1-й ИМПЕРАТИВ ВЫЖИВАНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА
В XXI ВЕКЕ
и связанные с ним материалы


Страницы сайта:

ИМПЕРАТИВЫ ВЫЖИВАНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА:

* ПЕРВЫЙ,
* ВТОРОЙ и
* ТРЕТИЙ;

* ДЕМОГРАФИЧЕСКИЙ ИМПЕРАТИВ
* ПЛАНЕТАРНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ;
* ДИАЛОГ О ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ;
* ПРОЕКТЫ;
* НАУКА В ДЕЙСТВИИ;
* ПЕДАГОГИКА;
* HOMO SAPIENS;
* ОБЩЕСТВО;
* ЗДОРОВЬЕ;
* ФИЛОСОФИЯ С ТОЛЕРАНТНОСТЬЮ;
* ТРЕТЬЯКОВСКАЯ ГАЛЕРЕЯ ИДЕЙ,
вместе с...
* ЕЕ ЗАПАСНИКАМИ;
* УЧЕНЫЕ ДОСУГИ;
* ИНТЕРВЬЮ
* ДИАЛОГИ
*
ИНТЕЛТЕХ ПРЕДСТАВЛЯЕТ
* МИЛЛЕРИАНА
* ПРИВАТНАЯ СТРАНИЧКА
* ИНФОРМАЦИЯ ИНТЕЛТЕХА

Коллекции статей на сервере СО РАН:

Рекомендации Природы в социологии
+Императивы выживания
+Философские проблемы математики
+Экономика под знаком интеллекта

КРАСОТА СПАСЕТ МИР (Проект Mission Studio Int . при участии ИнтелТеха)

Наиболее значащие материалы сайта:

Создание системы цивилизационной безопасности в 3-м тысячелетии
3 императива выживания
Упущения цивилизации, их обнаружение и восполнение
Заблуждения цивилизации, их выявление и исправление
Основные несущие конструкции ИнтелТеха
Как противодействовать старению
Профилактика раковых заболеваний
К рекомедациям Природы стоит прислушаться
Криминальный диагноз: узкоумие
Будем же учиться правильно мыслить
Педагогика наивысшей эффективности
Чтобы умственная пища хорошо переваривалась, она должна поглощаться с аппетитом
Учебно-творческий центр раскрытия одаренности
Советы осененному идеей
Советы начинающему эксперту
Дело для ООН
Институт Будущего Всепланетный вэб-НИИ интеллектуальных ресурсов
Обращение к Почетным гостям ИнтелТеха
Инструмент мысли нуждается в заточке
Механизм юмора, сформировавшийся за миллионы лет
Не исключено, что вы -- аквиник
Псевдоконгруэнции на универсальных алгебрах
Новое понимание физического закона
• Обсуждение общебиологического принципа толерантности
• Обобщенный принцип толерантности
• О творчестве по-новому
Социальная инициатива -- общедоступный инфобанк лексических обогащений

 

Панорамное мышление как технология

В.Н.Третьяков

Вот отклик на материалы о панорамном мышлении и его дефиците, присланный одним из посетителей моего сайта:

НЕ может существовать одного для всех пути к обретению системности мышления. Ваш путь панорамности – это возможность для немногих, похожих в своих интеллектуальных способностях на Вас. Но им для достижения этих высот придется пройти такой же путь. А эти интеллектуальные способности необходимо воспитывать с детства. Интеллектуальные технологии должны быть просты в использовании. Или я что-то не уловил?
(Николай Мигашкин)

Я увидел в Вашем отклике не одно, а несколько утверждений, явно высказанных и подразумеваемых. И на каждое из них хочется возразить. Для меня это важно, поскольку, если уж вводишь обиход какой-то научный термин, то надо уметь его и отстоять.

Итак, Вы пишете: «НЕ может существовать одного для всех пути к обретению системности мышления». Сама по себе эта мысль не вызывает возражений – просто потому, что она верна. Но из следующего предложения – «Ваш путь панорамности – это возможность для немногих» – следует, что Вы неявно считаете мой замысел развития панорамности мышления педагогическими средствами лишь одним из путей на вершину, которую можно назвать «системное мышление».

Вот с этим я согласиться уже не могу. Цитирую из статьи Панорамное мышление как термин:

Панорамное мышление -- способ мышления, в процессе которого происходит преодоление эволюционной отягощенности человеческого менталитета -- узости поля сознания.

Если речь идет о преодолении неумения подавляющего большинства людей МЫСЛИТЬ СИСТЕМНО, то это имеет прямое отношение к преодолению эволюционной отягощенности человеческого менталитета – узости поля сознания. Системно мыслящий – это, конечно, и панорамно мыслящий. Но обратное не всегда верно, и в цитируемой статье, и в Криминальном диагнозе -- узкоумии приведено несколько примеров профессий, где панорамность мышления нужна и важна, а системность – вовсе не обязательна.

Идем дальше: «А эти интеллектуальные способности необходимо воспитывать с детства». Способности вообще-то не воспитываются , а развиваются , поскольку они даны от рождения, но мысль Ваша понятна. Понятно также и то, что Вы приводите контрдовод мне, якобы отстаивающему какое-то позднее развитие интеллектуальных способностей к панорамному мышлению (ПМ). Это не так.

Еще 10 лет назад я наметил тему исследований, которые с удовольствием стал бы продвигать как исследовательский проект совместно с педагогами, социальными и педагогическими психологами. (Некоторое представление дает его конспективное изложение). Там предполагается, что начальный этап развития ПМ – это не 1-й класс школы и даже не детский сад, а обучение родителей, прежде всего матерей «на сносях», и для детей и для матерей они, тут Вы правы, должны быть, конечно же, просты. Известно, что у детей постнатального и раннего детского возраста умственное развитие идет «через движение». С этим согласуется и рекомендация «не пеленайте ребенка слишком туго». А в контакте с психологами, акушерами и физиологами можно было бы дополнить этот совет еще и некоей продвинутой методикой обращения матери с ее собственным плодом, направленной на то, чтобы давать ему разнообразные и совместимые «двигательные» впечатления. Это наверняка способствовало бы не только развитию умственных способностей будущего взрослого, но и развитию его панорамного мышления.

Так что развитие панорамного мышления как педагогическая технология вполне может быть простым и даже увлекательным делом. Представьте себе урок в средней школе, и девиз этого урока – «Открой закон Ома самостоятельно!» Имеется в виду какое-то другое научное открытие, закон Ома здесь лишь для того, чтобы показать уровень притязаний. Учитель предоставляет в распоряжение учеников всю информацию, которая была у реального автора открытия, и призывает им сделать то, что когда-то удалось сделать ученому, первым в мире оказавшемуся способным расширить свою панораму мышления благодаря творческому озарению.

Так что " путь панорамности" – это все-таки возможность для многих, если не для всех, получить в результате не только образованный, но и более широко и эффективно мыслящий мозг и получать от жизни высшее удовольствие, выше которого у людей нет, -- интеллектуальные эмоции, т.е. возможность общения со взаимопониманием с самыми умными людьми и -- последнее по очереди, но первое по важности -- приобщение к творчеству на уровне 3-го тысячелетия.

Чтобы заключительная мысль показалась вам более наполненной, предлагаю заглянуть на страницу Две креативности, а такие разные и соотнести прочитанное с Новым изменением прав человека.



   
(C) Copyright «ИнтелТех»—В.Н.Третьяков. Настоящая информация является интеллектуальной собственностью автора сайта, которому было бы интересно знать о любом использовании его материалов. Vlad-Tretyakov@yandex.ru