СЕМЕЙНАЯ СТРАНИЧКА |
|||
Наиболее значащие материалы сайта: • Основные несущие конструкции
ИнтелТеха
|
Несколько слов к будущей научно-музыкальной биографии Е.А.СОЛОМАХА Для начала зададимся вопросом: без чего Елена Алексеевна жить не может? Возможно, товарищи по Радиокомитету скажут: "Без музыкальных радиопередач, навеянных письмами трудящихся!". Не исключено, что энциклопедические собратья возразят: "Без редакторских ножниц и клея!". Но тогда наверняка вступит в спор кто-нибудь из ГАБТа и заявит: "Ничего подобного, без КДО*) ей жизни нет!". Хотя и с ним, кажется, тоже. Конечно, правы и те и эти, так же как начальство СТД**), считающее главной добродетелью своих сотрудников умение составить перспективный план театральных мероприятий на 2--3 пятилетки вперед. Но все-таки главное, на чем ее жизнь держится, это ПЕСНИ. И сейчас вы в этом убедитесь. Одна из первых ее песен была такая: На далеком Севере
А вместе с ними бегала и Леночка-Соломашка с бантиками в косичках, по моде тех послевоенных времен. Это было в ее родном городе Архангельске. Тогда там не считали, что надо таращить от изумления глаза, встретив какого-нибудь ненца в оленьей шкуре. Вот Леночка с ними и бегала, не обращая внимания на их происхождение. Но уже тогда у нее начала проявляться склонность к сосредоточенности и размышлениям. Побегав с эскимосами, сядет она бывало где-нибудь у самого устья Западной Двины, поближе к Белому морю, и запоет про себя: На рейде морском Тогда она еще не знала, что такое экология и как с ней будут бороться, так что выходило довольно мило. Прошли годы, уже давно ...отгремев, закончились
бои. Эх, дороги, Все ясно: это группа музыковедов под руководством Лидии Сауловны на подводе едет в этнографическую экспедицию. А вот совсем другая песня. Можно даже подумать, что тут строгая хронологичность нарушена: Эх, картошка ты,
картошка, Все еще непонятно?
Поясню: Тогда они действительно были кругом, эти колхозы, а села -- молодыми. Теперь-то понятно? Это же наши белорусские музыковеды задолго до культурной революции в Китае так проходили в колхозах трудовое перевоспитание. Для того, чтобы получше оттенить мотив песни в линии жизни Е.А.Соломаха, укажем на одну такую, не имеющую к ней никакого отношения: Нас утро встречает
прохладой, Эта песня, хоть и написана ее любимым Шостаковичем, но как-то не для нее. И все потому, что Е.А. -- типичная "сова", ей утренняя прохлада может только присниться. Хотя с другой стороны если взять, то когда на реке легкий прохладный ветерок, то клюет вроде бы неплохо. В общем, не знаю, надо будет спросить: про нее или не про нее песня. До сих пор речь о песне шла в каком-то абстрактном ключе, не привязанном к индивидуальной исполнительской манере Е.А. Давайте сбросим с нее лет 15--20 и представим ее в кругу друзей поющей с хором: Хорошие девчата, веселые подруги... Как там дальше? Мы лишь затянем
песню, Подруги у нее, действительно, хорошие, мне лично очень нравятся, особенно некоторые, но вот только прислушайтесь... Нет, соломашьий голос вряд ли какого скворца вдохновит. Откровенно говоря, он даже как-то и незаметен совсем, вплетается или не вплетается он в хор -- не разберешь. Вот ведь любопытно: обладает человек развитым внутренним музыкальным голосом, вот только он как-то глубоко упрятан, и наружу уже мало что выходит. Правда, когда она солирует, то выходит. И тут, если это происходит дома, то... уж на что наш Тобик спокойное, уравновешенное существо, но он так ей начинает сочувствовать, помогать... В общем, подвывает собака. Маленькую какую-нибудь баховскую арию, да вот хоть "Ихь хабэ генуг", исполнить не дает. А что с ним прикажете делать, когда оперную партитуру приходится разбирать? Разве что гулять отправить. Вот так и живем. А чтоб еще больше была понятна наша жизнь, я в заключение расскажу вам о творческой манере Е.С. В свое время некий писатель-разночинец, редактор журнала, приставал к своим авторам с одним вопросом: -- Поэтом можешь ты не быть? И если автор ему отвечал: "Могу" или хотя бы "Попытаюсь", то он тому автору крепко жал руку и долго не отпускал. Музыковед Е.А.Соломаха на подобный вопрос относительно своих занятий ответила бы "С радостью!". Потому что все свои статьи она написала (и еще напишет) не по своей воле, а по чьей-то чужой, заказывающей. И если есть хоть какая-то возможность НЕ писать, она ее обязательно использует. Но поскольку все-таки заказывают и что-то пишется, тут есть смысл сказать 2 слова о творческой манере юбиляра. Узнав о заказе, Е.А. сразу же становится несчастной. Метод ее состоит в том, чтобы все больше углублять это чувство, доводя его до безысходности, до полного отчаяния. Когда в результате такой работы над материалом жизнь ее и окружающих становится совсем непереносимой, вот тогда настает время написать то, что просят. И тут очень важно оказаться с ней рядом -- и вовремя отобрать написанное, пока она не свела все на-нет редактированием*). Метод, конечно, непрост, требует немалого психотренинга, но дает хорошие результаты, потому может быть рекомендован для широкого распространения. При этом самым важным положительным его качество следует признать ничтожную его производительность. Сколько ненапечатанных глупостей мы могли бы не прочитать, будь Соломахов метод больше известен!!! Конечно, 50 лет --
это психичекая травма... в каком-то смысле. Но есть в этой полувековой
дате своя прелесть: ведь уж этих-то лет -- уж точно! - теперь у нее никто
не отберет! А потом, по собственному опыту знаю: это только первые 50
трудно идут. Дальше-то года легче покатятся... ___ |
||
(C)
Copyright «ИнтелТех»—В.Н.Третьяков. Настоящая информация является интеллектуальной
собственностью автора сайта, которому было бы интересно знать о любом
использовании его материалов. Vlad-Tretyakov@yandex.ru
|