Инне Назиной по случаю ее незначительного юбилея
Для служебного
пользования
Экз. № 2_
(На основе стенограммы беседы)
В беседе
участвовали:
РИХТЕР С.Т.
МОЖЕЙКО З.Я.
Полковник Володя (без погон, без речей, но с диктофоном)
-- Эх,
мне бы Назиной годы! – сказала Зинаида Я.Можейко Святославу Т.Рихтеру,
своему коллеге по союзной Фольклорной комиссии при 2-м Главном эмвэдэшном
управлении. Коллегам было о чем поговорить. Взять хотя бы падение уровня
профессионального искусства в народе в связи с выпадением из него народного
начала.
-- Инна
Дмитриевна – ваша подруга? – воскликнул Святослав Рихтер со свойственной
ему непосредственностью. – В таком случае я буду относиться к вам с
еще большим уважением, хотя, кажется, дальше уж некуда. Расскажите про
нее!
-- Неразмывная,
-- подтвердила собеседница.
Полковник
насторожился и проверил кассету.
– Сколько
раз грезилось: Инна Назина – лауреат Всесоюзного конкурса музыкантов-исполнителей.
Она же – дипломант Международного конкурса им. Ф.Шопена в Варшаве. Первый
приз на конкурсе им. Маргариты Лонг и Жака Тибо в Париже. Дважды лауреат,
заслуженный депутат, член бюро профорганизации Фольклорного института,
ответственная за культмассработу… И сколько раз я просыпалась зря. Потому
что после консерватории она, видите ли, лучше всех знала, чего ей надо
в жизни. Ну и, закопав свой пианистический талант, она отправилась в
экспедиции на дикий Запад Белоруссии и не менее дикий Восток…
В общем, «Плач, Белоруссия!» (Это не Рихтер сказал и не Можейко, и уж
тем более не Назина, которой на встрече не было. Это я вам говорю. –
Составитель).
-- Да –
вздохнул Святослав Теофилович. – Мне бы тоже ее годы…
-- А что
бы тогда? – моментально встряла Зинаида Яковлевна.
-- Я бы
тогда поменялся с ней судьбами. – Ответил Рихтер и пояснил свою мысль:
-- Это же счастье: копаться в структуре фортепьянных концертов, искать
звучащее в жизни, отделяя перепончатые от струнных! Счастлив человек,
связавшийся со всем этим. Вот, послушайте-ка…
(Далее
в исполнениии Святослава Рихтера мы, располагай уникальной пленкой,
услышали бы «Турецкий марш» Моцарта на кофейном сервизе на 100 персон,
подаренном исполнителю к его 70-летию, «Лунную сонату» Бетховена на
расческе своей внучки и «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик» Чайковского
на цветочных горшках).
-- Вот
и вы туда же, Святослав Теофилович! – отрецензировала его исполнение
Зинаида. -- Мало того, что мне подруга Инна всю жизнь объясняет, что
я не тем, не инструментальным делом занимаюсь, так и вы тоже, причем
очень убедительно. И это особенно нехорошо, Святослав Теофилович!
Тогда Рихтер,
чувствуя себя перед Зиной виноватым, сыграл ей цикл «Песни странствующего
подмастерья» Брамса на обычном рояле «STAINWAY». Полковник Володя здесь
отключил бдительностьь и диктофон.
-- Оказывается,
в нефольклорной музыке тоже есть неплохие вещицы, -- с удивлением сказала
Зинаида Я.Можейко. К счастью, Святослав Т.Рихтер, еще не отошедший от
своего исполнения, этого не услышал.
-- Передайте
своей подруге Инне Дмитриевне… так? мой низкий поклон и чувство хорошей,
белой зависти, -- сказал народный артист и выразил надежду на скорую
встречу с ней в одной из европейских столиц.
(1988)