ПРОЕКТЫ


Страницы сайта:

* ГЛАВНАЯ;
* ПРОЕКТЫ;
* НАУКА В ДЕЙСТВИИ;
* ПЕДАГОГИКА;
* HOMO SAPIENS;
* ОБЩЕСТВО;
* ЗДОРОВЬЕ;
* ТРЕТЬЯКОВ-СКАЯ ГАЛЕРЕЯ ИДЕЙ,
вместе с...
* ЕЕ ЗАПАСНИКАМИ;
* УЧЕНЫЕ ДОСУГИ;
* ИНТЕРВЬЮ
* ТРИБУНА ДЛЯ ПОЧЕТНЫХ ГОСТЕЙ,
среди которых – Кшиштоф ЗАНУССИ;
* ИНТЕЛТЕХ ПРЕДСТАВЛЯЕТ

Наиболее значащие материалы сайта:

Основные несущие конструкции ИнтелТеха
Упущения цивилизации, их обнаружение и восполнение
Заблуждения цивилизации, их выявление и исправление
Как противодействовать старению
Профилактика раковых заболеваний
К рекомедациям Природы стоит прислушаться
Криминальный диагноз: узкоумие
Будем же учиться правильно мыслить
Педагогика наивысшей эффективности
Чтобы умственная пища хорошо переваривалась, она должна поглощаться с аппетитом
Учебно-творческий центр раскрытия одаренности
Советы осененному идеей
Советы начинающему эксперту
Дело для ООН
Институт Будущего – Всепланетный вэб-НИИ интеллектуальных ресурсов
Обращение к Почетным гостям ИнтелТеха
Инструмент мысли нуждается в заточке
Механизм юмора, сформировавшийся за миллионы лет
Классификация юмористических приемов
Не исключено, что вы -- аквиник
Псевдоконгруэнции на универсальных алгебрах
Новое понимание физического закона
• Обсуждение общебиологического принципа толерантности
• Обобщенный принцип толерантности
• О творчестве по-новому
Социальная инициатива -- общедоступный инфобанк лексических обогащений

   

*Полит-экономика – открытый мир

RES PUBLICA ДЛЯ ВСЕХ

Президиум Движения «Белорусский интеллектуальный ресурс» (БелИР) представил в Верховный Совет и в Совет Министров Беларуси концепцию проекта «Интеллектуальная республика», в расчете на разработку его силами «сподвижников» – членов Движения.
С основными положениями этого документа ознакомить читателей «Фемиды» согласился заместитель председателя президиума БелИР Владимир ТРЕТЬЯКОВ. Дабы облегчить дело сотрудников редакции, вопросы он решил задавать себе сам.

-- Как вы дошли до идеи интеллектуальной республики?
-- У нас каждый доходил по-своему. Мой ход мысли такой: в природе животные с более развитым и сложным мозгом имеют преимущество в выживании. Если верно,ч то общество – это социальный организм, то столь же верно, что до «социального мозга» мы не доросли. Грубо говоря, уровень интеллектуальной интеграции у нас не совсем тот, что в развитых (и даже не очень) странах мира.
-- Какая же в этом грубость?
-- Имеется в виду то, что Фрэнсис Бэкон назвал «демоном рода». Обратная сторона, как легко догадаться, -- неверие в истинность нежелательного. В данном случае нежелательного для национального самолюбия. Ясно, что недоразвитость социального мозга самолюбие тешить никак не может. В этом кто-то наверняка увидит грубое принижение «нашей науки, культуры» и чего-нибудь еще. И примется ругаться, переходя на личность автора «ненашего» высказывания. Чтобы не было искажений, сообщаю о себе: приехал в Беларусь 35 лет назад из Нижнего Новгорода, из России, значит.
-- А под интеллектуальной интеграцией что понимаете?
-- То, что можно назвать насыщенностью межчеловеческих связей по интеллектуальным поводам. То есть общение с живыми или покойными носителями интеллекта.
-- У вас в БелИР верят в спиритизм?
-- Общение с покойными понимается здесь в смысле постижения их интеллектуальных продуктов: книг, картин, рукописей, кинофильмов, спектаклей и т.д.
-- И что же, интересно, можно считать хорошим уровнем интеграции?
-- По-видимому, десятки—сотни контактов в день. В з?ападных странах этот уровень достижим благодаря открытости границ, доступности электронной почты и развитости компьютерных сетей, спутниковой радиосвязи и комфортному транспорту. Но десятки или сотни – это все равно еще не очень далеко от возможностей человеческого мозга, у которого на один нейрон приходится в среднем около 10 тысяч нервных связей.
-- Так вы что – предлагаете Беларусь сделать интеллектуальной республикой?
-- Почему бы и нет? Ведь за счет нефте- и газодолларов нам из кризиса не выйти. А вот за счет интеллекта – другое дело. И тут есть вдохновляющий пример – Япония, после разгрома в войне взявшая курс на использование интеллектуальных продуктов – сначала чужих, а потом все больше и своих.
-- Какой вы видите интеллектуальную Беларусь?
-- Одно из высших, если не самое высшее, предназначений человека – состояться в качестве творческой, инициативной личности, реализовать и раскрыть свои дарования, увидеть воплощенными в жизнь результаты своих интеллектуальных трудов. Поэтому на заданный вопрос ответить можно совсем просто: вижу республикой, в которой носители интеллекта ощущают свою особую нужность для общественного дела. Кстати, res publica – это и есть по-латыни «общественное дело».
-- По сути, вы хотите, чтобы каждый гражданин республики имел возможность стать суверенной личностью. Что же для этого должно измениться в общественной среде, в которой она, личность, будет себя проявлять?
-- Один пушкинист однажды сказал: «Не будь Царскосельского лицея, не было бы Пушкина». Это к тому, как много значит среда интеллектуального общения. Но соответствующая среда – это еще не все. Без возможности творческой само реализации она, будучи создана, распадется. Нужен такой социальный климат, чтобы работать продуктивно, творчески было выгодно.
-- Итак, в каком направлении менять среду, понятно: расширяя возможности общения и повышая востребованность творчества. Что, более конкретно, для этого нужно сделать?
-- На законодательном уровне изменить отношение к носителям интеллекта. Разработать систему налогов, которая поощряла бы творческое отношение к любому общественно-полезному делу. Создать республиканский банк идей и потребностей, с отделениями на местах. Организовать клубы интеллектуального общения и клубы владельцев интеллектуальной собственности (один из них – Интелклуб – с прошлого года в Минске действует). Учредить фонды поддержки творческих достижений. Организовать центры интеллектуальной диагностики, психологической разгрузки и интеллектуального сервиса. И много еще чего.
-- А не идеализм ли это? Мало нам было коллективизации, индустриализации, перестройки, так теперь еще и нечто вроде интеллектуализации?
Здесь не «две большие разницы», а даже больше. Мы ведь общественная организация, а не государственная, и ничего насильственно не можем, да и не хотим вводить. Потому термин «интеллектуализация», в котором ощущается элемент принуждения, мы стараемся не использовать. Да он и не соответствует тому, что мы предлагаем. А предлагается дело для всей интеллигенции, и не только для нее – для всех носителей интеллекта. Каждому хватит – «на всю оставшуюся жизнь». Во всем мире спрос на интеллектуальные товары повышенный, и в обмен на них Запад охотно поделится с нами своими материальными ценностями.
-- А не получится ли при этом, что мы будем разбазаривать свое главное богатство – интеллектуальный капитал? Нельзя же делать сознательную ставку на то, что общество этого еще не осознает?
-- Есть такая загадка: «Что это: чем больше из нее берешь, тем больше она становится?» Отгадка: яма. Но это – традиционный ответ. Интеллектуальный ресурс общества тоже обладает этим парадоксальным качеством: чем больше из него берут, тем больше он становится. Потому что большой спрос, большие стимулы с лихвой восполняют то, что ушло. К тому же интеллектуальные товары, в отличие от материальных, не уходят совсем. Передача прав на использование научной разработки или изобретения не означает, как правило, что ты сам лишился права их использовать.
-- Что вам нужно для того, чтобы проект «Интеллектуальная республика» был детально разработан?
-- Всего несколько миллионов рублей. А уж нужные специалисты в БелИР найдутся – экономисты, системотехники, психологи, системные и проблемные программисты, юристы, социальные психологи, философы, педагоги. Нам кажется, что эти деньги вряд ли можно потратить более эффективно.
-- Предположим, что 1,5—2 года уже прошло и проект разработан. Что даст его осуществление?
-- Уже одно объявление Беларуси о приверженности к интеллектуальной политике поднимет ее престиж среди государств мира, откроет ей режим благоприятствования в торговле, даст льготные кредиты. Ведь государственное использование интеллектуального ресурса – это надежное дело, несущее не только материальное изобилие, но и стабилизацию в общественных отношениях, долговременную устойчивость во внешней политике. Все развитые страны мира это обязательно оценят. Беларусь, как открытый миру партнер в культурных, научных, интеллектуальных отношениях для зарубежья представляет значительный интерес, и позитивные сдвиги не замедлят сказаться.
-- В заключение о том, что было затронуто вначале. Каким можно прогнозировать отношение самих белорусов к интеллектуальной республике?
-- Рьяные националисты, или национал-экстремисты, увидят в открытости миру покушение на «беларускасць», которая для них превыше всего. Ну а разумные националисты, или националы, хотят прежде всего блага своему народу, и потому мы рассчитываем на их поддержку. Ведь осуществление проекта позволило бы реально осуществить приоритетное развитие всей белорусской культуры.

(«Фемида», 1993, № 37).

     
(C) Copyright «ИнтелТех»—В.Н.Третьяков. Настоящая информация является интеллектуальной собственностью автора сайта, которому было бы интересно знать о любом использовании его материалов. Vlad-Tretyakov@yandex.ru
Hosted by uCoz