущения цивилизации, их обнаружение и восполнение
Заблуждения цивилизации, их выявление и исправление
Как противодействовать старению
Профилактика раковых заболеваний
К рекомедациям Природы стоит прислушаться
Криминальный диагноз: узкоумие
Будем же учиться правильно мыслить
Педагогика наивысшей эффективности
Чтобы умственная пища хорошо переваривалась, она должна поглощаться с аппетитом
Учебно-творческий центр раскрытия одаренности
Советы осененному идеей
Советы начинающему эксперту
Дело для ООН
Институт Будущего Всепланетный вэб-НИИ интеллектуальных ресурсов
Обращение к Почетным гостям ИнтелТеха
Инструмент мысли нуждается в заточке
Механизм юмора, сформировавшийся за миллионы лет
Не исключено, что вы -- аквиник
Псевдоконгруэнции на универсальных алгебрах
Новое понимание физического закона
• Обсуждение общебиологического принципа толерантности
• Обобщенный принцип толерантности
• О творчестве по-новому
Социальная инициатива -- общедоступный инфобанк лексических обогащений

   

Статью "СЧАСТЬЕ"

Автор: Фрэнсис ХЭЙЛИГЕН,
проф. Открытого университета Бельгии

Прагматики утверждают, что база или цель, которой общество должно следовать, это "наибольшее счастье для наибольшего числа людей". Однако как создать такое счастье, остается одной из вечных философских проблем. Разные философы предлагали очень различающиеся ответы на этот вопрос. Единственное, что, по-видимому, является общим для большинства этих ответов, это то, что они так неясны и неоднозначны, что нет возможности проверить их на практике. И когда некоторые из этих утопических взглядов реализовывались, как напр. при коммунизме, то они обычно оказывались разрушительно ошибочными.

Наша эволюционно-кибернетическая философия предлагает ответ, который выглядит теоретически хорошо обоснованным и находищимся в хорошем согласии с психологическими и социологическими наблюдениями тех показателей, которые коррелируют с понятием счастья.

Эволюционно-кибернетическая теория счастья


С точки зрения эволюции, основной ценностью является приспособленность, пригодность к жизни . Пригодность -- это способность выживать и воспроизводиться в имеющихся условиях. Кибернетика добавляет, что для живых систем пригодность в первую очередь достигается через контроль , т.е. через способность учитывать отклонения от того целевого состояния, в котором система может оптимально выживать. Такими отклонениями являются, напр., недостаток пищи, слишком высокая или слишком низкая температура, повреждение организма. Когда организм отходит слишком далеко от целевого состояния, он не может выжить. Т.о., он должен оставаться в окрестности этого состояния. Различные переменные, которые определяют оптимальное состояние, могут, следовательно, рассматриваться как внутренние потребности. Чем лучше контроль организма над ситуацией, тем больше пертурбаций он может пережить, т.е. тем больше его пригодность. Контроль должен учитывать не только текущую ситуацию, но и ее вероятную эволюцию, предсказывая дальнейшие отклонения. Предсказание же требует знания причинно-следственных связей , так что контроль является базисом для познания (см. закон необходимого знания ).

Можно определить текущее счастье как приятное чувство или субъективное ощущение бытия. Тогда продолжительному счастью соответствует продление приятных ощущений на какой-то период. Это находится в соответствии со степенью удовлетворения своей жизнью у людей. Хотя это не одно и то же, но этот смысл счастья является близким синонимом удовлетворения жизнью, качеством жизни, своей "самореализацией" (Heylighen, 1992 ).

Эволюционная теория счастья должна объяснить связь между объективным свойством пригодности и субъективным ощущением благополучия. С биологической точки зрения, органы чувств функционируют, чтобы вывести организм из опасных ситуаций(сигнализируемых неприятными аффектами, такими как страх, голод или страдание) и привести к позитивным ситуациям (сигнализиумых позитивными эффектами, такими как радость, любовь, удовольствие). Т.о., чувства играют роль косвенных селекторов: они выбирают подходящие действия, такие, как питье при жажде, и отвергают неподходящие действия, такие, как соприкосновение с пламенем, замещая таким образом естественный отбор. Следовательно, позитивные чувства будут нормально свидетельствовать, что организм приближается к оптимальному состоянию.
Итак, счастье может рассматриваться как свидетельство того, что индивидуум психологически приспособлен (близок к оптимальному состоянию) и сознательно контролирует (способен учитывать возможные отклонения от оптимального состояния), другими словами, что он или она удоблетворяют все свои базовые потребности, несмотря на возможные нерегулярности в окружающей среде. Такой контроль над ситуацией имеет 3 компоненты (Heylighen, 1992 ):

материальная компетентность:

нужно иметь необходимые ресурсы или возможности для удовлетворения своих потребностей. Нельзя удовлетворить свою жажду без воды, или удовлетворить свою потребность в социальных контактах, находясь на необитаемом острове.

познавательная компетентность:

недостаточно, чтобы необходимые ресурсы были, нужно быть способным найти их, узнать и эффективно применить. Если исключить тривиальные случаи, для удовлетворения потребностей требуется умение проблеморазрешения , т.е. знания, ум и креативность.

субъективная компетентность:

недостаточно, чтобы чтобы ресурсы были и чтобы вы были способны найти их; нужно еще верить в свою проблеморазрешающую способность. Иначе у вас не будет мотивации совершить необходимые усилия.

Проблема достижения счастья сводится тогда просто к обеспечению материальной компетенции (обеспеченности ресурсами и возможностями), познавательной компетенции (образование в широком смысле слова, использование компьютеров) и субъективной компетенции (настройка на то, что человек компетентен и "держит ситуацию под контролем").

Эмпирическое подтверждение теории

Кибернетическая теория счастья гласит, что наличие этих трех компонент является необходимым и достаточным условием благополучия. Посмотрим теперь на эмпирические данные, чтобы убедиться в подтверждении этой гипотезы. Социолог Руут Веенховен создал обширную базу данных о счастье , собрав результаты сотен опросов, в которых людей спрашивали, в чем их счастье или как они удовлетворены жизнью. Веенховен (1991, 1995) изучал затем основные факторы, коррелирующие с окончательными оценками счастья. Его первый вывод - что счастье не связано и не зависит от чисто субъективного взгляда, вопреки утверждению некоторых теорий. В самом деле, счастье может быть довольно точно предсказано на основе объективной "жизнеспособности" общества, в котором индивидуум живет и на основе его или ее персонального профиля. Обсудим эти факторы, имеющие сильную положительную корреляцию со счастьем. Начнем с характеристик обществ, где люди стремятся быть счастливыми:

благосостояние:

(измеряемое средней покупательской способностью). Это очевидно важная мера материальной компетентности для удовлетворения базовых потребностей. Интересно отметить, что корреляция между покупательской способностью и счастьем становится менее важной для более богатых стран; это означает, что если базовых материальные потребности в пище и крове удовлетворены, то дальнейшее процветание мало что добавляет к счастью.

доступность знаний:

(измеряется долей грамотных, приобщеностью к школьному обучению и наличием СМИ). Она со всей очевидностью отражает компонент познавательной компетентности.

личностная свобода:

люди более удовлетворены в тех обществах, которые минимально ограничивают их свободу действий, другими словами, где они распоряжаются собой, а не ими распоряжаются. Это тоже одна из форм материальной компетентности.

равенство:

этот фактор несколько менее понятный. Социальное неравенство означает меньшие возможности контролировать ситуацию для тех, кто находится в более слабой позиции, и большие риски потери привилегий для тех, кто находится в более сильной позиции.

На индивидуальном уровне для людей одного общества различие в понимании счастья зависит от их положения и от их личностных характеристик:

здоровье:

удовлетворение жизнью имеет тенденцию быть больше среди тех, кто находится в хорошем физическом и психическом здоровье. И обратно, счастливые люди менее подвержены болезням и реже умирают, чем несчастливые (Blakeslee & Grossarth-Maticek ). Это непосредственно подтверждает сильную корреляцию между счастьем и биологической приспособленностью.

психологические характеристики:

для счастливых людей характерна вера в то, что они способны управлять ситуацией, тогда как для несчастливых -- то, что они игрушка судьбы. В этом выражается то, что мы назвали субъективной компетентностью. Счастливые люди также более психологически гибки, уверенны в себе, склонны к сочувствию и к открытым переживаниям. Это как раз те качества, согласно нашей теории самоактуализации (Heylighen, 1992 ), которые сопровождают компетентность для удовлетворении потребностей.

социальная позиция:

счастье более обычно среди тех, кто имеет близкие связи (напр. брак) и социально активен. В этом проявляется готовность людей удовлетворять свои социальные потребности и получать больший контроль за ситуацией, полагаясь на поддержку других. В частности, счастье более распространено среди специалистов и менеджеров, т.е. людей, которые больше сами контролируют свою работу, чем выполняют поручения других.

жизненные события:

счастье больше коррелирует с присутствием благоприятных событий (таких, как успех, свадьба и т.д.) и отсутствием треволнений и неудач (таких, как аварии, увольнения, конфликты и т.д.). Такие события сигнализируют человеку об успехах или неудачах в достижении поставленных целей, т.е. и о его контроле за ситуацией.

Заключение. Хотя такие наблюдения и не могут доказать, что наблюдаемая компетентность для удовлетворения потребностей является необходимым и достаточным условием счастья, но они все-таки подтверждают базисный принцип эволюционно-кибернетической теории счастья. Более того, они объясняют, как счастье может быть осуществлено на практике, а именно путем продвижения благосостояния, образования, свобод, равенства, здоровья, личностного контроля, самореализации и взаимоотношений с близкими людьми.

Ссылки:
• Thomas R. Blakeslee, and Ronald Grossarth-Maticek: Feelings of Pleasure & Well-being as predictors of Health Status 21 Years Later . Heylighen F. (1992): A Cognitive-Systemic Reconstruction of Maslow's Theory of Self-Actualization , Behavioral Science 37, p. 39-58.
• Veenhoven R. (1991): "Is Happiness Relative?", Social Indicators Research 24, p. 1-34.
• Veenhoven R. (1995): "Developments in Satisfaction Research", Social Indicators Research 37, p. 1-46. Ruut Veenhoven.Advances in the understanding of happiness , Published in French in Revue Quebecoise de Psychologie, vol 18, 1997, pp 267-293.

(Перевод: В.Н.Третьяков).

См. аннотацию на эту статью.

 

     
(C) Copyright «ИнтелТех»—В.Н.Третьяков. Настоящая информация является интеллектуальной собственностью автора сайта, которому было бы интересно знать о любом использовании его материалов. Vlad-Tretyakov@yandex.ru
Hosted by uCoz