Institute of Intellectual Technologies  


ПЕРВЫЙ ИМПЕРАТИВ ВЫЖИВАНИЯ


Страницы сайта:

ИМПЕРАТИВЫ ВЫЖИВАНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА:

* ПЕРВЫЙ,
* ВТОРОЙ и
* ТРЕТИЙ;

* ДИАЛОГ О ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ;
* ПРОЕКТЫ;
* НАУКА В ДЕЙСТВИИ;
* ПЕДАГОГИКА;
* HOMO SAPIENS;
* ОБЩЕСТВО;
* ЗДОРОВЬЕ;
* ФИЛОСОФИЯ С ТОЛЕРАНТНОСТЬЮ;
* ТРЕТЬЯКОВСКАЯ ГАЛЕРЕЯ ИДЕЙ,
вместе с...
* ЕЕ ЗАПАСНИКАМИ;
* УЧЕНЫЕ ДОСУГИ;
* ИНТЕРВЬЮ
* ДИАЛОГИ
*
ИНТЕЛТЕХ ПРЕДСТАВЛЯЕТ
* МИЛЛЕРИАНА
* ПРИВАТНАЯ СТРАНИЧКА
* ИНФОРМАЦИЯ ИНТЕЛТЕХА

Коллекции статей на сервере СО РАН:

+Рекомендации Природы в социологии
+Императивы выживания
+Философские проблемы математики
+Экономика под знаком интеллекта

Наиболее значащие материалы сайта:

Криминальный диагноз: узкоумие
Две креативности, а такие разные
Панорамное мышление как понятие
Дефицит панорамного мышления в вопросах и ответах
Охота за дефицитом. По звериным следам, оставленным в мозгу человека
Социальная инициатива -- общедоступный инфобанк лексических обогащений
Секрет юмора из глубин эволюции
Создание системы цивилизационной безопасности в 3-м тысячелетии
Институциональная и стратегическая несостоятельность интеллигенции в цивилизационном процессе
Ментальные жуки: эволюционный аспект
Соавторствуя с Вольтером
Рекомендации Природы международным институциям
Все человечество может оказаться в дураках
Принцип толерантности и концепция противодействия старению
Педагогика наивысшей эффективности
Чтобы умственная пища хорошо переваривалась, она должна поглощаться с аппетитом
Учебно-творческий центр раскрытия одаренности
Советы осененному идеей
Советы начинающему эксперту
Инструмент мысли нуждается в заточке
Не исключено, что вы -- аквиник
Обсуждение общебиологического принципа толерантности
Обобщенный принцип толерантности
Псевдоконгруэнции на универсальных алгебрах
О творчестве по-новому
Упущения цивилизации, как их выискивать и восполнять

 

 


Две креативности, сексуальная
и ментальная, а такие разные  

В.Н. Третьяков

Так связан, съединен от века
Союзом полного родства
Разумный гений человека
С творящей силой естества.

Федор Тютчев.

  Итак, речь пойдет не только о креативности в обычном,
психологическом понимании — как «творческости», — но и
о той, которая делает возможным продолжение
человеческого рода.

Обратим внимание прежде всего на сходство терминологии, применяемой при описании свойств и явлений, относящихся к той и другой областям человеческой деятельности.

Таблица

Рождение человека

Рождение (генерация)идеи

Зарождение человека

Зарождение (инкубация) идеи

Половой акт

Акт творчества

(Внутриутробный) плод B>

Плод (творческого труда)

Плодовитый (человек)

Плодовитый (автор)

Бесплодность B>

(Творческая) бесплодность B>

Родовые муки

Муки творчества

Радость от сотворения нового человека

Радость творчества

Обратимся прежде всего к выяснению необходимых условий того, что для осуществления обоих актов творения требуется.

Необходимое условие зарождения нового человека — чтобы мужская половая клетка (сперматозоид) проникла в женскую половую клетку (яйцеклетку).
Сходство: и то и другое условия являются необходимыми и ни то ни другое не являются достаточными. В 1-м случае «вклад в недостаточность» дают, например, женское и мужское бесплодие, во 2-м — умственное «бесплодие», умственная леность, перегруженность мозга «ненужной» информацией.

Расширим поле сравнения и оценим сходство и различие между сексуальной и интеллектуальной активностями.

Прежде всего, сексуальная активность человека как вида намного выше, чем нужно для расширенного воспроизводства человеческого рода. Известна оценка: в среднем на один акт, действительно приводящий к рождению нового человека, приходится около 2 тыс. половых актов «пустых». Т.е. сам процесс имеет столь большую привлекательность, что почти отчуждается от целевого результата. Так что есть изрядная доля истины в афоризме: «Человек — побочный продукт любви». Кроме того, в отличие от большинства животных, имеющих периоды сексуальной активности, человек сексуально активен круглогодично.

Различие между сексуальной и интеллектуальной активностями кажется после этого очевидным: вторая намного ниже, чем первая. Хотя бы потому, что доля генераторов идей даже среди ученых — около 20%, а в целом по человеческому роду она, естественно, еще в несколько раз ниже.

Привлекательность того и другого процессов можно «от противного» оценить еще и по той «тени», которую они отбрасывают. Сексуальность проявляется в имитациях полового акта, половых извращениях (совращении малолетних, скотоложестве, оргиях), преступлениях на сексуальной почве (изнасилованиях, убийствах); тяга же к творчеству - в графомании, плагиате, ложном авторстве/соавторстве. Т.е. и по «теням» судя, первый процесс затрагивает людей за живое намного больше второго.

Вот в поддержку этого вывода небольшая подборка афоризмов, относящихся к умственной активности человека.

«Наш ум ленивее, чем тело» (Франсуа де Ларошфуко). (Francois de LaRochefoucauld).

«Кроме мыслей, существуют еще интеллектуальные рефлексы» (Станислав Ежи Лец). em>.

«Как много братьев по разуму среди живущих чужим умом» (Евгений Тарасов). em>

«Леность ума проявляется в постоянной готовности действовать» (Геннадий Малкин br>
«Больше всего меня удивляет то, что люди не удивляются немощности своего разумения» (Блез Паскаль). em> (Blaise Pascal).

А теперь предлагаю посмотреть на себя, на человеческую породу с непривычной точки зрения.

Мыслительные процессы у большинства людей (заведомо большего 80%) мало и редко отрываются от текущей жизни, т.е. сводятся к умственному сопровождению событий: нам что-то сказали — мы ответили; что-то произошло — мы отреагировали; столь же необременительные умственные рефлексы воодушевляют на многочасовые наблюдения за перипетиями игр у телевизоров, на стадионах и многомиллионные армии болельщиков. Иначе говоря, большинство из нас вполне добровольно отказывается от размышлений, которые только и могут породить новые идеи и дать старты процессам инновационного обновления жизни.

Результат этого отказа проявляется во многом, в частности, в представлении о людях творческих и нетворческих. Что считается совершенно естественным («А как же иначе?!»).

Но в этом как раз-таки можно сомневаться. Потому что есть вопросы, порождающие такие сомнения.

1. Не потому ли креативные процессы — порождения нового человека и нового знания — терминологически столь близки, что они близки и по творящей своей сути?

2. Если так, то почему же столь разительно отличаются привлекательность того и другого?

3. В отличие от животных, человек от рождения ничего не умеет, всему должен учиться. Может, и творческому мышлению тоже?

4. Не потому ли период взросления у человека столь длинный (1/4 — 1/3 часть его жизни), чтобы он успел этому научиться и проявить себя как творческая личность?

5. Не кажется ли естественным, что человек, живя уже десятки поколений в условиях цивилизации, должен отходить от мышления, сформированного в эпохи, когда действовали «программы джунглей», и начать «программировать» себя на преодоление своего недомыслия и узкоумия, эвфемически говоря, дефицита панорамного мышления?

6. Может, различие между людьми не в том, что одни творческие, а другие нет, а в том, что одним удалось, а другим не удалось (окружающие не помогли или не смогли помочь) развить творческие задатки?

7. Не связан ли массовый неуспех людей в овладении даром творчества с тем, что, в отличие от сексуальных практик, которые могут быть освоены и пущены в ход благодаря СМИ и всем видам искусств, практикам интеллектуального совершенствования не обучают даже в школах?

8. Можно ли допускать, что ситуация изменится, если общеобразовательная школа перейдет от образования по приоритету освоения знаний на образование по приоритету умения хорошо мыслить, в т.ч. и творчески?

9. Не станет ли стимулом к этому закрепленное на уровне закона (или даже конституционной нормы) положение о новом праве человека — праве быть обученным творческому мышлению?

10. Можно ли прогнозировать, что этим правом захотят воспользоваться практически все учащиеся, и соотношение между творческими и нетворческими людьми в обществе уже через 1—2 поколения изменится в пользу первых?

11.Не есть ли вызов человеку то, что он, продолжая в массе быть «узкоумным», лишь на 10% использует нервные клетки своего головного мозга?

Дополнение 2 апр. 2013 г.. Тема “теней” может быть продолжена, если использовать статью Энтони Джаджа Коллективное Обучение из Призывов к Глобальным Действиям:


Организмические
коллективные оргии
с малым порождающим эффектом


Оргазм коллективного
энтузиазма с
пустопорожним результатом

Убийственное сравнение! При этом относящееся не только к симпозиумам и семинарам, где обсуждаются Глобальные акции...

 


   
Copyright (c) ИнтелТех—В.Н.Третьяков. Настоящая информация является интеллектуальной собственностью автора сайта, которому было бы интересно знать о любом использовании его материалов. Vlad-Tretyakov@yandex.ru

Hosted by uCoz