Взгляд на белорусскую академическую науку почти из Нью-Йорка
Говорят,
что со стороны виднее. В таком случае выбор собеседника можно считать
вполне удачным: мой давнишний приятель Михась ПОЛЯКОВ,
будучи кандидатом наук «советского» производства и сотрудником Института
физики АН Беларуси, года 1,5 назад удостоился чести стать действительным
членом Академии наук в Нью-Йорке. Так что и наши научные дела знает
и отстраненно на них взглянуть может.
--
Дошло до меня, что сейчас в научных «верхах» какая-то очередная концепция
развития белорусской науки обсуждается и разрабатывается. Тебя случайно
к ее разработке не привлекли?
-- Нет, конечно. Я слишком неудобен для общения – на компромиссы туго
иду.
-- А вообще-то, по-твоему, новая концепция нужна?
-- Еще как!
-- Почему?
-- Потому что у нас в Беларуси результатов высшего мирового уровня маловато.
Я имею такие, которые Нобелевскими премиями отмечаются.
-- Маловато – это сколько?
--
Ни одного, значит. Для сравнения: Массачусетский технологический – один
институт! - дал 20 нобелевских лауреатов.
-- А еще почему?
-- Низкий уровень цитируемости наших работ и прямо связанный с ним уровень
зарплаты. И то и другое раз в 15 ниже, чем в нормальных странах.
-- Как насчет общей ориентации твоей концепции?
-- Общая установка такая: делать все наоборот по отношению к тому что
есть. А все добытые общественными «науками» результаты заменить на прямо
противоположные.
-- Вот и видно сразу, что ты экстремист и кашу-концепцию с тобой
не сваришь. Перейдем к подробностям.
-- Коллективность в науке пора заменить на принцип обеспечения условий
для индивидуалов. Мысль в голову приходит одному, а ее, оказывается,
надо делить на всех. Притом что нет ни одного закона природы, открытого
коллективом. Что получается: условия создаются для индивидуала-фермера,
и это себя оправдывает. А ведь «навуковец», «сайентист» – индивидуал
нисколько не меньше.
-- Звучит красиво. Но поскольку ты тут норовишь подкопаться
под научное начальство, на поддержку особенно не рассчитывай. Что еще?
-- Я здесь даже не скудную зарплату имею в виду, а частокол семинаров,
советов, редакций, через которые надо зачем-то пробиваться. Хотя ни
один рецензент до сих пор не ответил за ошибочно «зарубленную» работу.
Ну и квинтэссенция коллективизма – принятие работ к опубликованию только
от организаций.
-- Почему же этот коллективизм у нас так укоренился?
-- Потому что он создает отличные условия для иждивенчества.
-- Вот как? И ты это можешь доказать?
-- Конечно. Возьмем нашу 2-ступенчатую систему аттестации. Наша кандидатская
там соответствует докторской, а наша докторская и аналогов в мире не
имеет. В результате наш исследователь становится профессионалом (т.е.
получает степень доктора наук) выходя на пенсию. Самая высокая квалификационная
ступень и нижайший уровень развития науки – это не парадокс, а следствие.
Следствие монополизма научных школ, чванства одних и холуйства других.
Какой вопрос задается на защитах? «А ваша докторская на кандидатских
апробирвалась?» Т.е. возможность присваивать чужой труд как бы сама
собой предполагается. А чтобы и выбора никакого не было, результаты
своей кандидатской в своей же докторской использовать ВАКовской инструкцией
запрещено.
-- Это убедительно, особенно если учесть, что у нас каждый администратор
в науке одновременно и ученый, хотя бы номинально, и как таковой, имеет
право «влиять» и «направлять». В таких условиях искушения стать соавтором
чужой работы мало кому удается преодолеть... Зная тебя, я могу задать
неожиданный вопрос: а нужна ли вообще науке направляющая сила?
-- Вместо безответственного руководства должно быть взаимовыгодное сотрудничество
творческих личностей. Руководить тем, что пока неизвестно, еще только
приоткрывается, невозможно.
-- Управление через заказы, в т.ч. и госзаказы, координация
научных исследований... Что еще ты допускаешь в руководстве наукой?
-- Только управление наукой через разработку критериев успешной деятельности
и обеспечение условий для их реализации. Как вообще можно работать в
науке на мировом уровне, если в республику не поступает научная периодика?
Из Японии и Голландии научных журналов не видно уже 4 года.
-- Как ты относишься к научным школам?
-- По моим данным, периодичность появления новых знаний связана с падениями
и взлетами научных школ. Новое может появиться только тогда, когда «школьники»
теряют влияние. Отсюда ясно и мое отношение к науным школам.
-- Какой путь научного развития Беларуси ты мог бы наметить?
-- Сейчас уровень развития науки – это степень совершенства интегральных
микросхем. По данным К.Борового, все интегральные схемы нами «содраны».
Причем они, эти «переводчики с английского», уже легализовались на Западе.
Так что самим надо думать. Ну а еще – информация. Она уже стала самым
дорогим товаром, дальше будет только дорожать. Будут у нас развитые
информационные технологии – все остальное приложится.
-- Какой, по-твоему, должны быть оплата в науке?
-- Она не должна быть какой-то особой. Если ввести особые условия оплаты,
в науку полезут те, «кто был никем». Разве что льготы на рыбной питание
предусмотреть, для подпитки мозго. А вот за новую идею – тут стоит подумать.
-- А нужна ли нам вообще фундаментальная наука?
-- Есть такое мнение: Беларусь так мала, что незачем ей тщиться делать
вклады в мировую науку. Лучше, мол, брать из нее. Но, перестав вкладывать,
мы потеряем способность осмысливать то, что в науке делается. А ведь
без теоретической проработки практика оскудеет. Вот уехали из Германии
ученые, спасаясь от фашизма, так она до сих пор не может восстановить
свой прежний научный статус.
-- Как так у нас получилось, что наука, будучи главной производительной
силой общества, стала перед необходимостью поиска концепции?
-- Одна из причин – не отслеживались мировые тенденции развития науки.
А они должны не только отслеживаться, но и приниматься для исполнения.
Например в мире, начиная с 1952 г., субсидии в электронику удесятерялись
каждые 5 лет, а мы об этом не знали и не реагировали. Вот и получилось,
что механики и математики наши идут почти в ногу с веком, а электронщики
могут только заимствовать, а своего предложить не в состоянии.
-- Если ты так все понимаешь, скажи напоследок: какими фундаментальными
проблемами науке следует заняться?
-- По-видимому, машинно-аналитическими решениями уравнений нелинейной
механики как базы для осмысления проблем биологии в будущем. Основной
же научно-практической проблемой века я считаю защиту Земли от камней
с неба. Ведь достаточно глыбы размером в несколько км, чтобы погубить
жизнь на Земле. От этой угрозы человечество пока защититься не может.
Ну, а самые интересные результаты, как это ни странно от меня, физика,
слышать, могут дать исследования в области языкознания. Зная глубинную
историю языков, можно знать все.
Опубликовано
в «Знамени юности» (Минск) в феврале 1996 г.