Трактат
о психозоиках с планеты Земля/
Автор -- академик МАИТ ТРЕТЬЯКОВ В.Н. – 15 п.л.
Автор, освоивший более десятка интеллектуальных профессий,
поставил перед собой задачу – рассказать о человеке и его психическом
складе, не повторяя «зады». Человек на фоне земной жизни (и – иногда,
намеком, на фоне инопланетной) настолько интересный объект для изучения
и осмысливания, что противоестественно было укладывать себя в какие-то
рамки, которые нельзя переступать. К тому же сама многообразная картина
жизни потребовала очень разных красок для своего описания. Вот почему
в «Трактате» есть главки в стиле свободной («открытой») лекции, фрагменты
прозы (своей и – изредка – чужой), воображаемые научные диспуты, критический
разбор публикаций, пародии на научные работы, разноязыкая афористика,
советы новаторам и экспертам (не слишком серьезные), как-бы-школьное
сочинение и многое другое.
Лейтмотив книги -- «зона» человеческого творчества гораздо шире, чем
принято считать, и творчески можно подойти к таким вещам, на которые
обычно с такой точки зрения не смотрят. (*)
Автор, физик по образованию и «лирик» по склонностям, привнес в «Трактат»
следующие научные новации:
>провел мысль, что видовое качество человека – творческая одаренность
– может и должно стать мощным системообразующим фактором образования;
>предложил систему из 5 темпераментов, органически учитывающую творческую
инициативу нервной системы человека, дающую новую основу для классификации
психологических типов творчества;
>выдвинул и обосновал концепцию противодействия старению, включающую
идею «омоложения творчеством»;
>показал несостоятельность определения творчества, которое (определение)
было нормативным в советские времена долгие десятилетия и до сих пор
не было дезавуировано;
>выяснил связь проявлений юмора человека с особенностями его эволюции;
>показал, что в любом классе общеобразовательной школы у учителя
и учеников может быть воссоздан постоянный «повод» для творческих дел;
>обосновал вывод об эффективности использования понятий «интересной
ошибки», «сознательной ошибки» в педагогическом процессе;
>представил комплект педагогических принципов обучения, согласованных
с природой человека;
>сформулировал проблему развития панорамного мышления как фактора
выживания человеческой цивилизации, способного радикально повысить качество
интеллектуальной жизни людей;
>обосновал положение о профилактике преступлений, совершаемых в состоянии
аффекта, которая может быть достигнута педагогическими средствами;
>сформулировал проблему «заточки» языка -- инструмента человеческого
мышления, -- «затупленного» некритическим использованием.
«Трактат» задуман в расчете на студентов гуманитарных (и не только)
вузов, учащихся лицеев и гимназий. Но интерес к новым, не известным
ранее сторонам человеческой природы может привлечь внимание к нему и
массового читателя.
Желая приблизить заочную беседу с читателем к диалогу, автор хотел бы
иметь в изданной книжке расширенные поля. Это дало бы возможность посмотреть
на текст отстраненно-критическим взглядом, задать вопрос, призвать читателя
к чему-то, поместить лаконичные этимологические и другие пояснения,
взамен подстрочных (и тем более в конце глав или в конце книги) пояснений,
гораздо более разрывающих восприятие читающего.
Примечание. 7 из 9 глав рукописи книжки подготовлены по гранту Белорусского
фонда Сороса, в те времена (начала 90-х гг.), когда этот фонд в Беларуси
еще присутствовал. Поэтому, если дело дойдет до публикации «Трактата»,
автор хотел бы выполнить свое моральное обязательство перед БФС, выразив
ему свою благодарность.
(*) Творческий
подход проявился, например, в эпиграфах, где «сквозным» автором проходит
некто Козьма Прутков-правнук. На самом деле автор «Трактата» тут выступил
в оригинальном жанре скрытого самоцитирования, поскольку его высказывания
взяты из моей вполне подготовленной к печати книжной рукописи «Пробирная
Ума Палатка, или Новые плоды раздумья Козьмы Пруткова».
Содержание
книги В.Н.Третьякова
«Трактат о психозоиках с планеты Земля»
Предисловие
I. МИЛЛИАРДОЛЕТНИЙ КОНТИНУУМ ЖИЗНИ
II. ЭСКИЗНЫЙ ПОРТРЕТ ПСИХОЗОИКА С ПЛАНЕТЫ ЗЕМЛЯ
III. ЭВОЛЮЦИОННЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА
IV. ЛОГИКА ЗЕМНОГО МИРА
V. О ЗЕМНОЙ, ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ НАУКЕ
VI. «СПОСОБНОСТЬ» ОШИБАТЬСЯ – В КАВЫЧКАХ И БЕЗ
VII. ПЕДАГОГИКА, ЭФФЕКТИВНАЯ ПО ВЫСШЕМУ КРИТЕРИЮ
VIII. ИНТЕЛЛЕКТ В РАЗВИТИИ
IX. ЧЕЛОВЕК В ЗЕРКАЛЕ ЮМОРА
Послесловие.
Публикации
в связи с подготовкой "Трактата":
АУТСАЙДЕРАМ ЕВРОПЫ – ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ НАИВЫСШЕЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ,
в сб.: Восточная Европа: политический и социокультурный выбор, Мн.,
1994, с. 143—145.
ПЯТИПАЛЬЦЕВАЯ ТЕОРИЯ ТЕМПЕРАМЕНТОВ. – Химия и жизнь, 1986, № 12, с.
88—89.
ЭКСПРЕСС-МЕТОД ИЗУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ. – Адукацыя i выхаванне,
1994, No. 4, с. 108—109.
КОНЦЕПЦИЯ ЭФФЕКТИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ, в сб.: Образование XXI века. Проблемы
повышения квалификации работников образования (Труды международной конференции).
– Минск, 1993, с. 60—61.
ПРИНЦИП ТОЛЕРАНТНОСТИ И КОНЦЕПЦИЯ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ СТАРЕНИЮ. -- Интеллектуальная
собственность в Беларуси, 2000, № 2, с.51—56.
ВДОХНОВЕНИЕ ПО ЗАКАЗУ. -- Адукацыя i выхаванне, 1994, No. 11, с. 80—82.
ДИСКОМФОРТНО, ЗАТО ХОРОШИЙ ПРОГНОЗ. – Гравитон (Калининград), 2001.
О ВОЗМОЖНОМ МЕХАНИЗМЕ САМОРЕГУЛЯЦИИ СНА И ЕГО ПРАКТИКЕ, в сб.: Психическая
саморегуляция (под редакцией проф. А.С.Ромена), М., 1983, с. 144—147.
(Труды Всесоюзной конференции по психической саморегуляции в г. Алма-Ата,
1976).
ПРИНЦИП ТОЛЕРАНТНОСТИ. – Наука i суспiльство (Киев), 1989, No 12.
ЭВОЛЮЦИОННЫЙ СМЫСЛ ПОНЯТИЙНОГО И МЕТОДИЧЕСКОГО АППАРАТА НАУКИ. -- В
сб.: Нетрадиционные идеи о Природе и ее явлениях (Труды Всесоюзной конференции).
-- Гомель, 1990, т. 1, с. 3—9.
АКАДЕМИЯ НАУК ИЛИ МИНИСТЕРСТВО НАУКИ? -- Белорусская газета, 1997, 17.11.
ЭТА ПАРАДОКСАЛЬНАЯ НОВИЗНА, ИЛИ НА ПУТИ К БАНКАМ ИДЕЙ. – Мн., «Университетское»,
1989.
НАЦИОНАЛЬНАЯ АКАДЕМИЯ АНТРОПОЛОГИИ. ПОЧЕМУ БЫ И НЕТ? – Навiны АН Беларусi,
1994.
Я ПОНЯТНО ГОВОРЮ? (Фантастический рассказ—аллегория). – Химия и жизнь,
1983, № 6, с.90—92.
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ ПРОГНОЗ: УЗКОУМИЕ. – Сталiца, 1995, 20.01.
УРОК, ИНТЕРЕСНЕЕ МУЛЬТИКА ИЛИ БОЕВИКА. – Настаунiцкая газета, 1994,
17.09.
ЧТОБЫ УМСТВЕННАЯ ПИЩА ХОРОШО ПЕРЕВАРИВАЛАСЬ, ОНА ДОЛЖНА ПОГЛОЩАТЬСЯ
С АППЕТИТОМ. – Добры вечар, 1994, 23.02.
КУДА ДЕВАЕТСЯ ОДАРЕННОСТЬ? – Гравитон, 1997, №. 3, с. 9.
СОВЕТЫ ОСЕНЕННОМУ ИДЕЕЙ. – Химия и жизнь, 1984, № 6.
ВИТАМИН ОТ СТАРОСТИ. – Гравитон, 2000, № 1, с. 8—9; Новая школа, 2000,
№ 4, с. 4;
КАК У ВАС С ИДЕЯМИ? – Химия и жизнь, 1986, № 9, с. 66—69.
СНИТСЯ ЛИ НАМ БУДУЩЕЕ? -- Знамя юности, 1996, 19.02, с. 3.
А НЕ ПРИСЛУШАТЬСЯ ЛИ НАМ К РЕКОМЕНДАЦИЯМ ПРИРОДЫ? – Гравитон, 1997,
№ 1.
НОВОЕ ОТКРЫТИЕ АМЕРИКИ (рец. на кн.: Thomas Stewart. The Intellectual
Capital, 1997, в рус.перев. -- Богатство от ума, «Парадокс», 1998).
– Белорусская деловая газета, 1998, 1.06, с. 24.
Я ВЫНЕСУ ЭТО СТОЙКО, или ЧИСТАЯ МОНЕТА (юмористический рассказ-притча).
– Гравитон, 2003, № 1 (в печати).
О НАУЧНОМ ИНАКОМЫСЛИИ. – Знамя юности, 1990, 7.09, с. 3.
КОМУ ОН НУЖЕН, ЭТОТ НАУЧНЫЙ ПЛЮРАЛИЗМ? -- Навiны АНБ, 1994, 7.10, с.
2.
НАУКА ПРИ ВЛАСТИ, или КАК ВЫБРАТЬСЯ ИЗ ЯМЫ В ЦЕНТРЕ ЕВРОПЫ. – Знамя
юности, 1994.
РЕАЛЬНЫЙ БИЛИНГВИЗМ: И ЯЗЫК, И МОВА. – Белорусская неделя (БелаПАН),
2000.
КОСМОСТРАХ (научно-фантастический рассказ). – Парус, 1990, № 7 (есть
верстка из № 7 журнала, не вышедшего из печати).
В ПОИСКАХ ПЯТОГО УГЛА, ИЛИ КАК СТАТЬ ХРОНИЧЕСКИ ЗДОРОВЫМ. – Звязда,
2000, 17.05, с. 3.
КОГДА ЧУВСТВО ЮМОРА ОТКАЗЫВАЕТ. – Гравитон, 2003 (в печати).
Об
авторе "Трактата"
«Кто есть кто. Деловой мир СНГ. 2002»
1. Третьяков
Владимир Николаевич, Uladzimir M. Tratsiakou.
2. 17.07.37, с. Ивановский завод Борисоглебского р-на Ярославской обл.,
Россия.
3. Физик, редактор и журналист, аналитик, методолог и социальный проектировщик.
4. БГУ (1961).
5. Аспирант, младший научный сотрудник, старший инженер-конструктор
Института физики АН БССР (1961—1971, 1978—1981); заведующий редакцией
БелСЭ (1971—1978); старший научный сотрудник БПИ (1982—1991); зав. отделом
межгосударственной газеты для деловых и творческих людей «Гравитон»
(г. Калининград, 1991--1992), член ее редколлегии (с 1991 г.); зам.
директора НТЦ «Одаренные дети» (Минск, 1992—1993); корреспондент газеты
«Навiны АН Беларусi» (1993—1994). С 1994 г. в информационной компании
БелаПАН: обозреватель (с 2001 г. – внештатный), в 1996—2000 – гл. редактор
бюллетеня «Белорусское экономическое обозрение БелаПАН».
6. К.ф.-м.н. (1968). С 1998 г. член-корреспондент МАГ (Москва) и МАЭ
(Минск). С 2001 г. доктор наук в области информационных технологий (философия),
профессор и академик МАИТ. Грамота ВС БССР (1975). Лауреат научно-популярного
журнала АН СССР «Химия и жизнь» (1984). Лауреат премии МАГ (2001).
7. Вице-президент РОО «Белорусский интеллектуальный ресурс» (1992—1999).
С 2001 г. – директор-организатор Института интеллектуальных технологий
«ИнтелТех» при МАИТ. С 2001 г. – член Белорусского союза предпринимателей.
С 2002 г. -- член Ротари клуба «Минск-Сити».
Разработал социальные проекты: «Беларусь -- интеллектуальная республика»;
«Стратегия прогрессивного развития белорусского языка»; «Холодовая профилактика
раковых заболеваний»; «Банки педагогических идей – в классе и школе»;
«Социо-биологически обоснованные методики обучения»; «Учебно-творческий
центр развития одаренности»; «Система госрегистрации идей и гипотез»
(на базе ее Госкомизобретений СССР провел в 1987 г. в Москве, Минске
и Ленинграде соответствующий эксперимент); «Творческое раскрепощение
Национальной академии наук для использования ее нереализованных преимуществ
как многодисциплинарной организации»; всемирный web-проект «Счастливый
человек на планете Земля» (под эгидой ООН и ЮНЕСКО).
8. Поставил проблему «земного» субъективизма научных понятий как общенаучную
проблему. Предложил натурфилософский принцип врожденной толерантности
в живой и неживой природе. Обосновал новое понимание физического закона
как обобщенного толерантного отображения. Заложил основы теории универсальных
алгебр с отношениями внешней и внутренней (врожденной) толерантности.
Разработал концепцию противодействия старению. Предложил принципы педагогики
наивысшей эффективности, способной возрождать утраченную одаренность.
Автор социального изобретения – банк научных идей (см. книгу «Эта парадоксальная
новизна, или На пути к банкам идей» (Минск, 1989). Автор более 200 научных
работ, более 300 научно-популярных и литературно-художественных произведений.
Разработал интеллектуальные технологии: рекомендации по повышению умственной
активности («вдохновенье по заказу»); экспресс-метод изучения иностранных
языков до уровня «чтение без словаря»; концепцию развития панорамного
мышления.
9. 220030, Республика Беларусь, Минск, просп. Фр. Скорины, 22, кв. 60,
тел. (017) 227-46-03, e-mail Vlad-Tretyakov@yandex.ru.