ПРОЕКТЫ


Страницы сайта:

* ГЛАВНАЯ;
* ПРОЕКТЫ;
* НАУКА В ДЕЙСТВИИ;
* ПЕДАГОГИКА;
* HOMO SAPIENS;
* ОБЩЕСТВО;
* ЗДОРОВЬЕ;
* ТРЕТЬЯКОВ-СКАЯ ГАЛЕРЕЯ ИДЕЙ,
вместе с...
* ЕЕ ЗАПАСНИКАМИ;
* УЧЕНЫЕ ДОСУГИ;
* ИНТЕРВЬЮ
* ТРИБУНА ДЛЯ ПОЧЕТНЫХ ГОСТЕЙ,
среди которых – Кшиштоф ЗАНУССИ;
* ИНТЕЛТЕХ ПРЕДСТАВЛЯЕТ

Наиболее значащие материалы сайта:

Основные несущие конструкции ИнтелТеха
Упущения цивилизации, их обнаружение и восполнение
Заблуждения цивилизации, их выявление и исправление
Как противодействовать старению
Профилактика раковых заболеваний
К рекомедациям Природы стоит прислушаться
Криминальный диагноз: узкоумие
Будем же учиться правильно мыслить
Педагогика наивысшей эффективности
Чтобы умственная пища хорошо переваривалась, она должна поглощаться с аппетитом
Учебно-творческий центр раскрытия одаренности
Советы осененному идеей
Советы начинающему эксперту
Дело для ООН
Институт Будущего – Всепланетный вэб-НИИ интеллектуальных ресурсов
Обращение к Почетным гостям ИнтелТеха
Инструмент мысли нуждается в заточке
Механизм юмора, сформировавшийся за миллионы лет
Классификация юмористических приемов
Не исключено, что вы -- аквиник
Псевдоконгруэнции на универсальных алгебрах
Новое понимание физического закона
• Обсуждение общебиологического принципа толерантности
• Обобщенный принцип толерантности
• О творчестве по-новому
Социальная инициатива -- общедоступный инфобанк лексических обогащений

   


Пакет прогнозов-XXI


Владимир ТРЕТЬЯКОВ, директор вэб-Института tvinteltech.narod.ru, отвечает на вопрос журнала "WHERE-Minsk" о будущем планеты.

-- По оценкам биологов-эволюционистов, в живой природе осталось около 1% от всех когда-либо существовавших видов. Это значит, что давление эволюционного отбора было неслабым. И один из оставшихся – это Homo sapiens, самый эволюционно благополучный: ведь «человеческих» клеток в Природе больше, чем клеток какого-либо другого из существующих видов животных. Не говоря уж о том, что на Земле создана грандиозная цивилизация.

Человек оказался чемпионом животного мира и в эволюционном конкурсе "Цефализация". Выяснилось, что его головной мозг претерпел наибольшие изменения в размерах и в усложнении структуры.

Для этого, правда, должна была произойти "климатическая катастрофа" – имеется в виду великое оледенение. Чтобы выжить, пралюдям нужно было придумать и освоить охоту, рыболовство, земледелие, научиться использовать огонь.

Как ни странно, та же проблема – чтобы выжить – все более остро встает и перед человеческой цивилизацией. В самом деле, по Станиславу Лецу, "Земля – это точка под знаком вопроса": ведь освоены огромные энергетические мощности, накоплено вооружение, которого хватит, чтобы десятки раз уничтожить все живое на Земле.

Анализ показывает, что угроза всему живому притаилась не где-нибудь, а… в человеческих головах. Для пралюдей ограниченное оперативное поле сознания было преимуществом в выживании (как обеспечивавшее быстрый выход из ситуаций, угрожавших жизни). Но мыслительный аппарат в условиях современного, невероятно усложнившегося мира уже выглядит эволюционно отягощенным -- отягощенным дефицитом панорамного мышления (ДПМ), и развитие панорамного мышления (ПМ) становится в теперешних условиях императивом выживания.

Проявления ДПМ многообразны: человеческая логика бинарная, «черно-белая» (как у других животных: «съедобно—несъедобно», «опасно—безопасно»), в мышлении значительно большее место занимает анализ, чем синтез, люди склонны к упрощенным решениям, любят краткие сентенции, постоянно допускают ошибки типа «упустить что-то из виду» (например, парламент принимает закон, который чуть ли не сразу приходится дополнять или подправлять). Не случайно один из популярных юмористических приемов состоит в обыгрывании ДПМ в виде «как-бы-недомыслия». Вот характерный пример: «Мы очень обязаны Томасу Эдисону – не будь его, мы бы смотрели телевизор при свечах». (Милтон Бирл).

В современном языке, создававшемся на протяжении жизни 10—12 поколений, ДПМ проявляется более чем выразительно.

Косим траву, а само действие называем сенокосом; говорим замедленная съемка, имея в виду съемку ускоренную при нормальном воспроизведении; под сушить сухари понимаем сушить хлеб; серией называем один из ряда кинофильмов с общим названием (хотя серия – это и есть ряд); в парламентах СНГ на электронных табло вместо осмысленного "предложение принято" или "предложение НЕ принято" высвечивается почему-то "решение принято" или "решение НЕ принято"; и в мыслях не имея каннибализма, покупателей заставляют поедать "малышков", "алёнок", "настенек" и "морячков с чесноком" (или "с дымком) и делать выбор между колбасой куриной и докторской.

Язык – инструмент мышления, и потому особую опасность a priori должны иметь проявления ДПМ в языке в тех случаях, когда языковые конструкции используются массово, каждодневно, а их неполноценность не осознается никем на протяжении нескольких поколений. К своему стыду, лишь после достижения 60-летнего возраста, уже осознав масштабность явления ДПМ, я обнаружил подобные лексемы в своем родном языке – русском.

Если мы что-то закрываем, то нам, как правило, нетрудно ответить на вопрос: чем? В самом деле, закрываем глаза (веками), рот (губами), лицо (руками), кастрюлю (крышкой), бутылку (пробкой или крышкой). Вопрос же -- чем мы закрываем дверь, окно или форточку, чем закрываем занавес в театре -- ставит нас втупик. Потому что на самом деле, реально, закрывается все-таки помещение (комната, офис etc.) или сцена, и закрываются они дверью, окном, форточкой или занавесом. Кстати, в русском языке до 1910-х годов с этими действиями был порядок, потому что окна/двери тогда затворяли/отворяли. ("Отвори потихоньку калитку).

Мне известны два языка, в которых нет проблемы открывания/закрывания: в польском drzwi/okno/lufcik можно otworzyc/zatworzyc (otwor – отверстие), а в белорусском дзверы/акно/фортачку обычно адчыняюць/зачыняюць (совершаются два противоположно направленных чына – т.е. некие действия).

В русском же, как вы сами можете проверить, подобный сбой мышления проявлен и в таких широко употребляемых лексемах, как закрытая/открытая одежда, закрытая/открытая обувь, закрытая/открытая граница.

Итак, преодоление ДПМ (в том числе в языках, нуждающихся в освобождении от языковых «вирусов», в замене их на полноценные лексемы) становится императивом выживания человечества, несущим к тому же приобретения экономического характера. По некоторым оценкам, рост количества людей с высшим образованием на 1% дает 5—6%-ный прирост ВВП. Тем больший экономический эффект должен получиться, когда развитие ПМ станет содержанием образовательных программ школ и вузов.

В начале 90-х годов в Беларуси действовало РОО «Белорусский интеллектуальный ресурс» (БелИР), представившее в правительство концепцию проекта «Беларусь – интеллектальная республика». Как выяснилось, ученые этой организации верно уловили происходящие в мире изменения: в конце 1990-х годов уже заговорили об информационно-интеллектуальной революции, начавшейся прежде всего в США. Оказалось, что дороже денег и материальных ресурсов может быть человеческий, интеллектуальный капитал предприятий и корпораций.

Одной из самых значительных жертв этой революции стал могучий южнокорейский концерн DAEWOO, который, недооценив новую тенденцию развития, был вынужден объявить о своей финансовой несостоятельности по выплате астрономической суммы долга -- $50 млрд.

Более близкий нам пример – Беларусь. К сожалению, в тогдашнем правительстве РБ не нашлось дальновидных людей, инициатива БелИР с интеллектуальной республикой не была подхвачена, и можно говорить об огромных суммах несостоявшихся приобретений. Теперь Белорусскую Силиконовую долину придется создавать уже с помощью ослабленного научного потенциала; а ведь этот потенциал, по состоянию на начало 1990-х гг., экспертами ООН оценивался даже как «чрезмерный».

Заметим, что современный мир не только усложнился по сравнению со временем зарождения человека как вида, но и стремительно продолжает усложняться, особенно в информационном смысле. Именно поэтому, даже когда ПМ станет повсеместно распространенным среди людей, о безопасной для человечества перспективе нельзя будет еще говорить. Острота этой проблемы снизится, и только. В соответствии с принципом кибернетики, чтобы управление было адекватным, безаварийным, сложность системы управляющей должна соответствовать сложности системы управляемой. На уровне отдельных животных организмов это достигается: их головной мозг информационно адекватен среде проживания. Надо, чтобы и на уровне цивилизации этот принцип выдерживался. Поэтому заключительным этапом обеспечения цивилизационной безопасности должно стать создание мирового разума – например, в виде баннерного интернет-кольца интеллектуальных ресурсов планеты.

Ориентируясь на сказанное выше, можно предложить следующий пакет прогнозов на XXI век.

*2010—2012: Появление в нескольких странах первых общедоступных интернет-ресурсов, предназначенных для лексического совершенствования языков.

*2010—2015: Образование под эгидой ООН Международного интернет-форума – диалога цивилизаций: «Будем думать о счастье вместе».

*2010—2017: Проведение учебного эксперимента по образовательным программам развития ПМ в вузах.

*2015—2020: Образование в некоторых государствах социально-мозговых структур приоритетного значения.

*2017—2020: Перевод вузов на программы обучения, развивающие ПМ.

*2020—2025: Начало обучения по образовательным программам развития ПМ в детских садах и школах.

*2020—2040: Появление первых интеллектуальных государств, управляемых с помощью социального мозга.

*2020—2060: Переход от эры ДПМ к эпохе ПМ.

*2050—2070: Переход человечества на использование языков, вполне соответствующих эпохе ПМ.

*2070—2095: Формирование Всемирного баннерного интернет-кольца интеллектуальных ресурсов.

*2090—2095: Подведение итогов интернет-диалога цивилизаций, выявление оптимальной стратегии человеческого развития.

*2095—2100: Достижение в масштабах человечества уровня обеспеченного существования, допускающего широкий спектр личных жизненных стратегий.

Комментарий 2005 г. В 2000 г. по предложению журнала ЭИнтеллектуальная собственность в Беларуси" я высказал прогноз: к концу XXI века человечество разрешит проблему счастливого существования. В 2001 г. руководство Международной академии информационных технологий (МАИТ), куда я был принят, предложило мне сделать этот прогноз основой проектного предложения. В результате текст "Счастливый человек на планете Земля" был помещен от имени МАИТ в начале 2002 г. на форуме Римского клуба. Поскольку этот сайт весьма популярен, то не исключено, что научная конференция по психологии счастья, проведенная в ноябре 2003 г. Королевским научным обществом Великобритании, была инициирована именно нашей интернет-публикацией.

По С.Лецу, "у людей запоздалый рефлекс: понимают лишь в следующих поколениях". И это касается не только чиновников ООН. Посему в отношении некоторых сроков прогноз может оказаться излишне оптимистическим.

Комментарий 2013 г. Прогнозистом я оказался никудышным, да и сам довод -- надо думать о счастливой жизни и что-то делать для ее достижения -- у меня теперь другой: во времена наступившего долговременного (долговременного ли?) глобального, цивилизационного кризиса преодолевать несчастья, не допускать их глобализации много важнее. Ну а Интернет-проект "К счастливой жизни на Земле" все-таки очень нужен, и прежде всего -- чтобы человечество могло выиграть время для выхода из-под угроз уничтожения и самоуничтожения.


 

     
(C) Copyright «ИнтелТех»—В.Н.Третьяков. Настоящая информация является интеллектуальной собственностью автора сайта, которому было бы интересно знать о любом использовании его материалов. Vlad-Tretyakov@yandex.ru
Hosted by uCoz