Страницы сайта:
* ГЛАВНАЯ;
* ПРОЕКТЫ;
* НАУКА В ДЕЙСТВИИ;
* ПЕДАГОГИКА;
* HOMO SAPIENS;
* ОБЩЕСТВО;
* ЗДОРОВЬЕ;
* ТРЕТЬЯКОВ-СКАЯ ГАЛЕРЕЯ ИДЕЙ,
вместе с...
* ЕЕ ЗАПАСНИКАМИ;
* УЧЕНЫЕ ДОСУГИ;
* ИНТЕРВЬЮ
* ТРИБУНА ДЛЯ ПОЧЕТНЫХ ГОСТЕЙ,
среди которых – Кшиштоф ЗАНУССИ;
* ИНТЕЛТЕХ ПРЕДСТАВЛЯЕТ
Наиболее значащие материалы сайта:
• Основные несущие конструкции
ИнтелТеха
• Упущения цивилизации, их обнаружение и восполнение
• Заблуждения цивилизации, их выявление и исправление
• Как противодействовать старению
• Профилактика раковых заболеваний
• К рекомедациям Природы стоит прислушаться
• Криминальный диагноз: узкоумие
• Будем же учиться правильно мыслить
• Педагогика наивысшей эффективности
• Чтобы умственная пища хорошо переваривалась,
она должна поглощаться с аппетитом
• Учебно-творческий центр раскрытия одаренности
• Советы осененному идеей
• Советы начинающему эксперту
• Дело для ООН
• Институт Будущего – Всепланетный вэб-НИИ
интеллектуальных ресурсов
• Обращение к Почетным гостям ИнтелТеха
• Инструмент мысли нуждается в заточке
• Механизм юмора, сформировавшийся за миллионы
лет
• Классификация юмористических приемов
• Не исключено, что вы -- аквиник
• Псевдоконгруэнции на универсальных алгебрах
• Новое понимание физического закона
• Обсуждение общебиологического принципа толерантности
•
Обобщенный принцип толерантности
• О творчестве по-новому
•Социальная
инициатива -- общедоступный инфобанк лексических обогащений
|
|
|
Пакет прогнозов-XXI
Владимир ТРЕТЬЯКОВ, директор вэб-Института tvinteltech.narod.ru, отвечает
на вопрос журнала "WHERE-Minsk" о будущем планеты.
--
По оценкам биологов-эволюционистов, в живой природе осталось около 1%
от всех когда-либо существовавших видов. Это значит, что давление эволюционного
отбора было неслабым. И один из оставшихся – это Homo sapiens, самый
эволюционно благополучный: ведь «человеческих» клеток в Природе больше,
чем клеток какого-либо другого из существующих видов животных. Не говоря
уж о том, что на Земле создана грандиозная цивилизация.
Человек
оказался чемпионом животного мира и в эволюционном конкурсе "Цефализация".
Выяснилось, что его головной мозг претерпел наибольшие изменения в размерах
и в усложнении структуры.
Для этого, правда, должна была произойти "климатическая катастрофа"
– имеется в виду великое оледенение. Чтобы выжить, пралюдям нужно было
придумать и освоить охоту, рыболовство, земледелие, научиться использовать
огонь.
Как ни странно, та же проблема – чтобы выжить – все более остро встает
и перед человеческой цивилизацией. В самом деле, по Станиславу Лецу,
"Земля – это точка под знаком вопроса": ведь освоены огромные
энергетические мощности, накоплено вооружение, которого хватит, чтобы
десятки раз уничтожить все живое на Земле.
Анализ показывает, что угроза всему живому притаилась не где-нибудь,
а… в человеческих головах. Для пралюдей ограниченное оперативное поле
сознания было преимуществом в выживании (как обеспечивавшее быстрый
выход из ситуаций, угрожавших жизни). Но мыслительный аппарат в условиях
современного, невероятно усложнившегося мира уже выглядит эволюционно
отягощенным -- отягощенным дефицитом панорамного мышления (ДПМ), и развитие
панорамного мышления (ПМ) становится в теперешних условиях императивом
выживания.
Проявления ДПМ многообразны: человеческая логика бинарная, «черно-белая»
(как у других животных: «съедобно—несъедобно», «опасно—безопасно»),
в мышлении значительно большее место занимает анализ, чем синтез, люди
склонны к упрощенным решениям, любят краткие сентенции, постоянно допускают
ошибки типа «упустить что-то из виду» (например, парламент принимает
закон, который чуть ли не сразу приходится дополнять или подправлять).
Не случайно один из популярных юмористических приемов состоит в обыгрывании
ДПМ в виде «как-бы-недомыслия». Вот характерный пример: «Мы очень обязаны
Томасу Эдисону – не будь его, мы бы смотрели телевизор при свечах».
(Милтон Бирл).
В современном языке, создававшемся на протяжении жизни 10—12 поколений,
ДПМ проявляется более чем выразительно.
Косим траву, а само действие называем сенокосом; говорим
замедленная съемка, имея в виду съемку ускоренную при
нормальном воспроизведении; под сушить сухари понимаем сушить
хлеб; серией называем один из ряда
кинофильмов с общим названием (хотя серия – это и есть
ряд); в парламентах СНГ на электронных табло вместо осмысленного
"предложение принято" или "предложение НЕ
принято" высвечивается почему-то "решение принято"
или "решение НЕ принято"; и в мыслях не имея каннибализма,
покупателей заставляют поедать "малышков", "алёнок",
"настенек" и "морячков с чесноком"
(или "с дымком) и делать выбор между колбасой куриной
и докторской.
Язык – инструмент мышления, и потому особую опасность a priori должны
иметь проявления ДПМ в языке в тех случаях, когда языковые конструкции
используются массово, каждодневно, а их неполноценность не осознается
никем на протяжении нескольких поколений. К своему стыду, лишь после
достижения 60-летнего возраста, уже осознав масштабность явления ДПМ,
я обнаружил подобные лексемы в своем родном языке – русском.
Если мы что-то закрываем, то нам, как правило, нетрудно ответить
на вопрос: чем? В самом деле, закрываем глаза (веками), рот
(губами), лицо (руками), кастрюлю (крышкой),
бутылку (пробкой или крышкой). Вопрос же -- чем мы
закрываем дверь, окно или форточку, чем закрываем занавес
в театре -- ставит нас втупик. Потому что на самом деле, реально, закрывается
все-таки помещение (комната, офис etc.) или сцена,
и закрываются они дверью, окном, форточкой или занавесом. Кстати,
в русском языке до 1910-х годов с этими действиями был порядок, потому
что окна/двери тогда затворяли/отворяли. ("Отвори
потихоньку калитку).
Мне известны два языка, в которых нет проблемы открывания/закрывания:
в польском drzwi/okno/lufcik можно otworzyc/zatworzyc
(otwor – отверстие), а в белорусском дзверы/акно/фортачку
обычно адчыняюць/зачыняюць (совершаются два противоположно
направленных чына – т.е. некие действия).
В русском же, как вы сами можете проверить, подобный сбой мышления проявлен
и в таких широко употребляемых лексемах, как закрытая/открытая одежда,
закрытая/открытая обувь, закрытая/открытая граница.
Итак, преодоление ДПМ (в том числе в языках, нуждающихся в освобождении
от языковых «вирусов», в замене их на полноценные лексемы) становится
императивом выживания человечества, несущим к тому же приобретения экономического
характера. По некоторым оценкам, рост количества людей с высшим образованием
на 1% дает 5—6%-ный прирост ВВП. Тем больший экономический эффект должен
получиться, когда развитие ПМ станет содержанием образовательных программ
школ и вузов.
В начале 90-х годов в Беларуси действовало РОО «Белорусский интеллектуальный
ресурс» (БелИР), представившее в правительство концепцию проекта «Беларусь
– интеллектальная республика». Как выяснилось, ученые этой организации
верно уловили происходящие в мире изменения: в конце 1990-х годов уже
заговорили об информационно-интеллектуальной революции, начавшейся прежде
всего в США. Оказалось, что дороже денег и материальных ресурсов может
быть человеческий, интеллектуальный капитал предприятий и корпораций.
Одной из самых значительных жертв этой революции стал могучий южнокорейский
концерн DAEWOO, который, недооценив новую тенденцию развития, был вынужден
объявить о своей финансовой несостоятельности по выплате астрономической
суммы долга -- $50 млрд.
Более близкий нам пример – Беларусь. К сожалению, в тогдашнем правительстве
РБ не нашлось дальновидных людей, инициатива БелИР с интеллектуальной
республикой не была подхвачена, и можно говорить об огромных суммах
несостоявшихся приобретений. Теперь Белорусскую Силиконовую долину придется
создавать уже с помощью ослабленного научного потенциала; а ведь этот
потенциал, по состоянию на начало 1990-х гг., экспертами ООН оценивался
даже как «чрезмерный».
Заметим, что современный мир не только усложнился по сравнению со временем
зарождения человека как вида, но и стремительно продолжает усложняться,
особенно в информационном смысле. Именно поэтому, даже когда ПМ станет
повсеместно распространенным среди людей, о безопасной для человечества
перспективе нельзя будет еще говорить. Острота этой проблемы снизится,
и только. В соответствии с принципом кибернетики, чтобы управление было
адекватным, безаварийным, сложность системы управляющей должна соответствовать
сложности системы управляемой. На уровне отдельных животных организмов
это достигается: их головной мозг информационно адекватен среде проживания.
Надо, чтобы и на уровне цивилизации этот принцип выдерживался. Поэтому
заключительным этапом обеспечения цивилизационной безопасности должно
стать создание мирового разума – например, в виде баннерного интернет-кольца
интеллектуальных ресурсов планеты.
Ориентируясь на сказанное выше, можно предложить следующий пакет прогнозов
на XXI век.
*2010—2012: Появление в нескольких странах первых общедоступных интернет-ресурсов,
предназначенных для лексического совершенствования языков.
*2010—2015: Образование под эгидой ООН Международного интернет-форума
– диалога цивилизаций: «Будем думать о счастье вместе».
*2010—2017: Проведение учебного эксперимента по образовательным программам
развития ПМ в вузах.
*2015—2020: Образование в некоторых государствах социально-мозговых
структур приоритетного значения.
*2017—2020: Перевод вузов на программы обучения, развивающие ПМ.
*2020—2025: Начало обучения по образовательным программам развития ПМ
в детских садах и школах.
*2020—2040: Появление первых интеллектуальных государств, управляемых
с помощью социального мозга.
*2020—2060: Переход от эры ДПМ к эпохе ПМ.
*2050—2070: Переход человечества на использование языков, вполне соответствующих
эпохе ПМ.
*2070—2095: Формирование Всемирного баннерного интернет-кольца интеллектуальных
ресурсов.
*2090—2095: Подведение итогов интернет-диалога цивилизаций, выявление
оптимальной стратегии человеческого развития.
*2095—2100: Достижение в масштабах человечества уровня обеспеченного
существования, допускающего широкий спектр личных жизненных стратегий.
Комментарий 2005 г. В 2000 г. по предложению журнала ЭИнтеллектуальная собственность
в Беларуси" я высказал прогноз: к концу XXI века человечество разрешит
проблему счастливого существования. В 2001 г. руководство Международной
академии информационных технологий (МАИТ), куда я был принят, предложило
мне сделать этот прогноз основой проектного предложения. В результате
текст "Счастливый человек на планете Земля" был помещен от
имени МАИТ в начале 2002 г. на форуме Римского клуба. Поскольку этот
сайт весьма популярен, то не исключено, что научная конференция по психологии
счастья, проведенная в ноябре 2003 г. Королевским научным обществом
Великобритании, была инициирована именно нашей интернет-публикацией.
По С.Лецу, "у людей запоздалый рефлекс: понимают лишь в следующих
поколениях". И это касается не только чиновников ООН. Посему в
отношении некоторых сроков прогноз может оказаться излишне оптимистическим.
Комментарий 2013 г. Прогнозистом я оказался никудышным, да и сам довод -- надо думать о счастливой жизни и что-то делать для ее достижения -- у меня теперь другой: во времена наступившего долговременного (долговременного ли?) глобального, цивилизационного кризиса преодолевать несчастья, не допускать их глобализации много важнее. Ну а Интернет-проект "К счастливой жизни на Земле" все-таки очень нужен, и прежде всего -- чтобы человечество могло выиграть время для выхода из-под угроз уничтожения и самоуничтожения.
|