*Полит-экономика – открытый мир
RES
PUBLICA ДЛЯ ВСЕХ
Президиум
Движения «Белорусский интеллектуальный ресурс» (БелИР) представил в
Верховный Совет и в Совет Министров Беларуси концепцию проекта «Интеллектуальная
республика», в расчете на разработку его силами «сподвижников» – членов
Движения.
С основными положениями этого документа ознакомить читателей «Фемиды»
согласился заместитель председателя президиума БелИР Владимир
ТРЕТЬЯКОВ. Дабы облегчить дело сотрудников редакции, вопросы
он решил задавать себе сам.
--
Как вы дошли до идеи интеллектуальной республики?
-- У нас каждый доходил по-своему. Мой ход мысли такой: в природе животные
с более развитым и сложным мозгом имеют преимущество в выживании. Если
верно,ч то общество – это социальный организм, то столь же верно, что
до «социального мозга» мы не доросли. Грубо говоря, уровень интеллектуальной
интеграции у нас не совсем тот, что в развитых (и даже не очень) странах
мира.
-- Какая же в этом грубость?
-- Имеется в виду то, что Фрэнсис Бэкон назвал «демоном рода». Обратная
сторона, как легко догадаться, -- неверие в истинность нежелательного.
В данном случае нежелательного для национального самолюбия. Ясно, что
недоразвитость социального мозга самолюбие тешить никак не может. В
этом кто-то наверняка увидит грубое принижение «нашей науки, культуры»
и чего-нибудь еще. И примется ругаться, переходя на личность автора
«ненашего» высказывания. Чтобы не было искажений, сообщаю о себе: приехал
в Беларусь 35 лет назад из Нижнего Новгорода, из России, значит.
-- А под интеллектуальной интеграцией что понимаете?
-- То, что можно назвать насыщенностью межчеловеческих связей по интеллектуальным
поводам. То есть общение с живыми или покойными носителями интеллекта.
-- У вас в БелИР верят в спиритизм?
-- Общение с покойными понимается здесь в смысле постижения их интеллектуальных
продуктов: книг, картин, рукописей, кинофильмов, спектаклей и т.д.
-- И что же, интересно, можно считать хорошим уровнем интеграции?
-- По-видимому, десятки—сотни контактов в день. В з?ападных странах
этот уровень достижим благодаря открытости границ, доступности электронной
почты и развитости компьютерных сетей, спутниковой радиосвязи и комфортному
транспорту. Но десятки или сотни – это все равно еще не очень далеко
от возможностей человеческого мозга, у которого на один нейрон приходится
в среднем около 10 тысяч нервных связей.
-- Так вы что – предлагаете Беларусь сделать интеллектуальной
республикой?
-- Почему бы и нет? Ведь за счет нефте- и газодолларов нам из кризиса
не выйти. А вот за счет интеллекта – другое дело. И тут есть вдохновляющий
пример – Япония, после разгрома в войне взявшая курс на использование
интеллектуальных продуктов – сначала чужих, а потом все больше и своих.
-- Какой вы видите интеллектуальную Беларусь?
-- Одно из высших, если не самое высшее, предназначений человека – состояться
в качестве творческой, инициативной личности, реализовать и раскрыть
свои дарования, увидеть воплощенными в жизнь результаты своих интеллектуальных
трудов. Поэтому на заданный вопрос ответить можно совсем просто: вижу
республикой, в которой носители интеллекта ощущают свою особую нужность
для общественного дела. Кстати, res publica – это и есть по-латыни «общественное
дело».
-- По сути, вы хотите, чтобы каждый гражданин республики имел
возможность стать суверенной личностью. Что же для этого должно измениться
в общественной среде, в которой она, личность, будет себя проявлять?
-- Один пушкинист однажды сказал: «Не будь Царскосельского лицея, не
было бы Пушкина». Это к тому, как много значит среда интеллектуального
общения. Но соответствующая среда – это еще не все. Без возможности
творческой само реализации она, будучи создана, распадется. Нужен такой
социальный климат, чтобы работать продуктивно, творчески было выгодно.
-- Итак, в каком направлении менять среду, понятно: расширяя
возможности общения и повышая востребованность творчества. Что, более
конкретно, для этого нужно сделать?
-- На законодательном уровне изменить отношение к носителям интеллекта.
Разработать систему налогов, которая поощряла бы творческое отношение
к любому общественно-полезному делу. Создать республиканский банк идей
и потребностей, с отделениями на местах. Организовать клубы интеллектуального
общения и клубы владельцев интеллектуальной собственности (один из них
– Интелклуб – с прошлого года в Минске действует). Учредить фонды поддержки
творческих достижений. Организовать центры интеллектуальной диагностики,
психологической разгрузки и интеллектуального сервиса. И много еще чего.
-- А не идеализм ли это? Мало нам было коллективизации, индустриализации,
перестройки, так теперь еще и нечто вроде интеллектуализации?
Здесь не «две большие разницы», а даже больше. Мы ведь общественная
организация, а не государственная, и ничего насильственно не можем,
да и не хотим вводить. Потому термин «интеллектуализация», в котором
ощущается элемент принуждения, мы стараемся не использовать. Да он и
не соответствует тому, что мы предлагаем. А предлагается дело для всей
интеллигенции, и не только для нее – для всех носителей интеллекта.
Каждому хватит – «на всю оставшуюся жизнь». Во всем мире спрос на интеллектуальные
товары повышенный, и в обмен на них Запад охотно поделится с нами своими
материальными ценностями.
-- А не получится ли при этом, что мы будем разбазаривать свое
главное богатство – интеллектуальный капитал? Нельзя же делать сознательную
ставку на то, что общество этого еще не осознает?
-- Есть такая загадка: «Что это: чем больше из нее берешь, тем больше
она становится?» Отгадка: яма. Но это – традиционный ответ. Интеллектуальный
ресурс общества тоже обладает этим парадоксальным качеством: чем больше
из него берут, тем больше он становится. Потому что большой спрос, большие
стимулы с лихвой восполняют то, что ушло. К тому же интеллектуальные
товары, в отличие от материальных, не уходят совсем. Передача прав на
использование научной разработки или изобретения не означает, как правило,
что ты сам лишился права их использовать.
-- Что вам нужно для того, чтобы проект «Интеллектуальная республика»
был детально разработан?
-- Всего несколько миллионов рублей. А уж нужные специалисты в БелИР
найдутся – экономисты, системотехники, психологи, системные и проблемные
программисты, юристы, социальные психологи, философы, педагоги. Нам
кажется, что эти деньги вряд ли можно потратить более эффективно.
-- Предположим, что 1,5—2 года уже прошло и проект разработан.
Что даст его осуществление?
-- Уже одно объявление Беларуси о приверженности к интеллектуальной
политике поднимет ее престиж среди государств мира, откроет ей режим
благоприятствования в торговле, даст льготные кредиты. Ведь государственное
использование интеллектуального ресурса – это надежное дело, несущее
не только материальное изобилие, но и стабилизацию в общественных отношениях,
долговременную устойчивость во внешней политике. Все развитые страны
мира это обязательно оценят. Беларусь, как открытый миру партнер в культурных,
научных, интеллектуальных отношениях для зарубежья представляет значительный
интерес, и позитивные сдвиги не замедлят сказаться.
-- В заключение о том, что было затронуто вначале. Каким можно
прогнозировать отношение самих белорусов к интеллектуальной республике?
-- Рьяные националисты, или национал-экстремисты, увидят в открытости
миру покушение на «беларускасць», которая для них превыше всего. Ну
а разумные националисты, или националы, хотят прежде всего блага своему
народу, и потому мы рассчитываем на их поддержку. Ведь осуществление
проекта позволило бы реально осуществить приоритетное развитие всей
белорусской культуры.
(«Фемида»,
1993, № 37).