<


1-Й ИМПЕРАТИВ ВЫЖИВАНИЯ
ЧЕЛОВЕЧЕСТВА



Страницы сайта:

ИМПЕРАТИВЫ ВЫЖИВАНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА:
* ПЕРВЫЙ,
* ВТОРОЙ и
* ТРЕТИЙ;
а также
*ДЕМОГРАФИЧЕСКИЙ
; *ПЛАНЕТАРНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ;
* ДИАЛОГ О ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ;
* ПРОЕКТЫ;
* НАУКА В ДЕЙСТВИИ;
* ПЕДАГОГИКА;
* HOMO SAPIENS;
* ОБЩЕСТВО;
* ЗДОРОВЬЕ;
* ФИЛОСОФИЯ С ТОЛЕРАНТНОСТЬЮ;
* ТРЕТЬЯКОВСКАЯ ГАЛЕРЕЯ ИДЕЙ,
вместе с...
* ЕЕ ЗАПАСНИКАМИ;
* УЧЕНЫЕ ДОСУГИ;
* ИНТЕРВЬЮ
* ДИАЛОГИ
* ИНТЕЛТЕХ ПРЕДСТАВЛЯЕТ
* МИЛЛЕРИАНА
* ПРИВАТНАЯ СТРАНИЧКА
* ИНТЕРНЕТ-БЮЛЛЕТЕНЬ МАИТ


Коллекции статей на сервере СО РАН:

+Рекомендации Природы в социологии
+Императивы выживания
+Философские проблемы математики
++Экономика под знаком интеллекта

Наиболее значащие материалы сайта:

Эволюционные корредяты когнитивных способностей человека
Экзистенциальная мета-проблема человеческой цивилизации
Земля -- точка под знаком вопроса
О смене парадигмы когнитивной науки
Этическая панорама мышления
Обращение к участникам саммита Рио+20 (июнь 2012 г.)
Создание системы цивилизационной безопасности в 3-м тысячелетии
Мы живем в ДПМ-цивилизации
Все человечество, возможно, оказалось в дураках
Суду животных трудно найти адвоката
Международный День счастья. Что дальше?
Эволюционная классификация "ментальных жуков"
Устояли далеко не все
Обращение в Элья-институт межрелигиозных отношений
Из истории моих взаимоотношений с единоверцами
Институционально-стратегическое банкротство интеллигенции в цивилизационном процессе
Упущения цивилизации, их обнаружение и восполнение
Рекомендации Природы международным институциям
Принцип толерантности в действии: социо-психологические рекомендации
Принцип толерантности и концепция противодействия старению
Толерантный охват и категоризация
Как научиться быть эвристичным
Рекомедации Природы в социологии
Криминальный диагноз: узкоумие
Две креативности, а такие разные
Будем же учиться правильно мыслить
Педагогика наивысшей эффективности
Чтобы умственная пища хорошо переваривалась, она должна поглощаться с аппетитом
Учебно-творческий центр раскрытия одаренности
Советы осененному идеей
Советы начинающему эксперту
Инструмент мысли нуждается в заточке
Профилактика раковых заболеваний
Механизм юмора, добытый из глубин эволюции
Не исключено, что вы -- аквиник
Псевдоконгруэнции на универсальных алгебрах
Новое понимание физического закона
В материальном мире действует объединенный принцип толерантности
Обсуждение общебиологического принципа толерантности
О творчестве по-новому
Социальная инициатива -- общедоступный инфобанк лексических обогащений
К истории сотрудничества ИнтелТеха с Mission Studio International



Панорамное мышление как понятие

В.Н.Третьяков

 

L'esprit s'attache par paresse
et par constance a ce qui lui
est facile ou agreable;
cette habitude met toujours
des bornes a nos connaissances,
et jamais personne ne s'est donne
la peine d'etendre et conduire son esprit
aussi loin qu'il pourrat aller.
Francois de La Rochefoucauld
(Наш разум, по своей лености,
занят обычно лишь тем,
что ему легко и приятно;
эта привычка ограничивает
наши познания, и никто
не дал себе труда обогатить
и расширить свой разум до
пределов возможного.
Франсуа де ЛаРошфуко)

Эволюционно-особенность человеческого менталитета -- это узость поля сознания (УПС), некогда, у пралюдей и еще более древних человеческих предков бывшая преимуществом в выживании из-за коррелятивно связанных с ней высокоскоростных поведенческих реакций, теперь же, у современного человека, в усложнившемся и усложняющемся мире, но в условиях более безопасных (средняя продолжительность жизни теперь в 3-4 больше, чем у наших предков 3-5 тыс. лет назад), ставшая недостатком, эволюционно унаследованной отягощенностью человеческого рода, которую можно диагностировать как дефицит панорамного мышления.

Это означает, что имеется настоятельная потребность во введении в психологию нового объекта мысли -- понятия панорамного мышления, естественно включающего интуитивное понимание панорамного мышления и обобщающего его.

Итак,
Панорамное мышление -- способ мышления, в процессе которого происходит преодоление эволюционной отягощенности человеческого менталитета -- узости поля сознания. Панорамное мышление может считаться термином, объединяющим несколько типов мышления, в массе людям не свойственного, таких как системное, латеральное, нестандартное, объемное, изобретательское, прорывное, масштабное, полного спектра, параллельное, более чем однотрековое.

Так, например, панорамное мышление (ПМ) как термин включает в себя мышление полного спектра, поскольку ПМ может проявляться как мышление (нескольких) полных спектров, могущих иметь различную природу.

ПМ включает в себя даже объемное мышление, поскольку глубина и широта мысли, ассоциирующиеся с объемным мышлением, является также признаками ПМ. Кроме того, поскольку преодоление человеческой ментальности требует также анализа своего мышления «на девиантность», т.е. как бы взгляда со стороны или выхода в другое изменение, то объемность мышления также является характеристикой ПМ.

Разновидностью ПМ является и всеохватное мышление, поскольку с ним связано более полное, чем обычно, привлечение привходящих обстоятельств, фактов и закономерностей, существенных для аргументирования и получения вывода. Если бы в ПМ не было чего-то большего – выявления в собственном мышлении разнообразных факторов (общечеловеческой, внутрисоциальной и субъективной природы), уводящих мысль от правильного вывода, то всеохватное мышление могло бы считаться даже синонимом ПМ. Однако в обычном понимании всеохватного мышления (rfr рефлексивноv, основанноv на энциклопедической эрудиции) этот критический и самокритический учет подобных факторов не предусмотрен.

Понятия панорамного мышления (ПМ) и дефицита панорамного мышления (ДПМ) были введены мной в 1995 г. в статье "Криминальный диагноз: узкоумие" [1] и развиты в том же году в заявке на исследовательский грант, направленный в белорусское отделение USIA/IREX (см. Педагогический проект ped_draft.html).

Проблемы развития ПМ и преодоления ДПМ рассматривались также в 2002-03 г. в нескольких текстах, выставлявшихся на форуме Римского клуба (см. [2]) и в публикациях [3, 4].

Зрительное восприятие панорамы давало многим авторам возможность использовать интуитивную понятность панорамного мышления в пространственном или обобщенном пространственном смысле, не определяя его. Из самых ранних (1946) - книга Дэвиса Кларка "Страна Руперта: гобелен культуры" и книга Карла Хэйэя "Организация работы в менеджменте" (1960). Характерно, что в обширном списке ключевых слов ПМ не фигурирует.
ПМ использовалось также в юриспруденции, в картографировании и визуализации когнитивных процессов. Понятие ПМ вводилось и в противопоставлении некоему туннельному мышлению, использовалось при анализе технических решений в космонавтике.

Отметим, что ПМ как научный термин, введенный в 1995 г., несмотря на более ранние прецеденты использования ПМ, может считаться новым научным понятием, поскольку в нем панорама впервые была связана с главным субстратом мышления -- корой головного мозга, а использование такого способа мышления -- с преодолением эволюционно-обусловленной особенности человеческого менталитета.

Идея развивать ПТ с помощью педагогических средств кажется естественной, во-первых, потому, что она все больше превращается в первый императив выживания человечества, во-вторых, потому, что в мире, переполненном информацией, гораздо больше значит умение ее отыскивать и творчески использовать, т.е. умение мыслить панорамно.

Доводы в пользу использования ПМ как научного термина:
- ПМ – это новый термин, имеющий логическое обоснование быть введенным в науку, поскольку стремление преодолевать эволюционную отягощенность мышления – узость поля сознания, являющуюся, по-видимому, главным, но не единственным, признаком ДПМ, -- означает развивать ПМ, в т.ч. и как новое психологическое понятие;

- ПМ как метафора вполне согласуется с представлением о поверхностном слое мозга -- мозговой корой -- как главном субстрате мышления, которая увидена как бы со стороны;

- ПМ имеет признаки образности и интуитивной понятности.

- ПТ обобщает понятие системного мышления -- способа мышления, более всего ассоциирующегося с научным мышлением. В самом деле, системное мышление является панорамным (как преодолевающее эволюционную отягощенность), но ПМ, кроме того, может еще быть и внесистемным (ведь, скажем, для бытовых нужд потребности в системном мышлении нет).

- ПМ не есть какая-то абстракция, не имеющая отношения к реальности.
Например, элементы ПМ проявляют диспетчер аэропорта, дирижер оркестра за дирижерским пультом, хирург, проводящий операцию, синхронный переводчик, обслуживающий международную конференцию, шоумен, ведущий ток-шоу в прямом эфире, композитор, создающий симфонию или концерт, писатель, обдумывающий замысел романа или пповести, актер, играющий на сцене, школьный учитель, ведущий урок, ученый, вводящий в науку новое понятие, юморист, придумывающий новую шутку, и те слушатели, что ее восприняли.

В науке, обучении, производственной, аналитической деятельности, в быту, в поступках человек проявляет способности панорамно мыслить, если он:

*обладает живым умом, настроенным на творчество, в т.ч. на производство юмора;

*проявляет открытость ума, готового воспринять новизну, не входящую в систему его представлений или даже вступающую с ней в противоречие;

*находит новую интерпретацию или новое применение знаниям, прежде счившимся абстрактно-теоретическими или бесполезными;

*с честью выходит из трудных ситуаций морального выбора;
*предвидит не только ближайшие, но и отдаленные последствия принимаемых решений или происходящих событий;

*в экстремальных ситуациях не теряет самообладания.

Человек проявляет ДПМ, если он:

*несамокритичен, судит себя по «сниженным» стандартам;

*совершает ошибки недомыслия, не замечая их;

*совершает ошибки типа «недоучел», «не принял во внимание»;

*проявляет упрямство несмотря ни на что;

*не продуцирует юмористические высказывания, не подмечает комизма ситуаций и не реагирует на юмор (словесный, ситуативный), производимый другими;

*равнодушен к тому, что выходит из круга его представлений;

*консервативен и догматичен в пристрастиях и вкусах;

*проявляет раздражительность, слабо мотивированную агрессивность;

*теряет самообладание в экстремальных ситуациях;

*имеет атрофированный рефлекс новизны.

Можно утверждать, что ДПМ успешно преодолевают те люди, которые свои слова, действия и поступки соотносят с морально-этическими принципами (в прежние времена таких людей называли добродетельными) – именно потому, что слишком много есть других людей, таких умственных операций соотнесения не делающих, в поле сознания этические принципы не впускающих и потому обходящихся более узким полем сознания. Блез Паскаль, призывая всех «правильно мыслить», имел в виду прежде всего этот, моральный аспект «хорошего мышления».

См. в дополнение Мое кредо, изложенное на дискуссионном форуме
в Школе Панорамного Мышления



... а также виртуальный круглый стол эспертов по проблеме интеллекта, его достоинств и недостатков.

Публикации В.Н.Третьякова:

1. Криминальный диагноз: узкоумие. -- Сталiца (Минск), 1995, 20 янв.;
2. An affair for the United Nations; Let us think good; For all that, happiness on Earth is possible.
3. Инструмент мысли нуждается в заточке. - Гравитон (Калининград), 2003, № 11.
4. Единая эволюционно-биологическая база для классификации словесного юмора малых форм, в сб.: Проблемы создания информационных технологий. Москва: МАИТ, 2006, № 14, сс. 226--233.
5. Набросок эволюционной ментомологии, объектом которой являются ментальные "жуки", как бы обитающие в мозгу человека и мешающие ему правильно мыслить.

Статья о панорамном мышлении как понятии есть в Википедии.

Примечание. В январе 2008 г. я предложил членам группы Human Survival, что на Yahoo.com, высказаться по поводу моего доклада http://inteltech.iatp.by/civ_secure.html "Создание системы цивилизационной безопасности в 3-м тысячелетии", рассчитывая, что тем самым смогу приблизить дискуссию к содержанию, более соответствующему названию группы («Выживание Человечества»).
Отклик Сатиша Кумара на мое обращение был весьма конструктивным:

Дорогой Владимир,
Предлагаю вам добавить следующие страницы на ваш веб-сайт, написанные простым, легким для чтения английским языком и привлекательные по дизайну (используя хороший переводчик на английский):
1. Панорамное мышление в средней школе.
2. Панорамное мышление в высшей школе.
3. Панорамное мышление в колледжах.
4. Панорамное мышление для деловых людей.
5. Панорамное мышление для политиков.
6. Панорамное мышление для военных.
7. Панорамное мышление для телешоу и мультфильмов в Интернете
8. Привлечь "ни к чему не годных" пожилых людей к позитивным изменениям в мире (инициировать создание гериатрической ассоциации в России, США и других странах, чтобы продвигать панорамное мышление, воздействуя на юные умы в их странах).

Широко говорящий --
Сатиш.

Мой ответ С.Кумару

Дорогой Сатиш,
Ваши стимулы что-то делать, как внешние для меня, сильнее моих собственных, так что я, будучи лентяем, благодарен вам за ваши предложения. Было бы даже лучше разработать подробные учебные программы для названных уровней образования (кстати, вы упустили из виду внутриутробный уровень чьего-то существования, когда мать, соответствующим образом инструктированная, могла бы настроить ум своего будущего ребенка на панорамное мышление), но это потребовало бы от меня сотрудничества с педагогами и заняло бы слишком много времени. Так что я предпочту просто записывать свои мысли как развивать панорамное мышление на разных уровнях образования.

Благодарю вас за ваше понимание моего тезиса, что проблемы самого человеческого существования и все препятствия на пути к лучшей жизни были, есть и будут связаны с несовершенством человеческих умов.

Владимир.

См. в дополнение Панорамное мышление как информационная технология
.

В.Н.Третьяков:Меру панорамности мышления можно теперь узнавать

Для лучшего освоения процедур панорамного мышления, их сравнительной ценности и выбора наилучшей представляет интерес разработка линейной шкалы панорамного мышления, основанной на мере панорамности.
По-видимому, эта шкала по необходимости должна учитывать как количественные, так и качественные параметры панорамности. Среди них можно выделить:

*объективную / субъективную новизну мысли, ставшей результатом мышления;
*парадоксальность мысли;
*количество реальных / виртуальных объектов / субъектов, в нее входящих;
*количество активных связок /виртуальных связок между объектами / субъектами мысли. ...>>

   
Copyright (c) ИнтелТех—В.Н.Третьяков. Настоящая информация является интеллектуальной собственностью автора сайта, которому было бы интересно знать о любом использовании его материалов. tvn@iatp.by