ПРОГНОЗ НА XXI ВЕК
• Продолжение темы
ВЕКОВАЯ
МЕЧТА В ОТДЕЛЬНО ВЗЯТОМ СТОЛЕТИИ
В.Л.ПЛЮСКОВ,
главный редактор журнала
«Интеллектуальная собственность
в Беларуси»
Постоянный
автор нашего журнала, кандидат физико-математических наук, академик
МАИТ Владимир Третьяков выдвигает, на мой взгляд, совершенно
новую оригинальную идею консолидации мирового интеллектуального труда
– создание в XXI веке своеобразного Всепланетного НИИ. Жизненность такого
проекта, по мнению В.Н.Третьякова, будет обусловлена постановкой глобальной
задачи, к решению которой человечество уже готово или вот-вот будет
готово. Оригинальность замысла состоит в том, что движителем всего процесса
должна стать вековая мечта людей о всеобщем Счастье – счастье, построенном
не за счет ограничения чьих-то личных свобод, не за счет захвата чужих
ресурсов и территорий, а наоборот, -- за счет устранения назревших в
мире противоречий.
ВООБЩЕ
ГОВОРЯ, такое предложение – создание НИИ мировых интеллектуальных ресурсов
под эгидой ООН – как никогда уместно именно сейчас, в год, открывающий
XXI век, в год, который как раз и объявлен Организацией Объединенных
Наций Годом Диалога Цивилизаций. Уже вполне очевидно, что дальше амбициозно
взбираться по становящимся все более шаткими ступенькам (истощение ресурсов
– войны, конфликты – экологический кризис – болезни) очень опасно. Это
движение все больше напоминает путь вверх по лестнице, ведущей вниз,
-- к деградации земной цивилизации в целом.
Особенно опасно все более четко очерченное растекание человечества к
двум противоположным полюсам. Характерно, что преобладающее количество
«человеческих» клеток сегодня сосредоточено на полюсе бедности. По некоторым
данным, сегодня почти 1,3 миллиарда жителей Земли живут менее чем на
1 доллар в день. Почти одна треть жителей беднейших стран не доживает
до 40 лет. Негативные тенденции особенно усилились с конца 90-х годов.
Так, например, в 1997—1999 годы число абсолютно бедных в Восточной Азии
увеличилось с 40 до 100 миллионов человек. Среди 4,4 миллиарда человек,
живущих в слаборазвитых странах, примерно три пятых находится в условиях,
мало приспособленных для нормального существования, -- отсутствуют полноценные
жилье, вода, пища.
В своей статье «Глобализующийся мир: характер и направленность» доктор
философских наук Чеслав Кирвель из Гродно приводит и другие данные.
Экономическая власть в мире переместилась на глобальный уровень и реально
сосредоточилась в рамках лидирующей «семерки» стран. «Оказалось, что
в условиях современности, -- говорится в статье, -- только новейшие
технологии способны обеспечить рентабельность производства на глобальном
уровне. Национальные же рамки для них узки и не позволяют им раскрыть
свои преимущества. К таким технологиям сегодня относятся компьютерная
техника, средства и инфраструктура коммуникаций, информационные потоки,
высокоскоростной транспорт, а также распространение образовательных
моделей благодаря научному и другим видам интеллектуального обмена.
Став фактическим монополистом в производстве высоких технологий (в начале
90-х годов члены «клуба семерки» обладали 90,5% высокотехнологичного
производства), западные державы создали невиданный по эффективности
инструмент перераспределения в свою пользу мирового ВВП». Так, богатые
индустриальные страны ориентируются сегодня на доход в $30 тыс. на душу
населения в год.
В то же время резко усиливается антропогенное давление на природную
среду. Экономически более мощные страны «сбрасывают» на территорию беднейших
соседей, обладающих дешевой рабочей силой, свои технологически насыщенные
производства, одновременно выкачивая из чужих недр важнейшие сырьевые
ресурсы. Выравнивание же существующего положения путем распространения
высоких стандартов потребления на остальной мир может привести, согласно
расчетам, ко всеобщей экологической катастрофе. Как подчеркивает Ч.С.Кирвель,
«если бы все страны выровнялись по уровню потребления энергоресурсов
с США, то нефть и газ были бы выкачаны и недр Земли за 1 десятилетие».
ДА, НАШ СЛОЖНЫЙ и противоречивый мир развивается по законам, далеко
не всегда зависящим от человеческого интеллекта и воли. У этих законов,
безусловно, есть внутренние цели и пружины. Но люди, как показывает
опыт, далеко не всегда стремятся понять эти цели и нащупать эти очень
тонкие механизмы и действовать сообразно. Они устанавливают свои правила
и живут по своим понятиям, преследуя зачастую сиюминутные эгоистические
цели. В условиях постоянно убыстряющихся темпов развития, нарастающей
во всех сферах конкуренции, то и дело переходящей в противоборство и
противостояние, совершенно недосуг заняться обустройством планеты.
Так стоит ли вообще говорить о глобальном проекте «Счастливый человек
на планете Земля»? Может быть, несколько урезать название за счет этого
совсем не научного слова «счастливый»? Возможно, даже переиначить проект
– «Homo sapiens faber» (человек разумный, производящий, работающий.
– Авт.) на планете Земля»? Тем более что счастье – это сугубо внутреннее
чувство, о котором не может судить никто, кроме того, кто его испытывает.
Ведь и племена, до сих пор живущие в каменном веке, платящие потом и
кровью за каждый добытый кусок пищи, умеют быть довольными своей участью,
находят удовольствие в жизни и наслаждаются каждым днем своего существования
так радостно, будто завтра их не ожидают новые тяготы и лишения. Надо
ли всех тащить насильно в мир счастья, обустроенный согласно искусственно
навязанным стандартам?
Великий мыслитель Жан-Жак Руссо считал, что «несчастье людей заключается
в противоречии, существующем между нашим состоянием и нашими желаниями,
между нашими обязанностями и нашими склонностями, между природой и общественными
установлениями, между человеком и гражданином». Сделайте человека чем-нибудь
одним, и вы сделаете его счастливым», -- подчеркивал философ. В своих
набросках трактата «О счастье народа» (1762) Руссо вывел ряд афористических
формулировок, которые не утратили смысла и по сей день. Его перу, например,
принадлежит следующий вывод: «Не существует правления, способного принудить
своих граждан быть счастливыми, лучшее из них то, которое предоставляет
им эту возможность, если они разумны. И это счастье никогда не будет
принадлежать толпе».
Человеческое общество сейчас, как и во времена Руссо, ни на йоту не
приблизилось к осуществлению мечты о подлинно счастливом обустройстве
жизни на планете. Хотя нельзя сказать, что таких попыток не было на
отдельно взятых территориях. Бывали, и довольно часто, когда «счастье
ковали» горячо и упорно, даже пытались вывозить его «на экспорт». Однако
в общечеловеческом плане процесс не шел, все время притормаживался,
как-будто люди, говорящие на иных, чем «счастьестроители», языках, не
понимали, о чем идет речь.
Вообще, кризис в области общественных отношений, видимо, зачастую сводится
к неупорядоченности привлекаемого понятийного аппарата, нечеткости употребляемых
формулировок и размытости тех или иных значений. Даже в слова, произносимые
на одном языке, разные люди вкладывают разный смысл. Вновь сошлемся
на Руссо, который рассуждал следующим образом: «Смысл слова «счастье»,
достаточно неопределенный для отдельных людей, еще менее определенен
для народов, и именно из различия представлений о счастье рождается
различие политических принципов», опирающихся на эти представления.
ТАК БЫЛО. Но так не должно быть всегда! К XXI столетию человечество
подошло, имея совершенно иной качественный уровень, и не только в технологическом
плане. Стал вырисовываться каркас общепланетарного дома, жители которого
стремятся лучше понять друг друга на основе общих духовных ценностей.
Выяснилось, что в этом доме существует и единая мощная организующая
сила, определяющая архитектуру и устойчивость несущих конструкций –
это многоотраслевая фундаментальная наука. Имея на вооружении такую
научную и информационно-технологическую базу, человечество обязано ставить
сверхзадачу на XXI век о построении на Земле сообщества, свободного
от войн и насилия, голода и нищеты, болезней и загрязненной среды обитания.
«Будущее и власть в нем, по-видимому, будут принадлежать людям науки»,
-- писал в своем дневнике ровно 70 лет назад великий русский ученый
и мыслитель Владимир Иванович Вернадский3. Сегодня люди приступили к
практическому воплощению его блестящих ноосферных идей.
В статье «Автотрофность человечества», опубликованной в 1925 г., ученый
подчеркивал роль геохимических процессов в земной коре и на ее поверхности,
тесную зависимость человека от окружающего мира, говорил о его особой
роли в этом мире.
«Человек – животное общественное, гетеротрофное, -- писал В.И.Вернадский.
– Он может существовать лишь при условии существования других организмов,
именно – зеленых растений. Однако его существование на нашей планете
резко отличается от существования всех других организованных существ.
Разум, его отличающий, придает живому веществу удивительные черты, глубоко
изменяет его действие на окружающую среду».
Да, указывает Вернадский, человек, как и все другие организмы, проявляется
в биосфере своим питанием и свои размножением. Но масса всего человечества
ничтожна по сравнению с массой живого вещества, и прямые проявления
в живой природе его питания и его размножения сравнительно почти равны
нулю.
Австрийский экономист Л.Брентино, на которого ссылается В.И.Вернадский,
дал очень ясное представление о масштабе человечества в биосфере (факты
приводятся по состоянию на начало XX века. – Авт.). Если бы каждому
человеку, отметил Брентино, выделили 1 м2 и собрали всех людей на планете
вместе, то пространство, которое они заняли бы, не превысило бы площади
небольшого Константского озера в Швейцарии. Совершенно очевидно, замечает
Вернадский, что проявление такой живой массы в масштабе геологических
явлений ничтожно.
Разум все изменяет. Руководствуясь им, человек употребляет все вещество,
окружающее его – космос и живое, -- не только на построение своего тела,
но также и на нужды своей общественной жизни. И это использование является
уже большой геологической силой. Разум вводит этим путем в механизм
земной коры новые мощные процессы, аналогичных которым не было до появления
человека.
Но тем самым разум с течением времени превратился и в необузданную геологическую
силу, не только изменяющую облик природы, но и включившую в свой оборот
колоссальные энергетические ресурсы, образовавшиеся в течение миллионов
лет. Теперь, в XXI веке, основные запасы этих ресурсов будут исчерпаны.
Чтобы выжить, необходимо изменить форму питания и источники энергии,
используемые человеком. Без решения этих двух задач (В.И.Вернадский
указывал на это еще в 30-е годы прошлого века) невозможно само существование
вида Homo sapiens, не говоря о достижении общепланетного счастья.
В середине текущего столетия – таков наш прогноз – человек начнет использовать
в широких масштабах непосредственно энергию Солнца и, возможно, гравитационную
энергию, что снимет с повестки дня энергетическую проблему. Вслед за
этим будет открыт способ искусственного синтеза полноценной пищи, без
посредничества живых организмов. Промышленное производство такой пищи
и научно регулируемый рост народонаселения к концу столетия коренным
образом изменит весь вековой уклад жизни людей.
Получив в свое распоряжение синтетическую пищу, человек станет существом
автотрофным, т.е. независимым в своем питании от мира других живых организмов.
Это повлечет за собой исчезновение ряда опасных болезней, тесным образом
связанных с проблемой питания. Правда, о достижении такого момента в
истории эволюции академик В.И.Вернадский говорит с известной осторожностью,
отмечая, что получить качественную синтетическую пищу будет чрезвычайно
трудно. Ибо «живые организмы, возможно, не только создают особые, нигде
в других условиях не образующиеся на Земле молекулы – соединения элементов
чрезвычайно сложного и своеобразного строения – и не только избирают
из окружающей среды определенные – качественно и количественно – химические
элементы, но могут обладать способностью разлагать изотопические смеси,
из которых состоят химические элементы, меняют атомный вес и избирают
из окружающей среды отдельные изотопы». Однако, по Вернадскому, это
препятствие может быть преодолено и человечество достигнет пищевой независимости
– автотрофности.
Овладев новыми неисчерпаемыми источниками энергии и завоевав автотрофность,
человечество в относительно недалеком будущем совершит мощнейший социальный
скачок. Ресурс разума будет освобожден для решения иных острых общеземных
и общекосмических задач. Осваивать в хозяйственных целях околосолнечное
пространство и дальний космос сможет лишь свободное от физической и
духовной эксплуатации сообщество людей всех без исключения наций. Такую
поистине космическую задачу решить уже будет невозможно усилиями воротил
бизнеса – 37 тыс. транснациональных корпораций с их 200 тыс. филиалов,
которые правят сегодня миром.
СЧАСТЛИВЫЕ люди на нашей планет были во все времена, а вот счастливого
человечества не было еще никогда. Что же это такое – счастье для всех?
Пролистав разделы почти 700-страничного тома одухотворенных рериховских
«Листов дневника», я нигде в названиях не нашел слова «счастье», хотя
других на букву «с» встретил множество: «самоотвержение зла», «светочи»,
«следы мысли», «стойкость», «справедливость», «сад будущего», «сущность»...
Мысли о счастье у Николая Константиновича прочитываются между строк.
Важные, основополагающие, пророческие мысли, на них будто запечатлен
свет кристальных снегов высочайших горных вершин мира.
В его записях от 1 июля 1935 г. находим будто в сегодня обращенные строки:
«Служение человечеству не есть какая-то самомнительная фразеология.
Наоборот, это высокое и трудное требование каждый должен поставить перед
собой как цель земную».
Литература:
1Кирвель Ч.С. Беларуская думка, 2001, № 4.
2Руссо Ж.-Ж. Трактаты. – М., 1969.
3Вернадский В.И. Избранные труды. – М., 1993.
(Из журнала «Интеллектуальная
собственность
в Беларуси», 2001, № 2).