Institute of Intellectual Technologies


НАУКА В ДЕЙСТВИИ



Страницы сайта:

HOMEPAGE
ИМПЕРАТИВЫ ВЫЖИВАНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА:
* ПЕРВЫЙ,
* ВТОРОЙ и
* ТРЕТИЙ;
а также
*ДЕМОГРАФИЧЕСКИЙ
, *ПЛАНЕТАРНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ;
* ДИАЛОГ О ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ;
* ПРОЕКТЫ;
* НАУКА В ДЕЙСТВИИ;
* ПЕДАГОГИКА;
* HOMO SAPIENS;
* ОБЩЕСТВО;
* ЗДОРОВЬЕ;
* ФИЛОСОФИЯ С ТОЛЕРАНТНОСТЬЮ;
* ТРЕТЬЯКОВСКАЯ ГАЛЕРЕЯ ИДЕЙ,
вместе с...
* ЕЕ ЗАПАСНИКАМИ;
* УЧЕНЫЕ ДОСУГИ;
* ИНТЕРВЬЮ
* ДИАЛОГИ
* ИНТЕЛТЕХ ПРЕДСТАВЛЯЕТ
* МИЛЛЕРИАНА
* ПРИВАТНАЯ СТРАНИЧКА
* ИНТЕРНЕТ-БЮЛЛЕТЕНЬ МАИТ


Коллекции статей на сервере СО РАН:

+Рекомендации Природы в социологии
+Императивы выживания
+Философские проблемы математики
++Экономика под знаком интеллекта

Наиболее значащие материалы сайта:

Экзистенциальная мета-проблема человеческой цивилизации
Обращение к участникам саммита Рио+20 (июнь 2012 г.)
Создание системы цивилизационной безопасности в 3-м тысячелетии
Мы живем в ДПМ-цивилизации
Все человечество, возможно, оказалось в дураках
Институционально-стратегическое банкротство интеллигенции в цивилизационном процессе
Упущения цивилизации, их обнаружение и восполнение
Рекомендации Природы международным институциям
Принцип толерантности и концепция противодействия старению
Рекомедации Природы в социологии
Криминальный диагноз: узкоумие
Будем же учиться правильно мыслить
Педагогика наивысшей эффективности
Чтобы умственная пища хорошо переваривалась, она должна поглощаться с аппетитом
Учебно-творческий центр раскрытия одаренности
Советы осененному идеей
Советы начинающему эксперту
Инструмент мысли нуждается в заточке
Профилактика раковых заболеваний
Механизм юмора, добытый из глубин эволюции
Не исключено, что вы -- аквиник
Псевдоконгруэнции на универсальных алгебрах
Новое понимание физического закона
В материальном мире действует объединенный принцип толерантности
Обсуждение общебиологического принципа толерантности
О творчестве по-новому
Социальная инициатива -- общедоступный инфобанк лексических обогащений
К истории сотрудничества ИнтелТеха с Mission Studio International

УДК 159.9

О смене парадигмы когнитивной науки

В.Н. Третьяков,
Представитель МНОО "МАИТ" в ДОИ/ООН

Упущения в науке [1] были прежде, есть сейчас и неизбежны в будущем «благодаря» эволюционной отягощенности мышления, унаследованной от животных предков, – узости поля сознания (УПС). В дикой природе УПС – это преимущество в выживании, для человека же в условиях цивилизации – уже унаследованный недостаток, который можно назвать дефицитом панорамного мышления (ДПМ).

А. Эйнштейну принадлежит мысль: «Нам требуется существенно новый способ мышления, если мы намерены выжить». Под «существенно новым способом» следует понимать готовность и желание преодолевать именно ДПМ – эволюционную отягощенность нашей ментальности. Вызовом человечеству «Быть или не быть?» – должно стать освоение панорамного мышления [2] как на индивидуальном, так и на коллективном уровне.
Императивный характер такого вызова позволяет говорить о ДПМ-комплексе как об экзистенциальной мета-проблеме человеческой цивилизации [3].

Панорамное мышление -- способ мышления, в процессе которого происходит преодоление эволюционной отягощенности человеческого менталитета -- узости поля сознания.
Панорамное мышление может считаться термином, объединяющим несколько типов мышления, в массе людям не свойственного, таких как системное, латеральное, нестандартное, объемное, изобретательское, прорывное, масштабное, полного спектра, параллельное и др.
Преодоление ДПМ, в частности, должно состоять и в «дезинсекции» ментальных «жуков», типа тех, выявленных в ментомологии Джона Варфильда (2003). Их классификация пополнена в [4]. Она дана на новой основе -- на признании ДПМ прародителем всех ментальных жуков. Именно поэтому ДПМ может считаться универсальным качеством человеческой ментальности, отставшей от уровня той могучей цивилизации, которая «благодаря» ДПМ была создана. Это именно так, поскольку всю историю человечества можно трактовать как историю преодоления ДПМ [5], и вопрос теперь стоит остро – может ли эта история быть продолжена.

Сужение панорамы адекватного мышления, происходящее, в частности, из-за ментальных «жуков», так созвучных с «тараканами в голове», классифицировано в [4] по 8 типам:
1. Склонность к всеохватной иерархической организации во всех сферах жизни и при любых социальных системах.
2. Использование бинарной логики в мыслях и поведении. 3. Вхождение в состояние замешательства, когда количество объектов мысли или восприятия превышает некоторое (совсем небольшое) число.
4. Склонность к поспешным ментальным и поведенческим реакциям и действиям.
5. Всегда присутствующий широко понятый интерес, оказывающий свое воздействие на ментальную деятельность.
6. Различия между людьми, провоцирующие отдаление, ксенофобию и враждебность.
7. Склонность использовать ум для необременительного сопровождения происходящего, увиденного и услышанного.
8. Искажение самого смысла агрессивности, бывшей некогда биологически целесообразной.

Знаки ДПМ видны повсюду [6], их можно, вдумавшись, «прочесть» даже в самом «дизайне» человеческого лица, отражающем характерные обстоятельства жесткой, элиминирующей эволюции животного мира (эволюционный смысл – в максимальной близости органов чувств к управляющему органу – мозгу) и даже в характере человеческого юмора (см. «Секрет юмора из глубин эволюции» [10]), где показано, что все возможные способы порождения вербального комического являются игрой со словами, т.е. как бы преодолением ДПМ играючи), в «заботливой» передаче от поколения к поколению несообразностей письменной / устной речи, которые можно обнаружить даже в нормативных словах и лексемах [11].

ДПМ подтверждает свое существование всякий раз, когда в науке обнаруживаются упущения. Вот 5 примеров таких выявленных «подтверждений».

1. Науке уже известны принцип толерантности Дж. Броновицкого (о переносимости медпрепаратов) и принцип толерантности Р. Карнапа (о терпимом отношении к новым теориям, не противоречащим логике), но до большой науки, пользующейся вовсю категоризациями / классификациями и зонами осознанного неразличения, так до сих пор и не дошел принцип толерантности общебиологического значения [ 7]: Природа не делает ставки на выведение какого-то совершенного организма, и потому объем фазового пространстве видовых признаком для любого вида является принципиально ненулевой величиной. Предельно упрощая, это можно выразить так: Природа дает жизни допуск (допуск – tolerance по-английски и по-французски, откуда и название принципа).

Справедливость и общебиологический характер принципа видны из самого разнообразия жизни, растительной и животной. В пределах же любого вида животных какой-либо вид только потому и существует, что животные умеют («самокатегоризация»!) отличать «своих» от «чужих», среди «своих» выделять («самоклассификация»!) «самцов», «самок», «детей», а среди «чужих» -- «опасных», «неопасных», «годящихся в пищу».

2. Американский эколог Виктор Шелфорд, в 1911 г. опубликовавший экологический закон толерантности, был в одном шаге до открытия общебиологического принципа толерантности [9], но этот шаг не был им сделан.

3. Как бы подтверждая тезис о научных упущениях общецивилизационного значения, психологическая наука, имплицитно использующая принцип толерантности в работе человеческого мозга, не дала ему эксплицитного оформления. Даже слова «толерантность» и «tolerance, toleration» в справочной литературе по психологии даются лишь в связи с физиологическими понятиями «переносимость» и «терпимость».
А ведь наука, изобретательство, вербальное общение, самоё цивилизация без этого принципа не могли бы существовать, поскольку он является универсальной способностью мозга сознательно или бессознательно игнорировать различия, вводя новые понятия и слова, проводя категоризацию и классификацию.

4. Еще одно подтверждение ДПМ в действии. С точки зрения психологического принципа толерантности (ППТ) математика, как язык науки, игнорирует важнейшее креативное качество человеческого мозга, не включая отношение толерантности в свои основания. Попытка дать набросок математической теории для алгебр с отношением толерантности, задаваемым на множествах [13], не была подхвачена. Тот же эффект постиг и работу [14], посвященную более адекватному пониманию физического закона – не как функциональной зависимости физических переменных, а как их обобщенного толерантного отображения.

5. Самым же главным упущением – не только науки, но и всей человеческой цивилизации – приходится считать непризнание ДПМ и отсутствия каких-либо (императивно требуемых!) действий по его преодолению – в масштабе как индивидуальном (перестройка систем образования), так и коллективном (формирование интеллектуального ресурса планеты).

Способом использования ППТ в действии может оказаться «толерантный охват» (и его английский аналог «tolerant inclusion»), понимаемый как процедура и результат абстрагирования от различий при образовании понятий. В [8] показано, что он включает в себя содержание терминов «категоризация» и «категория», соотносимых лишь с познавательной деятельностью человека. Кроме того, класс объектов, с которыми можно произвести толерантный охват, гораздо шире, чем то, что охватывается понятием «категория», и может включать лексему, слово и даже отдельную фонему (когда производится абстрагирование от различий в их произнесении и способах написания) и отдельное понятие (когда важен охват его смыслов и дефиниций).

Соответствующее понятие, обобщающее термин «классификация», может быть названо «толерантный разъём» («tolerant separation»).
Единство вводимых понятий в том, что любой классификации и любому толерантному разъему всегда можно сопоставить (осознанный) толерантный охват.

Одно из следствий наличия ДПМ у человека – это его склонность к концептуальным / когнитивным метафорам. Хотелось бы думать, метафорический мэсидж, содержащийся в терминах толерантный охват и толерантный разъём, будет способствовать и процессу понимания самого когнитивного процесса, ведущего к новым открытиям общецивилизационного значения.

В новостном блоке “World Science” 29 янв. 2014 г. сообщалось об уникальной области мозга, выявляемой только у людей. Мэтью Рашворт, участник исследований, пояснил, что эта зона во фронтальной коре “способна планировать будущее, быть гибкой в подходах и учиться от других, т.е. то, что особенно впечатляет у людей. Мы отождествили эту область мозга как уникально человеческую, которая, похоже, имеет отношение к нашим когнитивным способностям.”

Как отмечалось выше, характер производимых толерантных охватов и толерантных разъемов разный: осознанно и неосознанно – у человека, только неосознанно – у животных. Это значит, что есть основания высказать гипотезу: выявленная лобная зона, имеющаяся только у человека и отсутствующая у его ближайших предков-обезьян, – ответственна именно за осознанные толерантные охваты. То, что она «способна планировать будущее», эту гипотезу подтверждает: ведь всякий план, составленный человеком, в т.ч. и на будущее, – представляет собой осознанный толерантный охват. Ну а «гибкость подходов» – здесь мало какой теоретический инструмент сможет сравниться с толерантным охватом. Ведь его, например, можно использовать в качестве «строительных лесов» будущей теории.

Если говорить о новой парадигме когнитивистики, то есть основания включить в нее и ДПМ -- как фактор воздействия на мыслительный процесс ученого, осознавшего, что ДПМ имеет универсальный характер, и получающего «взамен» полную уверенность, что прежде были, а сейчас есть скрытые за горизонтом знания идеи и представления большой, общечеловеческой значимости, ранга открытия, которые как бы предсуществуют и призывают их обнаружить. Пришло время отказаться от парадигмы «насыщения науки», утверждающей, что все главное наука нам уже высказала, остались лишь несущественные подробности, существенные лишь для диссертантов.

Инерция движения нашей огромной цивилизации велика, и свернуть ее хоть на одну угловую секунду от пути, ведущему к обрыву человеческой истории, невероятно трудное и, как уже считают многие, безнадежное дело. Оптимизм может придать мысль: если удалось создать огромную человеческую цивилизацию, явно не осознавая принципа толерантности в действии и универсального характера ДПМ, то, возможно, удастся справиться и с гораздо более трудной задачей – ее спасения от уничтожения и самоуничтожения, когда такое осознание станет явным и пополнит научную парадигму когнитивистики. Ведь экзистенциальная угроза – вызов прежде всего когнитивным психологам, которые могли бы способствовать освоению панорамного мышления, освобожденного от мифов, предрассудков и прочих «ментальных жуков», и проложить путь специалистам других наук, которым бы открылось огромное поле деятельности в науке для восполнения упущенных наукой открытий общецивилизационного значения.

* * *

Классик американской психологии Уильям Джеймс более 100 лет назад выразил то, в чем можно увидеть предсказание: “Сила, способная двигать миром, находится в нашем подсознательном уме.” Можно интерпретировать это высказывание так: сила, способная двигать миром, это мощь отысканных и восполненных упущений цивилизационного значения [1], а источник этой силы -- адекватно организованная когнитивная функциональная система, способная эффективно расширить возможности человеческого познания благодаря использованию толерантного охвата «сознание, ближайшее подсознание, ближнее подсознание и бессознательное».

Работу в развитие этого направления естественно назвать мета-когнитивными исследованиями, поскольку их результатом могла бы стать методологическая помощь не только другим наукам, но и самой когнитивной науке.

Вместо заключения:
Комментируя книгу В.М. Аллахвердова «Методологическое путешествие через океан бессознательного к таинственному острову сознания» (СПб, 2003), д.пс.н. А.И. Юрьев высказал свое кредо:

«…психология несет ответственность за происходящее в мире бóльшую, чем "специалисты точных наук" с их ядерными бомбами и атомными электростанциями, компьютерными сетями и финансовыми схемами. Без психологов, располагающих теоретическими знаниями о человеке на современном уровне (хотя бы на уровне развития физической химии), лидеры непременно ошибутся в выборе характера и содержания изменений человека. Уже понятно, что с точки зрения природы человека, процесс глобальных изменений в мире приобрел характер чуждой и враждебной ему природной стихии. Но только "группы влияния" этого не знают, потому что психологи, во-первых, отказались от роли непререкаемых авторитетов в области изменений сознания человека, и, во-вторых, часто не могут этого сделать ввиду архаичности, неубедительности своих аргументов.»

Публикации автора по теме:

1. Упущения цивилизации, как их отыскивать и восполнять. – Гравитон, 2006, №№ 10 и 11: http://tvinteltech.narod.ru/omiss_all.html.
2. Панорамное мышление как термин: http://inteltech.iatp.by/imperat_1.html.
3. Экзистенциальная мета-проблема человеческой цивилизации, в сб. Трудов МАИТ, 2014, № 24 (в печати); http://tvinteltech.narod.ru/exist_meta_prob.html.
4. Эволюционная ментомология: http://tvinteltech.narod.ru/my_mentom.html.
5. Пришло время осознать: мы живем в ДПМ-цивилизации: http://tvinteltech.narod.ru/ours_SPT_civ.html.
6. Shortage of panoramic thinking: sign seen everywhere: http://intentact.webs.com/spt_signs.htm.
7. Эволюционный смысл понятий и методов земной науки, в сб.: Нетрадиционные научные идеи о Природе и ее явлениях, т. 3, с. 3—9: http://tvinteltech.narod.ru/evol_concept.html;
8. Категоризация и толерантный охват, в сб. Трудов МАИТ, 2014, № 24 (в печати): http://tvinteltech.narod.ru/toler_inclus.html.
9. Принцип толерантности и Закон толерантности: http://tvinteltech.narod.ru/PT_LT.html.
10. Секрет юмора из глубин эволюции. – Интеллектуальная собственность в Беларуси, 2005, № 4, с. 36—39: http://tvinteltech.narod.ru/humor_more.html.
11. Охота за дефицитом. По звериным следам, оставленным в мозгу человека: http://tvinteltech.narod.ru/follow_spt.html.
12. Принцип толерантности и Закон толерантности: http://tvinteltech.narod.ru/PT_LT.html.
13. Псевдоконгруэнции на универсальных алгебрах. М.: ВИНИТИ, 1983: http://tvinteltech.narod.ru/pseudo_com.html.
14. Гипотеза о врожденной толерантности (внутренней неопределенности) как общем свойстве физических систем, в сб.: Нетрадиционные научные идеи о Природе и ее явлениях, Гомель, 1990, т. 2, с. 213—220: http://tvinteltech.narod.ru/hit.html.


В.Н. Третьяков (Минск)

О смене парадигмы когнитивной науки


Аннотация

Предлагается пополнить психологию и когнитивную науку понятиями Толерантный Охват и Толерантный Разъём (и то и другое может быть осознанным и неосознанным), повысить действенность и социальную значимость этих наук экспликацией неявно уже используемого Принципа Толерантности и осознанием экзистенциальных угроз, скрытых в Дефиците Панорамного Мышления, а также императивно требуемых мер для их преодоления.

Uladzimir M. Tratsiakou (Minsk, Belarus)

On changing the paradigm of the cognitive science


Summary

It is proposed to replenish the psychology and cognitive science with concepts of Tolerant Inclusion and Tolerant Separation (that and this may be realized and unrealized) as well as to heighten effectiveness and societal significance of these science. It needs for this to explicate the Principle of tolerance to be yet used implicitly and realize both existential threats hidden in the Shortage of Panoramic Thinking and imperatively needed measures for them to overcome.

--------------------------

Опубл. в сб.: КОГНИТИВНЫЕ ШТУДИИ. Материалы V междисциплинарного семинара. – Мн.: 2014, с. 124—134 и в сб.: Проблемы создания информационных технологий. М., МАИТ, 2014, вып. 25, с. 97--102.

 
   
Copyright (c) ИнтелТех—В.Н.Третьяков. Настоящая информация является интеллектуальной собственностью автора сайта, которому было бы интересно знать о любом использовании его материалов. Vlad-Tretyakov@yandex.ru

Hosted by uCoz