Банкротство DAEWOO дает повод радикально пересмотреть
экономическую стратегию Беларуси
В.Н.Третьяков
(Аналитический
бюллетень БелаПАН «Белорусская неделя», 1999, № 36, с. 18--20; «Интеллектуальная
собственность в Беларуси», 1999, № 3).
В конце
августа стало известно, что могучий южнокорейский концерн «ДЭУ» вынужден
был объявить о своей финансовой несостоятельности, что для многих государств
и компаний – партнеров «ДЭУ» оказалось как гром среди ясного неба. Косвенно
об этом свидетельствует хотя бы то, что долги концерна достигли астрономической
суммы -- $50 млрд. Ведь без уверенности, что долги будут возвращены,
кредиты не выдаются. Среди «пострадавших» от банкротства корейского
концерна оказалась и Беларусь. По имеющимся сведениям, наша страна не
получит теперь от него $1,2 млрд. запланированных инвестиций.
Психологическая
подоплека просчета руководства «ДЭУ» очевидна: переоценка своего могущества
и финансовых возможностей. Что же касается экономических причин, то
они не лежат на поверхности. Можно предположить, что все дело – в той
информационно-интеллектуальной революции, которая произошла в
мире, но в разной степени субъектами хозяйствования осознана. Т.е. руководством
«ДЭУ» и его партнерами – не в полной мере.
Революционный скачок датируют началом 1991 г., когда в США появились
компании, рыночная стоимость которых (т.е. суммарный акционерный капитал)
более чем вдвое превысила стоимость их материальных фондов, когда возник
и стал расти спрос на специалистов нового типа – по информационно-интеллектуальному
менеджменту. Эти компании не только стали по-новому использовать
знания и опыт своих работников – по отдельности и в их организационном
единстве, -- но и знания и опыт своих постоянных клиентов. Все это позволяет
говорить о трех составляющих интеллектуального капитала компаний – человеческом,
структурном и потребительском.
Вот свидетельства происходящих изменений (на примере экономики США).
Из года в год в США растут вклады в компьютерную технику (в млрд. USD):
1982 г. -- 49 млрд., 1987 г. -- 86 млрд., 1991 г. – 112, что больше,
чем вложения во все остальные производственные технологии (107). Начиная
с того же года американские компании в целом тратят на оборудование
для сбора, обработки, анализа и распространения информации больше, чем
на все остальное машиностроительное производство, имеющее дело с объектами
материального мира.
Это не должно удивлять: ведь по данным Международной информационной
корпорации IDS возврат денег, затраченных на приобретение компьютеров,
в 8 раз превышает аналогичный показатель для вложений в другие основные
фонды и сравним с отдачей от научно-технических разработок. О высокой
ценности знаний, хранящихся и курсирующих в компьютерных сетях, свидетельствует
и деятельность всемирно известной компании IBM, доходы которой от оказания
компьютерных услуг превышают ее многомиллиардные доходы от продажи самих
компьютеров.
Следование глобальной стратегии экономического развития и внесение радикальных
изменений в экономическую стратегию Беларуси позволило бы сыграть на
«опережение» и сократить период послекризисного восстановления экономики.
Для наших условий это изменение тем более радикально, что предполагает
преимущественно частную форму собственности. Не 5%, как сейчас, а 85—90.
Иначе государству не разрешить проблему трудоустройства. В самом деле,
информационно насыщенные предприятия оказываются столь рентабельными,
что им то и дело приходится освобождаться от всякого рода «лишних» фондов,
в т.ч. и человеческих. Например, доля занятых в промышленности США постоянно
падает: с 34% в 1950 г. до 16% -- в наши дни (притом, что 1/3 от этих
16% составляют работники сферы информации – бухгалтеры, менеджеры, дизайнеры).
Процесс затронул и самых «продвинутых»: в 1996 г. крупнейшая телекоммуникационная
фирма AT&T сократила число своих рабочих мест примерно на 40 тыс.
Т.е. рабочая сила будет неизбежно высвобождаться, и без свободной частной
инициативы массы людей не смогут найти себе применения. А посему «приобщиться
к революции», введя на белорусских предприятиях должности по информационному
и интеллектуальному менеджменту и на этом считать проблему закрытой,
не удастся. Одного этого мало. Нужна еще как минимум нормальная рыночная
экономика.
В условиях бедной сырьем Беларуси экономия основных материальных фондов
и топливных ресурсов, которую демонстрируют самые экономически развитые
страны Запада, становится едва ли не главным стимулом радикальных (революционных,
если не бояться этого слова) изменений структуры предприятий. В США,
например, стоимость основных фондов всех добывающих и промышленных предприятий
в 1982 г. составляла 62,3% от их рыночной стоимости, а в 1992 г. – уже
только 37,9%. В акционерной стоимости компании Microsoft, всемирного
поставщика операционных систем и программ для компьютеров IBM, основные
фонды составили чуть больше 1% -- $930 млн. из $85,5 млрд. Уже появились
организации, которые вообще не имеют никаких материальных средств производства.
Например, Visa International как обычное предприятие со зданиями, оборудованием
и т.д., не существует, хотя общая сумма ее сделок, заключаемых ежегодно,
составляет около $300 млрд. Сюда же нелишне присовокупить и самую дорогую
торговую марку – TM «Coca-Cola», -- которую оценивают в $39 млрд.
С точки зрения американских бизнесменов, Беларусь – всего лишь небольшая
агропромышленная фирма с бюджетом сравнимым с $1 млрд. Посмотрим, что
для этой «фирмы» представляют собой советы Гордона Петраша, одного
из первых директоров по интеллектуальным ресурсам, занявшего этот пост
в корпорации Dow Chemical в 1993 г. Итак, по Петрашу, управление интеллектуальным
капиталом Беларуси будет действенным, если пройти следующие 6 этапов:
1. Разработка стратегии: определить, какие знания нужны на каждом предприятии,
чтобы выйти на крутой подъем производства. (С этим у нас, пожалуй, справились
бы – разобравшись в механизмах рыночной экономики).
2. Сбор «разведданных»: как можно больше разузнать о стратегии
и патентах реальных и потенциальных конкурентов. (Если иметь в виду
внутренний рынок, то здесь просто – он еще почти пуст и конкурировать
практически не с кем. Но конкуренты бывают и зарубежные, и тогда уже
недостаточное информационное обеспечение может свести на нет даже хорошую
стратегию. В каком-то смысле об этом свидетельствует и незаключенный
контракт с нашим конкурентом-партнером «ДЭУ»).
3. Сортировка: что из собственных патентов есть в наличии, что
активно используется, что могло бы быть задействовано. (Белорусских
патентов уже не так мало – свыше 1,5 тыс.; но изобретений, запатентованных
за рубежом, отечественные заявители имеют чуть больше ста (на 1.01.99).
Это означает, что выход наших интеллектуальных товаров на внешний рынок
пока не может привести к значительным финансовым достижениям).
4. Определение ценности: что из своих объектов интеллектуальной
собственности стоит продать, а что выгоднее пустить в дело. (Расчеты
потребуют детальной информации о внешнем рынке, так что этот этап преодолеть
будет непросто).
5. Инвестиции: выясняется, какие «пробелы» и «дыры» нужно «заполнить»
финансами, чтобы получить преимущество над конкурентами. (В теперешних
условиях Беларусь, когда главным «конкурентом» является государство
и его фискальные органы, прохождение этого этапа будет заключаться в
финансовой «скорой помощи», в «латании дыр», чтобы только остаться на
плаву; но в отдаленной перспективе, когда частнопредпринимательская
инициатива перестанет быть наказуема, пятый этап станет самым решающим
для результата всей народнохозяйственной деятельности фирмы «Республика
Беларусь».
6. Формирование нового портфеля знаний: с учетом опыта прохождения
этапов 1—5 формируется новая, очищенная и пополненная база знаний, позволяющая
начать весь процесс с начала, на новом уровне информационно-концептульном
уровне. (Это для нас – дело уж очень отдаленного будущего).
Остается добавить, что по результатам опроса директоров 80 крупнейших
корпораций США, таких как Chemical Bank, Kodak, Hewlett Packard, подавляющее
их большинство (80%) высказало мнение, что в их собственных организациях
информационно-интеллектуальный менеджмент должен превратиться
в важнейшую часть деловой стратегии (хотя пока лишь 15% могут похвалиться
успехами в этом деле). Похоже, новая тенденция в мировой экономике затронет
и Беларусь. А если так, то неплохо было бы вспомнить и древнюю мудрость:
«Желающего судьба ведет, нежелающего – тащит».